Обновление содержания предметов в начальной школе :математика.
методическая разработка

Изменения в рабочей программе по математике в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlenie_soderzhaniya_predmetov_v_nachalnoy_shkole.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

       Обновление содержания предметов в начальной школе: «Математика».                                         (слайд 2)

                                «Предмет математики настолько серьёзен,

                                  что полезно не упускать случаев делать его  

                                  немного занимательным.»                                              

                                                                               Б. Паскаль

           В настоящее время реализуется новый подход к образованию, который сконцентрирован и направлен на успешность во время обучения. Школьное образование переходит на качественно новую ступень.(Слайд 3)

Основное содержание обучения математике  в примерной программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».

         Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». (Слайд 4)

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках математики, но и на уроках по всем остальным предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках.

Например, 1 класс Математическая информация 

Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.

Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, со-

ставленные относительно заданного набора математических

объектов.

Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением,

измерением длины, изображением геометрической фигуры.

2 класс Математическая информация

Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни.

Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами. Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все».

Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.).

Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными.

Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур.

Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами).

                                   (Слайд5)
          С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.  

    Совместная деятельность- это сотрудничество. Активной формой является групповая и работа в парах. которую можно применять на уроках усвоения нового материала, и на уроках отработки навыков, и при обобщении тем, и при проведении занятий в рамках проектной деятельности.

        Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а  также целей воспитания:

1. Освоение начальных математических знаний  — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

3. Обеспечение математического развития младшего школьника  — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

 4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к  изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

      В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: 6 понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.); 6 математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); 6 владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в  пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации).

                (Слайд 6)

Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.

                  (Слайд 7)

Функциональная математическая грамотность включает в себя три уровня математической компетентности:

1 уровень - включает в себя воспроизведение математических фактов, методов, выполнение стандартных процедур, алгоритмов, работу с формулами, вычисления;

2 уровень – в нестандартных ситуациях, интерпретацию. Этот уровень предусматривает в себя установление связей, интеграцию материала, ориентирование, математические рассуждения, обобщения, интуиции, больше творчества и самостоятельности;

3 уровень – рассматривает более сложные задания, решение которых предусматривает выделение и формулировку проблемы, построение математической модели, обобщения, интерпретацию.

               (Слайд 8)

Инструменты по формированию математической грамотности школьников:

  • технология проектов ( учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах);
  • проблемное обучение ( проблемные задания на уроках, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);
  • работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.
  • Игровых технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)
  • Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

   (Слайд 9)

Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:

  • Объяснять математические понятия с помощью предметных действий.
  • Играть в математические игры.
  • Давать жизненные задания.
  • Подключать родителей.
  • Использовать цифровые платформы.

(Слайд 10)

1. Объяснение математических понятий с помощью предметных действий.

Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.

            (Слайд 11)

2. Математические игры

Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.   

Другая идея – прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта.

                 (Слайд 12)

3. Давать жизненные задания

С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.

                  (Слайд 13)

5. Использование цифровых платформ

    Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, Учи.Ру, где составили  подборку заданий  на формирование математической грамотности. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы. Такие задания проводят ребенка через все этапы работы с проблемой от ее формулирования на языке математики до интерпретации. Каждый шаг система помогает выполнять наводящим вопросом, предложением разных вариантов или при помощи визуализации.

                   (Слайд 14)

Финансовая грамотность  – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Она является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.

                   (Слайд 16)

На слайде вы видите , каковы основы финансовой грамотности

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете.

     В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела). Представлены способы организации дифференцированного обучения .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...

содержание портфолио ученика начальной школы

портфолио ученика- зто способ накопления и оценки достижений обучающихся в период обучения, отчёт по полученному образованию....

Содержание портфолио ученика начальной школы.

По данному содержанию родители и дети под руководством учителя будут составлять Портфолио ученика начальной школы....

Обновление содержания образования в начальной школе через краеведение

В статье рассказывается о том, как в нашей школе  через краеведение закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для ...

Технология создания контрольно-измерительных материалов на основе компетентностной модели содержания образования в начальной школе

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования описаны в разделе «Требования к результатам». В тексте ФГОС НОО содержатся прямые указания и на такие ха...

« Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам, и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии.Следовательно, в настоящее время учащимся школ требуются различные н...