Педагогический проект « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»
проект

Величко Наталия Ивановна

В данном проекте  представлен опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx125.58 КБ

Предварительный просмотр:

фотоя.jpeg

Педагогический проект:

«Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся  через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»

Величко Наталия Ивановна

учитель начальных классов высшей  категории

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»

       

В данном проекте  представлен мой опыт по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Путем  реализации педагогического проекта

« Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования», вовлечения учащихся в исследовательскую и проектную деятельность социальной направленности, а также путем проведения мероприятий нравственной направленности.

Содержание:

1.Введение.

      1.1. Актуальность проекта  « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»…………..3

       1.2.Анализ ситуации……………………………………………………….4

       1.3.Цели и задачи духовно-нравственного развития и  воспитания детей в начальной школе……………………………………………………………….5

       1.4.Основные направления духовно-нравственного развития личности обучающихся начальных классов…………………………………………….7

      1.5. Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания.

       1.6. Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………..8

      1.7.Сроки и этапы реализации проекта……………………………………9

      1.8.Планируемые результаты проекта……………………………………10

2.Основная часть.

       2.1.Модель проекта……………………………………………………….11

       2.2. Алгоритм реализации проекта………………………………………12

       2.3. Практическая  реализация проекта………………………………….13

       2.4. Критерии эффективности функционирования проекта…………...15

        3.Заключение………………………………………………………………….18

       4.Список литературы и источников………………………………………..19

 

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание». ( Л. И. Беляева) 

1.1. Актуальность проекта  

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с  Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной,  семейной и социальной культуры.

Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное  воспитание  и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

 «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

      Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

           Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

        

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как:

   - во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

   - во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

   - в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека,  его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог К.Д. Ушинский писал: « Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;

   - в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;

   Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

     Исходя их этого,  и опираясь на Программу воспитания учащихся МАОУ «Средняя школа №8» «Школа успеха», я разработала педагогический проект:  

«Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»

1.2. Анализ ситуации

    Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность, по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

     Проблемой моего  исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание младших школьников.

      Эта задача обозначена одной из главнейших для каждого педагога. Все решают её по-разному, ведь очень важно каким человеком станет сегодняшний ученик. Будет ли он способен на чувства сострадания, сопереживания, на помощь ближнему, сумеет ли отличить «черное от белого»? Ни для кого не секрет, что в современном мире компьютерных технологий очень много соблазнов для маленького человека, дать отпор которым ребёнок не может. Семья и школа должны быть единой основой, на которой растет личность. К сожалению, в силу своей занятости, родители часто, полностью или частично, перекладывают эту роль на школьного учителя.

     Объект исследования: духовно-нравственные качества личности младшего школьника.

     Предмет исследования: процесс духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование  разнообразных форм внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования.

.

1.3. Цели и задачи духовно-нравственного развития и  воспитания детей в начальной школе

     Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

      Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • любящий свою семью, свой край, свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Цель:создание условий для  духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Гипотеза

процесс духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников   будет эффективным, если:

  • выявлена совокупность факторов, влияющих на духовно-нравственное развитие учащихся;
  • обеспечено педагогическое сопровождение  духовно-нравственного развития и воспитания  младших школьников  через использование разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • и данный процесс  является направлением и конечной целью специально организованной работы.

    В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мною поставлены следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

  • реализация творческого потенциала во всех  видах деятельности;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести)
  • способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей; национальных и этнических духовных традиций;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
  •  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
  •  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

В области формирования семейной культуры:

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

1.4. Основные направления духовно-нравственного развития личности обучающихся начальных классов

 

Направления

Базовые нравственные ценности

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

4

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

5

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

1.5. Основные принципы организации духовно-нравственного  воспитания

  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

1.6. Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения, к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому необходимо в своей работе педагогу использовать разные методы и приёмы воспитания:

       -методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

       -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

       -методы стимулирования поведения и деятельности;

   Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.

    Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого он активно применяет различные приёмы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

     Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение  здесь имеет не логика отдельных «уединённых» средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком – то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё назначение, замедляет движение.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.  В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание. 

