Рабочая программа по краеведению Ленинградской области
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, лауреат регионального конкурса "Ярмарка инноваций в образовани2013"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мельниковская средняя общеобразовательная школа»
п. Мельниково Приозерского района Ленинградской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Мельниковская СОШ» ____________ /Е.Е.Васильева «30 » августа 2012 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ /А.Н.Киселёва «30 » августа 2012 г. |
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № _1_______ от «29» августа 2012 г. Руководитель МО _____________ / Л.В.Митькова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
курса «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»
(УМК «Школа России»)
2 класс
уровень - дополнительное образование
Учитель Малышева Ольга Всеволодовна
Квалификационная категория: высшая
2012 – 2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр. | ||
Паспорт программы ..……………………………………………… | 3 - 4 | |
Учебно-тематический план курса ……………………………… | 7 - 9 | |
Содержание курса…………………………………………………………… Календарно-тематическое планирование ---------------------------------------- | 10 – 15 16 - 19 | |
Требования к уровню подготовки учащихся …...………………………… | 20 -24 | |
Литература и цифровые образовательные ресурсы по курсу | 25 | |
Приложения…………………………………………………………………………… | ||
Контрольно-измерительные материалы по курсу ………………………… | 26-29 |
Паспорт рабочей программы «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»
Тип программы: программа внеурочной деятельности начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-для педагогических работников МБОУ «Мельниковская СОШ» программа определяет приоритеты в содержании внеурочной деятельности начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации ФГОС второго поколения;
-для администрации программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 2-4 классов.
Сроки освоения программы: 3 года.
Объем учебного времени: 102 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий:1 час в неделю
Методы, формы и приёмы работы:
Традиционные методы:
- Словесные: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия;
- Наглядные: просмотр презентаций, кинофильмов, наблюдения, работа с наглядными пособиями;
- Практические: встречи с участниками исторических событий, ветеранами войны и труда, жителями блокадного Ленинграда, сбор материала для краеведческого музея, ; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинений;
Активные методы:
- проектная деятельность; исследовательская деятельность, парная и групповая работа, работа с разными источниками информации;
- занятия в природе, экскурсии, занятия в музеях, парках, на улицах посёлка Мельниково, городов: Приозерска, Санкт-Петербурга и области; уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и другие.
Формы обучения:
- фронтальная,
- парная,
- групповая,
- индивидуальная.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы «Ты мира не узнаешь, не зная края своего» лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения Москва, Просвещение 2009г.;
- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);
-Образовательной программы МБОУ «Мельниковская СОШ» 2012г
- Учебного плана МБОУ «Мельниковская СОШ» на 2012-2013учебный год.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Ленинградской области; создание условий для духовно-ценностной ориентации ребенка в окружающем мире через изучение и сохранение истории, природы и культуры родного края.
Задачи курса:
1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Ленинградской области; об историческом прошлом и настоящем края; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах посёлка, района, Ленинградской области и Сантк-Петербурга; о ленинградцах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном посёлке, районе, области; знать музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Ленинградской земли во II ступени образования.
3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться ленинградцем; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа – 102 ч;
Количество часов в неделю
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа 102 часа
4 класс – 34 часа
Тематическое планирование по краеведению
2 класс «Мир природы»
№п/п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | |
практ. работы | экскурсии | |||
1 | Растения нашего края | 10 | 7 | 1 |
2 | Грибы нашего края | 5 | 3 | - |
3 | Животные Ленинградской области | 4 | 3 | 1 |
4 | Охрана природы родного края | 4 | 3 | 1 |
5 | Полезные ископаемые | 4 | 3 | 1 |
6 | Водоёмы | 5 | 3 | 1 |
7 | Проверка знаний | 2 | 1 | |
34 | 13 | 5 |
3 класс «Мир истории»
№п/п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | |
практ. работы | экскурсии | |||
1 | Санкт-Петербург – культурная столица России | 2 | 1 | Вне сетки |
2 | Дворцы и парки Ленинградской области | 9 | 5 | - |
3 | Крепости | 3 | 3 | Вне сетки |
4 | Храмы и монастыри | 2 | 1 | 1 |
5 | Помещичья усадьба | 1 | 1 | - |
6 | Пушкинские места нашего края | 1 | - | Вне сетки |
7 | Поэты и писатели Приозерья, проба пера | 1 | 1 | - |
8 | Жизнь крестьян . Народные промыслы | 13 | 9 | Вне сетки |
9 | Проверка знаний | 2 | 1 | |
34 | 22 | 1 |
4 класс «Мир культуры»
№п/п | Наименование темы | Всего, час. | Из них | |
практ. работы | экскурсии | |||
1 | Символы области | 1 | - | - |
2 | Жизнь крестьян в 19 веке | 1 | 1 | - |
3 | Города области | 4 | - | Вне сетки |
4 | Далекое прошлое. Александр Невский | 5 | 4 | Вне сетки |
5 | Военное прошлое | 5 | 3 | 1 |
6 | Приозерье | 5 | 2 | 1 |
7 | Родной посёлок | 11 | 4 | 1 |
8 | Проверка знаний | 2 | 1 | - |
34 | 15 | 3 |
Содержание курса.
