Рабочая программа по внеурочной деятельности «Москва музейная» 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Москва музейная» 1-4 классы | 96.74 КБ |
Предварительный просмотр:
"МОСКВА МУЗЕЙНАЯ"
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (2010 г.) закрепил направление на преобразование школьной системы. Кроме базового образования, особое значение приобретает образование, реализующееся за счёт внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства.
ЦЕЛЬ внеурочной деятельности курса состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать у школьников представление о Москве;
- пробудить интерес к прошлому и настоящему города;
- приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
- воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;
- раскрытие доступных для понимания учащимися связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;
- создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
- воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
- воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
- повышение общей культуры и эрудиции школьников;
- развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно - ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитана на учащихся 1–4 классов начальной школы.
В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Москва, сердце России, является немым свидетелем того, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.
Для необходимого воспитательного воздействия необходимо показать детям, что существует мир, полный духовных нравственных идей, творчества, культуры.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов: "Окружающий мир", "Литературное чтение","Изобразительное искусство".Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники в значительной мере повышает эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.
Содержание курса внеурочной деятельности «Москва музейная» составляют разделы: «Природа Москвы», «Москва — главный город земли русской», «Как жили наши предки».
Разнообразие содержания курса предполагает использование разных форм, методов и средств обучения.
Методы обучения | Формы организации деятельности учащихся | Виды деятельности: |
Словесный: | 1. Групповые 2. Коллективные 3. Индивидуальные | 1. Игровая 2 Познавательная 3. Проблемно-ценностное общение. |
рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы. | ||
Наглядный: | ||
применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств. | ||
Игровой: | ||
создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход. | ||
Исследовательский: | ||
выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия. | ||
Проектный: | ||
работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом | ||
Формы проведения занятий: | ||
- викторины; - экскурсии в музеи; - просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; - проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта); подготовка сообщений, презентационных материалов. |
В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие КОМПЕТЕНЦИИ:
- высокий уровень знаний по москвоведению и предметам эстетического цикла;
- формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
- умение анализировать и оформлять полученные знания;
- социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
- развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.
Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.
С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МОСКВА МУЗЕЙНАЯ"
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): | приобретение школьниками знаний об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. |
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): | развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего города, его прошлому и настоящему; истории своей школы, района. |
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): | приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической информации. |
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «МОСКВА МУЗЕЙНАЯ" КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНО СТАТЬ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ.
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
|
|
Место курса в учебном плане
Программа курса "Москва музейная" рассчитана на учащихся 7-10 лет. В 1-4 классах по 1 часу в неделю, 4 часа в месяц. За год: 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Программа реализуется за 4 года.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; формирование основ российской и гражданской идентичности. У обучающегося будет формироваться: - чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности; - интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности. | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности). | |
