Обрядность весеннего цикла. Вирем.
план-конспект занятия по теме

Третьякова Ирина Ивановна

     Вирем-весенний праздник верховых чувашей, посвященный изгнанию из селений злых духов старого года. Традиционно этот праздник проводился накануне великого дня (Манкун). После распространения христианства языческий праздник Манкун совпал с православной пасхой, а вирем был приурочен к вербному воскресенью.

     У низовых чувашей аналогичный праздник называется серен.

     Накануне вирем проводятся ежегодные поминовения предков. В день вирем молодые ребята идут в лес и заготавливают рябиновые прутья. После возвращения из леса начинается подворный обход деревни. Ребята с музыкой, песнями и плясками обходят всю деревню посолонь, начиная с крайнего восточного дома. В каждом доме их встречают гостинцами, приглашают в избу и угощают кто чем может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_folklornogo_prazdnika_virem.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОШИ «Гимназия-интернат №34»

г.Нижнекамска РТ

 Третьякова Ирина Ивановна

Обрядность весеннего цикла. Вирем.

  Содержание.

Вступительная часть. Вирем - весенний праздник верховых чувашей.

Основная часть. Праздник «Вирем».

Заключение.

Использованная литература.

Обрядность весеннего цикла. Вирем.

                                                     

     Краткое содержание календарного народного праздника.

     Вирем-весенний праздник верховых чувашей, посвященный изгнанию из селений злых духов старого года. Традиционно этот праздник проводился накануне великого дня (Манкун). После распространения христианства языческий праздник Манкун совпал с православной пасхой, а вирем был приурочен к вербному воскресенью.

     У низовых чувашей аналогичный праздник называется серен.

Накануне вирем проводятся ежегодные поминовения предков. В день вирем молодые ребята идут в лес и заготавливают рябиновые прутья. После возвращения из леса начинается подворный обход деревни. Ребята с музыкой, песнями и плясками обходят всю деревню посолонь, начиная с крайнего восточного дома. В каждом доме их встречают гостинцами, приглашают в избу и угощают кто чем может. Ребята бьют рябиновыми прутьями по углам и стенам каждого строения, чтобы изгнать злых духов. Ударяют так же хозяев дома и скотину, чтобы изгнать всякую хворобу. За это им хозяева  давали яйца, колобки, пирожки, орехи.

     Обойдя таким образов всю деревню, ребята собираются вечером где-нибудь за деревней, сюда же к ним приходят несколько стариков, хорошо знающие старинные молитвы и обряды. Помолившись за здоровье и благополучие односельчан, руководители праздника вирем раздают каждому угощения.

     После этого зажигают костры. Когда костер разгорится, бросают в огонь рябиновые прутья. Снимают  с себя одежду, шапки и бросают вверх, приговаривая: «Пусть всякая нечисть и всякая хвороба уходят из селения!» Веселья и игры продолжаются до позднего вечера. Дети играют в различные игры, поют песни, пляшут под музыку. Перед тем как разойтись по домам, начинают перепрыгивать через костер. Тот, кто трижды перепрыгнул, во весь дух бежит в деревню, так как считается, что нечистая сила и болезни пристанут к нему.

     На другой день начинается Манкун. Веселье детворы продолжается целую неделю.

   Сцена укăлчан пĕр пайне сăнарлать. Автан авăтнă, хур – кайăк кĕшĕлтетни илтĕнет, ял шăв-шавĕ (кассета).

Пĕр ача сцена сине ыттисенчен маларах чупса кĕрет.

Ача: Атьăр каяр вĕрене!

         Эпир каймасан кам каять?

         Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!

Ват çын кĕрет, хуллен уткаласа çÿрет. Пуртрен аякка каймасть.

1 ача: Тимухха пиччев!

2 ача: Тан, тан тяппи!

3 ача: Кĕл вучахĕнче икĕ çăмарта пулмĕ-ши?.

Пĕрле: Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!

      Все дети стукают прутьями в угол дома и хозяина. Хозяин же в свою очередь выносит детям угощение, старец идет с детьми за околицу.

Ват çын: Вирми те, вирми, терĕмĕр,

                Вирми çитсе иртсе те кайрĕ.

                Юрлăр, юрлăр ачасем,

                Юрламасăр ан юлăр!

                Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!

                  Исполняется песня «Урам айăкки кăвак çеçке»

Атте турă пулăшнипе чир – чĕр тухса кайтăр!

Ачасем: Çапла пултăр!

Ват çын: Киремечĕ ан тапăнтăр

Ачасем: Çапала пултăр!

Ватă çын:Пăрçи шĕпĕнпе ан аптраттăр!

Ачасем: Çапла пултăр!

Ватă çын:Йĕрĕхĕ çырлахтăр!

Ачасем:Çапла пултăр!

Ват çын: Сурăхĕсем путек туччĕр!

