Рабочая программа по краеведению Ленинградской области
рабочая программа (2 класс) по теме

Малышева Ольга Всеволодовна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, лауреат регионального конкурса "Ярмарка инноваций в образовани2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kraevedeniyu.doc483 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мельниковская  средняя общеобразовательная школа»

п. Мельниково Приозерского района Ленинградской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Мельниковская СОШ»

____________ /Е.Е.Васильева

«30 »  августа         2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________ /А.Н.Киселёва

«30 »  августа         2012 г.

РАССМОТРЕНО на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № _1_______

от «29» августа         2012 г.

Руководитель МО

_____________ / Л.В.Митькова

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 курса «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»

 (УМК «Школа России»)

2 класс

уровень  - дополнительное образование

Учитель  Малышева Ольга Всеволодовна

Квалификационная категория:  высшая

2012 – 2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

стр.

Паспорт программы ..………………………………………………

3 - 4

Учебно-тематический план курса ………………………………

7 - 9

Содержание курса……………………………………………………………

Календарно-тематическое планирование ----------------------------------------

10 – 15

16 - 19

Требования к уровню подготовки учащихся …...…………………………

20 -24

 Литература  и цифровые образовательные ресурсы по курсу

 25

Приложения……………………………………………………………………………

Контрольно-измерительные материалы по курсу …………………………                  

26-29

  Паспорт рабочей программы «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»

Тип программы: программа внеурочной деятельности начального общего образования.

Статус программы: рабочая программа.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на    информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-для педагогических работников МБОУ «Мельниковская СОШ» программа определяет приоритеты в содержании внеурочной деятельности начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации ФГОС второго поколения;

-для администрации  программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

Категория обучающихся: учащиеся 2-4 классов.

Сроки освоения программы: 3 года.

Объем учебного времени: 102 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:1 час в неделю

Методы, формы и приёмы работы:

Традиционные методы:

  • Словесные: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия;
  • Наглядные:  просмотр презентаций, кинофильмов, наблюдения, работа с наглядными пособиями;
  • Практические: встречи с участниками исторических событий, ветеранами войны и труда, жителями блокадного Ленинграда, сбор материала для краеведческого музея, ;  конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинений;

Активные методы:

  • проектная деятельность; исследовательская деятельность, парная и групповая работа, работа  с разными источниками информации;
  • занятия  в природе, экскурсии, занятия в музеях,  парках, на улицах посёлка Мельниково, городов:  Приозерска, Санкт-Петербурга и  области;  уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков»,  утренники, игры, викторины и другие.

Формы обучения:

  • фронтальная,
  • парная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.  Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы  «Ты мира не узнаешь, не зная края своего» лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает  сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.

     

                                         

 Пояснительная записка.

 Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:

- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  второго поколения Москва, Просвещение 2009г.;

- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);

-Образовательной программы МБОУ «Мельниковская СОШ»  2012г

- Учебного плана МБОУ «Мельниковская СОШ» на 2012-2013учебный год.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Ленинградской области; создание  условий для духовно-ценностной ориентации ребенка в окружающем мире через изучение и сохранение истории, природы и культуры родного края.

Задачи курса:

1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Ленинградской  области; об историческом прошлом и настоящем  края; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах посёлка, района, Ленинградской области и Сантк-Петербурга; о ленинградцах,  прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном посёлке, районе, области; знать  музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.

2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы  Ленинградской земли во II ступени образования.

3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться ленинградцем; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа – 102 ч;

Количество часов в неделю        
2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа        102 часа

4 класс – 34 часа

                                                                         

Тематическое планирование по краеведению                      

2 класс «Мир природы»

№п/п

Наименование темы

Всего, час.

Из них

практ.

работы

экскурсии

1

Растения нашего края

10

7

1

2

Грибы нашего края

5

3

-

3

Животные Ленинградской области

4

3

1

4

Охрана природы родного края

4

3

1

5

Полезные ископаемые

4

3

1

6

Водоёмы

5

3

1

7

Проверка знаний

2

1

34

13

5

3 класс «Мир истории»

        

№п/п

Наименование темы

Всего, час.

Из них

практ.

работы

экскурсии

1

Санкт-Петербург – культурная столица России

2

1

Вне сетки

2

Дворцы и парки Ленинградской области

9

5

-

3

Крепости

3

3

Вне  сетки

4

Храмы и монастыри

2

1

1

5

Помещичья усадьба

1

1

-

6

Пушкинские места нашего края

1

-

Вне сетки

7

Поэты и писатели Приозерья, проба пера

1

1

-

8

Жизнь крестьян . Народные промыслы

13

9

Вне сетки

9

Проверка знаний

2

1

34

22

1

4 класс «Мир культуры»

№п/п

Наименование темы

Всего, час.

