Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._po_ikb.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа
закрытое административно-территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
руководитель МБОУ СОШ №1 СОШ №1 ЗАТО Межгорье
__________________ ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Протокол №_______ Республики Башкортостан ______________С.А.Лебедев
от « » ________2012г _______________________ Приказ №________________
« »________________2012г. « »_________________2012г
Рабочая программа
учителя первой категории
Гайсиной Риммы Рафаильевны
по
истории и культуре Башкортостана
для 4 го класса
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- программы для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий Культура Башкортостана (МНО. Уфа. Китап. 2010 г., авторы: М.Х.Идельбаев, А.М.Сулейманов);
- регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан № 769 от 28 апреля 2012г.;
- региональных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.
- Закона Республики Башкортостан «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений (в ред. Закона РБ от 09.10.2002 №358-з, от 02.03.2006 №286-з)
Цели и задачи:
- углубление знаний обучающихся о родном крае и ее истории на основе новых текстов художественной литературы, народного творчества, произведений искусства, музыки;
- знакомство с новыми именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и других деятелей искусства;
- обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства;
- развивать навык выразительного чтения и умения работать с текстом;
- воспитывать любовь к родному краю, к своей республике;
- содействовать гумманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
- формировать здоровые эстетические представления школьников ;
- прививать любовь к Родине, к культурным ценностям Башкортостана;
- воспитывать стремление быть достойным продолжателем славных традиций;
- гордиться тем, что ты представитель именно этой нации;
- способствовать возрождению и развитию национальных культур.
На рубеже нового тысячелетия больше внимания стало уделяться гуманитаризации образования. На первый план начинает выходить духовное, человеческое. Понятно поэтому - какое место отводится в нашей республике предмету «Культура Башкортостана», по которому предполагается введение обязательного экзамена во всех школах.
Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бережное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе.
В предлагаемой программе, где краеугольным камнем стали принципы от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан. При этом приоритет отдается изучению культуры коренного народа. Как определено в документах ООН: «Коренной народ есть потомки аборигенов, населяющих данную территорию до того, как она была завоевана или заселена другими народами» (Коренное население. М., 1990, с.29).
Составители программы исходили из признания:
- самобытности и неповторимости национальной культуры как неотъемлемой части всей мировой культуры;
- процесса взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур, их историзма и обусловленности исторической судьбой народа.
Отведенное в программе количество часов представляет собой обязательный минимум, который может быть увеличен за счет часов школьного компонента.
Программа предмета для начальных классов составлен по тематическому принципу, в I – II классах он сочетается и с сезонным принципом расположения материалов.
В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.
Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).
Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.
Обширная информация, полученная в начальных классах по литературе, музыкальному, изобразительному, театральному искусству, фольклору, создает необходимую базу для углубленного изучения данного предмета в старших классах.
В каждом классе отводится время для изучения регионального, местного материала. Иными словами, программа предполагает, что для наиболее полного удовлетворения духовных запросов учащихся и приобщения их к культурным национальным ценностям отдельные вопросы могут изучаться и на региональном уровне.
Обучающиеся по культуре Башкортостана должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;
- по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы.
Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
- по декоративно-прикладному и изобразительному искусствам: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ;
- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).
- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца.
Для обеспечения преподавания культуры Башкортостана на высоком научно-методическим уровне необходимо наличие по всем ступеням школы полных комплектов учебной, методической литературы, наглядных пособий, видео и аудио кассет, слайдов и т.д.
Устному народному творчеству, а также музыкальной культуре выделено больше времени, исходя из того, что песни и музыку необходимо и прослушать. Вместе с тем авторы исходили и из того, что необходимо не ограничивать творческий подход учителей к данному предмету, а, наоборот, оставить право на выбор своего материала, метода и структуры урока. Главное - целенаправленно воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, добрые чувства к народам, населяющим суверенную Республику Башкортостан. С этой целью в каждом классе отводится время для ознакомления обучающихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искусства и культуры - выходцев из региона и т.д.