Программа второго класса представляет собой курс «Мир природы Ленинградской области». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей нашего края является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Ленинградской области. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в препедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени — по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т. д.
Программа третьего класса « Мир истории» позволяет подготовить учащихся к изучению курса истории в основной школе, воспитанию «исторического чувства» - сопричастности к далёкому прошлому нашей великой родины. Учащиеся знакомятся с символами области, района, родного посёлка; городами области, окунаются в далёкое прошлое в проектной работе «Кто такие рыцари?» и др., изучают следы ВОВ в посёлке, районе, области; более подробно изучается история родного посёлка, предусмотрена проектная поисковая и исследовательская работа.
Программа четвертого класса представляет собой курс «Мир культуры родного края». Учащиеся получают возможность познакомиться с богатым культурным наследием Ленинградской области: с дворцами и парками, крепостями, храмами и монастырями, разнообразием помещичьих усадеб области, с памятными местами, связанными с именем А.С.Пушкина, с поэтами и писателями малой родины, с устройством крестьянской избы и народными промыслами, с русскими народными играми. Курс является пропедевтическим для изучения курса «Народное творчество» в 6 классе, «История и культура Ленинградской земли» в 8 и 9 класах, а также МХК в 10-11классах; способствует воспитанию художественного вкуса, внимательного отношения к вещам как к источникам скрытой поэзии.
Название блока | Темы | Содержание блока | Ориентировка в понятиях и терминах | ЭОР | Характеристика деятельности учащихся | Экскурсии |
Блок 1. Мир природы | ||||||
Природные особенности. | Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды. | Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, родник, водохранилища, Вуокса, Свирь, Сясь, Нева; Ладожское озеро; Финский залив; верховые, низинные болота; красная книга, экология, заповедные места, полезные ископаемые, добыча, переработка, использование. | Различать особенности природы края, моделировать территорию нашей области; узнавать территорию края на карте; работать со взрослыми: осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов: «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Мы ходили за грибами», «Красная книга нашего посёлка». «Для чего добывают песок»; работать с разными программами Mikrosoft Offis; собирать полезные ископаемые; составлять памятки с правилами поведения у водоёма; составлять рассказы о лесе, луге, болоте , об одном из их растений; изображать луг по памяти; собирать образцы растений; составлять памятку о правилах сбора грибов; изготавливать кормушки для птиц; изготовление книжки-малышки «Что растёт на нашей грядке?» | |||
Растительность. | Виды растительности: лесная, луговая | «Растения Ленинградской области» «Овощные растения» | Экскурсия в парк. | |||
Грибы. | Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых. | «Грибы Ленинградской области» | ||||
Животные. | Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие. | «Животные Ленинградской области» | ||||
Охрана природы. | Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, редкие, законы охраны природы; заповедные места | «Охраняемые растения Ленинградской области» «Охраняемые территории: Мшинское болото» | ||||
Полезные ископаемые. | Виды полезных ископаемых. | «Полезные ископаемые Ленинградской области» | Экскурсия | |||
Водоёмы. | Виды водоёмов: реки, озёра, залив. | «Водоёмы Ленинградской области», «Электростанции». | Экскурсия на водоём. | |||
Контроль знаний. | Викторины о растениях, о природе края. Игра «В гостях у Бабы Яги» | |||||