Регулятивные УУД Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей; - заниматься самостоятельным исследовательским поиском; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Познавательные УУД Обучающийся научится: - ориентироваться в музейной терминологии; - определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды; - составлять план поисково-исследовательского проекта; - находить и обрабатывать информацию; - анализировать объекты, выделять главное; - проектировать простую экспозицию; - комплектовать материал для выставки; - составлять текст экскурсии к выставке; - ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве | Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - описывать конкретные экспонаты и события; - правильно задавать вопросы респондентам; - договариваться, приходить к общему решению; - работать в группе; - высказывать суждения, аргументировать. |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области. |
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ||||
1 - 4 классы | ||||
Личностные результаты | Формирование следующих умений:
| |||
Метапредметные результаты | ||||
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | ||
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. | - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | ||
Предметные результаты | Уметь определять своё отношение к миру:
|
1 КЛАСС - 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 КЛАСС | ||
№ | Тема | Содержание занятий |
1 | Введение О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека. | Владеть информацией об основных понятиях и терминах музееведения Познакомить с историей становления и развития экскурсионной деятельности |
2 | Правила поведения юных экскурсантов. Техника безопасности во время экскурсий | Уметь работать с различными источниками информации Обобщить правила поведения во время экскурсий; составить памятку экскурсанта.Разучивание гимна Москвы. |
3 | Экскурсия в школьный музей | Познакомить с экспозициями школьного музея; рассказать о развитии музея, о том, как пополняется музей |
4 | Игра- путешествие по московским музеям для детей. Дом Сказок «Жили – были» | Через сказочные сюжеты познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с традиционными русскими игрушками и народными промыслами. |
5 | Виртуальное путешествие по московским музеям для детей. Музей народной игрушки « Забавушка». | Через сказочные сюжеты познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с традиционными русскими игрушками и народными промыслами. |
6 | Игра- путешествие по московским музеям для детей. Музей «Волшебный букварь». | Познакомить учащихся с буквами русского алфавита, выполненными в необычной форме, старинными учебными принадлежностями. |
7 | Практическое занятие. Экскурсия в музей. | Виртуальная экскурсия по городу многолюдному: "Москва - не город, а целый мир" |
8 | Итоговое занятие. Поделки из солёного теста по впечатлениям от экскурсий. | Закрепить знание народных сказок, первичные понятия о народных промыслах. Научить приёмам работы с солёным тестом. Выразить в работах впечатления от экскурсий. |
9 | Главный город нашей страны. «Начинается Москва как известно от Кремля». Игра – путешествие по Кремлю. | Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Мой город». |
10 | Виртуальное путешествие по Красной площади. | Виртуальная экскурсия «По Красной площади». Игра "Найди выход из лабиринта". |
11 | Виртуальная экскурсия в Музей истории города Москвы | Виртуальная "Обзорная экскурсия по историческому музею". Викторина. |
12 | Практическое занятие. Экскурсия в исторические музеи Москвы | Экскурсия в Исторический музей |
13 | Итоговое занятие. Мы рисуем Москву. | Научиться называть объекты Московского Кремля, Красной площади и средствами рисования выражать отношение к ним |
14 | Мемориал в Александровском саду | Литературная мини- композиция «Поклонимся великим тем годам». Прослушивание песен на военную тематику. Просмотр видеофрагмента "Вечный огонь у стен Кремля". |
15 | Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерея В.А. Тропинин «Кружевница» 18в. – первая половина 19в. | Познакомить с музеями изобразительного искусства. Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Дом-музей Васнецова |
16 | Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее. 2-ая половина 19в. – начало 20в. В.М. Васнецов «Богатыри» | Познакомить с музеями изобразительного искусства. Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Дом-музей Васнецова |
17 | Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее.2-ая половина 19в. – начало 20в. В.М. Васнецов «Алёнушка» | Познакомить с музеями изобразительного искусства. Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Дом-музей Васнецова |
18 | Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее.Первая половина 20 века Штеренберг «Аниська» | Познакомить с музеями изобразительного искусства. Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Дом-музей Васнецова |
19 | Виртуальное путешествие в Дом – музей Васнецова | Познакомить с музеями изобразительного искусства. Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Дом-музей Васнецова |