Из них

практ.

работы

экскурсии

1

Символы области

1

-

-

2

Жизнь крестьян в 19 веке

1

1

-

3

Города области

4

-

Вне сетки

4

Далекое прошлое. Александр Невский

5

4

Вне сетки

5

Военное прошлое

5

3

1

6

Приозерье

5

2

1

7

Родной посёлок

11

4

1

8

Проверка знаний

2

1

-

34

15

3


                                                                                       Содержание курса.

    Программа второго класса  представляет собой курс «Мир природы Ленинградской области». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей нашего края  является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Ленинградской области. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в препедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени — по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т. д.

     Программа третьего  класса  « Мир истории» позволяет подготовить учащихся к изучению курса истории в основной школе, воспитанию «исторического чувства» -  сопричастности к далёкому прошлому нашей великой родины. Учащиеся знакомятся с символами области, района, родного посёлка; городами области,  окунаются в далёкое прошлое в проектной работе «Кто такие рыцари?» и др., изучают следы ВОВ в посёлке, районе, области; более подробно изучается история  родного посёлка, предусмотрена проектная поисковая  и исследовательская работа.

Программа  четвертого класса представляет собой курс «Мир культуры родного края». Учащиеся получают возможность познакомиться с богатым  культурным наследием Ленинградской области: с дворцами и парками, крепостями, храмами и монастырями, разнообразием помещичьих усадеб области, с памятными местами, связанными с именем А.С.Пушкина, с поэтами и писателями малой родины, с устройством крестьянской избы и народными промыслами, с русскими народными играми. Курс является пропедевтическим для изучения курса    «Народное творчество» в 6 классе, «История и культура Ленинградской земли» в 8 и 9 класах, а также МХК в 10-11классах; способствует воспитанию  художественного вкуса, внимательного отношения к вещам как к источникам скрытой  поэзии.

 

                                   

Название блока

Темы

Содержание блока

Ориентировка в понятиях и терминах

ЭОР

Характеристика деятельности учащихся

Экскурсии

   Блок 1.

Мир природы

Природные особенности.

Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие,  родник, водохранилища, Вуокса, Свирь, Сясь, Нева; Ладожское озеро; Финский залив; верховые, низинные болота; красная книга, экология, заповедные места, полезные ископаемые, добыча, переработка, использование.

Различать особенности природы края, моделировать территорию нашей области; узнавать территорию края на карте; работать со взрослыми: осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов: «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Мы ходили за грибами», «Красная книга нашего посёлка».  «Для чего добывают песок»; работать с разными программами Mikrosoft Offis; собирать  полезные ископаемые; составлять  памятки с правилами поведения у водоёма; составлять  рассказы о лесе, луге, болоте , об одном из их растений; изображать  луг по памяти; собирать образцы растений; составлять памятку  о правилах  сбора грибов; изготавливать  кормушки для птиц; изготовление книжки-малышки

 «Что растёт на нашей грядке?»

Растительность.

Виды растительности: лесная, луговая

«Растения Ленинградской области»

«Овощные растения»

Экскурсия в парк.

Грибы.

Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от  ядовитых.

«Грибы Ленинградской области»

Животные.

Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие.

«Животные Ленинградской области»

Охрана природы.

Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, редкие, законы охраны природы; заповедные места

«Охраняемые растения Ленинградской области» «Охраняемые территории:

Мшинское болото»

Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых.

«Полезные ископаемые Ленинградской области»

Экскурсия

Водоёмы.

Виды водоёмов: реки, озёра, залив.

«Водоёмы Ленинградской области», «Электростанции».

Экскурсия на водоём.

Контроль знаний.

Викторины о растениях, о природе края.

Игра  «В гостях у Бабы Яги»

Блок 2. Мир истории.

1. Герб и флаг области.

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Санкт-Петербурга, Приозерска и поселка Мельниково.

Геральдика, символы, авторы, славяне, земледелие, скотоводство,  рыболовство, археология,

предки, летопись, раскопка, варяги, шведы, финны, купцы,  пенька, герб, флаг, СССР, достижения.

Крепость, Пётр Первый, Емельян Пугачёв. указ,  обелиск, мемориал, земляки.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы  из различных источников информации. 

По иллюстрациям, материалам презентации  и собственным наблюдениям составлять рассказ об объекте исследования.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов,  

работать со взрослыми: осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов: : «Как одевались люди в прошлом на территории нашей области?»