Блок 2. Мир истории. | 1. Герб и флаг области. | Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Санкт-Петербурга, Приозерска и поселка Мельниково. | Геральдика, символы, авторы, славяне, земледелие, скотоводство, рыболовство, археология, предки, летопись, раскопка, варяги, шведы, финны, купцы, пенька, герб, флаг, СССР, достижения. Крепость, Пётр Первый, Емельян Пугачёв. указ, обелиск, мемориал, земляки. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы из различных источников информации. По иллюстрациям, материалам презентации и собственным наблюдениям составлять рассказ об объекте исследования. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, работать со взрослыми: осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов: : «Как одевались люди в прошлом на территории нашей области?» «Чем питались люди в 19 веке?», «Кто такие рыцари?», : «Тайны, которые хранит наша земля». «Люди, которыми славится наш посёлок»; работать с разными программами Mikrosoft Offis; контролировать и корректировать свою работу. | ||
2.Наши предки. | Территория наших предков, их занятия. | «Жизнь крестьян в 19 веке» | ||||
3. Города Ленинградской области . | Устройство древнего города; древние города области. | «Гатчина» «Старая Ладога», «Выборг» «Санкт-Петербург» | ||||
4. Далекое прошлое | Александр Невский | «Саблинские пещеры» | ||||
5. Военное прошлое.(2ч.) | Героическая русско-шведская история Корелы 1595-1611 годов;Северная война 1710г., Суровые годы войны с фашизмом | «Зелёный пояс славы» | Посещение историко-краеведческого музея школы. | |||
6. Награды Ленинградской земли | Исследовательская работа по изучению наград области | |||||
7. Места боевой славы. | Памятные места войны 1941-1945 годов | Экскурсия к памятникам посёлка Мельниково. | ||||
8. Крепость Корела. | Строительство крепости, история названий Кякисалми – Корела – Кексгольм - Приозерск | «Наше приозерье» | В города Приозерск, Выборг. | |||
9. Наше Приозерье | Символы города и района, Озеро Ястребиное, Тайны священных камней | «Тайны священных камней» | ||||
10. Моя малая родина | Символы поселка. История Ряйсяля – Мельниково История коневодства в Ряйсяля По следам раскопок Известные люди | «Ряйсяля» «История коневодства в Ряйсяля» «Фибула» | Посещение детской библиотеки. | |||
11. Контроль знаний | Проектная деятельность, интеллектуальная игра | |||||
Блок 3. Мир культуры | 1. Санкт-Петербург – культурная столица России | Культурная столица, памятники, музеи, театры, площади, символы города | Культура, крепость ,дворец, парк, храм, монастырь, Святой, мощи, предки, икона, красный угол, жернова, ткачество, земледелие, керамика, кружевоплетение, коклюшки, прялки, считалки, условия и правила игры. | . «Санкт-Петербург» | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы из различных источников информации. По иллюстрациям, материалам презентации и собственным наблюдениям составлять рассказ об объекте исследования. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных слайдов и текстовых планов, работать со взрослыми: осуществлять поиск и отбор нужной информации для создания проектов: «Во что играли царские дети?» «Легко ли быть царевной?» работать с разными программами Mikrosoft Offis; использовать в поисковой работе Средства Интернет: Википедия и др., создавать образцы изделий по мотивам народных промыслов ; контролировать и корректировать свою работу. | Экскурсия |
2. Дворцы и парки Ленинградской области | Дворцово-парковые ансамбли Ленинградской области | «Дворцы и парки Ленинградской области» | ||||
3. Крепости | Крепость Орешек, Ивангородская крепость, Крепость Корела | «Корела» | Корела | |||
4. Храмы и монастыри | Монастырь, Церковь, Свято-Троицкий монастырь, Богородично-Успенский, церкви области | «Храмы и монастыри» | ||||
5. Помещичья усадьба | Примеры некоторых помещичьих усадеб известных людей области | « Помещичья усадьба» | ||||
6. По пушкинским местам | Домик няни, домик Станционного смотрителя; музей-усадьба Суйда. | «По пушкинским местам» | ||||
7. Жизнь крестьян в 19 веке | Крестьянская изба, убранство, занятия крестьян , быт. | «Жизнь крестьян в 19 веке» | ||||
8. Народные промыслы | Оятская керамика, киришское кружево, волховская роспись: история, приёмы и материалы. | Народные промыслы: «Оятская кермика» «Волховская роспись» «Киришское кружево» | ||||
9. Народные игры | «Горелки», «Бой петухов», и др. | |||||
Контроль знаний | «Что? Где? Когда?» |
