Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Музейное дело»
рабочая программа
Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
«Рассмотрено» на методическом объединении Протокол № от ______г. | «Рассмотрено» на методическом совете Протокол № от _______г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________г. ____________ Казанцева Н.В. | «Утверждаю» Приказ № от _______г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
курса «Музейное дело»
направление: социальное
для 8-12 лет
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель: Бурдина Н.А. учитель начальных классов
п.Малиновский 2023г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ п. Малиновский» и состоит из следующих разделов:
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
- Тематическое планирование.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»
Личностные результаты:
Личностными результатами изучения курса являются:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
планирование своих действий в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- занятие самостоятельным исследовательским поиском;
- умение различать способ и результат действия;
- внесение коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- ориентация в музейной терминологии;
- определение особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составление плана поисково-исследовательского проекта;
- нахождение и обработка информации;
- анализ объектов, выделение главного;
- заполнение бланков музейной документации по работе с фондами;
- проектирование простой экспозиции;
- комплектование материала для выставки;
- составление текста экскурсии к выставке;
- ориентирование в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформление и хранение краеведческого материала, ведение элементарных краеведческих записей;
- описание конкретных экспонатов и событий;
умение договариваться, приходить к общему решению;
работа в группе;
высказывание суждений, аргументация.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Музейное дело» с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения (2 ч)
Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др..
Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминам музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».
Роль музея в жизни человека. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.
Музеи мира: история и современность (2 ч).
Первые музеи Древней Греции ( Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное колекционирование).
Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII
- ХХвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: игра «Музеи мира». Творческое сочинение учащихся «Музей, который я хотел бы посетить вместе с друзьями».
Основные виды музеев в Российской Федерации (4 ч).
Классификация музеев в РФ. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музеи. Музей-квартира.
Практическая работа: работа в группах: работа с интернет-ресурсами, подготовка сообщений (Музей-монастырь, музеи-храм. музей-заповедник, музей-панорама) виртуальные видео-экскурсии по музеям России: проектная работа в группах- презентационное сообщение по плане об одном из известных отечественных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, месторасположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции и экспонаты ).
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей.
Музейный предмет, как первоисточник (4 ч).
Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников - вещевые, письменные.
Практическая работа: составление классификатора музейных предметов школьного музея.
Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов (4 ч). _
Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Практическая работа: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея, методика заполнение анкеты респондента. Работа с музейными определителями, научной и справочной литературой. Составление плана поисково-собирательской деятельности. Домашнее задание: сбор информации для индивидуального проекта (краеведение).
Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры (4 ч).
Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Практическая работа: продолжение работы над проектом, выполнение индивидуальных поисково-исследовательских задании (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции музея, в архиве и т. д.), овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминании; анкетирование респондентов, документирование артефактов: поиск и сбор экспонатов).
Музейная экспозиция(4 ч).
Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки.
Практическая работа: проектирование экспозиции.
Культурно-образовательная деятельность музея (6 ч).
Роль культурно - просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.
Практическая работа: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к выставке. Обзорная экскурсия по туристическому маршруту «Черногорск исторический».
4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Музейное дело»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения | 2 | |
Музеи мира: история и современность | 2 | |
Основные виды музеев в РФ. | 4 | |
Музейный предмет, как первоисточник. | 4 | |
Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов. | 4 | |
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. | 4 | |
Музейная экспозиция. | 4 | |
Культурно-образовательная деятельность музея | 6 | |
Защита проектов | 4 | |
Итого: | 34 ч. |
2.Календарно – тематическое планирование по курсу
внеурочной деятельности «Музейное дело»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1-2 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения | 2 | 06.09 13.09 | |
3-4 | Музеи мира: история и современность | 2 | 20.09 27.09 | |
5-6 | Классификация музеев в Российской Федерации. Основные профильные группы музеев. Типы музеев | 2 | 04.10 11.10 | |
7-8 | Обзорная экскурсия в городской музей г.Черногорска | 2 | 18.10 25.10 | |
9 | Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры. | 2 | 01.11 08.11 | |
10-11 | Ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников - вещевые, письменные | 2 | 15.11 22.11 | |
12-13 | Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. | 2 | 29.11 06.12 | |
14-15 | Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов. | 2 | 13.12 20.12 | |
16-17 | Основные направления научно-исследовательской деятельности музея Этапы подготовки научно- исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческою исследования | 2 | 27.12 10.01 | |
18-19 | Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий | 2 | 17.01 24.01 | |
20-21. | Общая характеристика музейной экспозиции. Разновидности экспозиционных материалов | 2 | 31.01 7.02 | |
22-23 | «Экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию | 2 | 14.02 21.02 | |
24-25 | Музей и общество. Виды культурно-просветительской работы музея. | 2 | 28.02 6.03 | |
26-29 | Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии | 4 | 13.03 20.03 03.04 10.04 | |
30-33 | Краеведческий дневник | 3 | 17.04 24.04 8.05 |
4. График представления и защиты результатов курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:
№ | Темы представления результатов | Дата проведения |
1 | «История семьи в истории города» | май |
Список воспитанников
№ | Ф.И. | класс |
Бритякова Анастасия Сергеевна | 2б | |
Бучко Захар Викторович | 2б | |
Минина Мария Владимировна | 2б | |
Минин Михаил Андреевич | 2б | |
Мосягина Ника Алексеевна | 2б | |
Пьянкова Елизавета Александровна | 2б | |
Русакова Анастасия Евгеньевна | 2б | |
Русакова Анна Юрьевна | 2б | |
Сафронова Анна Андреевна | 2б | |
Сапожников Богдан Дмитриевич | 2б | |
Симон Роман Олегович | 2б | |
Старикова Мария Александровна | 2б | |
Шаранов Артём Александрович | 2б | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (2 часа в неделю) 3 класс...

Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс
Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый день - доброе дело". 4 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Каждый день-доброе дело» для обучающихся 4 класса общеобразовательной организа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва музейная" 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Москва музейная» 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва музейная" 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...