«Чем питались люди в 19 веке?»,  «Кто такие рыцари?», : «Тайны, которые хранит наша земля». «Люди, которыми славится наш посёлок»; работать с разными программами Mikrosoft Offis;

контролировать и корректировать свою работу.

2.Наши предки.

Территория наших предков, их занятия.

«Жизнь крестьян в 19 веке»

3. Города Ленинградской области .

Устройство древнего города; древние города области.

«Гатчина»

 «Старая Ладога», «Выборг»

«Санкт-Петербург»

4. Далекое прошлое

Александр Невский

«Саблинские пещеры»

5. Военное прошлое.(2ч.)

Героическая  русско-шведская история Корелы  1595-1611 годов;Северная война  1710г.,

Суровые годы войны с фашизмом

«Зелёный пояс славы»

Посещение историко-краеведческого музея школы.

6. Награды Ленинградской земли

Исследовательская работа по изучению наград области

7.  Места боевой славы.

Памятные места войны 1941-1945 годов

Экскурсия к памятникам посёлка Мельниково.

8. Крепость Корела.

Строительство крепости, история названий Кякисалми – Корела – Кексгольм - Приозерск

«Наше приозерье»

В города Приозерск, Выборг.

 9. Наше Приозерье

Символы города и района, Озеро Ястребиное,

Тайны священных камней

«Тайны священных камней»

          10. Моя малая родина

Символы поселка.

История Ряйсяля – Мельниково

История коневодства в Ряйсяля

По следам раскопок

Известные люди  

«Ряйсяля»

«История коневодства в Ряйсяля»

«Фибула»

Посещение детской библиотеки.

11. Контроль знаний

Проектная деятельность, интеллектуальная игра

Блок 3.

Мир культуры

1. Санкт-Петербург – культурная столица России

Культурная столица, памятники, музеи, театры, площади, символы города

 Культура, крепость ,дворец, парк,  храм, монастырь,

Святой, мощи, предки, икона, красный угол, жернова, ткачество, земледелие, керамика,

кружевоплетение, коклюшки, прялки, считалки, условия и правила  игры.

. «Санкт-Петербург»

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы  из различных источников информации. 

По иллюстрациям, материалам презентации  и собственным наблюдениям составлять рассказ об объекте исследования.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов,  

работать со взрослыми: осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов: «Во что играли царские дети?» «Легко ли быть царевной?»  работать с разными программами Mikrosoft Offis; использовать в поисковой работе Средства Интернет: Википедия и др.,

создавать образцы изделий по мотивам народных промыслов ;

контролировать и корректировать свою работу.

Экскурсия

2. Дворцы и парки Ленинградской области

Дворцово-парковые ансамбли  Ленинградской области

«Дворцы и парки Ленинградской области»

3. Крепости

Крепость Орешек, Ивангородская крепость, Крепость Корела

«Корела»

Корела

4. Храмы и монастыри

Монастырь, Церковь, Свято-Троицкий монастырь,  Богородично-Успенский,  церкви области  

«Храмы и монастыри»

5. Помещичья усадьба

Примеры некоторых помещичьих усадеб  известных людей области

« Помещичья усадьба»

6. По пушкинским местам

Домик няни, домик Станционного смотрителя; музей-усадьба Суйда.

«По пушкинским местам»

7. Жизнь крестьян  в 19 веке

Крестьянская изба, убранство, занятия крестьян , быт.

«Жизнь крестьян  в 19 веке»

8. Народные промыслы

Оятская керамика, киришское кружево,

волховская роспись: история, приёмы и материалы.

Народные промыслы:

«Оятская кермика»

«Волховская роспись»

«Киришское кружево»

9. Народные игры

«Горелки», «Бой петухов», и др.

Контроль знаний

«Что? Где? Когда?»

   Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, интеллектуальных игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.  

 

                                                                                        Календарно-тематическое  планирование.

№ п/п

Кол-во часов

                                                            Тема раздела, урока.

Дата

                                                                                                         2 класс

                                                                                  Блок 1. Мир природы (34 часа)

1.

Вводное занятие .

1.

Растительность( знакомство –ЭОР)

1.

Экскурсия

1.

Проект «Растения нашего края»

1

Презентация проектов

1.

Овощные растения нашего края (знакомство – ЭОР).

2

Проектная работа: изготовление книжки-малышки «Что растёт на нашей грядке» (совместно с родителями)

1

Защита проектов

1.

Викторина

1.

Грибы. ( знакомство –ЭОР)

2

Проект «Мы ходили за грибами» (съедобные и ядовитые грибы, памятка «Как правильно  собирать грибы»

1

Презентация работ

1

Игра «В гостях у Бабы Яги»

1.

