Формы и методы работы с детьми-инвалидами.
статья (4 класс) на тему

 Исаметова  Людмила   Семеновна

 Данный  вид  работы  -  это  обобщение  своего  опыта.  Его можно  отнести  к  научно-методической  деятельности  учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формы и  методы  работы  при  изучении  русского  языка  и  литературного  чтения   при работе  с  детьми-инвалидами.  Из  опыта работы.

     Исаметова  Людмила  Семеновна , учитель  начальных классов,  Нуримановский  район, МБОУ СОШ с.Павловка.                                                        

   Все  родители хотят, чтобы  ребенок  в  семье  рос  крепким, веселым  и здоровым. Однако в  жизни  случаются  обратные   ситуации.

  Учителем  начальных   классов   я  проработала  более  20  лет, из  них  стаж  работы  с  детьми-инвалидами   составляет  почти  10  лет. В  2005  году  я  набирала  очередной   первый класс  и  в  списках  появилась  девочка с диагнозом «имбецильность».  До этого  года  у  меня  был  опыт  работы  с  детьми  с  задержкой  психического  развития .  В   подобных  классах,  как  известно, учатся  дети, имеющие  отклонения  в соматическом  и  нервно-психическом  состоянии  здоровья, дети  с  низким  уровнем  готовности  к  школьному  обучению. Поэтому  на  домашнее  обучение  к  Диане я пошла  более  или менее  информированной и  примерно знала, что  мне от нее  ожидать и к чему  готовиться. Однако  дети-инвалиды составляют особую категорию обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школы и обучаются  на дому.     При  работе  с  ними  учителю  все  равно  приходится  сталкиваться  со  многими трудностями  и  выработать  свой  стиль  работы.

  Чтобы  вовлечь  девочку в  процесс  обучения, стремилась  как  можно  чаще   использовать  игровые  моменты  на уроках, но  с  условием, что  это  не  просто  развлечение,  а обучающие  формы   работы.   Уровень  обучаемости  у  « имбецилов»,  как  известно, очень  низок.  Однако за  время   учебы  мы  научились  считать с ней  до  10  и  обратно, выучили   все  буквы  алфавита, даже  складывали  слоги  и пробовали  читать. Конечно, современная  наглядность   упрощает  работу  учителя  - это и красочно  оформленный  раздаточный  материал,  учебные  пособия – все  является  хорошим  подспорьем в  работе.  Развивающие  игры,  обучающие  мультфильмы -  все  это помогает  выучить, запомнить, изучить, освоить. Но все-таки   при работе с детьми, которые имеют  отклонения в  развитии , хороши все  средства – и старые, и  новые. Ведь  не  только наглядно-образное   мышление  позволяет  наиболее   полно  воссоздавать  и  запоминать  предметы, картины , но в данном  случае я  в  полной  мере  использовала  так называемый « тактильный»  метод . Тактильная  память – это способность запоминать  ощущение от  прикосновения к  различным предметам. Для  того, чтобы  запомнить  звуки  и  соответствующие  буквы,   мы   выкладывали  их  из  счетных  палочек,  лепили  из  пластилина, рисовали   красками.  Вырезали  буквы не  только  из  бархатной   бумаги, но  еще   из  наждачной   бумаги.  Диана  по  особой  программе  проучилась в  школе  три  года   и все, что  требовалось  от  нас,  мы  с  ней  усвоили.

      Начиная  с  2007-2008  учебного   года  и по настоящее время   работаю  с учеником , которому  был   поставлен  диагноз  «  ДЦП».   С рождения     Арсен « прикован»  к инвалидной  коляске. В первом  классе  я  преподавала  ему  математику, русский  язык  и  литературу( обучение  грамоте). Но  в  самом  начале нашей  учебы  результаты  были  не  очень  обнадеживающими, да  и  обучение  с    Арсеном  мы  начали  не  с  1   сентября, а  с 7  ноября.  Понимая, что одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной  педагогики,  я  выработала  свою  модель  занятий  с   учеником.  

    В   связи  с  серьезным  заболеванием  мой  ученик   должен посещать  занятия  с  логопедом, с дефектологом , с  тифлопедагогом и   нужна обязательная  психокоррекция. Однако  можно  ли  это  сделать в пределах  поселка?  Оказалось, что  нет.  Одной  ставки  логопеда  в  школе-то  на всех  обучающихся, имеющих проблемы  с письмом, с произношением   не  хватает  катастрофически.  Поэтому  на  первых  занятиях   я взяла  на  себя  роль  логопеда  и  исследовала  звукопроизношение.

