РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По истории Донского казачества 7 класс
рабочая программа
Рабочая программа по Истории Донского края в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России для 8 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, авторской программы Н.В. Самариной, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIX век», 7 класс, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2017, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и в соответствии с ООП ООО.
Учебный предмет История Донского казачества является содержательным продолжением курсов ОРКСЭ, Доноведение и позволяет выстроить систему преподавания регионального компонента на уровне основного общего образования в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России. Особенностью данного учебного предмета является изучение истории и культуры народов, населяющих Донской край на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся, включая историю Ростовской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachestvo_7_klass.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Крюковской СОШ
Приказ от 30.08.2019 №217-ОД
----------------------- Г.А. Молчанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории Донского казачества
7 класс
Основное общее образование
Количество часов в год: 34 ч.
в неделю: 1 ч.
Программа разработана:
Казьминой Еленой Владимировной
Программа разработана на основе:
Авторской программы Н.В.Самариной, О.Г.Витюк «История Донского края 17-19 век», 7 класс, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2017
Ростовская область
Куйбышевский район
Х. Крюково
2019 год.
Нормативные документы и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2 №2821 – 10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 3997;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
- Письмо министерства общего и профессионального образования Ростовской области (далее МО и ПО РО) от 25.04.2018 № 24/4.1–5705 «О направлении рекомендаций» по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год
- Устав МБОУ Крюковской СОШ;
- Учебный план МБОУ Крюковской СОШ на 2019-2020 учебный год;
- Положение МБОУ Крюковской СОШ «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности».
- Программа разработана на основе авторской программы Н.В.Самариной, О.Г.Витюк «История Донского края 17-19 век» 7 класс, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом,2017, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и в соответствии с ООП ООО рассчитана на 35 часов(1 час в неделю). Исходя из календарного учебного графика МБОУ Крюковской СОШ на 2019-2020 учебный год, расписания уроков МБОУ Крюковской СОШ на 2019-2020 учебный год, рабочая программа по Истории Донского казачества 34 часа.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории Донского края в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России для 8 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, авторской программы Н.В. Самариной, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIX век», 7 класс, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2017, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и в соответствии с ООП ООО.
Учебный предмет История Донского казачества является содержательным продолжением курсов ОРКСЭ, Доноведение и позволяет выстроить систему преподавания регионального компонента на уровне основного общего образования в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России. Особенностью данного учебного предмета является изучение истории и культуры народов, населяющих Донской край на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся, включая историю Ростовской области.
Цели реализации регионального компонента по истории Донского края:
- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
- формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.
Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:
-дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Донской край;
- сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;
- способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;
- помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
-развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
- создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;
- формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 7 классе из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1.Н.В.Самарина, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIX в.» 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, «Донской издательский дом, 2017.
2.Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся. - Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2013.
3.Ф.И.Нарежный, Н.В.Самарина. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2013
4.Сизенко А. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад жизни. Ростов-на-Дону, Владос, 2010.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные
- Указывать даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края; гипотезы о происхождении донского казачества;
- Называть причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
- Давать характеристику социально-экономического развития края
- Анализировать историческую карту, показывать на карте:
а) территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства;
б) территорию Ростовской области, Южного Федерального Округа;
в) районы народных протестов, восстаний, сражений
- Описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик.
- Объяснять значение основных понятий
- Формулировать причинно- следственные связи важнейших событий на Дону, в том числе связанные с историей донского казачества.
- Определять особенности исторического развития Донского края, истории и культуры народов, проживающих в Ростовской области.
- Определять синхронность событий и процессов региональной, российской и всеобщей истории.
Метапредметные
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
-самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования; самостоятельной интерпретации информации;
-объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества; - анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей;
- самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
- Представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
- использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства различных источников;
- использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе изучения курсов всемирной, отечественной истории, истории Донского края.
Личностные
- Давать оценку месту и роли Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразию истории Донского края;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края; - соотносить историю своей семьи с региональной историей;
- приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
-использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Донские казаки в событиях Смуты раскрывает причины смутного времени, участие донских казаков в восстании И.Блотникова. Первое и второе ополчение, его участники. Итоги восстания.
Тема. Войско Донское и царская власть. Порядок несения службы казаков, военные действия против Турции. Участие казаков в Азовском осадном сидении.
Тема. Донское казачество во второй половине XVII века. Политическая ситуация на Дону в середине XVII века. Персидские походы. Крестьянская война 1670 – 1671 гг. Церковная реформа. Старообрядчество на Дону. Культурные традиции.
Тема Донской край в эпоху петровских преобразований. Завоевание Азова. Восстание под предводительством К.Булавина. Система управления Войском Донским в XVIII веке.
Тема Казаки на службе Российской империи в XVIII веке. Организация военной службы, участие казаков в Семилетней войне, войнах на Кавказе. Восстание казаков 1792 – 1794 годов.
Тема 2. Донской край в XVIII веке. Становление сельского хозяйства, казачьи промыслы, торговля. Формирование крепостного права. Образование донского дворянства. Социальный и национальный состав население Донского края. Основание Ростова–на-Дону. Переселение армянских общин на Дон. Греческое население Донского края.