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, интеллектуальных игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Кол-во часов | Тема раздела, урока. | Дата |
2 класс | |||
Блок 1. Мир природы (34 часа) | |||
1. | Вводное занятие . | ||
1. | Растительность( знакомство –ЭОР) | ||
1. | Экскурсия | ||
1. | Проект «Растения нашего края» | ||
1 | Презентация проектов | ||
1. | Овощные растения нашего края (знакомство – ЭОР). | ||
2 | Проектная работа: изготовление книжки-малышки «Что растёт на нашей грядке» (совместно с родителями) | ||
1 | Защита проектов | ||
1. | Викторина | ||
1. | Грибы. ( знакомство –ЭОР) | ||
2 | Проект «Мы ходили за грибами» (съедобные и ядовитые грибы, памятка «Как правильно собирать грибы» | ||
1 | Презентация работ | ||
1 | Игра «В гостях у Бабы Яги» | ||
1. | Животные. ( знакомство –ЭОР) | ||
1 | Экскурсия | ||
2 | Проект «Животные нашего края» - изготовление и презентация буклета | ||
1. | Охрана природы. ( знакомство –ЭОР) | ||
1 | Экскурсия | ||
2 | Проект «Охраняемые животные и растения нашего края» - создание книги охраняемых животных волости | ||
1. | Полезные ископаемые. (знакомство – ЭОР) | ||
1 | Экскурсия на песчаный карьер | ||
2 | Исследование «Для чего добывают песок», презентация | ||
1. | Водоёмы (знакомство – ЭОР) | ||
1 | Экскурсия | ||
2 | Проект «Река Вуокса» | ||
1. | «Мшинское болото» - охраняемая территория | ||
1. | Викторина «Я знаю природу своего края». | ||
1. | Итоговое занятие | ||
Итого | 34 | ||
3 класс | |||
Блок 2. Мир истории (34 часа) | |||
1. | Герб и флаг области. | ||
1 | Жизнь крестьян в 19 веке | ||
1. | Города области . Санкт-Петербург | ||
1. | Выборг | ||
1. | Гатчина | ||
1. | Старая Ладога | ||
1. | Далёкое прошлое. Александр Невский | ||
1. | Саблинские пещеры | ||
3. | Проекты: «Как одевались люди в прошлом на территории нашей области?» «Чем питались люди в 19 веке?», «Кто такие рыцари?» и т.д. | ||
1. | Военное прошлое. Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой | ||
1. | Зелёный пояс славы | ||
1. | Награды Ленобласти - самостоятельная исследовательская работа с информацией | ||
1. | Места боевой славы – экскурсия | ||
1. | Викторина «По местам боевой славы» | ||
1. | Герб, флаг и гимн района | ||
1. | Крепость Корела (Знакомство – ЭОР или экскурсия) | ||
1. | Наше Приозерье | ||
1. | Озеро Ястребиное | ||
1. | Тайны священных камней Карельского перешейка | ||
1. | Игра «Я знаю свой край» | ||
1. | Герб, флаг и гимн посёлка | ||
1. | Моя малая родина. Ряйсяля | ||
2. | История коневодства (Знакомство - ЭОР, экскурсия) | ||
1. | По следам раскопок: фибула | ||
1. | Наши земляки. | ||
4. | Проекты: «Тайны, которые хранит наша земля». «Люди, которыми славится наш посёлок» | ||
1. | Клуб знатоков родного края. (игра) | ||
1 | Экскурсия | ||
Итого | 34 | ||
4 класс | |||
Блок 3. Мир культуры (34 часа). | |||
1. | Санкт-Петербург – культурная столица России | ||
1. | Игра «Знаю ли я главный город области?» | ||
1 | Дворцы и парки Ленинградской области | ||
1 | Екатерининский дворец г. Пушкин | ||
1 | Екатерининский парк | ||
1 | Александровский дворец | ||
3 | Проект «Во что играли царские дети?» «Легко ли быть царевной?» | ||
2 | Исследовательская работа «Гатчинский дворец» - работа в Интернете | ||
2 | Проект «Экскурсия по крепости «Орешек»» | ||
1 | Ивангородская крепость | ||
1 | Храмы и монастыри Ленинградской области - ЭОР | ||
1 | Храм Святого Апостола Андрея Первозванного п. Васильево | ||
1 | Помещичья усадьба | ||
1 | Пушкинские места нашего края - ЭОР | ||
1 | Поэты и писатели Приозерья | ||
1 | Крестьянская изба - ЭОР | ||
3 | Проект «Масленица» | ||
1. | Народные промыслы. Киришское кружево | ||
1. | Узор для салфетки в стиле киришского кружева | ||
1 | Оятская керамика - ЭОР | ||
1 | Изготовление изделия из глины по образцам оятской керамики | ||
1 | Роспись изделия в соответствии с образцом | ||
1 | Волховская роспись - ЭОР | ||
1 | Роспись изделия в стиле Волхова | ||
2 | Русские народные игры | ||
1. | Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» - по изученному материалу | ||
1. | Итоговое занятие | ||
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС.