    Первокласснику дала  такую  инструкцию -  повторяй   слова  за  мной. Слова  были несложные :

 Суп -  маска-нос

 Сено-косить-гусь

 Цапля-овца-палец

 Замок – коза

 Цапля -  овца

 Щука – овощи-вещь

    Второй  этап-   исследование  сформированности  звуко- слоговой  структуры  слова  помог мне  выявить, что у  ребенка  замедленное, напряженное  воспроизведение  слова, но без  нарушения  структуры. Выявилось это тоже  методом  повторения  несложных  слов:

  Скакалка

  Танкист

  Сковорода

  термометр

        

     Дальнейшее  обучение  я  выстроила на  устранение  тех  недостатков, которые  были выявлены  при  данном  исследовании.  К тому  же  данный  вид  работы  мы  разнообразили  – пробовали  составлять   из  данных  слов  предложения и даже   стихотворную  фразу. Занятия  такого вида  шли  параллельно   с  периодом  обучения  грамоте  и   помогли  в  тренировке памяти , в  развитии  речи.

     Включала в  урок  коррекционные  минутки, они  помогли  развитию  мелкой  моторики  и  других психических  функций. Приведу  примеры  нескольких  из  них:

1)        Вращение  кистей

2)        Сжимание  и разжимание  пальцев  в  кулак

3)         Погладим  с  тобой  котенка( поглаживающие  движения  рук)

4)         Кольцо(  соединяем  большой  и указательный  пальцы)

5)         Копирование по точкам.

  Очень  нравилось   нам  в  первом классе  составлять  изображения  из геометрических  фигур. Эта  работа  была  предложена  как  составление  аппликаций  на  уроках  труда.  В  современной  интерпретации  данный  вид  работы  тоже  имеет  множество  аналогов, но  еще раз  повторюсь – все  новое – это хорошо  забытое  старое.

     Во-первых  , мы   составляли   данные  изображения в  соответствии  с  изученной  буквой  в  период  обучения  грамоте.

  Во – вторых,  составляли  изображения в  связи  с  темой  урока, например, «Моя семья».  По ходу  урока  задаю  вопрос -  а  в  каком  бы  доме  тебе  хотелось жить вместе  со  своей  семьей?  После  ответа  ученика  предлагаю  другой  проблемный  вопрос -  сможем  ли мы  с  тобой  выложить образец  такого  домика  из  геометрических  фигур?  И  вот  Арсен  непослушными  пальцами  складывал  домик  своей  мечты.

     Тут  следовало  бы  добавить , что для  развития  самостоятельности и  активности  не только детей- инвалидов , а  каждого  ученика  важно положительно  оценивать  любой   шаг  ребенка, попытку, ( даже  неудачную) самостоятельно  найти  ответ  на вопрос. А творческие   учебные  задания  помогают  шаг  за  шагом  желание  высказаться,  проявить   инициативность.

  Проходили годы,  медико-психолого-педагогическая  комиссия  отмечала  положительную  динамику в  освоении  школьных  предметов  и  мы  исправно  переходили  из  класса в  класс.

    Начиная  с  января  2011   года  Арсен  обучается  дистанционно в уфимской – школе  интернат № 13 ( республиканский   центр дистанционного  образования  детей – инвалидов). Дети, обучающиеся дома и « прикрепленные» к  этой  школе, имеют все те же права, что и обычные ученики.  Дистанционно  ему  преподают  информатику, физику, английский  язык, изобразительное   искусство, музыку  и даже  технологию.  Я  же  продолжаю  учить его  по русскому  языку  и  по литературе. Однако  сам компьютер  не  развивает, не  обучает, а  все  зависит  от  того, как  организована  деятельность  ребенка. Несмотря  на  то, что обучение  ведется  по  специальной    программе  VI  вида  ,многое  приходится   корректировать  самой. В  связи  с  тяжелым  диагнозом  у  ребенка  наблюдается  недоразвитие  речи  системного  характера, нарушение  чтения и   письма.  Трудно  дается  изучение  русского  языка, правописание слов.  Работаем  в  основном на  компьютере, много печатаем,   напечатанное  слово  перечитываем  по  слогам,  потом  вычерчиваем  его  в  воздухе, орфограммы  подчеркиваем. В общем,  пытаемся  делать все, что и  самые  обычные  дети в школе. Для  того, чтобы  запомнить правило,  словарные  слова , падежи  приходится  задействовать  различные  виды  памяти -  зрительную, слуховую, речемоторную. Часто  выполняем  звуко-буквенный  анализ  слов,  занимаемся  развитием  фонематического  слуха, зрительного  восприятия.

   Сейчас Арсен  учится в  7  классе.  Считаю  большим  счастьем  сияющие  от радости его  глаза,  если  он  без  ошибок  выполнил  упражнение  или  написал  пусть даже  небольшой  диктант. Какие  моменты   считаю  важным в  работе  с  ребенком -  инвалидом?  Самое  главное -  терпение, взаимопонимание, ситуация  успеха.