Обрядность весеннего цикла. Вирем.
план-конспект занятия по теме
Вирем-весенний праздник верховых чувашей, посвященный изгнанию из селений злых духов старого года. Традиционно этот праздник проводился накануне великого дня (Манкун). После распространения христианства языческий праздник Манкун совпал с православной пасхой, а вирем был приурочен к вербному воскресенью.
У низовых чувашей аналогичный праздник называется серен.
Накануне вирем проводятся ежегодные поминовения предков. В день вирем молодые ребята идут в лес и заготавливают рябиновые прутья. После возвращения из леса начинается подворный обход деревни. Ребята с музыкой, песнями и плясками обходят всю деревню посолонь, начиная с крайнего восточного дома. В каждом доме их встречают гостинцами, приглашают в избу и угощают кто чем может.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_folklornogo_prazdnika_virem.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОШИ «Гимназия-интернат №34»
г.Нижнекамска РТ
Третьякова Ирина Ивановна
Обрядность весеннего цикла. Вирем.
Содержание.
Вступительная часть. Вирем - весенний праздник верховых чувашей.
Основная часть. Праздник «Вирем».
Заключение.
Использованная литература.
Обрядность весеннего цикла. Вирем.
Краткое содержание календарного народного праздника.
Вирем-весенний праздник верховых чувашей, посвященный изгнанию из селений злых духов старого года. Традиционно этот праздник проводился накануне великого дня (Манкун). После распространения христианства языческий праздник Манкун совпал с православной пасхой, а вирем был приурочен к вербному воскресенью.
У низовых чувашей аналогичный праздник называется серен.
Накануне вирем проводятся ежегодные поминовения предков. В день вирем молодые ребята идут в лес и заготавливают рябиновые прутья. После возвращения из леса начинается подворный обход деревни. Ребята с музыкой, песнями и плясками обходят всю деревню посолонь, начиная с крайнего восточного дома. В каждом доме их встречают гостинцами, приглашают в избу и угощают кто чем может. Ребята бьют рябиновыми прутьями по углам и стенам каждого строения, чтобы изгнать злых духов. Ударяют так же хозяев дома и скотину, чтобы изгнать всякую хворобу. За это им хозяева давали яйца, колобки, пирожки, орехи.
Обойдя таким образов всю деревню, ребята собираются вечером где-нибудь за деревней, сюда же к ним приходят несколько стариков, хорошо знающие старинные молитвы и обряды. Помолившись за здоровье и благополучие односельчан, руководители праздника вирем раздают каждому угощения.
После этого зажигают костры. Когда костер разгорится, бросают в огонь рябиновые прутья. Снимают с себя одежду, шапки и бросают вверх, приговаривая: «Пусть всякая нечисть и всякая хвороба уходят из селения!» Веселья и игры продолжаются до позднего вечера. Дети играют в различные игры, поют песни, пляшут под музыку. Перед тем как разойтись по домам, начинают перепрыгивать через костер. Тот, кто трижды перепрыгнул, во весь дух бежит в деревню, так как считается, что нечистая сила и болезни пристанут к нему.
На другой день начинается Манкун. Веселье детворы продолжается целую неделю.
Сцена укăлчан пĕр пайне сăнарлать. Автан авăтнă, хур – кайăк кĕшĕлтетни илтĕнет, ял шăв-шавĕ (кассета).
Пĕр ача сцена сине ыттисенчен маларах чупса кĕрет.
Ача: Атьăр каяр вĕрене!
Эпир каймасан кам каять?
Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!
Ват çын кĕрет, хуллен уткаласа çÿрет. Пуртрен аякка каймасть.
1 ача: Тимухха пиччев!
2 ача: Тан, тан тяппи!
3 ача: Кĕл вучахĕнче икĕ çăмарта пулмĕ-ши?.
Пĕрле: Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!
Все дети стукают прутьями в угол дома и хозяина. Хозяин же в свою очередь выносит детям угощение, старец идет с детьми за околицу.
Ват çын: Вирми те, вирми, терĕмĕр,
Вирми çитсе иртсе те кайрĕ.
Юрлăр, юрлăр ачасем,
Юрламасăр ан юлăр!
Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!
Исполняется песня «Урам айăкки кăвак çеçке»
Атте турă пулăшнипе чир – чĕр тухса кайтăр!
Ачасем: Çапла пултăр!
Ват çын: Киремечĕ ан тапăнтăр
Ачасем: Çапала пултăр!
Ватă çын:Пăрçи шĕпĕнпе ан аптраттăр!
Ачасем: Çапла пултăр!
Ватă çын:Йĕрĕхĕ çырлахтăр!
Ачасем:Çапла пултăр!
Ват çын: Сурăхĕсем путек туччĕр!
Ачасем: Çапла пултăр!
Ват çын: Пинрен пине çитчĕр!
Ачасем: Çапла пултăр!
Ват çын: Арăмĕсем ывăл туччĕр!
Пурте: Çапла пултăр! Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!
