Формы и методы работы с детьми-инвалидами.
статья (4 класс) на тему
Данный вид работы - это обобщение своего опыта. Его можно отнести к научно-методической деятельности учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы при изучении русского языка и литературного чтения при работе с детьми-инвалидами. Из опыта работы.
Исаметова Людмила Семеновна , учитель начальных классов, Нуримановский район, МБОУ СОШ с.Павловка.
Все родители хотят, чтобы ребенок в семье рос крепким, веселым и здоровым. Однако в жизни случаются обратные ситуации.
Учителем начальных классов я проработала более 20 лет, из них стаж работы с детьми-инвалидами составляет почти 10 лет. В 2005 году я набирала очередной первый класс и в списках появилась девочка с диагнозом «имбецильность». До этого года у меня был опыт работы с детьми с задержкой психического развития . В подобных классах, как известно, учатся дети, имеющие отклонения в соматическом и нервно-психическом состоянии здоровья, дети с низким уровнем готовности к школьному обучению. Поэтому на домашнее обучение к Диане я пошла более или менее информированной и примерно знала, что мне от нее ожидать и к чему готовиться. Однако дети-инвалиды составляют особую категорию обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школы и обучаются на дому. При работе с ними учителю все равно приходится сталкиваться со многими трудностями и выработать свой стиль работы.
Чтобы вовлечь девочку в процесс обучения, стремилась как можно чаще использовать игровые моменты на уроках, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие формы работы. Уровень обучаемости у « имбецилов», как известно, очень низок. Однако за время учебы мы научились считать с ней до 10 и обратно, выучили все буквы алфавита, даже складывали слоги и пробовали читать. Конечно, современная наглядность упрощает работу учителя - это и красочно оформленный раздаточный материал, учебные пособия – все является хорошим подспорьем в работе. Развивающие игры, обучающие мультфильмы - все это помогает выучить, запомнить, изучить, освоить. Но все-таки при работе с детьми, которые имеют отклонения в развитии , хороши все средства – и старые, и новые. Ведь не только наглядно-образное мышление позволяет наиболее полно воссоздавать и запоминать предметы, картины , но в данном случае я в полной мере использовала так называемый « тактильный» метод . Тактильная память – это способность запоминать ощущение от прикосновения к различным предметам. Для того, чтобы запомнить звуки и соответствующие буквы, мы выкладывали их из счетных палочек, лепили из пластилина, рисовали красками. Вырезали буквы не только из бархатной бумаги, но еще из наждачной бумаги. Диана по особой программе проучилась в школе три года и все, что требовалось от нас, мы с ней усвоили.
Начиная с 2007-2008 учебного года и по настоящее время работаю с учеником , которому был поставлен диагноз « ДЦП». С рождения Арсен « прикован» к инвалидной коляске. В первом классе я преподавала ему математику, русский язык и литературу( обучение грамоте). Но в самом начале нашей учебы результаты были не очень обнадеживающими, да и обучение с Арсеном мы начали не с 1 сентября, а с 7 ноября. Понимая, что одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики, я выработала свою модель занятий с учеником.
В связи с серьезным заболеванием мой ученик должен посещать занятия с логопедом, с дефектологом , с тифлопедагогом и нужна обязательная психокоррекция. Однако можно ли это сделать в пределах поселка? Оказалось, что нет. Одной ставки логопеда в школе-то на всех обучающихся, имеющих проблемы с письмом, с произношением не хватает катастрофически. Поэтому на первых занятиях я взяла на себя роль логопеда и исследовала звукопроизношение.
Первокласснику дала такую инструкцию - повторяй слова за мной. Слова были несложные :
Суп - маска-нос
Сено-косить-гусь
Цапля-овца-палец
Замок – коза
Цапля - овца
Щука – овощи-вещь
Второй этап- исследование сформированности звуко- слоговой структуры слова помог мне выявить, что у ребенка замедленное, напряженное воспроизведение слова, но без нарушения структуры. Выявилось это тоже методом повторения несложных слов:
Скакалка
Танкист
Сковорода
термометр
Дальнейшее обучение я выстроила на устранение тех недостатков, которые были выявлены при данном исследовании. К тому же данный вид работы мы разнообразили – пробовали составлять из данных слов предложения и даже стихотворную фразу. Занятия такого вида шли параллельно с периодом обучения грамоте и помогли в тренировке памяти , в развитии речи.
Включала в урок коррекционные минутки, они помогли развитию мелкой моторики и других психических функций. Приведу примеры нескольких из них:
1) Вращение кистей
2) Сжимание и разжимание пальцев в кулак
3) Погладим с тобой котенка( поглаживающие движения рук)
4) Кольцо( соединяем большой и указательный пальцы)
5) Копирование по точкам.
Очень нравилось нам в первом классе составлять изображения из геометрических фигур. Эта работа была предложена как составление аппликаций на уроках труда. В современной интерпретации данный вид работы тоже имеет множество аналогов, но еще раз повторюсь – все новое – это хорошо забытое старое.
Во-первых , мы составляли данные изображения в соответствии с изученной буквой в период обучения грамоте.
Во – вторых, составляли изображения в связи с темой урока, например, «Моя семья». По ходу урока задаю вопрос - а в каком бы доме тебе хотелось жить вместе со своей семьей? После ответа ученика предлагаю другой проблемный вопрос - сможем ли мы с тобой выложить образец такого домика из геометрических фигур? И вот Арсен непослушными пальцами складывал домик своей мечты.
Тут следовало бы добавить , что для развития самостоятельности и активности не только детей- инвалидов , а каждого ученика важно положительно оценивать любой шаг ребенка, попытку, ( даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. А творческие учебные задания помогают шаг за шагом желание высказаться, проявить инициативность.
Проходили годы, медико-психолого-педагогическая комиссия отмечала положительную динамику в освоении школьных предметов и мы исправно переходили из класса в класс.
Начиная с января 2011 года Арсен обучается дистанционно в уфимской – школе интернат № 13 ( республиканский центр дистанционного образования детей – инвалидов). Дети, обучающиеся дома и « прикрепленные» к этой школе, имеют все те же права, что и обычные ученики. Дистанционно ему преподают информатику, физику, английский язык, изобразительное искусство, музыку и даже технологию. Я же продолжаю учить его по русскому языку и по литературе. Однако сам компьютер не развивает, не обучает, а все зависит от того, как организована деятельность ребенка. Несмотря на то, что обучение ведется по специальной программе VI вида ,многое приходится корректировать самой. В связи с тяжелым диагнозом у ребенка наблюдается недоразвитие речи системного характера, нарушение чтения и письма. Трудно дается изучение русского языка, правописание слов. Работаем в основном на компьютере, много печатаем, напечатанное слово перечитываем по слогам, потом вычерчиваем его в воздухе, орфограммы подчеркиваем. В общем, пытаемся делать все, что и самые обычные дети в школе. Для того, чтобы запомнить правило, словарные слова , падежи приходится задействовать различные виды памяти - зрительную, слуховую, речемоторную. Часто выполняем звуко-буквенный анализ слов, занимаемся развитием фонематического слуха, зрительного восприятия.
Сейчас Арсен учится в 7 классе. Считаю большим счастьем сияющие от радости его глаза, если он без ошибок выполнил упражнение или написал пусть даже небольшой диктант. Какие моменты считаю важным в работе с ребенком - инвалидом? Самое главное - терпение, взаимопонимание, ситуация успеха.