Исследовательская работа "Камень Магнуса"
проект (4 класс)
Данный материал представляет собой исследовательскую работу, в которой рассказывается об истории возникновения магнита, его основных характеристиках и разнообразии практического использования в повседневной жизни и промышленных процессах. Описаны наблюдения и эксперименты по изучению магнитных свойств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 451 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная научно-исследовательская конференция обучающихся
«Кузбасская школьная академия наук»
Секция: «Академия естественных наук»
(секции: окружающий мир, растительный мир, животный мир, здоровье, физическая культура и двигательная активность)
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Камень Магнуса»
Работу выполнили:
Богданова Милолика обучающаяся 4 класса
Сандо Владислав обучающийся 4 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Начальная общеобразовательная школа №5»
(МБОУ «НОШ №5»)
Город Юрга
Руководитель:
Мартусова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
(МБОУ «НОШ №5»)
2025
Оглавление
1. Введение ……………………………………………………………………….3
2. Теоретическая часть. Что мы знаем о магнитах? …………………………...4
3. Практическая часть. Исследование свойств магнитов ……………………..5
4. Исследование разнообразных областей применения магнитов в современном мире ……………………………………………………………….6
5. Заключение …………………………………………………………………….7
6. Список литературы…………………………………………………………….9
7. Приложение…………………………………………………………………...10
Введение
На уроках технологии мы часто работаем с ножницами и иглой. Однажды я увидела, что иголка прикрепилась к ножницам. Это явление пробудило любопытство – как же объяснить подобное?
В литературе Жюля Верна, в романе «Пятнадцатилетний капитан», злодей Негоро демонстрирует гениальный обман с использованием магнитных свойств. Подложив под компас железный брусок, он заставил судно отклоняться от курса из-за изменения направления магнитной стрелки – явление, известное как действие внешнего магнетизма на компас.
Изучая энциклопедию и научные источники, мы узнали о существовании естественных и искусственно созданных магнитов из ферромагнетиков. Это открытие заставило нас задуматься: что же такое магнит на самом деле?
Цель проекта: Исследовать природу магнетизма, свойства магнитов и их применение в различных сферах жизни.
Задачи:
1. Провести глубокий анализ научной литературы по теме.
2. Определить понятие «магнит» и его основные характеристики.
3.Экспериментально изучить свойства магнитов, включая силу притяжения и взаимодействие с различными материалами.
4. Выявить разнообразие практического использования магнитов.
Объект исследования: – Магнит как физическое явление.
Предмет исследования: – Свойства и применение магнетизма в технике, науке и повседневной жизни.
Гипотеза: магнитные свойства играют ключевую роль не только в быту, но и во множестве технологических процессов, о которых мы пока мало осведомлены.
Методы исследования: Библиографический анализ, экспериментальная работа, наблюдения за явлениями магнетизма, систематизация полученных данных.
Теоретическая часть. Что мы знаем о магнитах?
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- Посещение библиотек и изучение первичных источников информации.
2. Исследовательский этап:
- Определение понятия магнита
- Изучение его физических свойств (магнитное поле, сила притяжения)
- Анализ областей применения в науке и технике
3. Обобщение материалов:
Создание сводки о современных знаниях по теме появление магнита и его магнетизме.
Результат.
Магнитом называется объект с собственным магнитным полем, способный воздействовать на окружающие материалы.
Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние объекты.
Магнитная сила – сила, с которой предметы притягиваются к магниту.
В переводе с греческого слово магнит обозначает камень из Магнесии – древнего города в Малой Азии – в Греции. Исторически открытие магнита связано со старинными легендами и научными изысканиями. Одна старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он случайно забрел в незнакомые места, в горы. И с удивлением заметил, что железный наконечник его палки притягивается к черному камню. Только стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и он сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или «магнитом».
Практическая часть. Исследование свойств магнитов.
В рамках практической работы мы провели серию наблюдений и экспериментов, посвящённых изучению магнитных свойств.
1. Эксперимент: «Магнит и разнообразие материалов»
Цель эксперимента: выявить виды материалов, подверженных магнитному притяжению.
Ход эксперимента: используя различные объекты ручку, ножницы, деревянную линейку, мы проверяли их взаимодействие с магнитом.
Результат: магниты взаимодействуют только с определёнными металлами (чугуном, сталью), в то время как большинство других материалов не поддаются магнитному притяжению.
2. Эксперимент: «Намагничивание через контакт»
Цель эксперимента: исследовать передачу магнитных свойств.
Ход эксперимента: к магниту прикрепили гвозди, после чего магнит аккуратно убрали, наблюдая за взаимодействием гвоздей.
Результат: магнитная сила способна передаваться через металлические предметы.
3. Эксперимент: «Полюса магнитов и их взаимодействие»
Цель эксперимента: определить, как взаимодействуют магниты между собой.