   В основу моего проекта  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.  Воспитательные результаты  моей работы отслеживаю с помощью диагностических средств:

  • Анализ успеваемости школьников
  • Результативность участия в олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровня
  • Диагностика личностных  УУД в начальной школе: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
  • Диагностика изучения уровня  воспитанности учащихся  1-4 классов (методика М.П. Капустина) Отслеживание / оценка уровня развития (с учетом  принципов диагностики личностного развития)

Реализация проекта  позволит дополнить  содержание образовательно-воспитательных программ и обеспечить преемственность, согласованность в образовательном процессе. Интеграция  программ основного и дополнительного образования предполагает    усиление духовно-нравственной составляющей содержания образования по предметам,  во внеклассной работе и   развивающей направленности уроков, занятий.  Это будет способствовать духовно-нравственному взрослению  воспитанников и их личностному развитию.  Всё это обусловило выбор мною данного проекта

1.7.Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный  этап - теоретическое осмысление проблемы, анкетирование родителей, опрос детей, подведение итогов и результатов анкетирование, выявление основных проблем, разработка и определение задач исследования.

Деятельностный  этап - практическая организация работы по  созданию условий для духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Разработка и реализация методики развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через использование разнообразных форм внеклассной деятельности.

Аналитический  - контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

База реализации проекта – МАОУ «Средняя школа №8» учащиеся 9-10 лет.

1.8.Планируемые результаты проекта: 

После реализации данного Проекта я ожидаю получить следующие результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших проектов  учащихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по которым определяются   достижение воспитательных результатов;
  • разработка методических рекомендаций для совершенствования форм работы по воспитанию духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией;

2.Основная часть

2.1.Модель проекта

Проект является практико - ориентированным,  так  как в ходе его реализации  я, опытным путём в практической педагогической деятельности разработала  конкретные развивающие  дидактические материалы к классным часам и занятиям по внеурочной деятельности, отрабатывала  формы  взаимодействия между собой  «учитель - ученик», работая в единой команде с учащимися.  В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход  (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)

 Особое внимание  мною было обращено на  организацию проектной деятельности детей.  За два года работы над педагогическим проектом,  18 моих учеников стали победителями и призерами городских, региональных и всероссийских проектно-исследовательских конференций.

2.2.Алгоритм реализации проекта

2.3. Практическая  реализация проекта

В 3 классе на родительском собрании на тему «Нравственные законы семьи – законы жизни»  я познакомила  родителей с идеей своего  педагогического  проекта.  Родителям идея очень понравилась, они выступили с предложениями оказания помощи в реализации данного проекта.

 Проанализировав анкеты детей, и родителей я  выявила основные проблемы, продумала пути решения.  В работе над проектом  практикую следующие формы внеклассных занятий:

  • классные часы «Пять минут о главном»
  • реклама книг;
  • фольклорные праздники;
  • экскурсии;
  • посещение творческих вечеров в Центральной городской библиотеке;
  • защита проекта.

Вместе с родителями мы продумали серию классных часов по данному направлению, а некоторые из них изъявили желание самим подготовить и провести классный час. Каждый месяц  у нас новая тема, к которой готовятся в каждой семье, иногда ребята выступают совместно с родителями, иногда сами родителя готовят интересные выступления по теме, чаще обсуждаем тему с детьми.  В результате работы по теме «Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?». Мы с ребятами решили воссоздать в нашей школе традиционные праздники   нашего народа. Для плодотворной работы мы организовали в классе 3 рабочих группы и каждый из ребят  и их родителей,  выбрал себе, то дело, которое ему было интереснее. Так у нас работает

 1 группа - корреспонденты

2 группа поисковики

3 группа - собиратели-оформители

Благодаря группе собирателей-оформителей, на основе собранного и изученного ими материала – ребята, вместе с родителями, изготовили себе сценические костюмы.

Группу поисковиков   заинтересовали обычаи  встречи Весны. На основе собранного ими материала мы вместе написали сценарий к этим праздникам. Подготовили декорации в народном стиле,  изготовили чучело Масленицы и выяснили, что для  проведения  общешкольного праздника «Масленица» - нужно научиться печь блины. Целую неделю,  ребята наперебой рассказывали друг другу об интересных рецептах приготовления блинов, пекли их вместе с родителями.  Праздник  «Масленица» удался на славу, дети  пели веснянки, частушки, читали  потешки , угощали всех гостей блинами.