Животные. ( знакомство –ЭОР)

1

Экскурсия

2

Проект «Животные  нашего края»  - изготовление и презентация  буклета

1.

Охрана природы. ( знакомство –ЭОР)

1

Экскурсия

2

Проект «Охраняемые животные и растения нашего края» - создание книги охраняемых животных волости

1.

Полезные ископаемые. (знакомство – ЭОР)

1

Экскурсия на песчаный карьер

2

Исследование  «Для чего добывают песок», презентация

1.

Водоёмы (знакомство – ЭОР)

1

Экскурсия

2

Проект «Река Вуокса»

1.

«Мшинское болото» - охраняемая территория

1.

Викторина «Я знаю природу своего края».

1.

Итоговое занятие

Итого

34

                                                                       

             3 класс

                                                                                Блок 2. Мир истории (34 часа)

1.

Герб и флаг области.

1

Жизнь крестьян в 19 веке

1.

Города области . Санкт-Петербург

1.

Выборг

1.

Гатчина

1.

Старая Ладога

1.

Далёкое прошлое. Александр Невский

1.

Саблинские пещеры

3.

Проекты: «Как одевались люди в прошлом на территории нашей области?»

«Чем питались люди в 19 веке?»,  «Кто такие рыцари?» и т.д.

1.

Военное прошлое. Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой

1.

Зелёный пояс славы

1.

Награды  Ленобласти  - самостоятельная исследовательская работа с информацией  

1.

Места боевой славы – экскурсия

1.

Викторина «По местам боевой славы»

1.

Герб,  флаг  и гимн района

1.

Крепость Корела   (Знакомство – ЭОР или  экскурсия)

1.

Наше Приозерье  

1.

Озеро Ястребиное

1.

Тайны священных камней Карельского перешейка

1.

Игра «Я знаю свой край»

1.

Герб,  флаг  и гимн посёлка

1.

Моя малая родина. Ряйсяля

2.

История коневодства (Знакомство - ЭОР, экскурсия)

1.

По следам раскопок: фибула

1.

Наши земляки.

4.

Проекты: «Тайны, которые хранит наша земля». «Люди, которыми славится наш посёлок»

1.

Клуб знатоков родного края. (игра)

1

Экскурсия

Итого

34

4 класс

                                                                                Блок 3. Мир культуры (34 часа).

1.

Санкт-Петербург – культурная столица России

1.

Игра «Знаю ли я главный город области?»

1

Дворцы и парки Ленинградской области

1

Екатерининский дворец г. Пушкин

1

Екатерининский парк

1

Александровский дворец

3

Проект «Во что играли царские дети?» «Легко ли быть царевной?»

2

Исследовательская работа «Гатчинский дворец»  - работа в Интернете

2

Проект «Экскурсия по крепости  «Орешек»»

1

Ивангородская крепость

1

Храмы и монастыри Ленинградской области - ЭОР

1

Храм Святого Апостола Андрея Первозванного п. Васильево

1

Помещичья усадьба

1

Пушкинские места нашего края  - ЭОР

1

Поэты и писатели Приозерья

1

Крестьянская изба - ЭОР

3

Проект «Масленица»

1.

Народные промыслы. Киришское кружево

1.

Узор для салфетки в стиле киришского кружева

1

Оятская керамика - ЭОР

1

Изготовление изделия из глины по образцам оятской керамики

1

Роспись изделия в соответствии с образцом

1

Волховская роспись - ЭОР

1

Роспись изделия в стиле Волхова

2

 Русские народные игры

1.

Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» - по изученному материалу

1.

Итоговое занятие

Итого

34

                                     

     Требования к уровню подготовки учащихся  в соответствии с ФГОС.

         В результате обучения по программе «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»  у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию реализации программы  у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Ленинградской земли, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Ленинградской  области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • научиться  анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Ленинградской  области, района, посёлка;
  • описывать достопримечательности области  и родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Ленинградской  области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек области, архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу реализации программы:

                                          Знать:

                                   Уметь:

                                                                        По природно-графическому краеведению.

  • географическое положение, границы и территорию Ленинградской  области;
  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
  • название некоторых растений, грибов, животных Ленинградской области ;
  • меры по охране природы в  Ленинградской области;
  •  правила поведения в природе;
  • определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;
  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  • различать распространенные в Ленинградской области  растения и животных;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат, презентацию природоведческого содержания на основе материалов ЭОР, а также дополнительных источников: атласа-определителя, книг по краеведению, Интернета.
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

                                                                    По культурно-историческому краеведению

  • названия древних городов Ленинградской области;
  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах области  исторические объекты;
  • подготовить презентацию проекта, рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе археологических источников и другого справочного материала;
  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
  • оперировать  моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Ленинградской земли  и их значение для  развития государства Российского;
  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.