Ватăсем пĕрле: Кăна эпир ыйтмастпăр , вĕрен ачисем ыйтаççĕ!
Пурте: Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!
Все прутья бросают в костер (кроме старца), снимают верхнюю одежду, шапки бросают вверх и кричат:
Ачасем: Усал-тĕсел çумран кай,
Çумран кай, ялтан кай,
Вĕрен! Вĕрен! Вĕрен!
(В старину, именно детей собирали на этот праздник, считалось, что дети своим шумом изгоняли злых духов из селения, а так как дети существа невинные, то духи уже не могли пристать к ним. Само слово Вĕрен – означает «Изгнать» Вĕр-дуй, гони, продувай). Затем старики снова раздают сладости или же яйца. У каждого спрашивают:
- Мĕн тăватăр?
Ачасем: Вылятпăр!!!
Исполняется детская игровая песня «Пĕчĕк çеç путене».
Ватă çын: Çунса пĕтеймен хулла илсе пĕр ачине пырса çапать, çав хушăрах хĕр ачине те тивертсе илет. (Старец берет с костра недогоревшую палочку и спускает или задевает нескольких ребят, девочку и мальчика, приговаривая):
- Тăванăм, маттурăм, вĕл-вĕл çÿçĕм,калăп сăмси, кĕрĕк пĕрми,купăс кукрашки. Ак сана!Ак сана! Мĕн тутарар ку ачана!?
Ачасем: Ташă ташлаттарар.
Ача: Эпĕ пĕччен ташламастăп. Манна хĕр- юлташсем кирлĕ.
Ватă çын: Суйла эппин хăвна валли юлташсем.
Ватă çын: Тăван сăмах, тăван чĕлхи,
Çĕр пин чĕтревлĕ хĕлĕхе
Пĕр харăс янраттарнă евĕр
Çунат хушса çĕкленчĕ кĕвĕ!
Исполняется чувашский танец.
Ватă çын: хуллине илсе ачасене çапкалать:
Пысăк пулăр, пысăк пулăр
Ϋссен маттур ача пулăр
Юрлама та ăста пулăр,
Ташлама та, ăста пулăр.
Исполняется танец «Линка-Линка» (танцует группа детей).
По окончании танца, дети отнимают у старца прутик и упрашивают самого петь приговаривая: Юрла, юрла! (Пой, пой!)
Ватă çын: Чĕппи-чĕппи таракан,
Кăвас чĕрес кăшлакан
Пĕрин вăтти çапларах,
Пĕр кĕвĕсĕр ташлакан.
(Ватă çын ташла-ташла юрлать, ачасене алхастарать, такмак калама хушать).
Дети исполняют озорные частушки. После чего дети один за другим прыгают через костер и убегают прочь со сцены. По старинному обычаю считалось, что тот, кто последний задержится или замешкается, к тому может пристать нечистая сила на весь год.
III. Список использованной литературы.
Данилов В.Д.. Павлов Б.И. История Чувашии.- М. «Планета», 1988.-191с.
Иванов В.П., Матьвеев Г.Б., Культура чувашского края. Часть I: Учебное пособие. - Чебоксары: Чув.кн.из-во,1995.-350с.
III. Заключение.
В деревне веселье и игры продолжаются до позднего вечера. Дети играют в различные игры, большей частью в чижи и в альчики, поют песни, пляшут под музыку.
На другой день начинается Манкун. Веселье детворы продолжается целую неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весна, весна на улице, весенние деньки! Весенних именинников поздравляем мы!
Как сплотить, сдружить первоклассников и их родителей? Традиционным стало праздновать дни р...
Урок окружающего мира во втором классе по теме "Весенние изменения в природе. Весенние месяцы. Признаки весны"
урок окружающего мира в школе 2 вида для учащихся с нарушением слуха...
Внеклассное мероприятие " Весенние праздники" ( из цикла" История, традиции.")
Сценарий внеклассного мероприятия по окр.миру.3-4 класс...
Открытое занятие: Развитие творческой речевой активности через актуализацию знаний по теме: «Весна, весенние изменения в природе, признаки весны, весенние приметы в загадках описаниях и произведениях изобразительного искусства!"
Воспитательский час в детском доме. Тема: Весна, весенние изменения через картины художников....
Презентация к весеннему мероприятию "Весенние цветы"
Данная презентация может быть использована и как самостоятельное наглядное пособие, и как часть любого внеклассного мероприятия, посвящённого весне. Может быть использована в классах для детей с ОВЗ....
Презентация выступления на конференции ВИРО "Успешные практики создания и реализации программ формирования УУД. Опыт региональных инновационных площадок Воронежской области"
Презентация освещает выступление на конференции на тему "Развитие метапредметных умений и навыков младших школьников через практическую деятельность на внеурочных занятиях в МБОУ "СОШ № 101...
Циклы. Практическая работа «Лабиринт. Циклы»
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами вновь поговорим об алгоритмах, а точнее о линейных алгоритмах. Вспомним основные понятия и познакомимся с новой программной, которая называется «ПиктоМир&r...