20 | Практическое занятие. Экскурсия в художественный музей. | Экскурсия в художественный музей |
21 | Итоговое занятие. Подготовка проекта «Художественные музеи Москвы глазами первоклассника» | Уметь защищать проекты на итоговых мероприятиях Устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение |
22 | Защита проекта «Художественные музеи Москвы глазами первоклассника» | Уметь защищать проекты на итоговых мероприятиях Устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение |
23 | Виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы | Познакомить учащихся с историей величайшего события истории России - Московской битвы 1941-1942 гг. |
24 | Экскурсия в школьный музей «Открытое небо»: «Жители Внуково – участники Великой Отечественной войны». | Познакомить с биографиями и подвигами жителей Внуково - участниками Великой Отечественной Войны. Знать основные факты, связанные с Великой Отечественной войной и подвигом нашего народа. |
25 | Практическое занятие. Экскурсия в музей патриотической направленности | Экскурсия в музей ВОВ |
26 | Итоговое занятие. Оформление открыток, посвящённых нашим защитникам | Умение составлять план работы над открыткой, используя технику работы с бумагой по выбору. Формирование навык работы в группах. Формировать художественный вкус и умение с помощью имеющихся материалов и приёмов выражать идею своей работы. Воспитывать чувство уважения и благодарности к героям войны. |
27 | Практическое занятие. Экскурсия в Дом – музей Чуковского» | Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. Расширить представления о творчестве К.И. Чуковского. Посетить дом – музей К.И. Чуковского. |
28 | Подведение итогов. Поделка «Чудо- дерево». | Знать название и содержание произведений К.И. Чуковского. Выразить отношение к стихам К.И. Чуковского через поделку «Чудо- дерево». |
29 | Игра – путешествие в «Музей Ледникового периода» | Знакомство с современными и древними видами животных. Посещение музея ледникового периода. |
30 | Виртуальное путешествие в Парк птиц | Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие бережного отношения к её природным ресурсам. Приобщение их к позитивной экологической деятельности. |
31 | Практическое занятие. Экскурсия экологической направленности | Посещение музея Парка Птиц. |
32 | Подводим итоги. Лепка фигур животных. | Расширений знаний о видах древних и современных животных и среды их обитания. Лепка наиболее запомнившихся животных. |
33 | Практическое занятие. Экскурсия на предприятие. | Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, способность добывать новую информацию из различных источников |
34 | Подводим итоги. Спортивно- познавательная игра «Все профессии нужны». | Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры; обогащение социально-игрового опыта; уточнять и расширять словарь и речевой материал . |
Итого: |
34 часа |
2 КЛАСС - 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
2 КЛАСС | ||
№ | Тема | Содержание занятий |
1 | Москва – наш город. | Беседа "Москва - столица нашей Родины". Разучивание песни «С чего начинается родина» ( Сл. М.Л.Матусовский, муз. В.Е.Баснер). Изготовление эскиза открытки «С Днем рождения, Москва!» |
2 | Большая Москва | Беседа "Москва - большой город". Работа по картам-рисункам "Москва в прошлом" ( строительство Кремля на Боровицком холме, Китай-город, Земляной город) и "Москва сегодня"(старый город и новостройки). Разучивание гимна Москвы. |
3 | Откуда Москва пошла | Рассказ "Как князь Юрий Долгорукий основал Москву". Отгадывание ребусов "Узнай имя князя", "Отгадай название района Москвы", "Где впервые встречается имя города". Чтение стих. Ф.Б.Миллера "Москва". |
4 | Наша древняя столица | Беседа "Как Москва столицей стала" (первые московские князья) |
5 | Москва -всем городам мать | Рассказ "Почему Москва стала главным городом Руси" (князь Дмитрий Донской и Иван III- "государь всея Руси"). Работа с пословицами. |
6 | Наши предки москвичи | Виртуальная экскурсия по городу многолюдному: "Москва - не город, а целый мир" (Москва на перепутье дорог, какие люди жили в городе, из каких земель приходили, да как обживались). Работа с пословицами и поговорками. |
7 | Родословная моей семьи - создание проекта «Дорожите именем своим» | Практическая работа по созданию проекта "Моя семья" (оформление постера: родословное древо семьи, интересные факты из истории семьи, рисунки и фотографии) |
8 | Городская символика | Рассказ "Герб и флаг Москвы". Работа с рисунками, сравнение гербов разных городов, значение элементов и цвета). Разгадывание ребусов "Что зашифровано знаками" |
9 | Герб моей школы - создание проекта | Виртуальная экскурсия "Район, в котором я живу". Герб района Марьино.Практическая работа: создание герба школы (рисунок с элементами аппликации). |
10-11 | Стены древнего Кремля | Виртуальная экскурсия «Вдоль башен Кремля». Игра "Найди выход из лабиринта". Практическая работа: аппликация "Главная башня Кремля". |
