Обновление содержания образования в начальной школе через краеведение
статья по теме

Простакишина Валентина Александровна

В статье рассказывается о том, как в нашей школе  через краеведение закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обновление содержания образования в начальной школе через краеведение

(из опыта работы)

   Одним из основных направлений модернизации системы образования является обновление содержания образования. Ориентиры обновления обозначены в ФГОС второго поколения. В разделе «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» нарду с предметными знаниями и умениями обозначены опыт решения проблем и опыт творческой деятельности. Это возможно лишь при использовании развивающих технологий и методов обучения, направленных на формирование у школьников  способов интеллектуального творчества: умения видеть в материале противоречие, формулировать учебную проблему, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, делать выводы и др.

   Обновление содержания образования вызвано и внедрением в педагогическую практику регионального базисного учебного плана. Это повысило самостоятельность и ответственность школ в выборе определённой части содержания образования (региональный компонент). Многие школы, обновляя содержание вариативной части учебного плана, включили в расписание уроков учащихся начальной школы такие предметы,  как  экология, этика, эстетика, фольклор и др. В нашей школе таким предметом стало краеведение. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребёнок в уже привычном, знакомом открывает всё новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатство.

   Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознает себя.

Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая её связь с современностью.

    В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

   Краеведческий подход в образовании младших школьников даёт возможность гуманизировать  учебно-воспитательный процесс. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность, вносит конкретность в учебный процесс.

   Прежде, чем ввести элективный курс «Краеведение» методическим объединением учителей начальных классов нашей школы была проделана огромная работа.  Мы тщательно изучили разработанную и уже утверждённую программу «Забайкаловедение», всю имеющуюся в школьной и поселковой библиотеке литературу, разработали различные творческие задания, методические разработки,  каждый учитель представил свою рабочую программу, в основу которых были положены реализация личностного подхода, интеграция научных знаний и образовательных технологий.

  Изучение данного курса и работа с творческими заданиями и проектами позволяет младшим школьникам использовать свой личный жизненный опыт, знания, которые они самостоятельно добывают из различных источников:  книг, энциклопедий, средств интернет. Часто, вместе с родителями, дети создают настоящие произведения искусств. Разнообразные формы работы позволяют учителям сделать занятия интересными и содержательными. Одним из любимых занятий стал клуб детского чтения «Парус», который ведёт учитель русского языка и литературы Кивлева А.Н. здесь дети знакомятся с произведениями забайкальских авторов. Незабываемыми стали встречи с Н.Ярославцевым, Г. Граубином, А. Гордеевым, редактором детского журнала «Сибирячок» С.Н. Асламовой, и многие другие. В результате ученики моего класса решили издать свою книгу, они написали стихи, загадки и сказки. Книга вышла под названием «Фантазёры из 3 А» и была презентована родителям и студентам ЗабГГПУ. Плакаты, сочинения, статьи в газету «Чадо», рисунки в «Сибирячок» и Краевую детскую библиотеку, семейные генеалогические древа, виртуальные экскурсии по заповедникам нашего края, экскурсии в природу, экологические десанты, гербарии из листьев местных трав и деревьев – это только малая часть работы, которую проделывают наши ребята на уроках краеведения.

   Таким образом, введение краеведения в содержание начального образования позволяет наиболее качественно решать те задачи, которые возложены на I ступень обучения:

  • Целостное гармоничное развитие личности школьника, с учётом индивидуальных  возможностей и особенностей каждого;
  • Овладение основными компонентами учебной деятельности;
  • Формирование готовности к дальнейшему образованию и самообразованию;
  • Воспитание таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, дающих возможность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...

Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность

     Поликультурное (многокультурное)  образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...

Технология создания контрольно-измерительных материалов на основе компетентностной модели содержания образования в начальной школе

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования описаны в разделе «Требования к результатам». В тексте ФГОС НОО содержатся прямые указания и на такие ха...

Педагогический проект « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»

В данном проекте  представлен опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способно...

Обновление содержания предметов в начальной школе :математика.

Изменения в рабочей программе по математике в начальной школе...