В результате обучения по программе «Ты мира не узнаешь, не зная края своего» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию реализации программы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Ленинградской земли, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ленинградской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Ленинградской области, района, посёлка;
- описывать достопримечательности области и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Ленинградской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек области, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу реализации программы:
Знать: | Уметь: |
По природно-графическому краеведению. | |
|
|
| |
По культурно-историческому краеведению | |
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Компоненты, обеспечивающие реализацию рабочей программы.
Для учащихся:
- «Бабочка над заливом»
- Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
- Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007.
- ЭОР «Краеведение. Ленинградская область» О.В.Малышева – авторская работа из 26 презентаций
Для учителя:
- ЭОР «Краеведение. Ленинградская область» О.В.Малышева ( 26 презентаций)
- «Приозерская земля: история и культура». Книга по краеведенью. А.П.Дмитриев, А.И.Лихой. Санкт-Петербург – Приозерск 2004год.
- «Памятные места Ленинградской области» Л.И.Гришина, Л.А.Файнштейн.
- «История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней» под редакцией С.А.Лисицына, С-Петербург, «Специальная литература», 2005г.
- «Ленинградская область сегодня и завтра» ИПК «Вести», 2003 г., С-Петербург, правительство Ленинградской области
- Репродукции картин русских художников.
- Ленинградская область. Альбом. Ленинград, Лениздат, 1975г.
- «Ленинградская область. Знаете ли вы?» С-Петербург «Паритет», 2007 г., составитель В.А.Ушаков
- «Тайны старой Ладоги» - Ю.Сяков, Факты, гипотезы, размышления. «Кириши» 2000г.
- «Сказание о волховской земле». Учебное пособие по краеведению. Г.Салионенко, Ю. Сяков. Волхов, 2003г.
- «Проектная деятельность учащихся» Начальная школа. М.К Господникова, Н.Б. Полянина и др., «Учитель», Волгоград, 2007
- Ресурсы Интернет: Википедия – свободная энциклопедия , Яндекс – карты, картинки и др.
- Загадки и пословицы о природе и погоде. Справочник школьника О.Д.УшаковаСанкт-Петербург, издательский дом Литера, 2007г.
- Выборг Путеводитель с планом города и парка Монрепо www/vyborg-gid.ru
- Выборг. Набор открыток: вида города и путеводитель. Белов А., Солнцев В. – Цент сохранения культурного наследия.
- Императорский лицей. Царское село. Редактор-корректор И. Можайко. Издательство «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2006г.
- Царское село. Янтарная комната. Восьмое чудо света. Издательство «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2004г.
- Царское село. Дворцы и парки. Г.Ходасевич – текст. Издательство П-2 Санкт – Петербург, 2010
- Кякисалми – Корела – Кексгольм - Приозерск А.П.Дмитриев, ООО ИП «Комплекс», 2002г.«Стоит городок над Ладогой» сборник поэтов и прозаиков литературного объединения «Приозерье». Санкт-Петербург 2007
- «Ряйсяля и Мельниклвское сельское поселение»Ю.П.Свинарёв, Ленинградская область, Мельниково, 2008г.
- А. Ф. Векслер(Санкт-Петербург)Краеведение в школьной программе: воспитательный потенциал и идейная направленность курса.
- «Красная книга Ленинградской области. Растения и животные»
- «Заповедная природа Карельского перешейка»/отв.редактор Г.А.Носков. С.-Пб.: АНО НПО «Профессионал», 2004г.
Компьютерная поддержка программы /ЭОР из 26 презентаций/ : Приложение 1
- Растения Ленинградской области
- Овощные растения Ленинградской области
- Охраняемые растения Ленинградской области
- Животные Ленинградской области
- Грибы Ленинградской области
- Реки и озёра Ленинградской области
- Выборг
- Гатчина
- Старая Ладога
- Храмы и монастыри Ленинградской области
- Дворцы и парки Ленинградской области
- Александровский дворец
- Екатериниский дворец
- Крестьянская изба
- Жизнь крестьян в 19 веке
- Народные промыслы Ленинградской области. Оятская керамика
- Волховская роспись
- Киришское кружево
- Охраняемые территории: Саблинские пещеры
- Мшинское болото
- Полезные ископаемые
- Электростанции
- По пушкинским местам
- Тайны священных камней
- История коневодства в Ряйсяля
- Зелёный пояс славы
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы по курсу.