  • современную символику области, района, посёлка (герб, флаг, гимн);

  • героические страницы Ленинградской  земли: история города – крепости Выборга, Приозерска; Великая Отечественная война 1941-1945 гг;

  • памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым области ;

  • награды Санкт-Петербурга и  области;

  • имена некоторых земляков, прославивших родной край;

  • этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;

  • Народные промыслы Ленинградской области

  • элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры.

Компоненты, обеспечивающие  реализацию рабочей программы.

Для учащихся:

  • «Бабочка над заливом»
  • Плешаков А.А.От земли до неба.  Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
  • Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007.
  • ЭОР «Краеведение. Ленинградская область» О.В.Малышева – авторская работа из 26 презентаций

Для учителя:

  • ЭОР «Краеведение. Ленинградская область» О.В.Малышева ( 26 презентаций)
  •  «Приозерская земля: история и культура». Книга по краеведенью. А.П.Дмитриев, А.И.Лихой. Санкт-Петербург – Приозерск 2004год.
  • «Памятные места Ленинградской области» Л.И.Гришина, Л.А.Файнштейн.
  • «История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней» под редакцией С.А.Лисицына, С-Петербург, «Специальная литература», 2005г.
  • «Ленинградская область  сегодня и завтра» ИПК «Вести», 2003 г., С-Петербург, правительство Ленинградской области
  • Репродукции картин русских художников.
  • Ленинградская область. Альбом. Ленинград, Лениздат, 1975г.
  • «Ленинградская область. Знаете ли вы?» С-Петербург «Паритет», 2007 г., составитель В.А.Ушаков
  • «Тайны старой Ладоги» - Ю.Сяков, Факты, гипотезы, размышления. «Кириши» 2000г.
  • «Сказание о волховской земле». Учебное пособие по краеведению. Г.Салионенко, Ю. Сяков. Волхов, 2003г.
  • «Проектная деятельность учащихся» Начальная школа. М.К Господникова, Н.Б. Полянина и др., «Учитель», Волгоград,  2007
  • Ресурсы Интернет: Википедия – свободная энциклопедия , Яндекс – карты, картинки и др.
  • Загадки и пословицы о природе и погоде. Справочник школьника О.Д.УшаковаСанкт-Петербург, издательский дом Литера, 2007г.
  • Выборг Путеводитель с планом города и парка Монрепо www/vyborg-gid.ru
  • Выборг. Набор открыток: вида города  и путеводитель. Белов А., Солнцев В. – Цент сохранения культурного наследия.
  • Императорский лицей. Царское село. Редактор-корректор И. Можайко. Издательство «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2006г.
  • Царское село. Янтарная комната. Восьмое чудо света. Издательство «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2004г.
  • Царское село. Дворцы и парки.  Г.Ходасевич – текст. Издательство П-2 Санкт – Петербург, 2010
  • Кякисалми – Корела – Кексгольм - Приозерск А.П.Дмитриев, ООО ИП «Комплекс», 2002г.«Стоит городок над Ладогой» сборник поэтов и прозаиков литературного объединения  «Приозерье». Санкт-Петербург 2007
  • «Ряйсяля и Мельниклвское сельское поселение»Ю.П.Свинарёв, Ленинградская область, Мельниково, 2008г.
  • А. Ф. Векслер(Санкт-Петербург)Краеведение в  школьной программе: воспитательный потенциал и идейная направленность курса.
  • «Красная книга Ленинградской области. Растения и животные»
  • «Заповедная природа Карельского перешейка»/отв.редактор Г.А.Носков. С.-Пб.: АНО НПО «Профессионал», 2004г.

                                                             

     Компьютерная поддержка программы  /ЭОР из 26 презентаций/ :                                 Приложение 1                                                                 

  1. Растения Ленинградской области
  2. Овощные растения Ленинградской области
  3. Охраняемые растения Ленинградской области
  4. Животные Ленинградской области
  5. Грибы Ленинградской области
  6. Реки и озёра Ленинградской области
  7. Выборг
  8.  Гатчина  
  9. Старая Ладога
  10. Храмы и монастыри Ленинградской области
  11. Дворцы и парки Ленинградской области
  12. Александровский дворец
  13. Екатериниский дворец
  14. Крестьянская изба
  15. Жизнь крестьян в 19 веке
  16. Народные промыслы Ленинградской области. Оятская керамика
  17. Волховская роспись
  18. Киришское кружево
  19. Охраняемые территории: Саблинские пещеры
  20. Мшинское болото
  21. Полезные ископаемые
  22. Электростанции
  23. По пушкинским местам
  24. Тайны священных камней
  25. История коневодства в Ряйсяля
  26. Зелёный пояс славы

                                                                                                                                                                                       Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы по курсу.