Следующим  городским   мероприятием был  «Праздник Жаворонка». Родители помогли нам сделали обрядовое дерево,  дети украсили его бумажными цветами, колокольчиками. В холе мы поставили обрядовое деревце – и каждый заходящий в школу смог  завязать на деревце ленточку или цветок и загадать заветное желание. По традиции в этот день пекли из теста птичек-«жаворонков» угощали  всех печеными  птахами, желая всем, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Естественно мы не стали нарушать традиции, и наши  мамы,  вместе с ребятами,  научились печь этих птичек.

7 апреля  - день, когда в третий раз на Руси поют веснянки, закликая весну, мы организовали и провели акцию «Новый дом для пернатого друга», вместе с родителями в школьном дворе повесили  скворечники, а потом пели веснянки и играли  в традиционные детские народные игры.

В четвертом классе мы продолжили работу и,  изучив традиции встречи осени на Руси,  провели школьное мероприятие «Осенины – осени именины». У нас даже возник свой ансамбль мальчиков ложкарей.

Хочется добавить, что весь наш проект идет в тесном взаимодействии с Центральной городской библиотекой и вокально- театральной студией «Криница». Мы совместно с родителями и детьми посещаем творческие вечера, которые проходят там, неоднократно и сами выступали.

В рамках проекта было организовано много экскурсий по родному городу, памятным местам Когалыма, а на осенних каникулах мы с детьми совершили 3-х дневную экскурсию в город Тобольск - духовный центр Сибири.

Так же немаловажно то, что благодаря нашей активной поисков-исследовательской деятельности,   в рамках данного проекта возникла целая серия детских творческих проектов «Детский славянский костюм», «Блины – символ Масленицы», «В чем твоя сила русская песня?», «Веснянки - заклички весны», «В мудрости народной наша сила». Проекты были  представлены как на муниципальном уровне - это конкурс творческих проектов младших школьников «Гости из будущего», где мои ученики стали призерами и победителями.

1 место в номинации «Мода, дизайн»  проект «Детский славянский костюм»

       1место в номинации «ОРКЭС» проект «Блины – символ Масленицы»

2 место в номинации «Музыка» проект «В чем твоя тайна русская народная песня?»

Приняли активное участие в  IV Всероссийской дистанционной конференции «Проектная деятельность в образовательном учреждении» 

Лауреатом стал   проект «Детская славянская одежда»  

Участником стал  проект «Блины – символ Масленицы»

В 4 классе  мы подготовили три проекта на региональный этап конкурса проектов «Леонардо» и все три проекта стали его победителями.  

1 место проект «Веснянки – заклички весны»

1 место проект «Блины - символ Масленицы»

1 место проект «В мудрости народной наша сила»

В рамках данного проекта мы провели серию экскурсий по памятным местам Когалыма  и экскурсию в город Тобольск.

2.4. Критерии эффективности функционирования проекта  « Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования» 

Важнейшим показателем эффективности функционирования проекта является нравственное развитие ребёнка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Для отслеживания личностного развития использую диагностику изучения уровней воспитанности учащихся 1-4 классов по методике М.П. Капустина.

Анализируя мониторинг уровня воспитанности к концу 2 класса, я увидела, что данные «Любознательность» и «Моё отношение к школе», пусть незначительно, но снижались, а значит, нужна была работа по расширению кругозора и познавательной активности учащихся. Кроме того для обеспечения благоприятных условий обучения и воспитания решила  ввести больше игровых моментов на уроках, вовлечь весь класс в проектную деятельность, чтобы детям было более интересно и комфортно учиться в школе.

На конец 2 класса мониторинг уровня воспитанности показал, что 6 человек в классе имеют высокий уровень воспитанности, 13 человек – хороший, 6 человека – средний уровень.

Мы видим, что участие ребят в педагогическом проекте не прошло  даром, данные повысились. Наконец 4 класса мониторинг уровня воспитанности показал, что 8 человек в классе имеют высокий уровень воспитанности, 13 человек – хороший, 4 человека – средний уровень.

  К концу 4 класса количество детей с высоким уровнем воспитанности выросло  на 8%, со средним уровнем уменьшилось на 8%, с хорошим уровнем количество детей остается стабильным.

