Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (3 класс)
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (2 часа в неделю) 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейное образование (внеурочная деятельность) 3 класс | 39.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) .
Программа внеурочной деятельности «Музейное образование» рассчитана на учащихся 2–4 классов начальнойшколы. Время освоения программы: 104 часа (2 класс —32 часа, 3 класс — 32 часа, 4 класс — 32 часа) в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями страны, в том числе с использованием интернет-ресурсов и компьютерных программ.
В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Стоит ли винить современную молодёжь в бездуховности, злости и жестокости? На чьём опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для необходимого воспитательного воздействия нужен положительный пример, необходимо показать детям, что существует другой мир —
мир, полный духовных нравственных идей, творчества,культуры.
Цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс
воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоциональноволевой.
Цели программы:
— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;
— создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;
— создавать условия для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у де
тей;
— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
- создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.
Задачи программы:
— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;
- приобщить ребёнка к миру искусства;
- формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);
- содействовать осознанию детьми значимости деятельности
по сохранению историкокультурного наследия города,
страны;
— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
- формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
- развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Поисковоисследовательская работа в музее, музейные фонды и работа с ними,
экспозиционновыставочная работа, культурнообразовательная деятельность музея, творческая работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Учащиеся научатся:
—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
—находить и осуществлять отбор нужной информации;
— анализировать источники по заданным критериям;
—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
—находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
—вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социальнозначимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путе шествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО_ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
- Основная учебная литература
Сокольникова Н.М. Программа курса «Изобразитель
ное искусство. 1–4 классы». — М.: АСТ, Астрель.
2. Дополнительная учебная литература
Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса «Духовно
нравственная культура народов России». 4 класс». — М.:
АСТ, Астрель.
Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия
школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.
Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на
образование.
3. Учебное оборудование.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Принтер
4 нетбука
1 ноутбук
Документ-камера
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО
_____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
- Календарно- тематический план
по внеурочной деятельности «Музейное образование»
(наименование учебного предмета)
на 2013 – 2014 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство со школьным музеем (экспозицией). | 02.09.-06.09. | ||||||
2 | Где мы были? Что мы видели?Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция. | |||||||
3 | Что такое музей? История возникновения музея. | 09.09.-13.09. | ||||||
4 | За что вещи попадают в музей? | |||||||
5 | Музей-машина времени. Роль музея в жизни человека. | 16.09.-20.09. | ||||||
6 | Мы пришли в музей. Правила поведения в музее. | |||||||
7 | Посещение краеведческого музея. | 23.09.-27.09. | ||||||
8 | Музейные профессии (экскурсовод, хранитель, смотритель). | |||||||
9 | Какие бывают музеи? | 30.09.-04.10. | ||||||
10 | Фонды музея. Работа с фондами. | |||||||
11 | «Бабушкин сундук». Семейные реликвии. | 07.10.-11.10. | ||||||
12 | Подготовка экспозиций к выставке. | |||||||
13 | Проведение выставки. | 14.10.-18.10. | ||||||
14 | Я — экскурсовод. | |||||||
15 | Роль музея в жизни человека. | 21.10.-25.10. | ||||||
16 | Известные музеи, хранящие память об исторических событиях. | |||||||
17 | Музейная экспозиция и её виды. | 28.10.-01.11. | ||||||
18 | Сбор материала. По боям боевой славы. | |||||||
19 | Подготовка материалов в дар школьному музею. | 11.11.-15.11. | ||||||
20 | Путешествие «По странам мира». | |||||||
21 | Выставочная деятельность. Классификация выставок. | 18.11.-22.11. | ||||||
22 | Что отличает экспонат музея от обычного предмета? | |||||||
23 | Практическое задание:составить легенду экспоната. | 25.11.-29.11 | ||||||
24 | Учет экспонатов - это важно. | |||||||
25 | Практическое задание: проводим учёт экспонатов. | 02.12.-06.12. | ||||||
26 | Кроссворд «Музей». | |||||||
27 | Инвентарная книга - главная книга музея. | 09.12.-13.12. | ||||||
28 | Практическоезадание:этикетка экспоната. | |||||||
29 | Оформление музейного этикетажа. | 16.12.-20.12. | ||||||
30 | Игра - конкурс: «Найди ошибку в этикетке». | |||||||
31 | Экспозиция музея, место экспоната в экс позиции. | 23.12.-27.12. | ||||||
32 | Музейный язык. | |||||||
33 | Понятие: подиум, муляж, макет. | 30.12.-16.01. | ||||||
34 | Игра: «Новая экспозиция из старых экспона тов». | |||||||
35 | Наши традиции: герб, гимн, газета. | 17.01.-23.01 | ||||||
36 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | |||||||
37 | Знакомство с символикой Воскресенска. | 24.01.-30.01. | ||||||
38 | Практическое занятие: гимн Воскресенска. | |||||||
39 | Профессии моих родителей. | 31.01.-06.02. | ||||||
40 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | |||||||
41 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 07.02.-13.02. | ||||||
42 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | |||||||
43 | Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина | 14.02.-20.02. | ||||||
44 | Практическое занятие: музей изобразительных искусств моими глазами. | |||||||
45 | 21.02.-27.02. | |||||||
46 | Практической занятие: путешествие по Дарвинскому музею. | |||||||
47 | 28.02.-06.03 | |||||||
48 | Практической занятие: моя картина. | |||||||
49 | Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". | 07.03.-14.03. | ||||||
50 | Практическое занятие: игра. | |||||||
51 | 17.03.-31.03. | |||||||
52 | Практическое занятие: обсуждение картин. | |||||||
53 | 01.04.-07.04. | |||||||
54 | Практическое занятие: игра. | |||||||
55 | 08.04.-14.04. | |||||||
56 | Практическое занятие: мой дедушка-герой. | |||||||
57 | «Музеи, хранящие запах пороха и слёз». | 15.04.-21.04. | ||||||
58 | Путешествие «По дорогам войны». | |||||||
59 | Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. | 22.04.-28.04. | ||||||
60 | Практическое занятие: игра «Угадай мелодию». | |||||||
61 | Коломенский музей пастилы. | 29.04.-07.05. | ||||||
62 | Практической занятие: альбом «Я в музее пастилы». | |||||||
63 | Путешествие по музеям Москвы. | 08.05.-15.05. | ||||||
64 | Я — музейный работник. | |||||||
65 | Зарубежные музеи. | 16.05.-22.05. | ||||||
66 | Практическое занятие: сравнение музеев России с музеями других стран. | |||||||
67 | Поездка в музей. | 23.05.-29.05. | ||||||
68 | Что мы узнали за год? Подведение итогов. | |||||||
Итого | ||||||||
по программе | 68 ч. | |||||||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО
_____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...