                 

ТАБЛИЦА № 1

Вопросы для  анкетирования родителей 2 класса 2012-2013

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

ДА

НЕТ

ЗАТРУДНЯЮСЬ СКАЗАТЬ

1.

Хорошо ли Вы знаете историю Ленинградской земли ?

2.

Как Вы считаете, нужно ли знать историю ленинградской земли?

3.

Хотели бы Вы больше знать о своем крае?

4.

Хотели бы, чтобы Ваши дети хорошо знали историю родного края?

5

Хотели бы, чтобы Ваш ребенок посещал кружок краеведения в школе?

     Данные анкетирования родителей второклассников позволят выбрать приоритетное направление внеурочной работы в классе.

ТАБЛИЦА № 2

Вопросы для анкетирования  детей 2/4  класса

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

ДА

НЕТ

ЗАТРУДНЯЮСЬ

СКАЗАТЬ

1.

Знаешь ли ты историю своей семьи?

2.

Знаешь ли ты историю своего города?

3.

Знаешь ли ты историю своего края?

4.

Хотел бы ты больше узнать об истории своей семьи, города, края?

5.

Желаешь ли ты посещать кружок краеведения, чтобы узнать об этом как можно больше?

Использование данной анкеты  во втором классе позволит проверить уровень знаний  учащихся по краеведению на начало работы по программе, а повторное анкетирование в 4 классе даст возможность подвести результат работы.

                                                                                                                                                                                     Приложение 3

    Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и даче на них правильных ответов. Она организуется с участием нескольких человек. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество точных ответов.

 Вопросы викторины по краеведению         

  1. Что означает название «Выборг» в переводе со шведского?

  1. Что является символом Выборга?

  1. На какой башне в г. Выборге  расположена смотровая площадка?

  1. Сначала в нём располагалась школа Францисканского монастыря, затем – дворянское собрание Выборга. Как называется это здание?

  1. «Мой отдых» - как называется это место в Выборге?

  1. Первый лютеранский  епископ Финляндии, создатель первой финской Азбуки.

  1. Как в 15 веке называли Гатчину?

  1.  Как фамилия архитектора, по проекту которого построен дворец?

  1. Как называлась северо-западная часть парка, используемая для охоты?

  1.  Какие изменения произошли во дворце с приходом Павла I?

  1. Что означает слово «Ораниенбаум» в переводе с немецкого?

  1. По указанию кого  в Ропше были построены деревянный дворец и церковь?

  1. Всего на территории  известно 14 пещер. Сколько их на самом деле, никто не знает. Дело в том, что с каждым годом их становится все больше. Как это происходит? Прошлое пещер овеяно легендами. Откуда взялись эти пещеры и как называется этот населённый пункт?

  1.  Когда возник гончарный промысел на берегах реки Оять?

А) 18 век  Б) 16 век  В) 19 век  Г) 13 век

  1.  На каком сырье работал завод по производству керамики?

А) на местном    Б) на привозном

  1. Какой формы сосуды характерны для оятской керамики?

А)приземистые    Б) высокие

  1.  Как наносят изображение на изделия оятской керамики?

А) шпампом (палочкой)   Б) кистью

  1.  Орнамент рисуется

А)  жидкой глиной     б) масляной краской     в) цветным мелом.

  1.  Традиционные цвета:

             А) красный и голубой   Б) чёрный и белый

  1. 7. Как звучит фамилия лесопромышленника, развившего  в Ояти гончарный промысел?

           А)Фок   Б) Фук     В) Цветков     Г) Фокс

  1. 8. В каком году Началось Возрождение промысла?

                А) 1987     Б) 1996      В) 1969            г) 2004

  1. Что символизируют пятилистники на гербе и флаге Киришского района?

А) редкие растения; Б) захожское кружево.

  1.  Кто научил, по легенде, крестьянок Захожья плести кружева?

А)из поколения в поколение умели;

Б)жены вологодских каменщиков, что строили церковь в  Мотохово.

  1.  Коклюшки – это:

А) клюшки для игры;

        Б) специальные палочки для плетения кружева, на которые наматывалась нитка.

  1. Почему так часто мы находим на территории  Мельниковской волости подковы?

                               

Викторины для школьников. Викторины про животных

 

 

Интересные викторины для детей о животных, которые живут в лесу, которых дети могут увидеть в зоопарке, о домашних животных. Все вопросы викторины сопровождаются ответами

Викторина «Кто я?»

