Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (3 класс)
рабочая программа (3 класс) по теме

Синицына Елена Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (2 часа в неделю) 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) .

         Программа внеурочной деятельности «Музейное образование» рассчитана на учащихся 2–4 классов начальнойшколы. Время освоения программы: 104 часа (2 класс —32 часа, 3 класс — 32 часа, 4 класс — 32 часа) в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями страны, в том числе с использованием интернет-ресурсов и компьютерных программ.

         В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Стоит ли винить современную молодёжь в бездуховности, злости и жестокости? На чьём опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для необходимого воспитательного воздействия нужен положительный пример, необходимо показать детям, что существует другой мир —

мир, полный духовных нравственных идей, творчества,культуры.

Цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс

воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоциональноволевой.

Цели программы:

— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;

— создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;

— создавать условия для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у де

тей;

— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

  • создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи программы:

— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;

  • приобщить ребёнка к миру искусства;
  • формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);
  • содействовать осознанию детьми значимости деятельности

по сохранению историкокультурного наследия города,

страны;

— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

  • формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
  • развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Поисковоисследовательская работа в музее, музейные фонды и работа с ними,

экспозиционновыставочная работа, культурнообразовательная деятельность музея, творческая работа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Учащиеся научатся:

—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

—находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

—находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;

—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

—вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социальнозначимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.

Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путе шествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

        Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

 Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;

проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО_ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Основная учебная литература

Сокольникова Н.М. Программа курса «Изобразитель

ное искусство. 1–4 классы». — М.: АСТ, Астрель.

2. Дополнительная учебная литература

Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса «Духовно

нравственная культура народов России». 4 класс». — М.:

АСТ, Астрель.

Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия

школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.

Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на

образование.

3. Учебное оборудование.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Принтер

4 нетбука

1 ноутбук

Документ-камера

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи

  1. Календарно- тематический план

по внеурочной деятельности «Музейное образование»

(наименование учебного предмета)

на 2013 – 2014 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1

Вводное занятие. Знакомство со школьным музеем (экспозицией).

02.09.-06.09.

2

Где мы были? Что мы видели?Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция.

3

Что такое музей? История возникновения музея.

09.09.-13.09.

4

За что вещи попадают в музей?

5

Музей-машина времени. Роль музея в жизни человека.

16.09.-20.09.

6

Мы пришли в музей. Правила поведения в музее.

7

Посещение краеведческого музея.

23.09.-27.09.

8

Музейные профессии (экскурсовод, хранитель, смотритель).

9

Какие бывают музеи?

30.09.-04.10.

10

Фонды музея. Работа с фондами.

11

«Бабушкин сундук». Семейные реликвии.

07.10.-11.10.

12

Подготовка экспозиций к выставке.

13

Проведение выставки.

14.10.-18.10.

14

Я — экскурсовод.

15

Роль музея в жизни человека.

21.10.-25.10.

16

Известные музеи, хранящие память об исторических событиях.

17

Музейная экспозиция

и её виды.

28.10.-01.11.

18

Сбор материала. По боям боевой славы.

19

Подготовка материалов в дар школьному

музею.

11.11.-15.11.

20

Путешествие «По странам мира».

21

Выставочная деятельность. Классификация выставок.

18.11.-22.11.

22

Что отличает экспонат музея от обычного предмета?

23

Практическое задание:составить легенду экспоната.

25.11.-29.11

24

Учет экспонатов - это важно.

25

Практическое задание: проводим учёт экспонатов.

02.12.-06.12.

26

Кроссворд «Музей».

27

Инвентарная книга - главная книга музея.

09.12.-13.12.

28

Практическоезадание:этикетка экспоната.

29

Оформление музейного этикетажа.

16.12.-20.12.

30

Игра - конкурс: «Найди ошибку в этикетке».

31

Экспозиция музея, место экспоната в экс позиции.

23.12.-27.12.

32

Музейный язык.

33

Понятие: подиум, муляж, макет.  

30.12.-16.01.

34

Игра: «Новая экспозиция из старых экспона тов».

35

Наши традиции: герб, гимн, газета.

17.01.-23.01

36

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

37

Знакомство с символикой Воскресенска.

24.01.-30.01.

38

Практическое занятие: гимн Воскресенска.

39

Профессии моих родителей.

31.01.-06.02.

40

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

41

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

07.02.-13.02.

42

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

43

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

14.02.-20.02.

44

Практическое занятие: музей изобразительных искусств моими глазами.

45

Государственный Дарвиновский музей.

21.02.-27.02.

46

Практической занятие: путешествие по Дарвинскому музею.

47

Третьяковская галерея на Крымском Валу.

28.02.-06.03

48

Практической занятие: моя картина.

49

Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".

07.03.-14.03.

50

Практическое занятие: игра.

51

Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева.

17.03.-31.03.

52

Практическое занятие: обсуждение картин.

53

Московский планетарий.

01.04.-07.04.

54

Практическое занятие: игра.

55

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

08.04.-14.04.

56

Практическое занятие: мой дедушка-герой.

57

«Музеи, хранящие запах пороха и слёз».

15.04.-21.04.

58

Путешествие «По дорогам войны».

59

Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

22.04.-28.04.

60

Практическое занятие: игра «Угадай мелодию».

61

Коломенский музей пастилы.

29.04.-07.05.

62

Практической занятие: альбом «Я в музее пастилы».

63

Путешествие по музеям Москвы.

08.05.-15.05.

64

Я — музейный работник.

65

Зарубежные музеи.

16.05.-22.05.

66

Практическое занятие: сравнение музеев России с музеями других стран.

67

Поездка в музей.

23.05.-29.05.

68

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

Итого

по программе

68 ч.

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...