ТАБЛИЦА № 1
Вопросы для анкетирования родителей 2 класса 2012-2013
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ | ДА | НЕТ | ЗАТРУДНЯЮСЬ СКАЗАТЬ | |
1. | Хорошо ли Вы знаете историю Ленинградской земли ? | |||
2. | Как Вы считаете, нужно ли знать историю ленинградской земли? | |||
3. | Хотели бы Вы больше знать о своем крае? | |||
4. | Хотели бы, чтобы Ваши дети хорошо знали историю родного края? | |||
5 | Хотели бы, чтобы Ваш ребенок посещал кружок краеведения в школе? |
Данные анкетирования родителей второклассников позволят выбрать приоритетное направление внеурочной работы в классе.
ТАБЛИЦА № 2
Вопросы для анкетирования детей 2/4 класса
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ | ДА | НЕТ | ЗАТРУДНЯЮСЬ СКАЗАТЬ | |
1. | Знаешь ли ты историю своей семьи? | |||
2. | Знаешь ли ты историю своего города? | |||
3. | Знаешь ли ты историю своего края? | |||
4. | Хотел бы ты больше узнать об истории своей семьи, города, края? | |||
5. | Желаешь ли ты посещать кружок краеведения, чтобы узнать об этом как можно больше? |
Использование данной анкеты во втором классе позволит проверить уровень знаний учащихся по краеведению на начало работы по программе, а повторное анкетирование в 4 классе даст возможность подвести результат работы.
Приложение 3
Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и даче на них правильных ответов. Она организуется с участием нескольких человек. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество точных ответов.
Вопросы викторины по краеведению
- Что означает название «Выборг» в переводе со шведского?
- Что является символом Выборга?
- На какой башне в г. Выборге расположена смотровая площадка?
- Сначала в нём располагалась школа Францисканского монастыря, затем – дворянское собрание Выборга. Как называется это здание?
- «Мой отдых» - как называется это место в Выборге?
- Первый лютеранский епископ Финляндии, создатель первой финской Азбуки.
- Как в 15 веке называли Гатчину?
- Как фамилия архитектора, по проекту которого построен дворец?
- Как называлась северо-западная часть парка, используемая для охоты?
- Какие изменения произошли во дворце с приходом Павла I?
- Что означает слово «Ораниенбаум» в переводе с немецкого?
- По указанию кого в Ропше были построены деревянный дворец и церковь?
- Всего на территории известно 14 пещер. Сколько их на самом деле, никто не знает. Дело в том, что с каждым годом их становится все больше. Как это происходит? Прошлое пещер овеяно легендами. Откуда взялись эти пещеры и как называется этот населённый пункт?
- Когда возник гончарный промысел на берегах реки Оять?
А) 18 век Б) 16 век В) 19 век Г) 13 век
- На каком сырье работал завод по производству керамики?
А) на местном Б) на привозном
- Какой формы сосуды характерны для оятской керамики?
А)приземистые Б) высокие
- Как наносят изображение на изделия оятской керамики?
А) шпампом (палочкой) Б) кистью
- Орнамент рисуется
А) жидкой глиной б) масляной краской в) цветным мелом.
- Традиционные цвета:
А) красный и голубой Б) чёрный и белый
- 7. Как звучит фамилия лесопромышленника, развившего в Ояти гончарный промысел?
А)Фок Б) Фук В) Цветков Г) Фокс
- 8. В каком году Началось Возрождение промысла?
А) 1987 Б) 1996 В) 1969 г) 2004
- Что символизируют пятилистники на гербе и флаге Киришского района?
А) редкие растения; Б) захожское кружево.
- Кто научил, по легенде, крестьянок Захожья плести кружева?
А)из поколения в поколение умели;
Б)жены вологодских каменщиков, что строили церковь в Мотохово.
- Коклюшки – это:
А) клюшки для игры;
Б) специальные палочки для плетения кружева, на которые наматывалась нитка.
- Почему так часто мы находим на территории Мельниковской волости подковы?
Викторины для школьников. Викторины про животных
Интересные викторины для детей о животных, которые живут в лесу, которых дети могут увидеть в зоопарке, о домашних животных. Все вопросы викторины сопровождаются ответами
Викторина «Кто я?»
■ «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)
■ «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)
■ «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)
■ «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
■ «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
■ ■ «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)
■ «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». Белка.