■ «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)

■ «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

■ «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)

■ «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

■ «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

■ ■ «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)

■ «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». Белка.

■ «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)

Викторина «Мы в ответе за тех, кого приручили»

■ Какое выносливое животное в древности использовали на войне, запрягая их в колесницы? (Лошадь.)

■ У какого животного толстое туловище, короткие ноги, маленькие копытца и клыки, которые высовываются наружу? (У свиньи.)

■ Одинаковы ли глаза у кошек днем и ночью? (Ночью зрачки у кошек слишком расширены, а днем они маленькие.)

■ Какое домашнее животное — верный друг человека? Собака.

■ Какое полезное для человека животное дает мясо, молоко, сметану, творог, масло? (Корова.)

■ Какое одно из первых одомашненных животных ближайший родственник лошадей, только меньше их ростом? (Осел.)

■ Какое домашнее животное дает целебное молоко, мясо, шерсть и пух? (Коза.)

■ Из шкуры какого домашнего животного делают дубленки, шапки и варежки? (Из овчины.)

■ Какое животное легко узнать по длинным ушам и кисточке на конце хвоста? (Осла.)

■ Какое животное для жителей Севера и транспорт, и пища, и одежда, и жилище? (Олень.)

■ Какое животное дает нам мясо, сало и кожу, из которой делают обувь, перчатки и сумки? (Свинья.)

■ Из молока этого животного делают вкусный соленый сыр — брынзу. (Из овечьего молока.)

■ Какие домашние животное живут в домиках-клетках с сетчатым полом? (Кролики.)

■ Какое домашнее животное дает людям мед? (Пчела.)

■ Какое животное считают самым любимым в доме? (Кошку.)

Яндекс.Директ

Все объявления

Про детей школьного возраста Огромное количество статей на Letidor! Все для родителей о детях!

letidor.ru

Викторина «Живой уголок»

■ Награда на кошачьей выставке (Розетка.)

■ Длиннохвостый попугай. (Ара.)

■ Синоним слова «обоняние» для собак и кошек. (Нюх.)

■ Шотландская овчарка. (Колли.)

■ Порода собак— ...-шнауцер. (Ризен.)

■ Белый с желтым хохолком попугай. Может говорить. (Какаду.)

■ Тот, который гуляет сам по себе. (Кот.)

■ Китайская — пекинес, японский — ... (Хин.)

■ Домашняя ... — норушка в садке, внутри которого — крошечный домик. (Мышка.)

■ Русская голубая, сибирская, персидская, шотландская, ориентальная, сиамская и другие породы этих красавиц. (Кошка.)

■ Африканский попугайчик, который не выживет один ни на воле, ни в клетке. Пестрый красавец с подружкой имеют один недостаток — слишком громко любезничают. (Неразлучник.)

■ Очаровательная ласковая тропическая полуобезьянка с большими глазами и новогвинейский красный с синим попугай называются одинаково. Как? (Лори.)

■ Безошибочно отыскивают наркотики американский и английский ...-спаниели. (Кокер.)

■ Голубой кубинский ... своими клешнями живо оттяпает хвост любой рыбке. Поэтому их содержат отдельно или с улитками ампуляриями. (Рак.)

■ Опытные террариумисты разводят этот вид ужей несмотря на сложности их кормления. (Полоз.)

■ Крупная служебная собака. (Дог.)

■ Личинка комара-звонца, любимый корм аквариумных рыбок. (Мотыль.)

■ При многократном повторении этого слова подойдет кошечка с любой кличкой. (Кис.)

■ Порода собак с многочисленными подвидами: афганская, русская псовая, грейграунд, левретка и др. (Борзая.)

В мире растений

 

Эта викторина-игра на знание растений, деревьев и др. Интересные вопросы о жизни растений. Все вопросы с ответами.

В царстве растений «Знаешь ли ты эти растения?»

■ Как называется наука о растениях? Ботаника.

■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы, сои можно превратить во многие продукты питания.

■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.

■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль — отделяем одну группу сосудов от другой.

■ Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. Древесные стружки.

■ Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот.

Он снизу седоватый,

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей. Мох.

■ Что представляют собой вздутия галлы на листьях дуба и какое применение им находят? Галлы образуются в результате откладывания в мякоть листа яиц насекомых — галлиц, из них можно получить черную краску для лица, применяемую в косметике.

■ Какие ядовитые растения вам известны? Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, болиголов.

■ Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка, долек сколько?

8, 10, 20, 30...

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть? Тысячелистник, лекарственное растение, препараты которого применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений.

■ Что послужило основанием для выражения «Дрожит как осиновый лист»? Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малейшего ветерка.

■ Почему орешник цветет весной, а липа — летом? Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами.