12 | Прогулка по Кремлю | Виртуальная "Обзорная экскурсия по Кремлю". Викторина: "Достопримечательности Кремля". |
13-14 | Памятники Соборной площади | Беседа "На Соборной площади". Работа с пословицами, разгадывание загадок. Практическая работа: лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола |
15 | Главная площадь Москвы | Беседа "А из нашего окна..." ( Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной). Отгадывание загадок. Практическая работа: оригами "Звезда". |
16 | Мемориал в Александровском саду | Литературная мини- композиция «Поклонимся великим тем годам». Прослушивание песен на военную тематику. Просмотр видеофрагмента "Вечный огонь у стен Кремля". |
17-18 | Главная улица столицы | Виртуальная экскурсия "Прогулка по Тверской". Викторина "Улица памятников и площадей". |
19 | Московская архитектура | Работа с рисунками и фотографиями по теме "Москва старая и современная". Практическая работа: рисунки по заданию: "Моделирование города будущего"" |
20 | Московская мозаика | Беседа "История района Марьино". Практическая работа: лепка из пластилина элементов макета "Парк у Москвы-реки", сбор макета). |
21-23 | Московский транспорт | Рассказ "Из истории московского транспорта". Отгадывание загадок о видах транспорта. КВН «Азбука безопасности в городе». Практическая работа: коллаж «От кареты до метро» |
24 | Московские реки | Беседа " Значение рек для жизни города. Главная река Москвы". Практическая работа: конструирование модели городского моста (пластилин, бумага, картон). |
25 | Московская природа | Беседа о бережном отношении к природе. Игра "Узнай животное по описанию". Изучение гербария. Практическая работа: рисунки деревьев, растущих в нашем городе. |
26 | Московский зоопарк | Виртуальная экскурсия "Звериный городок". Разгадывание кроссворда. Отгадывание загадок. Практическая работа: аппликация фигурок животных из геометрических фигур. |
27 | Путешествие по Москве на машине времени | Виртуальная экскурсия в Государственный Исторический музей. Практическая работа: "Представь себя археологом" (зарисовка интересного экспоната). |
28 | Московские музеи | Беседа "Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях". Игра "Угадай, в какой музей ты попал". Рассматривание репродукций из Третьяковской галереи. Практическая работа: иллюстрация к любимой сказке. |
28 | Как жили москвичи раньше. | Виртуальная экскурсия: «Московская старина в Музее русского костюма и быта в Измайлове» (внутреннее убранство помещений. Мебель, посуда и одежда древних москвичей). Практическая работа: создание моделей одежды. |
29-30 | Московские театры | Беседа "Какие бывают театры". Разучивание скороговорок. Инсценировка "Ожившие сказочные герои". |
31 | Маленькие москвичи | Рассказ " Игры и игрушки древних москвичей". Проведение старинных игр. Практическая работа: изготовление игрушки из природного материала. |
32 | Семейные праздники москвичей | Беседа "Что такое обряды". Отгадывание загадок. Разгадывание кроссворда "Семейные праздники". Рассказы детей "Мой любимый праздник". |
33 | Городская мозаика | Рассказ "История города в названиях улиц". Виртуальная экскурсия "Бородинская панорама" |
34 | Дорогая моя столица | КВН «На семи холмах». Награждение победителей. |
Итого: |
34 часа |
3 КЛАСС - 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
3 КЛАСС | ||
№ | Тема | Содержание занятий |
1 | Самые родные и близкие уголки Москвы. | Рассказ " Административные округа Москвы. ЮВАО на карте города". Практическая работа: рисунки по теме "Моя малая родина" |
2 | В лесном краю московском | Рассказ "Славяне - древние жители московской земли". Загадки о природе и природных явлениях. Прослушивание русских народных песен о природе. Практическая работа: аппликация из природного материала "Живые краски природы". |
3 | Как у Москвы появился день рождения | Рассказ "Сказание о начале Москвы". Разгадывание ребусов. Практическая работа: изготовление открытки "С днём рождения, Москва!". |
4-5 | Москва деревянная | Виртуальная экскурсия "В Коломенском дворце". Составление словарика старинных слов. Практическая работа: изготовление модели избы (картон, бумага, пластилин). |
6 | Старинный город. | Виртуальная экскурсия в Музей археологии Москвы. Разгадывание ребусов и загадок. Практическая работа: аппликация из геометрических фигур " Мельница". |
7-8 | В доме у москвича | Виртуальная экскурсия в музей "Коломенское". Разгадывание загадок. Заучивание пословиц. Рассказ "Секреты "красного угла". Практическая работа: рисунок русской печки. |
9 | Народно-прикладные промыслы. | Рассказ "Что значит "бить баклуши"?" Игра "Найди ошибки". Практическая работа: рисунок - составление узора в полосе. |
10-11 | Московский Кремль. | Виртуальная экскурсия "Царский двор в Кремле". Рассказ "Улицы и площади древнего Кремля". Практическая работа: составление кроссворда "Древний Кремль". |