4 КЛАСС
В IV классе совершенствуются навыки обучающихся по усвоению, запоминанию и устному изложению полученной из разных источников информации, расширяются знания об истории, культуре, литературе родной республики.
На уроках намечается ориентация на более углубленную подачу материала по отдельным деятелям литературы и искусства, историческим лицам. В IV классе дети знакомятся с жизнью, деятельностью и творчеством писателей М. Гафури, X. Давлетшиной, Р. Нигмати, Д. Юлтыя, Б. Бикбая, композиторов Р. Хасанова, Р. Сахаутдиновой, художников К. Давлеткильдеева, Б. Домашникова, А. Лежнева, Э. Тюлькина, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой (по выбору), актеров 3. Бикбулатовой, 3. Насретдиновой и др.
I четверть
Здравствуй, новый учебный год!
Беседа о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмен впечатлениями об уроке Мира.
М. Гали. Книга.
Г. Давлетова. Диктант.
Г. Юнусова. Живи, книга.
Прослушивание песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».
Природа Башкортостана.
Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау. Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». В близлежащих к одному из данных объектов школах можно совершить экскурсию и урок проводить по ее впечатлениям.
Прослушивание песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань».
Певец степного Башкортостана
Рассказ о жизни поэта С. Чекмарева, его работе в 20-х годах в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве.
Чтение стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений.
Информация о премии С. Чекмарова, учрежденной Башкирским обкомом ВЛКСМ и Таналыкском совхозом Хайбуллинского района Башкортостана, которая присуждается лучшим произведениям башкирских писателей о молодых сельских тружениках.
По театрам республики
Краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознакомление с ведущими актерами государственных театральных коллективов, сведения о народном театре, действующем на территории района или региона (в Уфе - во дворце культуры на территории соответствующего городского района, где находится школа).
Используются альбомы, фотоснимки.
Прослушивание отрывков из новых спектаклей репертуара.
Народный поэт Башкортостана
Краткие сведения о жизни и творчестве народного поэта Башкортостана М. Гафури. Чтение его рассказа «Дикий гусь».
Беседа по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».
Юность наших дедов
Беседа о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и первом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съезда комсомола Шамуне Фидаи.
Чтение его стихотворений «Пламенное желание», «Красные звезды», «Огни революции».
Комментарий учителя.
II четверть
Беседа о художниках Башкортостана
Рассказ учителя о творчестве известных художников Башкортостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотр картин (по выбору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» ( Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Комментарии учителя, обмен впечатлениями.
Композитор Рим Хасанов
Беседа о творчестве известного композитора Р. Хасанова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе.
Прослушивание его песен «Усра - цветок Урала» на собственные слова.
М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана
Объяснение учащимся понятий сэсэн и поэт. Беседа о роли сэ-сэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Рассказ о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Чтение его стихотворений, отрывков из драматических произведений (по выбору учителей). «Башкирская свадьба», «Ашкадар».
Детский фольклор
Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Считалки « Куда отправился абзый - агай?», «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.
Украинские писатели в Башкортостане
Рассказ об эвакуации Союза писателей Украины в годы Великой Отечественной войны в г.Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателями. Чтение произведений украинских писателей о Башкортостане.
Беседа об Украине и украинской литературе с использованием карты страны, цветных фоторепродукцией, портретов писателей и др.
М. Рыльский. Отчизне.
М. Шевченко. Моя фамилия.
Башкирская опера и Баязит Бикбай
Сведения об истории Башкирского государственного театра оперы и балета, о первых операх 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу».
Объяснение понятия «Либретто». Рассказ о деятельности Б. Бикбая в области создания музыкальных драм, либретт для опер, его совместной творческой работе с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музкомедии «Кодаса».
Прослушивание арий и куплетов из этих сценических постановок.
III четверть
Константин Иванов - сын чувашского народа
Сведения о биографии и творчестве классиков Чувашской литературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирской АССР.