■ О каком растении говорят:

«Эй, брат комарик, берегись!

На куст ее ты не садись —

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь — вновь уж не подняться»? Росянка, это растение питается мухами и комариками. Из нее готовят лекарство от бородавок.

■ На какой год созревают шишки у сосны? А у ели? У сосны на 2-й год, у ели на 1-й.

■ Сколько лет может жить дуб? До 2000, а в среднем 400-500.

■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.

Блиц «Такие разные растения»

■ Плод дуба. Желудь.

■ Густой лес. Чаща.

■ Дубовый лес. Дубрава.

■ Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок. Кукуруза.

■ Тина на дне пруда. Ил.

■ Растение, отпугивающее запах моли. Герань.

■ Самое долговечное дерево. Дуб.

■ Самая высокая трава на Земле. Бамбук.

■ Малюсенькие растения на поверхности воды. Ряска.

■ Из него вырастет колос, если его не склюет курочка. Зерно.

■ Сушеная трава, зимний корм коровы. Сено.

■ Растение, у которого вместо листьев — колючки. Кактус.

■ Огород для арбузов и дынь. Бахча.

■ Воздушное лакомство, любимое детьми. Кукуруза.

                             Проект: «Что растёт на нашей грядке?».                                                                             Приложение 4

  • Цели: сформировать представление о растениях и растениеводстве в нашем крае, расширить знания о растениях; сформировать представление о здоровом питании,  о значении  овощей в питании человека, об условиях выращивания некоторых овощных культур;  формировать  у детей умение  работать с дополнительной литературой, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
  • Состав участников – учащиеся второго  класса.
  • Организационные формы работы над проектом – внеурочные
  • Вид презентации – защита .

        План работы.

  • Первый этап:
  • Определение темы проекта.
  • Определение задач проектной деятельности.
  • Разделение на группы, определение ролей в группе.
  • Составление плана работы  (матрицы)
  • Второй этап:
  • Сбор необходимого материала.
  • Подготовка папок.
  • Третий этап:
  • Подготовка презентации.
  • Четвертый этап:
  •  Выступление с презентацией проекта.

            Подпроблемы:

  • Что такое овощные растения  и для чего они нужны?
  • Зачем человеку овощи?
  • Какие овощи растут на наших огородах?

            Подпроблемы выдвигаются с помощью мозгового штурма.  Далее работа строится по определению целей и задач исследования.

  • Что такое овощные растения  и для чего они нужны?
  • Цель исследования: изучить овощные растения края  и использование их человеком.
  • Задача исследования: доказать, что овощные растения разнообразны и   очень важны для  человека.

  • Зачем человеку овощи?
  • Цель исследования: изучить значение овощных культур в питании человека.
  • Задача исследования: доказать важность использования овощных культур и  влияние  их  на организм человека, изучив состав морковного сока и др.
  • Какие овощи растут на наших огородах?
  • Цель исследования: изучить овощные растения на личных огородах, особенности    выращивания и ухода за ними.
  • Задача исследования: доказать, что  разные культуры требуют разных условий выращивания.

Пример матрицы для группы «Какие овощи растут на наших огородах?»

Этапы и срок

Конечный продукт

Действия в школе и вне школы

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

Первый этап

Папка с собранными материалами

Изучение литературы, практическая работа на природе: на личных огородах.

Фотографирование, сбор материала

Фотограф

Теоретик

Практик-агроном

Реквизитор

Фотоаппарат, тетради, ручки, пакеты, ножницы, перчатки, макулатура для высушивания растений

Атлас-определитель,

Ресурсы Интернет: Википедия – свободная энциклопедия,

«Красная книга ленинградской области»,

родители

Родители, работники

ЗАО ПХ «Мельниково»

Второй этап

Книжка-малышка «Что растёт на нашей грядке?»

Подбор фотографий, текстов, оформление книжки.

Художник-оформитель,

реквизитор,

редактор

Бумага формата А-4, фотографии, клей, ножницы, фломастеры, краски, нитки, игла

Папка с собранными материалами

Родители, старшеклассники, руководитель кружка

Третий этап

Текст выступления на презентации изделий

Написание текста выступления, подготовка

Лектор, иллюстратор

Изготовленная книжка

Папка с собранными материалами, изготовленная книжка

Руководитель кружка

Четвёртый этап

Защита изделий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...

Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"

Представлена  рабочая  программа  клуба  "Родные  истоки", которая  включает  в  себя  изучение  истории  России, её  истоков....

Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...

Рабочая программа по КРАЕВЕДЕНИЮ

Рабочая программ по КРАЕВЕДЕНИЮ...

Рабочая программа. Литературное краеведение.

Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных час...