Системно – деятельностный подход в содержании образования в начальной школе
материал на тему
Предварительный просмотр:
Содержание.
Введение. 2-5 стр.
1.Актуальность введения федеральных государственных стандартов. 6-10 стр.
2.Суть системно-деятельностного подхода. 11-19 стр.
3.Роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода. 20-23 стр.
Заключение. 24-26 стр.
Список литературы. 27-28 стр.
Введение
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования — ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.
В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты.
По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.
Группу разработчиков возглавил Александр Михайлович Кондаков – член корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение», в конце 1990-х годов занимавший должность заместителя министра образования РФ. В 1997-98 годах в ранге советника вице-премьера Олега Сысуева он участвовал в работе Комиссии по экономической реформе вместе с ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
Стандарты второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами.
Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть:
1. личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями: регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Инновационность стандарта проявляется в том, что впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований к результатам образования, на первый план выступает семья. Во-вторых, инновационность стандарта второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий.
Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.
Цель контрольной работы:
- Рассмотреть теоретический аспект проблемы реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Задачи:
- Рассмотреть актуальность введения федеральных государственных стандартов.
- Раскрыть суть системно-деятельностного подхода в образовании.
- Выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.
Актуальность введения федеральных государственных стандартов.
Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. До конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты образования не применялись как инструмент повышения качества образовательных результатов. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. Именно поэтому, в преддверии введения стандартов второго поколения в начальной школе, интересен международный опыт решения этой задачи.
Значительный опыт накоплен в этом плане в США: в 1984 г., после публикации доклада министерства образования США "Нация реагирует: новейшие меры по усовершенствованию системы образования", началось реформирование государственной образовательной системы: появились стандарты и тесты. А дискуссии не затихают до сих пор. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира. В публикации "Спасут ли образование государственные стандарты" Д. Майера, профессора педагогического факультета Нью-Йоркского университета, директора школы в Бостоне, видного международного ученого, говорится о том, что более 25 лет реформирования американской школы не решили всех ее проблем.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний.
Переход на «Государственный стандарт» важен в системе образования, необходим пересмотр целей образования:
процесс глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
Основные требования общества к образовательной системе актуальны:
- формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;
- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. Стандарт образования – это один из основных элементов модернизации российского образования.
По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко "взрослой жизни во взрослом обществе", то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. Школьные стандарты второго поколения отменяют "минимум знаний" и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений.
Примечательно, что новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Нынешние стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители. Государственный стандарт второго поколения многогранен, он затрагивает множество аспектов. Новый стандарт адресован прежде всего взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса. И учитель на уроке сегодня — это не говорящий телевизор, а дирижер.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – Требования) содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу начального общего образования, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Суть системно- деятельностного подхода.
До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход, который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако, потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий.
Одной из таких технология является системно - деятельностный подход. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Еще в 1972 г. философы отмечали: «Системно- структурный подход к изучаемым объектам приобретает статус общенаучного принципа: во всех специальных науках, в меру их развитости и внутренних потребностей, используется системный подход» ( B. C. Тюхтин ) .
Повышенное внимание к проблемам системного подхода в настоящее время объясняется соответствием его как метода усложнившимся задачам общественной практики, задачам познания и конструирования больших, сверхсложных систем. Но не только этим. Феномен системного подхода отражает, прежде всего, определенную закономерность в развитии самой науки.
Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации — «информационный взрыв». «Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания» (А. И. Уемов)
Дидактические принципы деятельностного подхода:
1) Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.
2) Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
4) Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Следовательно, сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования школы как системы образования, реализующей деятельностный подход.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
■ от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
■ от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
■ от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
■ от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Механизмы организации учебного процесса
в традиционном и деятельностном способах обучения.
