Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Музейное дело»
рабочая программа

Бурдина Наталья Алексеевна

Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynoe_delo.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

«Рассмотрено»

 на методическом объединении

Протокол №

от  ______г.

«Рассмотрено»

 на методическом совете

Протокол №

от  _______г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР __________г.

____________ Казанцева Н.В.

«Утверждаю»

    Приказ №  

 от  _______г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

курса «Музейное дело»

направление: социальное

для 8-12 лет  

на 2022 – 2023  учебный год

                                     

                 

Составитель: Бурдина Н.А. учитель начальных классов

                                       

п.Малиновский 2023г.

1.  Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ п. Малиновский» и состоит из следующих разделов:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.

  1. Результаты  освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»

Личностные результаты:

Личностными результатами изучения курса являются:

-        чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

-        интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

планирование своих действий в соответствии с конкретной поставленной задачей;

-        занятие самостоятельным исследовательским поиском;

-        умение различать способ и результат действия;

-        внесение коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-        ориентация в музейной терминологии;

-        определение особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

-        составление плана поисково-исследовательского проекта;

-        нахождение и обработка информации;

-        анализ объектов, выделение главного;

-        заполнение бланков музейной документации по работе с фондами;

-        проектирование простой экспозиции;

-        комплектование материала для выставки;

-        составление текста экскурсии к выставке;

-        ориентирование в экспозиционно-выставочном пространстве;

-        оформление и хранение краеведческого материала, ведение элементарных краеведческих записей;

-        описание конкретных экспонатов и событий;

умение договариваться, приходить к общему решению;

работа в группе;

высказывание суждений, аргументация.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Музейное дело» с указанием форм организации и видов деятельности

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения (2 ч)

Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др..

Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминам музейного дела;  работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».

Роль музея в жизни человека. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.

Музеи мира: история и современность (2 ч).

Первые музеи Древней Греции ( Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное колекционирование).

Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII

- ХХвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: игра «Музеи мира». Творческое сочинение учащихся «Музей, который я хотел бы посетить вместе с друзьями».

Основные виды музеев в Российской Федерации (4 ч).

Классификация музеев в РФ. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные,  палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музеи. Музей-квартира.

Практическая работа: работа в группах: работа с интернет-ресурсами, подготовка сообщений (Музей-монастырь, музеи-храм. музей-заповедник, музей-панорама) виртуальные видео-экскурсии по музеям России: проектная работа в группах- презентационное сообщение по плане об одном из известных отечественных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, месторасположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции и экспонаты ).

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей.

Музейный предмет, как первоисточник (4 ч).

Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников - вещевые, письменные.

Практическая работа: составление классификатора музейных предметов школьного музея.

Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов (4 ч).        _

Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Практическая работа: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея, методика заполнение анкеты респондента. Работа с музейными определителями, научной и справочной литературой. Составление плана поисково-собирательской деятельности. Домашнее задание: сбор информации для индивидуального проекта (краеведение).

Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры (4 ч).

Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.        

Практическая работа: продолжение работы над проектом, выполнение индивидуальных поисково-исследовательских задании (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции музея, в архиве и т. д.), овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминании; анкетирование респондентов,  документирование артефактов: поиск и сбор экспонатов).

Музейная экспозиция(4 ч).

Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки.

Практическая работа: проектирование экспозиции.

Культурно-образовательная деятельность музея (6 ч).

Роль культурно - просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.

Практическая работа: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к выставке. Обзорная экскурсия по туристическому маршруту «Черногорск исторический».

4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Музейное дело»

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

Музеи мира: история и современность

2

Основные виды музеев в РФ.

4

Музейный предмет, как первоисточник.

4

Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов.

4

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры.

4

Музейная экспозиция.

4

Культурно-образовательная деятельность музея

6

Защита проектов

4

Итого:

34 ч.

2.Календарно – тематическое  планирование по курсу

внеурочной деятельности «Музейное дело»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

06.09

13.09

3-4

Музеи мира: история и современность

2

20.09

27.09

5-6

Классификация музеев в Российской Федерации. Основные профильные группы музеев. Типы музеев

2

04.10

11.10

7-8

Обзорная экскурсия в городской музей г.Черногорска

2

18.10

25.10

9

Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры.

2

01.11

08.11

10-11

Ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников - вещевые, письменные

2

15.11

22.11

12-13

Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация.

2

29.11

06.12

14-15

Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

2

13.12

20.12

16-17

Основные направления научно-исследовательской деятельности музея Этапы подготовки научно- исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческою исследования

2

27.12

10.01

18-19

Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий

2

17.01

24.01

20-21.

Общая характеристика музейной экспозиции. Разновидности экспозиционных материалов

2

31.01

7.02

22-23

«Экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию

2

14.02

21.02

24-25

Музей и общество. Виды культурно-просветительской работы музея.

2

28.02

6.03

26-29

Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии

4

13.03

20.03

03.04

10.04

30-33

Краеведческий дневник

3

17.04

24.04

8.05

4.   График представления и защиты результатов курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:

Темы представления результатов

Дата проведения

1

«История семьи в истории города»

май

Список воспитанников

Ф.И.

класс

Бритякова Анастасия Сергеевна

Бучко Захар Викторович

Минина Мария Владимировна

Минин Михаил Андреевич

Мосягина Ника Алексеевна

Пьянкова Елизавета Александровна

Русакова Анастасия Евгеньевна

Русакова Анна Юрьевна

Сафронова Анна Андреевна

Сапожников Богдан Дмитриевич

Симон Роман Олегович

Старикова Мария Александровна

Шаранов Артём Александрович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (2 часа в неделю) 3 класс...

Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс

Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый день - доброе дело". 4 класс.

            Рабочая программа  курса внеурочной деятельности  «Каждый день-доброе дело» для обучающихся 4 класса общеобразовательной организа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва музейная" 1-4 классы

Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Москва музейная» 1-4 классы

Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва музейная" 1-4 классы

Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...