Ачасем: Çапла пултăр!

Ват çын: Пинрен пине çитчĕр!

Ачасем: Çапла пултăр!

Ват çын: Арăмĕсем ывăл туччĕр!

Пурте: Çапла пултăр! Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!

Ватăсем пĕрле: Кăна эпир ыйтмастпăр , вĕрен ачисем ыйтаççĕ!

Пурте: Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!

      Все прутья бросают в костер (кроме старца), снимают верхнюю одежду, шапки бросают вверх и кричат:

Ачасем: Усал-тĕсел çумран кай,

               Çумран кай, ялтан кай,

                Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!

(В старину, именно детей собирали на этот праздник, считалось, что дети своим шумом изгоняли злых духов из селения, а так как дети существа невинные, то духи уже не могли пристать к ним. Само слово Вĕрен – означает «Изгнать» Вĕр-дуй, гони, продувай). Затем  старики снова раздают сладости или же яйца. У каждого спрашивают:

     - Мĕн тăватăр?

Ачасем: Вылятпăр!!!

                   Исполняется детская игровая песня «Пĕчĕк çеç путене».

Ватă çын: Çунса пĕтеймен хулла илсе пĕр ачине пырса çапать, çав хушăрах хĕр ачине те тивертсе илет. (Старец берет с костра недогоревшую палочку и спускает или задевает нескольких ребят, девочку и мальчика, приговаривая):

     - Тăванăм, маттурăм, вĕл-вĕл çÿçĕм,калăп сăмси, кĕрĕк пĕрми,купăс кукрашки. Ак сана!Ак сана! Мĕн тутарар ку ачана!?

Ачасем: Ташă ташлаттарар.

Ача: Эпĕ пĕччен ташламастăп. Манна хĕр- юлташсем кирлĕ.

Ватă çын: Суйла эппин хăвна валли юлташсем.

Ватă çын: Тăван сăмах, тăван чĕлхи,

                  Çĕр пин чĕтревлĕ хĕлĕхе

                  Пĕр харăс янраттарнă евĕр

                  Çунат хушса çĕкленчĕ кĕвĕ!

                           Исполняется чувашский танец.

Ватă çын: хуллине илсе ачасене çапкалать:

                                               Пысăк пулăр, пысăк пулăр

                                               Ϋссен маттур ача пулăр

          Юрлама та ăста пулăр,

           Ташлама та, ăста пулăр.

                   Исполняется танец «Линка-Линка» (танцует группа детей).

     По окончании танца, дети отнимают у старца прутик и  упрашивают самого петь приговаривая: Юрла, юрла! (Пой, пой!)

Ватă çын: Чĕппи-чĕппи таракан,

                  Кăвас чĕрес кăшлакан

                  Пĕрин вăтти çапларах,

                  Пĕр кĕвĕсĕр ташлакан.

 (Ватă çын ташла-ташла юрлать, ачасене алхастарать, такмак калама хушать).

       Дети исполняют озорные частушки. После чего дети один за другим прыгают через костер и убегают прочь со сцены. По старинному обычаю считалось, что тот, кто последний задержится или замешкается, к тому может пристать нечистая сила на весь год.

III. Список использованной литературы.

Данилов В.Д.. Павлов Б.И. История Чувашии.- М. «Планета», 1988.-191с.

Иванов В.П., Матьвеев Г.Б., Культура чувашского края. Часть I: Учебное пособие. - Чебоксары: Чув.кн.из-во,1995.-350с.

III. Заключение.

   В деревне веселье и игры продолжаются до позднего вечера. Дети играют в различные игры, большей частью в чижи и в альчики, поют песни, пляшут под музыку.

   На другой день начинается Манкун. Веселье детворы продолжается целую неделю.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна, весна на улице, весенние деньки! Весенних именинников поздравляем мы!

Как сплотить, сдружить первоклассников и их родителей? Традиционным стало праздновать дни р...

Внеклассное мероприятие " Весенние праздники" ( из цикла" История, традиции.")

Сценарий внеклассного мероприятия по окр.миру.3-4 класс...

Презентация к весеннему мероприятию "Весенние цветы"

Данная презентация может быть использована и как самостоятельное наглядное пособие, и как часть любого внеклассного мероприятия, посвящённого весне. Может быть использована в классах для детей с ОВЗ....

Презентация выступления на конференции ВИРО "Успешные практики создания и реализации программ формирования УУД. Опыт региональных инновационных площадок Воронежской области"

Презентация освещает выступление на конференции на тему "Развитие метапредметных умений и навыков младших школьников через практическую деятельность на внеурочных занятиях в МБОУ "СОШ № 101...

Циклы. Практическая работа «Лабиринт. Циклы»

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами вновь поговорим об алгоритмах, а точнее о линейных алгоритмах. Вспомним основные понятия и познакомимся с новой программной, которая называется «ПиктоМир&r...