Ход эксперимента: мы сближали магниты друг к другу одинаковыми полюсами- они отталкивались. Когда развернули один магнит другим полюсом — магниты притянулись.
Результат: магниты с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными - притягиваются, подтверждая наличие двух полюсов у каждого магнита: «северного» и «южного».
4. Эксперимент: «Действие магнита через другие материалы»
Цель эксперимента: проверить, действуют ли магниты через другие материалы.
Ход эксперимента: для проверки мы использовали бумагу, воду и стекло, скрепку, стальную пластинку. Мы попробовали примагнитить скрепку через бумагу. Потом в стакан с водой положили стальную пластинку и попытались достать её, используя магнит.
Результат: магнитное поле проникает через бумагу, воду и стекло, сохраняя свои свойства.
5. Эксперимент: «Сила магнитного притяжения»
Цель эксперимента: сравнить магнитные силы разных магнитов.
Ход эксперимента: разложив на столе магниты разного размера, линейку и 3 монеты, потихоньку двигали линейку с монетами в сторону магнитов.
Результат: сила магнитного притяжения пропорциональна размеру магнита. Большие магниты обладают большей силой и воздействием на больших расстояниях.
Эти эксперименты позволили систематизировать и глубже понять основные магнитные явления.
Исследование разнообразных областей применения магнитов в современном мире.
Цель исследования: провести комплексное изучение сфер и способов использования магнитов в повседневной жизни и промышленных процессах.
Ход исследования: сбор информации в интернет-ресурсах, анализ исторического и современного применения магнитного явления.
Магниты, известные человечеству с древних времен, они стали неотъемлемой частью жизни благодаря своим уникальным свойствам.
Вот ключевые направления их использования:
1. Навигация и ориентирование. Исторически первым устройством, основанным на магнетизме, был компас, изобретенный в Китае между IV и VI веками.
2. Наука и медицина. В лабораториях магниты применяются для бесконтактного перемещения стерильных веществ, а также в подводных работах для прокладки кабелей и удержания инструментов.
3. Медицинские магниты. Используются в виде пластырей, браслетов и амулетов для обезболивания, улучшения настроения, лечения костных заболеваний и снятия стресса.
4. Офтальмология. Магнитный метод удаления металлических частиц из глаза широко распространен в офтальмологии.
5. Повседневное использование. Магниты присутствуют в большинстве устройств: от мобильных телефонов и компьютеров до автомобилей, игрушек и бытовой техники.
6. Инновации. Существуют намагниченные отвертки для удобства работы с шурупами, магнитные краски для защиты денежных банкнот, а также ферромагнитные жидкости, которые используются в космической технике и динамиках колонок.
Заключение
Наша гипотеза подтвердилась. Исследование показали, что магниты обладают уникальными свойствами:
1. Притягивают железо и сталь.
2. Взаимодействуют на расстоянии.
3. Способны передавать свои свойства.
4. Применяются в самых разных областях, от науки до быта.
Магнетизм имеет широкое применение: от компасов, электродвигателей до современных технологий хранения данных. Исследование показало не только фундаментальную роль магнитов во многих областях науки и техники, но и открыло перспективы для дальнейшего изучения их свойств.
В ходе нашего исследования мы узнали интересные факты о магнитах:
Особенно впечатляет развитие технологий: современные магниты могут быть оснащены ЖК-дисплеями, взаимодействовать друг с другом, исправлять тексты и даже подсчитывать калории продуктов.
Музей Гиннесса в Голливуде демонстрирует масштаб увлечения магнитами, собрав более 7000 экземпляров в своей коллекции.
Список печатных источников:
1. Мейяни А. Большая книга экспериментов для школьников. Под редакцией Антонеллы Мейяни. Перевод с итальянского Э.И. Мотылевой. Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 260 с.
2. «Все обо всем. Популярная детская энциклопедия», том 7. – Москва: 1994.
3. Леонович А.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» – Физика. Составитель А.А. Леонович; Общая редакция О.Г. Хинн. Москва: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 480 с.
Список электронных источников:
1. Электронные материалы кафедры гидомеханики механико-математического факультета МГУ. URL: http://new.math.msu.su/department/hydro/studymagn.html (Дата обращения: 05.02.2025).
2. Сайт «Електроторг.ру» – раздел «Магниты и магнитный инструмент». URL: https://electrotorg.ru/instrumenty/magnity-i-magnitnyy-instrument/questions/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D1%8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B-%D0%B8-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B/
(Дата обращения: 05.02.2025).
3. Портал «ПРОМВЫШИВКА» – статья об истории магнита. Доступ: https://www.promvishivka.ru/istoria_magnita.html (Дата обращения: 06.02.2025).
4. Академия любознательности для детей: материалы по теме «магнит». URL: https://academy-of-curiosity.ru/?s=%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82 (поиск по запросу«магнит», дата обращения: 06.02.2025).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Исследовательские задания для исследовательского занятия
методическая разработка...

Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пож...