Объяснительный | Компоненты деятельности | Деятельностный |
Задаётся педагогом, может декларироваться лицом, его заменяющим (старшеклассником) | 1. Цель — модель желаемого будущего, предполагаемый результат | В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности |
Используются внешние мотивы деятельности | 2. Мотивы - побудители к деятельности | Опора на внутренние мотивы деятельности |
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели | 3. Средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность | Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели |
Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем | 4. Действия - основной элемент деятельности | Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика |
Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний | 5. Результат - материальный или духовный продукт | Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе учения |
Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами | 6. Оценка - критерий достижения цели | Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения |
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:
1 шаг – Самоопределение к деятельности.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2) выделяется содержательная область («могу»).
2 шаг – Актуализация знаний и фиксация затруднений
Данный этап предполагает: - подготовку мышления детей к проектировочной деятельности (актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий); - тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3шаг- Постановка учебной задачи
1. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
2. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.
3. Постановка цели, формулировка (или уточнение) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения «открытие» детьми нового знания:
- выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез;
- учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.);
- после построения и обоснования нового способа действий, новый способ действий фиксируется в речи в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре.
4шаг- Первичное закрепление во внешней речи
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
5шаг- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
6шаг - Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках
7шаг- Рефлексия деятельности (итог урока).
Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Таким образом, предлагаемая технология может использоваться в качестве инструмента, предоставляющего учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, а управленцам — ту критериальную базу, которая обеспечит оценку эффективности деятельности учителя в новых условиях.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
уроки открытия нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля
Выделяют три вида деятельности, отличающихся отношением к норме:
самоопределение
нормотворчество
нормореализация
Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»). Самоопределение бывает как положительным, так и отрицательным.
Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный продукт.
Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности. Под самореализацией понимается процесс нормореализации в условиях выполнимости известной нормы и нормотворчества в условиях кризиса (невыполнимости) известной нормы, а под саморазвитием – процесс самоопределения и самореализации.
Деятельностный метод обучения включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормореализацию, нормотворчество) и рефлексию учащимися собственной деятельности, а значит обеспечивает системный тренинг деятельностных способностей во всей полноте.
Роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.
В информационный век и век высоких технологий резко изменилась жизнь людей. Теперь для успешности молодого поколения в современной жизни требуются новые знания, новый подход к их получению и дальнейшей реализации. Осуществление новых запросов общества на начальной ступени обучения возлагается на учителя начальных классов. Он должен находиться в центре школьной жизни. Повышается его роль и растут требования к его профессиональным качествам.
Какой же квалификацией и какими компетенциями должен обладать учитель начальных классов, который будет способен реализовать принципиально новые профессиональные задачи? Представляется, что он должен знать и глубоко понимать детскую психологию, владеть в совершенстве технологиями деятельностного обучения. Учитель должен научиться выстраивать взаимодействие с учащимися и учащихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно распределенной формой организации учебной работы.
Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Истинное назначение учителя - духовное творение человека. Он - есть живой носитель смысла жизни.
Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями. О том же говорил и Л. В. Занков: «Опыт преодоления дает личности возможность полноценно развиваться, помогает становлению тех качеств, которые нужны для того, чтобы быть успешным в жизни».
Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность (С.Батищев).
Для более успешного перехода на работу по новым образовательным стандартам разработаны отдельные элементы педагогической технологии: теория и практика организации учебного сотрудничества младших школьников (Г.А.Цукерман); создана педагогическая технология организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников, технология организации контрольно-оценочной деятельности учителя (А.Б.Воронцова), ведется разработка целостной педагогической технологии для деятельностного содержания образования (А.Б.Воронцов).
Деятельностный метод - это инструмент, который помогает учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность детей. К прежним задачам обучения добавляются новые. В начале урока «открытия» знаний учитель организует включение каждого ребенка в учебный процесс. Затем идет подготовка их мышления к самостоятельному выполнению следующего шага и осознание его необходимости. На этапе проектирования каждый ребенок сам ставит перед собой учебную цель, определяет средство и способ ее достижения, строит и реализует план своих действий. Затем самоконтроль, самооценка, включение в систему знаний, тренинг, сопровождающийся рефлексивным осмыслением и коррекцией своих индивидуальных затруднений. И только после этого контроль, причем обучающий.Такой способ учения становится для детей привычным и радостным: позволяет усвоить знания, пережить свой личный успех в познавательной деятельности, найти и исправить собственные ошибки.
