Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Организационный момент | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Постановка темы урока. (Знакомство с новым произведением фольклора - загадкой).
| Личностные УУД: - осознанность учения |
Проверка домашнего задания | - Что такое фольклор? (устное народное творчество) - Какие произведения фольклора ты знаешь? (сказки, загадки, потешки, пословицы, песни, заклички, небылицы….) -Кто их сочинил? (народ) -С каким произведением фольклора мы знакомились на прошлом уроке? (песня) - Какие виды народных песен вы знаете? (колыбельные, хороводные, свадебные…) - Когда люди поют песни? Приведите пример русской народной песни - Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложении В произведениях устного народного творчества отражена-------------(народная мудрость) - Выставка работ учащихся (народные песни и рисунки к ним)
- «Озвучивание» песен
- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему? | Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные УУД: - развитие доброжелательности к людям Коммуникативные УУД: -речевая деятельность |
Актуализация знаний Постановка учебной задачи | Следующий лепесток нашего цветка «загадки» - Как вы думаете, что такое загадка? (Ответы детей) - Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.) - А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.) - Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.) - Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.) - Тема урока: «Русские народные загадки». Целеполагание - Ребята, как вы думаете, какова ваша цель на уроке? (Ответы детей) Планирование деятельности 1.Разработать схему построения загадки 2.Сочинить загадку | Познавательные УУД: - осознанное построение речевого высказывания Личностные УУД: - учебная мотивация РегулятивныеУУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора) |
Изучение нового материала | Рассказ учителя о загадках Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку. Чтение народной сказки «Дочь – семилетка» - Какие загадки загадал царь? - Кто отгадал загадки? Игра – соревнование «Кто больше отгадает загадок» Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец» | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других Познавательные УУД: - смысловое чтение; - анализ объектов; - установление причинно-следственных связей Личностные УУД: - самооценка |
Физминутка |
|
|
Закрепление полученных знаний | Постановка проблемы - Как строится загадка? - Работа с текстом учебника с. 17, работа в тетради. Сформулируйте принципы построения загадки - Прочитайте загадку Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится (Заяц) - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: характерные признаки зайца.) Исследовательская работа (презентация) - Найдите ещё загадки описательного характера Вывод : Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета : внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. -Прочитайте загадку Белый как снег, Надутый как мех, Лопатами ходит, А рогами ест. (Гусь) Какой литературный приём используется в загадке? (Сравнение.) Что с чем сравнивается? Почему? В данной загадке действительно гуся сравнивают со снегом, мехом Вывод: Загадка строится по принципу сравнения. - Посмотрите, как составлена загадка про книгу: Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. - Какова особенность построения данной загадки? (В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».) Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на … Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер) Вывод : Загадка строится по принципу отрицательного сравнения. - Прочитайте загадки Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Догадайся по картинке, Кто уселся на кувшинке? Две зелёные подружки – Лупоглазые ... (Лягушки) - Что общего у загадок ? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.) Вывод : Загадка строится в форме вопроса. | Познавательные УУД: - смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное |
Подведение итогов исследования | - Ребята, давайте повторим принципы построения загадки. Принципы построения загадки. - По принципу описания предмета.
- Как утвердительное или отрицательное сравнение
- В форме вопроса
|
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (Чтобы самим уметь их составлять.) | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений;
|
Творческое задание (работа в группах) | 1.Определить принцип построения загадок Подготовка к творческому заданию - Как правильно придумать загадку? Составление алгоритма построения загадки Алгоритм построения загадки. - Загадать предмет
- Выделить признаки
- Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета
|
Послушайте литературную загадку Нахмурилось небо (Наверно, не в духе!). Летают, летают Белые мухи!.. И носятся слухи, Что белые мухи Не только летают, Но даже - не тают! Б. Заходер - Почему эта загадка литературная? (У загадки есть писатель) - С чем сравнил Б. Заходер первый снег? Но какое отличие у мух и снега? 2.Составление загадок Упражнение в придумывании загадок. Вывешивается изображение снега - Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. - Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)
С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.) Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору). Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей. | Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков; - смысловое чтение; - структурирование знаний; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Регулятивные УУД: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
Итог урока | - С каким видом устного народного творчества мы сегодня познакомились? (Загадки) - Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.) - К какому выводу пришли? (Загадка и учит думать, рассуждать) Оцените свою работу на уроке и выберите тот смайлик, который вы, по вашему мнению, заработали. | Познавательные УУД: - подведение итогов
Регулятивные УУД - контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения
|
Домашнее задание | Придумать загадку самостоятельно и оформить ее. Определить принцип построения загадки. |
|