12 | Красная площадь. | Виртуальная экскурсия "Прогулка по Красной площади". Беседа "На красной площади парад". Отгадывание ребусов. Практическая работа: аппликация "Спасская башня". |
13 | Новый взгляд на Кремль | Виртуальная экскурсия "Кремль с птичьего полёта", обзорная экскурсия "В сенатском дворце". Практическая работа: рисунок "У кремлёвской стены". |
14 | "Музей под открытым небом". Зарядье. | Рассказ "Куда вела первая московская улица...". Виртуальная экскурсия "Дом бояр Романовых". Практическая работа: аппликация "Терем". |
15 | Московские сады. | Рассказ "Государевы сады". Разгадывание загадок о цветах. Практическая работа: проект "Как устроить висячий сад". |
16 | Усадьба Измайлово. | Беседа "Измайловские сады". Разгадывание загадок об овощах и фруктах. Решение задачи "Сколько деревьев росло в Аптекарском саду?" Практическая работа: рисунок с элементами аппликации "Крутицкий вертоград". |
17-18 | "По одёжке встречают..." | Беседа "Как одевались москвичи". Работа с пословицами. Разгадывание ребусов "Элементы одежды". Практическая работа: "Рисунки иностранного путешественника". |
19-20 | Жизнь в древней Москве. | Рассказ "Как жили москвичи в древности". Разгадывание ребуса и чтение рассказа. Сообщения "Лекарственные травы. рецепты лечения". Практическая работа: "Распорядок дня москвича". |
21 | Как жили цари-государи. | Виртуальная экскурсия в Теремной дворец. Разгадывание ребусов "Царские игры". Практическая работа: мини сочинение "Один день из жизни русского царя". |
22-23 | Старинные обряды. | Рассказ "Обряды домашней жизни". Решение логической задачи "Подарок на новоселье". Работа с пословицами. Игра "Каравай". Практическая работа: "Рецепты к праздничному столу". |
24 | Тайна имени. История возникновения фамилий на Руси. | Рассказ "Имеет ли слово силу". Сообщения "Значения имён". Игра "Имена-прозвища". |
25 | Праздники, забавы москвичей в далёком прошлом | Беседа "Как встречали Новый год", Рассказ "Весёлые праздники - святки и масленица". Работа с пословицами. Практическая работа: изготовление куклы "Масленица" из разных материалов. |
26 | Традиции русского народа. | Рассказ " Главные праздники москвичей. Православный праздник –Пасха." Разгадывание ребусов. Работа с пословицами. Практическая работа: лепка из пластилина "Игрушки маленьких москвичей". |
27 | Занимательные странички. | Разгадывание ребусов, кроссвордов. Викторина "Как жили москвичи". |
28 | Путешествие в школу прошлого | Рассказ "Чему и как учили детей". Работа с пословицами. Игра "Угадай букву". Практическая работа: эскиз листа из Азбуки. |
29 | Культура России. Иван Фёдоров. | Рассказ "Первый первопечатник". Игровое задание "Прочитай поговорку". Практическая работа: составление узора для украшения страницы старинной книги. |
30-31 | "Как хлеб да квас, так и всё у нас" | Беседа "Кухня наших предков". Работа с пословицами. Разгадывание загадок. Практическая работа: мини-сочинение "Меню для сверстника из древней Москвы". |
32 | Москва сегодня. | Рассказ "Необычные истории о нашем городе". Практическая работа: 1-я часть - составление маршрута "Интересное для путешественника"; 2-я часть - рисунки по теме "Мой город сегодня". |
33 | Путешествие по улицам Москвы. | Беседа "Военное прошлое Москвы в названиях улиц". Практическая работа: "Составим путеводитель по Москве". |
34 | Викторина «Моя Москва» | Проведение викторины "Что мы знаем о Москве". |
Итого: | 34 часа |
4 КЛАСС - 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 КЛАСС | ||
№ | Тема | Содержание занятий |
1 | План города. | Беседа "Первые чертежи Москвы". Работа с планом города. Практическая работа: "Составляем план-рисунок Москва сегодня". |
2 | Округ, в котором живу. | Рассказ "Из каких частей состоит современная Москва". Работа с иллюстрациями "Юго-Восточный округ". Виртуальное путешествие по памятным местам Юго-Восточного округа. Решение задачи "Обойдём Москву пешком". Практическая работа: составление плана "Моя школа на плане округа". |
3 | "Крепость внутри города." | Беседа "Мал древян град". Решение кроссворда "Спутник Москвы". Практическая работа: рисунок "Московская крепость". |
4 | "Белый город". | Рассказ "Как Царёв город стал Белым". Составление плана "Башни и ворота Белого города". Практическая работа: рисунок "Семиверхая башня Белого города". |
5-6 | Прогулка по Бульварному кольцу. | Виртуальная экскурсия "Прогулка по Бульварному кольцу. Московские "ворота". Работа с планом Москвы. Практическая работа: составление справочника "Памятники русским писателям и поэтам на Бульварном кольце". |
7 | Садовое кольцо. Улицы-валы. | Рассказ "Кольцо Садовых улиц". Решение задачи "Вокруг Земляного города". Решение грамматических задач "Названия улиц Садового кольца". Практическая работа: зарисовки на тему "Укрась бульвар цветами". |
8 | Загадки для умников и умниц. | Рассказ "Арбат -таинственное название на карте столицы". Исследование топонимов в названиях арбатских улиц. Практическая работа: аппликация "Фонари для Арбата". |