Рост мотивации к изучению предметов (по данным исследования школьного психолога Л.П. Ершовой)

Цель методики – определение уровня мотивации к изучению предметов начальной школы (Н. В. Лусканова), определение направленности на знания или на отметку (Н. А. Курдюкова). Исследование проводилось в 2013 году и в 2015 году. В таблице приведены результаты исследования в сравнении по трем направлениям:

Год

Тревожность учащихся

по отношению к опросу

Важность получения знаний,

а не отметки

Общий уровень мотивации

2013 год

47%

34%

70%

2015 год

23%

78%

86%

Данные исследования проводил школьный психолог, из таблицы видно, что работа по развитию мотивации не прошла даром – за два года общий уровень мотивации класса повысился на 16%, это подтверждает и анализ результатов обученности и результатов качества знаний учащихся.

 

Динамика участия и результативность моих учеников в предметных олимпиадах и конкурсах.

Школьный уровень

Всероссийский уровень и муниципальный уровень

Анализируя диаграммы видно, что количество детей желающих попробовать свои силы в олимпиадах разного уровня возрастает, что свидетельствует о целеустремленности учащихся, любознательности и желании проявить свои способности, активной жизненной позиции.

Для отслеживания развития личностных УУД моих учащихся использую методику Асмолова А.Г.

Самоопределение:

  •  сформированность внутренней позиции школьника: методика «Беседа о школе» (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.);
  • самооценка: методика «Десять  Я» (М. Кун), методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» - методика «Хороший ученик», методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха;

Смыслообразование: 

     проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка», методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г. Ю. Ксензовой), опросчик мотивации.

 Нравственно-этическая ориентация:

  • дифференциация конвенциональных и моральных норм (опросник Е.Кургановой)
  • решение моральной дилеммы на основе децентрации («Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже), беседы  на оценку усвоения нормы взаимопомощи).

3. Заключение.        

Работа над проектом внесла в нашу обычную школьную жизнь какое – то особое праздничное настроение. Всегда с интересом ждала  – что интересного придумают ребята, чем удивят родители.

А самое главное все участники проекта  приобрели  друзей, единомышленников, радость общения и самовыражения. Они учатся быть счастливыми.

Действительно, качественным можно назвать  только то  образование, которое помогает человеку становится счастливым, которое углубляет и расширяет представление человека о счастье, то есть приводит к  духовно-нравственному развитию, Человека в Мире и Мира в Человеке.

4.Список литературы и источников.

1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников\ Н.Г.Аверина\\ Нач.школа.-2005- №11- с.68-71

2.Артюхова И.С. Ценности и воспитание \ И.С.Артюхова\\Педагогика,1999, №4, с.78-80

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций.- М.: Просвещение,1995-354с.

4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании \ А.В.Бабаян \\ Педагогика-2005-№2- с.67-68

5.Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов \ С.В.Власова- Самара:изд.СГПУ, -2009-с.3-42

6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. \ Т.Г. Жарковская \\ Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 -№3 –с.9-12

7. Зазнобина Л.С. Как же выжить в мире СМИ. \ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе -1999-№3-с.23-26

8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека \ В.С. Леднев \\ Стандарты и мониторинг в образовании- 2002 - №6 –с.3-6

9. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах.Кн.1.: Общие основы психологии. \Р.С.Немов – М.: Владос, -2000- с.436

10. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. \ А. Мудрик \\ Новые ценности образования: забота- поддержка- консультирование. М.: Новатор, 1966. Вып.6. –с.56-70

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка ,-М.: Просвещение, 1995.-с.478

12. Педагогика школы \ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1995-с.387

13. Педагогика \ Под ред. Ю.К.Бабанского- М.: Просвещение 1983-с.384

14.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения \В.А. Сухомлинский –М.: Просвещение, 1990-с.258

15. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя.\ М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1995.-с.371

16. tulaschool.ru›teachers/57/1228/ Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС.

17. http://festival.1september.ru/articles/212640/ "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

18. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00010248_0.html  Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"

Содержание 1.     Актуальность.2.     Анализ ситуации.3.     Цель и задачи.4.     Программа реализации проекта.5....

Внеурочная деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Статья "Внеурочная деятельность как условие духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся"...

Проект "Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Цель программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, ини...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...