■ «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)
Викторина «Мы в ответе за тех, кого приручили»
■ Какое выносливое животное в древности использовали на войне, запрягая их в колесницы? (Лошадь.)
■ У какого животного толстое туловище, короткие ноги, маленькие копытца и клыки, которые высовываются наружу? (У свиньи.)
■ Одинаковы ли глаза у кошек днем и ночью? (Ночью зрачки у кошек слишком расширены, а днем они маленькие.)
■ Какое домашнее животное — верный друг человека? Собака.
■ Какое полезное для человека животное дает мясо, молоко, сметану, творог, масло? (Корова.)
■ Какое одно из первых одомашненных животных ближайший родственник лошадей, только меньше их ростом? (Осел.)
■ Какое домашнее животное дает целебное молоко, мясо, шерсть и пух? (Коза.)
■ Из шкуры какого домашнего животного делают дубленки, шапки и варежки? (Из овчины.)
■ Какое животное легко узнать по длинным ушам и кисточке на конце хвоста? (Осла.)
■ Какое животное для жителей Севера и транспорт, и пища, и одежда, и жилище? (Олень.)
■ Какое животное дает нам мясо, сало и кожу, из которой делают обувь, перчатки и сумки? (Свинья.)
■ Из молока этого животного делают вкусный соленый сыр — брынзу. (Из овечьего молока.)
■ Какие домашние животное живут в домиках-клетках с сетчатым полом? (Кролики.)
■ Какое домашнее животное дает людям мед? (Пчела.)
■ Какое животное считают самым любимым в доме? (Кошку.)
Яндекс.Директ
Все объявления
Про детей школьного возраста Огромное количество статей на Letidor! Все для родителей о детях!
letidor.ru
Викторина «Живой уголок»
■ Награда на кошачьей выставке (Розетка.)
■ Длиннохвостый попугай. (Ара.)
■ Синоним слова «обоняние» для собак и кошек. (Нюх.)
■ Шотландская овчарка. (Колли.)
■ Порода собак— ...-шнауцер. (Ризен.)
■ Белый с желтым хохолком попугай. Может говорить. (Какаду.)
■ Тот, который гуляет сам по себе. (Кот.)
■ Китайская — пекинес, японский — ... (Хин.)
■ Домашняя ... — норушка в садке, внутри которого — крошечный домик. (Мышка.)
■ Русская голубая, сибирская, персидская, шотландская, ориентальная, сиамская и другие породы этих красавиц. (Кошка.)
■ Африканский попугайчик, который не выживет один ни на воле, ни в клетке. Пестрый красавец с подружкой имеют один недостаток — слишком громко любезничают. (Неразлучник.)
■ Очаровательная ласковая тропическая полуобезьянка с большими глазами и новогвинейский красный с синим попугай называются одинаково. Как? (Лори.)
■ Безошибочно отыскивают наркотики американский и английский ...-спаниели. (Кокер.)
■ Голубой кубинский ... своими клешнями живо оттяпает хвост любой рыбке. Поэтому их содержат отдельно или с улитками ампуляриями. (Рак.)
■ Опытные террариумисты разводят этот вид ужей несмотря на сложности их кормления. (Полоз.)
■ Крупная служебная собака. (Дог.)
■ Личинка комара-звонца, любимый корм аквариумных рыбок. (Мотыль.)
■ При многократном повторении этого слова подойдет кошечка с любой кличкой. (Кис.)
■ Порода собак с многочисленными подвидами: афганская, русская псовая, грейграунд, левретка и др. (Борзая.)
В мире растений
Эта викторина-игра на знание растений, деревьев и др. Интересные вопросы о жизни растений. Все вопросы с ответами.
В царстве растений «Знаешь ли ты эти растения?»
■ Как называется наука о растениях? Ботаника.
■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы, сои можно превратить во многие продукты питания.
■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.
■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль — отделяем одну группу сосудов от другой.
■ Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. Древесные стружки.
■ Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
Он снизу седоватый,
Повыше — зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей. Мох.
■ Что представляют собой вздутия галлы на листьях дуба и какое применение им находят? Галлы образуются в результате откладывания в мякоть листа яиц насекомых — галлиц, из них можно получить черную краску для лица, применяемую в косметике.
■ Какие ядовитые растения вам известны? Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, болиголов.
■ Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
8, 10, 20, 30...
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть дольки снова перечесть? Тысячелистник, лекарственное растение, препараты которого применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений.
■ Что послужило основанием для выражения «Дрожит как осиновый лист»? Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малейшего ветерка.
■ Почему орешник цветет весной, а липа — летом? Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами.