9-10 | Как дороги превратились в улицы. | Беседа "Куда вели улицы-дороги". Работа с планом Москвы: "Большая Ордынка и её "тетива". Игра "Расшифруй название". Практическая работа: "Зашифруй название московской улицы". |
11 | Как Подмосковье стало Москвой. | Рассказ "Как Москва расширяла свои границы". Исследование топонимов "Лужники", "Сокольники", "Кудрино", "Мневники". Практическая работа: рисунок "Московские Черёмушки". |
12 | Город мастеров. | Рассказ "За Москвой-рекой..." Виртуальная экскурсия в Оружейную палату. Практическая работа с разными материалами: "Изделия оружейного мастера". |
13 | Мастера из Заяузья. | Беседа "О чём рассказывают названия улиц". Отгадывание ребусов. Составление пословицы по заданию "Соедини цепь". Практическая работа: эскиз изразца для украшения стен. |
14-16 | Городская мозаика. | Виртуальная экскурсия "По городу мастеров" (Кадаши и Хамовники. "Вкусные" переулки, "солёные" улицы, улицы- "ряды"). Исследования "Топонимы в названиях". Работа с пословицами. Практическая работа: составление кроссворда "Город мастеров", |
17 | На Крымском валу. | Рассказ "Крымский вал". Разгадывание ребуса "Как мост называется?" Практическая работа: рисунок висячего моста. |
18 | Реки Московии. | Работа с планом Москвы. Игра "Кто больше рек найдёт?" отгадывание ребусов "Подземная река", "Притоки Москвы-реки". Практическая работа: эскиз "Парк у реки в нашем районе", |
19 | Московские пруды. | Рассказ "Сколько прудов в Москве?" Работа с планом города : история Борисовских прудов. Виртуальная экскурсия "Чистопрудный бульвар". Практическая работа: оригами "Лебеди". |
20 | Московские горы. | Беседа "Есть ли горы в Москве?" Исследование "Как лес стал парком в нашем районе". Практическая работа: зарисовка пейзажа "Осень. Воробьёвы горы". |
21 | На Поклонной горе. | Виртуальная экскурсия в Парк Победы. Рассказ "История Поклонной горы". Чтение отрывков из "Евгений Онегин" А.С.Пушкина (36 и 37 глава). Практическая работа: лепка из пластилина "Символический ключ от города". |
22 | Где искать в Москве луга, сады, поля и леса? | Рассказ "По течению Москвы-реки". Работа с "Петровым чертежом". Топонимика в названиях "Природа и история города". Практическая работа: аппликация "В Нескучном саду". |
23 | Героические страницы истории в названиях улиц. | Беседа "Дела давно минувших дней". Работа с планом города "Найди места сражений". разгадывание ребуса "Узнай название монастыря". Практическая работа: описание скульптурного памятника Дмитрию Пожарскому и Козьме Минину. |
24 | Недаром помнит вся Россия... | Рассказ "Названия на плане о славных страницах нашей истории". История села Преображенского. Работа с планом города: улицы Солдатская, Потешная, Девятая рота. Практическая работа: составление кроссворда "Преображенская площадь и её окрестности". |
25 | Гроза 1812 года. | Виртуальная экскурсия в музей-панораму " Бородинская битва". Сообщения по теме "Гроза 1812 года". Игра "Пройти лабиринт". |
26 | Улица Народного Ополчения. | Беседа "Москва. 1941 год". Презентация "Детство, опалённое войной". Практическая работа: складывание из бумаги "Звёздочка". |
27-28 | Улицы имени героев. | Виртуальная экскурсия "Улицы московские память хранят".Сообщения "Герои Великой Отечественной войны и их имена на карте города". Практическая работа: оригами "Гвоздика" |
29 | Памятники героического прошлого Москвы. | Рассказ "Площадь Победы. Триумфальная арка". Отгадывание ребуса "Имя великого военачальника". Работа с планом Москвы. Виртуальная экскурсия по Парку Победы. |
30-31 | Имена знаменитых людей в названиях улиц и площадей. | Виртуальная экскурсия на Пушкинскую площадь. Чтение стихотворений А.С.Пушкина. Знакомство с экспозицией музея Л.Н.Толстого в Хамовниках. Работа с иллюстрациями В.М.Васнецова. Практическая работа: иллюстрируем сказку. |
32 | Памятники моего района. | Виртуальная экскурсия "Памятники в Марьино". Сообщения о достопримечательностях района. Практическая работа: проект "Мой дворик". |
33 | Марьино - молодой район столицы. Создание проекта. | Беседа об истории района Марьино с использованием презентации. Сообщения, описания объектов района. Оформление экспозиции "Марьино". |
34 | Олимпиада "Что я знаю о Москве". | Проведение олимпиады "Что я знаю о Москве". Сообщения "Интересные факты из жизни города". |
Итого: | 34 часа |
ФОРМЫ УЧЕТА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ:
Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по нескольким параметрам: | ||
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности: | ||
Критерии | Показатели | Приемы и методы изучения |
Вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности | - Охват учащихся программой. - Сохранность контингента. - Сформированность активной позиции учащихся | 1. Анализ участия учащихся в изучении курса. 2. Педагогическое наблюдение. |
Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности | - Обеспеченность кадровыми ресурсами. - Обеспеченность информационно- технологическими ресурсами. - Обеспеченность финансовыми ресурсами. - Обеспеченность материально- техническими ресурсами | 1. Метод экспертной оценки. 2. Методы индивидуальной и групповой оценки. 1. Анкетирование. 2. Педагогическое наблюдение |