К. Иванов, Две дочери. Красная девица (отрывок из поэмы «Нарспи».
Информации о современных чувашских писателях, пишущих для детей.
Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии
Рассказ учителя о творчестве знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Чтение его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан».
Композитор Роза Сахаутдинова
Краткие сведения о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой. Прослушивание ее детских песен «Приключения зайчонка» (слова У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина).
Башкирские сатирические сказки
Понятие о сатирических сказках. Сатирические сказки о хитром работнике и глупом бае. Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.
Герои Башкортостана
Краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Советского Союза-уроженицах Башкортостана.
Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Обязательно упоминаются имена героев - выходцев из родного района или города.
Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погибшего героя».
Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев
Рассказ учителя о жизни и творчестве классиков татарской литературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Са-гита Рамиева. Чтение их произведений для детей (по выбору учителя).
Беседа о Республике Татарстан и татарской литературе. Используются карта республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей и др.
Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана
Рассказ учителя о детстве Р. Нигмати, о его жизни и творчестве. Чтение стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери». Беседа с учащимися о Родине.
Из истории письменности
Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского населения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получивших высшее образование в Казанском императорском университете.
IV четверть
Обрядовый фольклор башкирского народа
Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарным весенним праздником «Грачиная каша» («Карга буткагы»).
Прослушивание народных мелодий, связанных с этим праздником.
Д. Юлтый - певец труда хлебороба
Чтение сборника стихов Д. Юлтыя «Хлеб», беседа о труде хлебороба 30-х годов. Рассказ учителя о его авторе - участнике империалистической войны, общественном деятеле, поэте, публицисте 20-30-х годов Д. Юлтые. Краткие сведения о его творчестве, в том числе о более крупных произведениях поэта, посвященных хлеборобам.
Славные сыны Башкортостана
Рассказ о жизни и деятельности М. Муртазина. Сведения о родине героя - Учалинском районе Башкортостана. Используются портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем.
Звезды башкирского балета
Восстановление в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах.
Рассказ учителя о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Краткий обзор национального репертуара, информация о кинофильме «Журавлиная песнь».
Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь».
Писатели - детям
Чтение книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседа по содержанию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.
Первый профессиональный художник из башкир Касим Давлеткильдеев
Краткие сведения о жизни и творчестве первого профессионального башкирского художника, основоположника башкирского изобразительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотр его картин «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом».
Комментарии учителя, обмен мнениями.
По туристическим тропам
Ознакомление обучающихся с туристическими маршрутами по территории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по рекам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом походе, сложностях различной категории.
Во второй половине мая можно совершить односуточной поход на природу в окрестности населенного пункта с ночевкой.
Обобщающая беседа по предмету.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «История и культура Башкортостана»
1час в неделю
1 четверть – 9 ч
2 четверть – 8 ч
3 четверть – 9 ч
4 четверть – 8 ч Всего: 34 часа
Учебник «Живые родники» 3-4 класс
Уфа «Китап» 2006 г. (История, литература и культура Башкортостана)
Авторы: М.Х.Идельбаев, А.М.Сулейманов
Задачи:
-знакомить с историей Республики Башкортостан, произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства;
-знакомить с достопримечательностями родного города, республики;
-пробудить интерес к историческому прошлому, литературному, культурному наследию коренного населения и других братских народов, населяющих ее территорию;
-обеспечивать воспитание у детей любви к Родине, к своему родному краю;
-содействовать воспитанию нравственных идеалов.
