Главные вкладки
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
учебно-методический материал
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это нарушение развития, которое влияет на способность ребенка общаться, взаимодействовать с другими людьми и воспринимать окружающий мир. Каждый ребенок с РАС уникален, поэтому методы работы должны быть индивидуальными и адаптированными к его потребностям. Однако существует несколько общепринятых методик и подходов, которые доказали свою эффективность в обучении и социализации детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это нарушение развития, которое влияет на способность ребенка общаться, взаимодействовать с другими людьми и воспринимать окружающий мир. Каждый ребенок с РАС уникален, поэтому методы работы должны быть индивидуальными и адаптированными к его потребностям. Однако существует несколько общепринятых методик и подходов, которые доказали свою эффективность в обучении и социализации детей с РАС.
Прикладной анализ поведения (ABA)
Прикладной анализ поведения (ABA) - это научный подход, направленный на изменение поведения через систему поощрений и коррекцию нежелательных действий. Он помогает детям с РАС развивать навыки общения, самообслуживания, когнитивные способности и социальные навыки.
Ключевые элементы метода ABA:
Разделение сложных навыков на простые шаги.
Использование позитивного подкрепления для укрепления желаемого поведения.
Постоянный мониторинг и корректировка программы в зависимости от прогресса ребенка.
Метод ABA часто используется в раннем возрасте и может быть высокоэффективен при регулярной и интенсивной работе с ребенком.
Терапия речи и языка
Многие дети с РАС испытывают трудности с речью и коммуникацией. Логопедическая терапия направлена на развитие способности к общению, как вербальному, так и невербальному.
Логопед может использовать следующие стратегии:
Развитие невербальных форм общения (жесты, карточки с изображениями).
Поощрение использования слов и фраз для выражения потребностей.
Обучение правильному использованию языка в социальных ситуациях.
Для детей с полным отсутствием речи также может применяться альтернативная коммуникация, например, системы с карточками PECS (Picture Exchange Communication System).
Сенсорная интеграционная терапия
Многие дети с РАС имеют сенсорную гипер- или гипочувствительность, что может приводить к трудностям в обработке информации от окружающего мира. Сенсорная интеграционная терапия направлена на улучшение способности ребенка адекватно воспринимать сенсорные стимулы.
Методы этой терапии включают:
Игры с использованием различных текстур, звуков и движений для стимуляции сенсорных систем.
Работа над улучшением координации движений и равновесия.
Упражнения для снижения тревожности, связанной с определенными сенсорными стимулами.
Техника визуальных расписаний и структурирования
Дети с РАС часто лучше воспринимают информацию в визуальной форме. Структурирование дня и использование визуальных расписаний помогают им понять последовательность действий и почувствовать себя более уверенно.
Элементы структурирования:
Использование картинок или фотографий для обозначения различных частей дня.
Понятные и четкие инструкции с использованием визуальных подсказок.
Предсказуемость и постоянство в распорядке дня для снижения тревожности.
Игротерапия
Игротерапия помогает развивать социальные и эмоциональные навыки, используя ролевые игры и ситуации, схожие с реальными. Дети с РАС через игру могут научиться взаимодействовать с окружающими, понимать эмоции других людей и выражать свои чувства.
Примерные техники игротерапии:
Использование игрушек и ролевых персонажей для разыгрывания ситуаций взаимодействия.
Игры, направленные на развитие понимания эмоций и самовыражения.
Кооперативные игры для поощрения командной работы и общения с другими детьми.
Терапия с участием животных
Терапия с участием животных, например, занятия с собаками, лошадьми или дельфинами, может помочь детям с РАС развивать эмоциональные и социальные навыки. Взаимодействие с животными способствует снижению тревожности, улучшению настроения и увеличению уровня социализации.
Семейная терапия и поддержка
Работа с детьми с РАС требует активного участия семьи. Семейная терапия помогает родителям и другим членам семьи лучше понимать потребности ребенка, а также развивать эффективные стратегии взаимодействия.
Ключевые моменты семейной терапии:
Обучение родителей навыкам работы с поведением ребенка.
Поддержка семьи в вопросах общения и взаимодействия.
Помощь в преодолении эмоциональных трудностей, связанных с уходом за ребенком с РАС.
Заключение
Работа с детьми с расстройством аутистического спектра требует индивидуального подхода и терпения. Применение различных методов и стратегий помогает детям с РАС развивать важные навыки и добиваться успехов в социализации. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и методы работы должны быть гибкими и адаптируемыми в зависимости от его особенностей и потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с детьми в адаптационный период.
Организация работы специалистов отделения первичного приёма и анализа Республиканский социально-реабилитационный цетр для несовершннолетних. Использование арттерапии, игро терапии в работе с подростка...

Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы
В последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему т...

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.
В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Формы и методы работы с детьми-инвалидами.
Данный вид работы - это обобщение своего опыта. Его можно отнести к научно-методической деятельности учителя....

Методы работы с детьми с ОВЗ
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи
В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....
Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...