2. Эффективность внеурочной деятельности: | ||
ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА | ||
Самоопределение | - формирование основ гражданской идентичности личности; - формирование картины мира культуры; - развитие Я-концепции и самооценки личности. | Методики: 1. «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). 2. «Кто я?» (М.Кун). |
Смыслообразование | - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности | 1. Методика «Цветик- семицветик». 2. Опросник мотивации «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). 3. Оценка уровня воспитанности ученика (по Н.П.Капустину). |
Нравственно- этическая ориентация | - формирование единого образа мира при разнообразии культур; -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм; - формирование моральной самооценки; -развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни | 1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» (2 класс). 2. Адаптированный варианттеста .Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников. (3-4классы). 3. Методика «Репка». 4. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы». 5. Методика «Что мы ценим в людях». 6. Методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение». |
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ | ||
Сформированность детского коллектива | -благоприятный психологический микроклимат; -уровень развития коллективных взаимоотношений | 1. Социометрия. 2. Индекс групповой сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» |
Сформированность коммуникативной культуры учащихся | - Коммуникабельность. - Взаимодействие со сверстниками, педагогом | Методика выявления коммуникативных склонностей (по Р.В.Овчаровой) |
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА | ||
Эффективность работы факультатива | - Посещаемость, сохранность контингента. - Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход. - Участие учащихся в выставках, конкурсах, викторинах и т.п. | Анализ данных. |
3. Продуктивность внеурочной деятельности: | ||
Продуктивность деятельности факультатива | - Уровень достижения ожидаемых результатов. - Достижения учащихся в выбранном виде внеурочной деятельности. - Рост мотивации к активной познавательной деятельности | 1.Анализ освоения учащимися программы курса. 2.Анализ содержания «портфеля достижений» 3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера. 4.Педагогическое наблюдение. 5.Метод незаконченного предложения. 6.Методика «Репка» |
4. Удовлетворенность участников деятельности (учащихся, их родителей, педагога) ее организацией и результатами | ||
Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагога | - Удовлетворенность школьников участием в работе факультатива. - Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком внеурочных занятий. - Удовлетворенность педагога организацией и ресурсным обеспечением деятельности факультатива. | 1. Тестирование. 2. Беседа. 3. Анкетирование. 4. Цветопись 5. Метод незаконченного предложения. |
Формы учета оценки планируемых результатов. | ||
Формы учета знаний, умений: | - педагогическое наблюдение; - тестирование; - тематический опрос; -результаты олимпиад; - рисуночные тесты; - подготовка проектов и их защита; - выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков); - анкетирование учеников | |
Диагностика. | ||
Цель: | выяснить, является ли и в какой степени воспитывающим данный вид внеурочной деятельности | |
Объекты: | личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога | |
Методы: | наблюдение, анкетирование, тестирование. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. | |
Формы: | -проблемно-ценностное общения ( этическая беседа); -дебаты; -тематический диспут; -проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) | |
1. |
|
2. Печатные пособия | |
2. | Иллюстрации, тематические наборы картинок "Овощи", "Фрукты", "Одежда", "Транспорт", "Музыкальные инструменты", "Посуда" и т.п., альбомы, наборы открыток. |
3. Игры и другие пособия | |
3. | Настольная игра "Я шагаю по Москве"; плакаты с ребусами. |
4. Технические средства обучения | |
4 | ПК, мультимедийный проектор, принтер, музыкальный центр. |
5. | Интернет-ресурсы |