■ О каком растении говорят:
«Эй, брат комарик, берегись!
На куст ее ты не садись —
Придется с жизнью распрощаться:
Раз сядешь — вновь уж не подняться»? Росянка, это растение питается мухами и комариками. Из нее готовят лекарство от бородавок.
■ На какой год созревают шишки у сосны? А у ели? У сосны на 2-й год, у ели на 1-й.
■ Сколько лет может жить дуб? До 2000, а в среднем 400-500.
■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.
Блиц «Такие разные растения»
■ Плод дуба. Желудь.
■ Густой лес. Чаща.
■ Дубовый лес. Дубрава.
■ Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок. Кукуруза.
■ Тина на дне пруда. Ил.
■ Растение, отпугивающее запах моли. Герань.
■ Самое долговечное дерево. Дуб.
■ Самая высокая трава на Земле. Бамбук.
■ Малюсенькие растения на поверхности воды. Ряска.
■ Из него вырастет колос, если его не склюет курочка. Зерно.
■ Сушеная трава, зимний корм коровы. Сено.
■ Растение, у которого вместо листьев — колючки. Кактус.
■ Огород для арбузов и дынь. Бахча.
■ Воздушное лакомство, любимое детьми. Кукуруза.
Проект: «Что растёт на нашей грядке?». Приложение 4
- Цели: сформировать представление о растениях и растениеводстве в нашем крае, расширить знания о растениях; сформировать представление о здоровом питании, о значении овощей в питании человека, об условиях выращивания некоторых овощных культур; формировать у детей умение работать с дополнительной литературой, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
- Состав участников – учащиеся второго класса.
- Организационные формы работы над проектом – внеурочные
- Вид презентации – защита .
План работы.
- Первый этап:
- Определение темы проекта.
- Определение задач проектной деятельности.
- Разделение на группы, определение ролей в группе.
- Составление плана работы (матрицы)
- Второй этап:
- Сбор необходимого материала.
- Подготовка папок.
- Третий этап:
- Подготовка презентации.
- Четвертый этап:
- Выступление с презентацией проекта.
Подпроблемы:
- Что такое овощные растения и для чего они нужны?
- Зачем человеку овощи?
- Какие овощи растут на наших огородах?
Подпроблемы выдвигаются с помощью мозгового штурма. Далее работа строится по определению целей и задач исследования.
- Что такое овощные растения и для чего они нужны?
- Цель исследования: изучить овощные растения края и использование их человеком.
- Задача исследования: доказать, что овощные растения разнообразны и очень важны для человека.
- Зачем человеку овощи?
- Цель исследования: изучить значение овощных культур в питании человека.
- Задача исследования: доказать важность использования овощных культур и влияние их на организм человека, изучив состав морковного сока и др.
- Какие овощи растут на наших огородах?
- Цель исследования: изучить овощные растения на личных огородах, особенности выращивания и ухода за ними.
- Задача исследования: доказать, что разные культуры требуют разных условий выращивания.
Пример матрицы для группы «Какие овощи растут на наших огородах?»
Этапы и срок | Конечный продукт | Действия в школе и вне школы | Роли | Необходимые материалы | Источники информации | Привлечение других взрослых |
Первый этап | Папка с собранными материалами | Изучение литературы, практическая работа на природе: на личных огородах. Фотографирование, сбор материала | Фотограф Теоретик Практик-агроном Реквизитор | Фотоаппарат, тетради, ручки, пакеты, ножницы, перчатки, макулатура для высушивания растений | Атлас-определитель, Ресурсы Интернет: Википедия – свободная энциклопедия, «Красная книга ленинградской области», родители | Родители, работники ЗАО ПХ «Мельниково» |
Второй этап | Книжка-малышка «Что растёт на нашей грядке?» | Подбор фотографий, текстов, оформление книжки. | Художник-оформитель, реквизитор, редактор | Бумага формата А-4, фотографии, клей, ножницы, фломастеры, краски, нитки, игла | Папка с собранными материалами | Родители, старшеклассники, руководитель кружка |
Третий этап | Текст выступления на презентации изделий | Написание текста выступления, подготовка | Лектор, иллюстратор | Изготовленная книжка | Папка с собранными материалами, изготовленная книжка | Руководитель кружка |
Четвёртый этап | Защита изделий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по краеведению
при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...

Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"
Представлена рабочая программа клуба "Родные истоки", которая включает в себя изучение истории России, её истоков....
Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...

Рабочая программа. Литературное краеведение.
Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных час...