Методическая разработка урока "Первые школы Магаданской области"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Нилова Елена Николаевна

На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения первых школ на территории Магаданской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: - познакомить учеников с историей возникновения первых школ в нашем крае;

          - обогащение словарного запаса учащихся;

          - расширение кругозора, развитие речи ребят;

          - привитие любви к Родине, родному краю.

Оборудование:

А) карточки с разрезанными пословицами : «Птице крылья – человеку разум», «Грамота не болезнь, годы не уносит», «Не стыдно не знать, стыдно не учиться», «Не учась и лапти не сплетёшь»;

Б) рисунок ученика школы п. Марково.

Ход урока.

I. Орг. момент.

- Сегодня у нас праздник – первый школьный день. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Школьная жизнь как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше – от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, что все трудности мы преодолеем с вами вместе. Ведь главное – чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.

II. Определение темы урока.

- Соберите пословицы, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

На доске висят карточки с частями пословиц:

ПТИЦЕ КРЫЛЬЯ –                                  ГОДЫ НЕ УНОСИТ.

НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ,                       ЛАПТИ НЕ СПЛЕТЁШЬ.

ГРАМОТА НЕ БОЛЕЗНЬ,                      СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ.

НЕ УЧАСЬ И                                            ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ.

- Как вы понимаете эти пословицы?

- Чему же посвящён наш урок?                  

- Сегодня я предлагаю вам окунуться в историческое прошлое нашего края. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём конкретно мы поговорим.

Стоит дом,

Кто в него войдёт –

Тот ум приобретёт.

                   (Школа)

III. Беседа по теме урока.

1) - Как вы думаете, когда появилась первая школа в нашем крае?

Первая школа появилась в 1780 году в посёлке Гижиге. Называлась она навигацкая школа. В ней учились дети русских моряков. В ней юноши от 7 до 16 лет изучали разные предметы (на доске). Срок обучения – 10 лет. В этом же посёлке работала школа для детей казаков. В течение 6 лет учащиеся изучали предметы (на доске).

На доске:

             1780 г., п. Гижига

НАВИГАЦКАЯ школа                               для КАЗАКОВ

      (предметы)

                         закон Божий

                       арифметика

чтение

          русский язык

специальности морской профессии           литература, чистописание,

                                                        военные науки

Преподавание вели специалисты военного дела, гражданские учителя, священники местной церкви.

2) В 1847 году открылась школа грамоты в п. Тауйск, в дальнейшем появились другие школы. В школах дети учились 4 года. Почти все предметы преподавали священники. Школьники изучали закон Божий, русский язык, историю, учились петь и рисовать.

Буквы и рисунки изображались на ледяных окнах (зимой до появления стекла, в окна вставляли куски льда). Позже стали писать свинцовыми палочками на тонкодраной бересте.

- Кто из вас знает, что такое «тонкодраная береста»?

С появлением бумаги использовались чернила из чёрных ягод. В своих рисунках школьники рассказывали об окружающем их мире.

- Рассмотрите внимательно рисунок одного из учеников школы           п. Марково. Объясните, о чём рассказал нам его автор.

3) На развитие школьного образования в нашем крае наложил отпечаток особый жизненный уклад народов Севера.

Долгие месяцы проводили коренные жители в суровых кочевьях, отдаляясь вместе с оленьими стадами на сотни километров от селений. Со взрослыми кочевали и дети.

Поэтому с 1934 года в нашем крае открываются первые кочевые школы. Занятия в такой школе проводились в передвижной яранге, которая легко снималась с места и вместе с оленеводами откочёвывала к новым пастбищам. Под руководством учителя занималось обычно 10-20 учеников.

Большая яранга обогревалась чугунной печкой. Нет ни парт, ни скамеек, ни столов. И учитель, и ученики сидят на постланных на землю оленьих шкурах…

Учёба тоже была необычной. Вначале дети рисовали на снегу оленей, яранги, людей, а учитель подписывал названия под рисунками. Свои первые буквы дети выводили непослушной палочкой из моржовой кости на снегу или при тусклом свете жирника писали на выделанной шкуре северного оленя.

За учёбой ребята не забывали о своих домашних обязанностях: они ухаживали за ездовыми собаками и оленями, учились рыбачить и охотиться.

В кочевой школе-яранге дети получали лишь начальные знания по письму, счёту, чтению, а дальше им предстояло учиться в «большой деревянной яранге» - обычной школе северных посёлков. С созданием интернатов кочевые школы постепенно прекратили своё существование.

4) – Предлагаю вам отгадать эвенские загадки на школьную тему:

Стоит дом. Если туда войдёшь слепым, выйдешь зрячим.            

                                                       (Школа).

На белом песке чёрные камушки.           (Письмо).

Не дерево, а с листочками, не одежда, а сшита, как одежда.            

                                                                                         (Книга).

Без языка, а разговаривает.                (Книга).

Белый заяц бежит по чёрному полю. Что это?              (Мел).

По тёмной наледи бежит заяц, позади себя оставляя белый след.                    

                                                         (Доска, мел, буква).

Хоть неучёный, а всю жизнь пишет. Что это?               (Карандаш).

IV. Повторение правил поведения в школе.

- А какие правила надо соблюдать, чтобы обучение было успешным?

Ученики читают стихи-правила.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки.

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай.

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей –

И найдёшь себе друзей.

Всем о школе расскажи,

Честью школы дорожи,

Учись писать, читать, считать,

Чтоб получать отметку «пять».

Вот и все наши советы,

Их мудрей и проще нету.

Ты, дружок, их не забудь,

До свиданья. В добрый путь!

V. Итог.

- На этом наш урок окончен. А чтобы вы надолго запомнили этот урок, я приготовила вам подарки. (Вручение открыток).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка участника областного конкурса "Педагог Магаданской области - 2013"

Данная презентация содержит информацию о конкурсанте....

методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 "Б"классе ГБОУ СОШ №326 Тема:"Письмо строчной и заглавной буквы Э"

методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 классе "Б" Тема: "Письмо строчной и заглавной буквы Э"...

Методическая разработка занятия "Школа веселых гномов".

Методическая разработка занятия "Школа веселых гномов". (С презентацией)...

Методическая разработка " Здравствуй, школа." Урок,посвященный Дню знаний.

Методическая разработка  праздника, посвященного Дню знаний в 3 классе....

Методические разработка курса "Школа хороших манер".

Программу можно использовать как на кружке, так и для внеурочной деятельности. В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения расс...

Методическая разработка "Наша школа"

Методическая разработка "Наша школа"...

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...