http://www.tvshkolnik.ru/content/moskvovedenie - каталог учебных видеофильмов для начальной школы http://um.mos.ru/monuments/obelisk_u_kutuzovskoy_izby/ - узнай Москву Материалы официального сервера Правительства Москвы РУБРИКОН - информационно-энциклопедический проект компании "Русс портал" Символика районов города Москвы на сайте "Геральдика.ru" Усадьбоведение Сайт Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) Сайт Фонда возрождения русской усадьбы Дворянские усадьбы Москвы на сайте "Исторические усадьбы России" Сайт некоммерческого партнерства "Русская Усадьба". Музеи и достопримечательности Москвы Музеи Москвы в электронном каталоге музеев России Музей истории города Москвы Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева Музеи Московского Кремля Государственный Исторический музей Москвы Московский Кремль на рубеже тысячелетий Экскурсии по Кремлю на сайте электронного издательства КОМИНФО "Московский Кремль" Достопримечательности Москвы на сайте All-moscow.ru История Москвы Материалы по истории Москвы на сайте Открытой русской электронной библиотеки Проект "Москва историческая" с информационного сервера "Москва" СТАРАЯ МОСКВА - историко-культурный путеводитель История Москвы и Подмосковья с древнейших времен Каталог ресурсов "Московские уголки" с сайта Москва неофициальная Интернет проект "История Москвы" Страницы истории Москвы на сайте ИНФОКНИГА СТАРАЯ МОСКВА на сайте "Кулуаръ" История и география Москвы на географическом сайте агентства путешествий "Отдыхай!" Интересно о Москве Россия и Москва глазами иностранцев на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.RU История гостеприимства на сайте PIR.RU Статьи о московских тайниках и кладах История Московского трамвая Сайт "ВСЯ МОСКВА на 1901 годъ" Союза Фамильных кланов Проекты по Москвоведению на сайте гимназии №1522 Электронный журнал «Женщина Москва». Миссия проекта — вернуть москвичам чувство Дома. Прогулки по Москве, виды Москвы и путеводители Метростроевцам всех поколений посвещается... Авторский проект Юрия Гридчина из Москвы Москва в фотографиях Вчера, Сегодня, Завтра.... Интереснейшая подборка видов Москвы - старых и современных Прогулки по Москве на Rambler-Москва Уникальное собрание видов Москвы на сайте СТАРАЯ МОСКВА. Москва. Путеводитель 1929 года Прогулки по Москве с сайта Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского Москва пешком под редакцией Натальи Невяжской Фотографии старой Москвы с сайта "Русь православная" О Москве на сайте "КиндерСюрприз" Неизвестная Москва и Историческая мозаика на сайте Андрея Дубовского Путеводитель по Москве на сайте Национального Географического общества Москва в сердце моем на сайте интернет-клуба СКРИН Немного о столице на ИНФОРМАЦИОННОМ ПОРТАЛЕ О РОССИИ Топонимика Москвы Проект М. В. ГОРБАНЕВСКОГО "Окликни улицы Москвы" Карты Москвы Старые карты Российской империи на сайте genealogia.ru Карты Москвы на сайте "Коллекция старинных карт территорий и городов России" Москва и окрестности из космоса - фотографии интернет-магазина космических снимков ИТЦ СканЭкс Москва православная СВЯТЫНИ СТАРОЙ МОСКВЫ в Интернет-журнале Сретенского монастыря ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ на сайте ПУТЕШЕСТВИЯ - БЛИЗКИЕ И ДАЛЁКИЕ Храмы Москвы Сайт Храмы России, посвященный памяти Петра Георгиевича Паламарчука Архитектура Москвы «Архнадзор» - сайт, посвященный проблемам охраны исторической среды и нового проектирования в ее пределах Москомнаследие - официальный сайт Сайт MAPS (Московской Ассоциации Охраны Архитектурного Наследия) Электронная экскурсия: Москва Казакова История Москвы XVII века (архитектура и повседневность) Москва, которой нет. Сайт об утраченных архитектурных памятниках Москвы Архитектурно-краеведческая библиотека на сайте Русский город Памятники архитектуры Подмосковья Шедевры московской архитектуры с портала строительной индустрии Статьи о Москве в разделе "Архитектура, проектирование" на Tool.ru Архитектура московского модерна Электронные версии журналов Сайт "Основы православной культуры", созданный на основе материалов газеты "Воскресная школа"(Издательский дом "Первое сентября") Материалы журнала "Наука и жизнь" МОСКВА в журнале "НАУКА И ЖИЗНЬ" Рубрика "По Москве исторической" на новом сайте журнала "Наука и жизнь" Материалы журнала "Вокруг Света". Журнал "Московская перспектива" Рефераты на сайте журнала "Москвоведение" Природа и география Москвы Сайт "Малые реки Москвы" В поисках реки Голедянки любительский исследовательский сайт Сайт "Московские парки" Сайт Московского городского управления лесами Информация с сайта "Состояние окружающей природной среды Москвы" Статьи по московскому и подмосковному краеведению Естественнонаучной библиотеки Московского общества испытателей природы Боевая слава столицы Военная история. Форты, крепости, памятные места Москвы и области Форты, крепости, памятные места Москвы и Московской области |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва музейная" 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва театральная" 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Москва театральная» 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва музейная" 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва музейная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен зн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Москва театральная" 1-4 классы
Курс внеурочной деятельности «Москва театральная» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к общечеловеческим духовным ценностям и формирования творчес...