Задача учителя многократно усложняется. Теперь он не просто объясняет новый материал, а создает ситуацию, когда дети сами его «откроют» для себя. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и , как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. У учащихся формируются такие мыслительные операции как анализ, синтез, оценка и рефлексия. Учитель перестает выполнять просто информационные функции, а становится управленцем, организующим самостоятельную познавательную деятельность детей.
Таким образом, системно – деятельностный подход позволяет учителю:
- систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения);
- каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;
- переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;
- уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;
- работать в условиях «открытого» комплекта;
- включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
- вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам (второго поколения).
Учитель должен учить учиться быть успешным в современном развивающемся обществе, задумываясь, прежде всего, о развитии духовно-нравственной личности ребёнка, о формировании универсальных учебных умений, о способности его к саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного активного присвоения учащимся активного социального опыта.. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству.
Следовательно, современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование.
Заключение
Таким образом, актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
■ придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
■ более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
■ возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
■ существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
■ обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Сущность деятельностного подхода в обучении заключается в ориентации на удовлетворение нравственно-духовных потребностей каждого обучающегося, на развитие его творческого потенциала, формирование методологической культуры, включающей владение методами познавательной, нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической, рефлексивной деятельности, формирующей соответствующие качества личности, структуру личности человека, а также информационной культуры, ценностных ориентации и целостной картины мира посредством личностной деятельности.
В основе деятельностного способа обучения — личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.
При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. Психологически грамотно организованный процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлектирующего, способного к саморазвитию.
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом уроке. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
При системно - деятельностном подходе в образовании учитель выступает в роли управленца. Меняется логика и последовательность структурных единиц деятельности. Реализуя системно - деятельностный подход, учитель должен помнить о принципе целостности (человеке как социально-психологическом феномене и целостности его сущности, педагогическом процессе как явлении целостном).
Благодаря новым образовательным стандартам в постоянно развивающемся обществе будут вести активную жизнедеятельность предприимчивые, образованные, способные к деловому сотрудничеству люди.
Список литературы:
1.Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4
2. Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
3.Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2008.
4.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
5.Кондаков А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10
6. Кондаков А.М .Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М., 2008.
7. Кондаков А.М.Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.
7.Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М., 2005
8.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Ссылки в Интернете
Название | Образовательные ресурсы |
Министерство образования и науки РФ | Интернет: http://www.mon.gov.ru/
|
Интернет-портал Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике | Интернет: www.rost.ru
|
Всероссийский августовский педагогический совет | Интернет: http://www.pedsovet.alledu.ru |
«Российская газета» Публикует официальные документы | Интернет: http://www.rg.ru/ |
Национальный фонд подготовки кадров (г. Москва): конкурсы, форумы, проекты | Интернет: http://www.ntf.ru/ |
Министерство образования Московской области Государственное общеобразовательное учреждение Среднего профессионального образования Истринский педагогический колледж Московской области
Ресурсный центр подготовки педагогов школьного образования
Контрольная работа
Системно – деятельностный подход в содержании образования в начальной школе
Выполнила : Молчанова Т.А., учитель начальных классов п.Нахабино, МОУ гимназия № 4. Проверил ___________________ Балл _______________________ Дата защиты ________________
Истра, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе
Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...
Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
В данном исследовании рассмотрен основные приемы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и представленные практические пути их реализации...
Реализация системно – деятельностного подхода на современном уровне в начальной школе.
Реализация системно – деятельностного подхода на современном уровне в начальной школе....
Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход как основа организации в начальной школе"
Рассмотрено одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с неск...
Системно-деятельностный подход на уроках музыки в начальной школе.
Системно-деятельностный подход на уроках музыки в начальной школе....