№ п/п | Тема урока | Дата | Новые понятия, термины | Дидактическое сопровождение | Страница учебника |
1 четверть ( 9 ч) | |||||
1. | День Знаний | 1.09 | |||
2. | Здравствуй, новый учебный год! М.Гали «Книга»1ч. | 8.09 | Книги, прочитанные летом | ||
3. | Г.Юнусова «Живи, книга!», Г.Давлетов «Диктант» 1ч. | 15.09 | Дров наломать | Песни о школе башкирских композиторов | |
4. | Достопримечательности природы Башкортостана 1ч. | 22.09 | Шульган-Таш, Янгантау, Яктыкуль | Наборы открыток | |
5. | Певец степного Башкортостана. «Из писем к родителям и сестрам» 1ч. | 29.09 | Сергей Иванович Чекмарев | Портрет поэта | |
6. | С.Чекмарев «Размышления на станции Карталы» (в сокращении) 1ч. | 6.10 | Макан, зоотехник, Карталы | ||
7. | По театрам республики. Звезды башкирского балета. 1ч. | 13.10 | Башкирский драмтеатр, театр оперы и балета | Наборы открыток | |
8. | М.Гафури «Дикий гусь» 1ч. Проверочная работа | 20.10 | Мажит Гафури | Портрет поэта | |
9. | М.Гафури «Дикий гусь» 1ч. Проверочная работа | 27.10 | Аккуль, чужбина | ||
2 четверть (16 ч) | |||||
10. (1) | Юность наших дедов. Ш.Фидаи «Пламенное желание», Красные звезды», «Огни революции» 1ч. | 10.11 | Шуман Фидаи, пламя, искры, гром, молния, конференция | ||
11. (2) | Беседа о художниках Башкортостана. Первый художник – профессионал из башкир. 1ч. | 17.11 | Касим Давлеткильдеев, Михаил Нестеров | Репродукции картин башк. художников | |
12. (3) | Композитор Рим Хасанов. «Уфа – цветок Урала» 1ч. | 24.11 | композитор | Записи произведений Р.Хасанова | |
13. (4) | Мухаметша Бурангулов – народный сэсэн Башкортостана. «Предсмертное слово Урала» 1ч. | 1.12 | Сэсэн, фольклор | ||
14. (5) | Детский фольклор. Считалки 1ч. | 8.12 | «запретные слова» | ||
15. (6) | Украинские писатели в Башкортостане. М.Рыльский «Отчизне» 1ч. | 15.12 | отчизна | ||
16. (7) | Башкирская опера и Баязит Бикбай 2ч. Проверочная работа | 22.12 | Опера, балет, либретто, драматург, бачка | Портрет Б.Бикбая | |
3 четверть (9 ч) | |||||
17. (1) | Константин Иванов – сын чувашского народа. «Село двух поэтов», «Две дочери» 1ч. | 19.01 | Чувашия, «Лебяжье озеро» | Портрет поэта | |
18. (2) | К. Иванов «Красная девица» 1ч. | 26.01 | «Нарспи», шэлгеме, хулдырча | ||
19. (3) | Шайхзада Бабич – звезда башкирской поэзии. «Присяга народу» 1ч. | 2.02 | Шайхзада Бабич | портрет | |
20. (4) | Ш.Бабич «Ответ луны», «Счастье без края» 1ч. | 9.02 | Счастье, чистые сердца | ||
21. (5) | Ш.Бабич «Кураю» 1ч. | 16.02 | курай | Рисунок курая | |
22. (6) | Обобщающий урок. Ш.Бабич и его стихи 1ч. | 23.02 | портрет | ||
23. (7) | Композитор Роза Сахаутдинова. «Приключения зайчонка» 1ч. | 2.03 | Роза Сахаутдинова | Портрет композитора, записи ее произведений | |
24. (8) | Башкирские сатирические сказки «Бай и нищий», «Сказка о земле» 1ч. | 9.03 | Бай, нищий, акхакалы | Сборники башк. сказок | |
25. (9) | Обобщающий урок. Башкирские сатирические сказки 1ч. | 16.04 | Сборники башк. сказок | ||
4 четверть (9 ч) | |||||
26. (1) | Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной 1ч. | 13.04 | Муса Гареев, Тагир Кусимов, Гафият Арсланов | Портреты героев | |
27. (2) | Наши земляки Закир Рамиев и Галимджан Ибрагимов. Г.Ибрагимов «Начало весны», З.Рамиев «Пшеница», «Гали» 1ч. | 6.04 | Закир Рамиев, Галимджан Ибрагимов | ||
28. (3) | Рашит Нигмати – народный поэт Башкортостана. «Ответы на вопросы моей дочери» 1ч. | 13.04 | Рашит Нигмати, Агидель, Сакмара, отчизна | Портрет поэта | |
29. (4) | Из истории письменности 1ч. | 20.04 | Рисуночный (пиктографический), символический (идеографический), звуковой (буквенный) типы письм-ти | ||
30. (5) | Обрядовый фольклор башкирского народа. «Воронья каша» 1ч. | 27.05 | Фольклор, «Воронья каша» | ||
31. (6) | Даут Юлтый – певец труда хлебороба 1ч. | 4.05 | Даут Юлтый, хлебороб, сеялка, молотьба, закрома, мельница, пекарня | рисунки | |
32. (7) | Славные сыны Башкортостана. Муса Муртазин 1ч. | 11.05 | Муса Муртазин | портрет | |
33. (8) | Писатели – детям. Джалиль Киекбаев «Почему медведь злится на муравьев?» | 18.05 | Джалиль Киекбаев | ||
34. (9) | По туристическим тропам 1ч. | 25.05 | Турбазы: «Агидель», «Арский камень», «Восход», «Нугуш» | Наборы открыток, фотографии |
Обучающиеся по культуре Башкортостана должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;
- по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы.
Обучающиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
- о декоративно-прикладному и изобразительному искусствам: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ;
- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).
- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца.
Для обеспечения преподавания культуры Башкортостана на высоком научно-методическим уровне необходимо наличие по всем ступеням школы полных комплектов учебной, методической литературы, наглядных пособий, видео и аудио кассет, слайдов и т.д.
Устному народному творчеству, а также музыкальной культуре выделено больше времени, исходя из того, что песни и музыку необходимо и прослушать. Вместе с тем авторы исходили и из того, что необходимо не ограничивать творческий подход учителей к данному предмету, а, наоборот, оставить право на выбор своего материала, метода и структуры урока. Главное - целенаправленно воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, добрые чувства к народам, населяющим суверенную Республику Башкортостан. С этой целью в каждом классе отводится время для ознакомления обучающихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искусства и культуры – выходцев из региона и т.д.
Список литературы
- программа для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий Культура Башкортостана МНО. Уфа. Китап, 2004г., авторы: М.Х.Идельбаев, А.М.Сулейманов
- учебник: М.Х.Идельбаев «Живые родники» 3-4 класс, Уфа. Китап 2006г.
- Е.Кучеров «Природа Башкортостана», Уфа. Китап, 2004г.
- Атлас Башкортостана «Люби и знай свой край», Уфа. Китап, 2000г.
- Н.Т.Зарипов «Башкирское народное творчество» Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа Китап, 1997 г.
- С.Н.Шитова «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап, 1995 г.
- Башкортостан Краткая энциклопедия, научное издательство «Башкирская энциклопедия», Уфа, 1996 г.
- Библиотека школьника «Благословенный край», Уфа Кипат, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс
Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...
Рабочая программа по истории Отечества в 7 классе VIII вида
Данная рабочая программа по истории Отечетсва содержит пояснительную записку.основные разделы программы, календарно -тематическое планирование на весь учебный год....
Рабочая программа по истории (индивидуальное обучение) 6 класс
Рабочая программа по истории (индивидуальное обучение) 6 класс...
Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы
Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного ...
Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества"
Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества" направлена на реализацию духовно-нравственного направления по ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся начальных ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По истории Донского казачества 7 класс
Рабочая программа по Истории Донского края в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России для 8 класса разработана на основе требований федерального государственного обра...
Рабочая программа по Истории и культуре Республики Башкортостан
Рабочая программа по Истории и культуре Республики Башкортостан...