Тема 3. Донской край в начале XIX в. Система управления и социальное развитие Донского края. Новочеркасск и его роль как нового административного центра. Система землепользования и дворянское землевладение. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года.
Тема. Хозяйство и города Нижнего Дона в первой половине века. Состав населения, хозяйство и промыслы. Роль городов в экономике края.
Тема 4. Дон в пореформенный период. Особенности крестьянской реформы на Дону. Судебная, военная и земская реформы. Военная служба казаков в пореформенный период. Участие казаков русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Закрытие земства на Дону.
Тема. Становление рыночной экономики. Хозяйство донских помещиков и крестьян. Хозяйство казаков. Неземледельческие отрасли хозяйства.
Тема. Донской край в конце XIX века. Сословный состав жителей Дона. Этнический состав. Культура городов и станиц. Тема. Мой родной город во второй половине ХIХ века.
Тематическое планирование 7 класс
Дата | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Требования к результату |
05.09 | Донской край в 17-ом веке Участие донских казаков в смуте | 1 | Обсуждение проблемных вопросов, работа в группах |
12.09 | Участие донских казаков в смуте | 1 | Работа в группах с документами |
19.09 | Войско Донское и царская власть в первой половине 17-ого века | 1 | Подготовка презентаций, творческие задания |
26.09 | Азовское осадное сидение | 1 | Работа с картой и иллюстрациями, составление описания по плану. |
03.10 | Социально-политические кризисы в России второй половины 17-ого века и донское казачество | 1 | Работа с текстом, составление таблицы |
10.10 | Старообрядцы на Дону в конце 17-ого века | 1 | Дискуссия по проблемным вопросам |
17.10 | Обобщающий урок по теме 1 | 1 | Контрольная работа |
24.10 | Культура донских казаков в 17-ом веке | 1 | Творческие индивидуальные задания |
07.11 | Войско Донское в Приазовье в 18 веке Войско Донское в эпоху петровских преобразований. Система управления казачьей областью в 18-ом веке | 1 | Работа с текстом, вопросы и задания к тексту |
14.11 | Казаки на службе Российской империи в 18-м в | 1 | Работа в группах с документами |
21.11 | Формирование донского дворянства и крепостных крестьян. Хозяйственное освоение края. | 1 | Работа с текстом, составление таблицы |
28.11 | Население Донской области и Приазовья в XVIII в. | 1 | Работа с картой и дополнительной информацией, составление описания образа жизни, традиций, народных костюмов. |
05.12 | Донской край в первой половине 19-ого века Система управления краем и его социальное развитие | 1 | Работа с текстом, вопросы и задания к тесту |
12.12 19.12 | Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года | 2 | Индивидуальные задания, подготовка презентаций |
26.12 | Наши земляки – участники Отечественной войны 1812г. | 1 | Индивидуальные задания, подготовка презентаций |
16.01 | Хозяйство в Войске Донском накануне отмены крепостного права | 1 | Работа с текстом, составление таблицы |
23.01 30.01 | Города Нижнего Дона и Приазовья в первой половине 19-ого в: экономика и культура | 2 | Работа в группах, подготовка мини- проектов |
06.02 | Обобщающий урок | 1 | Контрольная работа |
13.02 | Область Войска Донского в эпоху модернизации Либеральные реформы 1860- 1870гг на Дону | 1 | Беседа с постановкой проблемного вопроса |
20.02 27.02 | Войско Донское в пореформенный период. Свертывание либеральных преобразований в области | 2 | Работа с текстом и заданиями к нему |
05.03 12.03 | Донская область – район торгового земледелия. Города Нижнего Дона – центры рыночной экономики | 2 | Работа с картой, с дополнительной информацией |
19.03 | Промышленное развитие Дона | 1 | Работа со статистическими данными |
02.04 09.04 | Население Донской области в 1860-1890-е гг. | 2 | Составление описания образа жизни, традиций, занятий |
16.04 | Культура городов и станиц Дона во второй половине 19-ого | 1 | Творческие задания по выбору |
23.04 | Обобщение знаний по курсу Дон и Приазовье в 18-19 вв | 1 | Фронтальный опрос |
07.05 | Горные разработки и первые хутора на территории нашей области | 1 | Подготовка мини- проектов |
14.05 21.05 | Город Азов, Ростов, Новочеркасск | 2 | Подготовка мини- проектов |
28.05 | Знаменитые личности города | 1 | Подготовка мини- проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 5-9 КЛАССЫ
Статус документа Рабочая программа по истории для V-XVIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая ...
Рабочая программа кружка "История спорта" 4 класс
Рабочая программа кружка "История спорта" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...
Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы
Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного ...
Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества"
Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества" направлена на реализацию духовно-нравственного направления по ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся начальных ...
Рабочая программа по истории для 8 класса
Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе авторской...
Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»
Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...
Рабочая программа по истории казачества 3 класс
В данном файле содержится рабочая программа с тематическим и поурочным планированием...