2 класс Урок по литературному чтению. Тема « Произведения фольклора. Русские народные загадки»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Плавшич Алла Михайловна

Знакомство  детей с произведением фольклора – загадкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Урок по литературному чтению. Тема « Произведения фольклора. Русские народные загадки»

                                                                        2 класс. Учитель Моисеенкова Н.А.

Цель урока:

познакомить детей с произведением фольклора – загадкой

Задачи:

формировать у учащихся универсальные учебные   действия:  

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;

- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества  «загадка»;

- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Постановка темы урока. (Знакомство с новым произведением фольклора - загадкой).  

Личностные УУД:

- осознанность учения

Проверка

домашнего задания

- Что такое фольклор? (устное народное творчество)

- Какие произведения фольклора ты знаешь? (сказки, загадки, потешки, пословицы, песни, заклички, небылицы….)

-Кто их сочинил? (народ)

-С каким произведением фольклора мы знакомились на прошлом уроке? (песня)

- Какие виды народных песен вы знаете? (колыбельные, хороводные,

свадебные…)

 - Когда люди поют песни?

Приведите пример русской народной песни

-  Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложении

В произведениях устного народного творчества отражена-------------(народная мудрость)

  1. Выставка работ учащихся (народные песни и рисунки к ним)
  2. «Озвучивание» песен

- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему?

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности к людям

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Следующий лепесток нашего цветка «загадки»

- Как вы думаете, что такое загадка?  (Ответы детей)

- Какова задача  жанра  «загадка»?  (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)

- А зачем надо уметь отгадывать загадки?  (Для игры. Это интересно.)

- Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.)

- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет?  (Умным, сообразительным.)

Тема урока: «Русские народные загадки».

Целеполагание

- Ребята, как вы думаете, какова ваша цель на уроке?  (Ответы детей)

Планирование   деятельности

1.Разработать схему построения загадки

2.Сочинить загадку

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

- учебная мотивация

РегулятивныеУУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)

Изучение нового материала

Рассказ учителя о загадках

Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть  литературные, их сочинили писатели и поэты.

Само название жанра «загадка» происходит от слова  «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его  признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.

Чтение народной сказки «Дочь – семилетка»

- Какие загадки загадал царь?

- Кто отгадал загадки?

Игра – соревнование

«Кто больше отгадает загадок»

Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец»

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

-  анализ объектов;

-  установление причинно-следственных связей

Личностные УУД:

- самооценка

Физминутка

Закрепление полученных знаний

Постановка проблемы

Как строится загадка?

- Работа с текстом учебника с. 17, работа в тетради.

 Сформулируйте принципы построения загадки

- Прочитайте загадку

Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится (Заяц)                                                                                                                                                             - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: характерные признаки зайца.)                                                                                                   Исследовательская работа (презентация)                                                                                                                        - Найдите ещё загадки описательного характера                                                                           Вывод : Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета : внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. -Прочитайте загадку                                                                                                        Белый как снег,                                                                                                            Надутый как мех,                                                                                                                            Лопатами ходит,                                                                                                                                                           А рогами ест. (Гусь)                                                                                                          Какой литературный приём используется в загадке? (Сравнение.)  Что с чем сравнивается?  Почему? В данной загадке действительно гуся сравнивают со снегом, мехом

Вывод: Загадка строится по принципу сравнения.

- Посмотрите, как составлена загадка про книгу:                                                                                   Не дерево, а с листочками.                                                                                                         Не рубашка, а сшита.                                                                                                               Не человек, а рассказывает.                                                                                                       - Какова особенность построения данной загадки? (В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».)  Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на …

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Вывод : Загадка строится по принципу отрицательного сравнения.

- Прочитайте загадки

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Догадайся по картинке,
Кто уселся на кувшинке?
Две зелёные подружки –
Лупоглазые ... (Лягушки)

- Что общего у загадок ? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.)

Вывод : Загадка строится в форме вопроса.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное

Подведение итогов исследования

- Ребята, давайте повторим принципы построения загадки.

Принципы построения загадки.

  1. По принципу описания предмета.
  2. Как утвердительное или отрицательное сравнение
  3. В форме вопроса

- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (Чтобы самим уметь их составлять.)

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

Творческое задание (работа в группах)

1.Определить принцип построения загадок

Подготовка к творческому заданию

- Как правильно придумать загадку?

Составление алгоритма построения загадки

Алгоритм  построения загадки.

  1.  Загадать предмет
  2. Выделить признаки
  3. Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета

Послушайте литературную загадку

Нахмурилось небо 
(Наверно, не в духе!). 
Летают, летают 
Белые мухи!.. 
И носятся слухи, 
Что белые мухи 
Не только летают, 
Но даже - не тают!  Б. Заходер

- Почему эта загадка литературная? (У загадки есть писатель)

- С чем сравнил Б. Заходер  первый снег? Но какое отличие у мух и снега?

2.Составление загадок

Упражнение в придумывании загадок.

Вывешивается изображение снега

- Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.

- Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)

С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)

     Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).

Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- смысловое чтение;

структурирование знаний;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Регулятивные УУД:

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные УУД:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Итог урока

- С каким видом устного народного творчества мы сегодня познакомились? (Загадки)

- Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.)

- К какому выводу пришли? (Загадка и учит думать, рассуждать)

Оцените свою работу на уроке и выберите тот смайлик, который вы, по вашему мнению, заработали.

Познавательные УУД:

- подведение итогов

Регулятивные УУД

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

- самооценка;

- осознанность учения

Домашнее задание

Придумать загадку самостоятельно и оформить ее. Определить принцип построения загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"

На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...

Урок литературного чтения во 2 классе.Русская народная сказка "Два Мороза"

Задачи урока: •ознакомить с русской народной  сказкой “Два мороза”;       •отрабатывать навыки выразительного чтения;       •закреплять...

Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"

Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в...

конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка

Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....

Урок литературного чтения. Тема: Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья» (2 класс).

Воспитательные возможности урока литературного чтения. Формирование нравственных понятий. Прослеживаются межпредметные связи. Экологическая направленность....

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка».

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки....