МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
учебно-методический материал

Шишмарева Нина Александровна

Расстройство аутистического спектра (РАС) - это нарушение развития, которое влияет на способность ребенка общаться, взаимодействовать с другими людьми и воспринимать окружающий мир. Каждый ребенок с РАС уникален, поэтому методы работы должны быть индивидуальными и адаптированными к его потребностям. Однако существует несколько общепринятых методик и подходов, которые доказали свою эффективность в обучении и социализации детей с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

 

Расстройство аутистического спектра (РАС) - это нарушение развития, которое влияет на способность ребенка общаться, взаимодействовать с другими людьми и воспринимать окружающий мир. Каждый ребенок с РАС уникален, поэтому методы работы должны быть индивидуальными и адаптированными к его потребностям. Однако существует несколько общепринятых методик и подходов, которые доказали свою эффективность в обучении и социализации детей с РАС.

  1. Прикладной анализ поведения (ABA)

Прикладной анализ поведения (ABA) - это научный подход, направленный на изменение поведения через систему поощрений и коррекцию нежелательных действий. Он помогает детям с РАС развивать навыки общения, самообслуживания, когнитивные способности и социальные навыки.

Ключевые элементы метода ABA:

Разделение сложных навыков на простые шаги.

Использование позитивного подкрепления для укрепления желаемого поведения.

Постоянный мониторинг и корректировка программы в зависимости от прогресса ребенка.

Метод ABA часто используется в раннем возрасте и может быть высокоэффективен при регулярной и интенсивной работе с ребенком.

  1. Терапия речи и языка

Многие дети с РАС испытывают трудности с речью и коммуникацией. Логопедическая терапия направлена на развитие способности к общению, как вербальному, так и невербальному.

Логопед может использовать следующие стратегии:

Развитие невербальных форм общения (жесты, карточки с изображениями).

Поощрение использования слов и фраз для выражения потребностей.

Обучение правильному использованию языка в социальных ситуациях.

Для детей с полным отсутствием речи также может применяться альтернативная коммуникация, например, системы с карточками PECS (Picture Exchange Communication System).

  1. Сенсорная интеграционная терапия

Многие дети с РАС имеют сенсорную гипер- или гипочувствительность, что может приводить к трудностям в обработке информации от окружающего мира. Сенсорная интеграционная терапия направлена на улучшение способности ребенка адекватно воспринимать сенсорные стимулы.

Методы этой терапии включают:

Игры с использованием различных текстур, звуков и движений для стимуляции сенсорных систем.

Работа над улучшением координации движений и равновесия.

Упражнения для снижения тревожности, связанной с определенными сенсорными стимулами.

  1. Техника визуальных расписаний и структурирования

Дети с РАС часто лучше воспринимают информацию в визуальной форме. Структурирование дня и использование визуальных расписаний помогают им понять последовательность действий и почувствовать себя более уверенно.

Элементы структурирования:

Использование картинок или фотографий для обозначения различных частей дня.

Понятные и четкие инструкции с использованием визуальных подсказок.

Предсказуемость и постоянство в распорядке дня для снижения тревожности.

  1. Игротерапия

Игротерапия помогает развивать социальные и эмоциональные навыки, используя ролевые игры и ситуации, схожие с реальными. Дети с РАС через игру могут научиться взаимодействовать с окружающими, понимать эмоции других людей и выражать свои чувства.

Примерные техники игротерапии:

Использование игрушек и ролевых персонажей для разыгрывания ситуаций взаимодействия.

Игры, направленные на развитие понимания эмоций и самовыражения.

Кооперативные игры для поощрения командной работы и общения с другими детьми.

  1. Терапия с участием животных

Терапия с участием животных, например, занятия с собаками, лошадьми или дельфинами, может помочь детям с РАС развивать эмоциональные и социальные навыки. Взаимодействие с животными способствует снижению тревожности, улучшению настроения и увеличению уровня социализации.

  1. Семейная терапия и поддержка

Работа с детьми с РАС требует активного участия семьи. Семейная терапия помогает родителям и другим членам семьи лучше понимать потребности ребенка, а также развивать эффективные стратегии взаимодействия.

Ключевые моменты семейной терапии:

Обучение родителей навыкам работы с поведением ребенка.

Поддержка семьи в вопросах общения и взаимодействия.

Помощь в преодолении эмоциональных трудностей, связанных с уходом за ребенком с РАС.

Заключение

Работа с детьми с расстройством аутистического спектра требует индивидуального подхода и терпения. Применение различных методов и стратегий помогает детям с РАС развивать важные навыки и добиваться успехов в социализации. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и методы работы должны быть гибкими и адаптируемыми в зависимости от его особенностей и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми в адаптационный период.

Организация работы специалистов отделения первичного приёма и анализа Республиканский социально-реабилитационный цетр для несовершннолетних. Использование арттерапии, игро терапии в работе с подростка...

Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы

В  последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему т...

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Формы и методы работы с детьми-инвалидами.

Данный  вид  работы  -  это  обобщение  своего  опыта.  Его можно  отнести  к  научно-методической  деятельности  учителя....

Методы работы с детьми с ОВЗ

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....

Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...