«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе»
статья

Афанасьева Наталия Сергеевна

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Афанасьева Наталия Сергеевна,

Учитель начальных классов,

ГБОУ «Республиканский центр образования»

г. Улан-Удэ

 «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе»            

Я слышу, и я забываю.

     Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

       В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

       По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом  систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

        Проектная деятельностьэто самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

       Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

      Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:

  • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  • выработку гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • проведение эксперимента;
  • анализ и обобщение полученных данных;
  • подготовку и защиту итогового продукта.

 

      Главной задачей учителя, является организация учебной исследовательской деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались самостоятельная потребности в творческом, исследовательском поиске.

      Для эффективности учебного исследования на уроках  применялись следующие методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов, проблемный, исследовательских ситуаций.

      Использую следующие формы: игры, презентации, уроки-путешествия, уроки с элементами исследования.

      В игре ребёнок активизируется как личность, познаёт окружающий мир. На уроках – презентациях ученики выступают в роли научных консультантов, исследователей, археологов, историков, геологов. На уроках с элементами исследования, учащиеся отрабатывают отдельные исследовательские приемы: планирование деятельности, наблюдение, выбор метода исследования, выделение главного в событиях, явлениях, проведение анализа, сравнения, постановка простых опытов, обобщение, проектирование, моделирование.

1класс

     Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

     В 1 классе работа ведется следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- урокам – исследованиям (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя);

- кратковременными исследованиями, мини-исследованиями, наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).

       В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.                                                                                                                             

      Например, при изучении темы в 1 классе «Что это за листья?», проводился урок – исследование. На уроке учащиеся изучали такое природное явление, как листопад. В процессе урока формировались навыки первичной исследовательской деятельности, учились наблюдать, делать анализ, вывод. А в конце урока учащиеся создали мини-книжку на тему «Что это за листья?»

      Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

      Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствуют об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор информации. Читают статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.

2 класс

      Начиная со второго класса - работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Для этого использую проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.    Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

      На уроках предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы. Например, задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни;
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

      Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. Рассуждение, догадка, ещё не подтверждённая опытом. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим…, допустим…, что, если…

      В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение, например, давайте подумаем или выдвинете гипотезу (предположение): «Что такое радуга?», «Почему птицы находят дорогу на юг?». На уроках по окружающему миру в 1 классе очень много уроков, требующих исследовательских подходов с выдвижением гипотез. Например: «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?».

      Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Использую игру «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Также необходимо научить учащихся давать определения понятиям, обобщать, сравнивать, классифицировать.

      Важным средством развития умений давать определения понятиям являются обычные загадки. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. Для развития умения классифицировать я использую популярное задание «Четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку: по цвету, по форме, по размеру и т.д. Чем больше деления, тем больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

      Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

      С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Выше было сказано, как ребята провели эксперимент по определению «хвостов у семян». На уроке рисования экпериментировали над смешиванием красок, получали разные цвета, на уроке труда смешивали разные цвета пластилина. На уроке окружающего мира, изучая тему «Какие бывают растения», провели опыт «Разноцветные цветочки». Поставили белые цветы в вазы с цветной водой, пронаблюдали изменение цвета у цветов. Сделали вывод, что вода проникает во все части цветка.

      Учимся анализировать, выделять главное и второстепенноеделать выводы и умозаключения.

      Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в дальнейшей работе.

В начале учебного года определяемся с темой исследовательской работы.

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

• фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

      Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.

• эмпирические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди,

и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.

• теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.

      Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

      Для учеников 2 класса наиболее подходящими являются эмпирические темы. Темы, где ребята наблюдают, экспериментируют, приходят в общему выводу.

Мои ученики работали над такими темами: «Привычки и повадки моего кота», «Происхождение моей фамилии», «Моя семья» , «Размножение и уход за комнатными растениями», «Вода –источник жизни на земле»  

Выбор тем исследовательских работ мотивировался тем, что:

  • тема была интересна и увлекала детей;
  • тема была выполнима и принесла дополнительные знания и пользу;
  • тема была такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро

      Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

В 3-4 классах ставлю перед собой следующие задачи:

  • усвоение алгоритма ведения поисково-исследовательской деятельности;
  • применение сформированных навыков исследовательской
  • деятельности на практике;

Для решения задач использую следующие формы и способы деятельности:

  • в урочной деятельности – лабораторные работы, самостоятельное составление плана и проведение исследования, самостоятельное проведение опытов и подведение итогов, самостоятельное создание проектов по собственному плану и публичная защита проекта;
  • во внеурочной деятельности – виртуальные экскурсии, эксперименты, участие в научно – практических конференциях.

       В этом учебном году мои дети учатся в 3 классе. С начала учебного года мы работали над проектами : «Аптечка на подоконнике» , «Вода источник жизни на земле».

 Собранный материал учащиеся обобщают и систематизируют, далее оформляют его.

      Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

      Заключительным этапом работы является защита. Формы могут быть различными: реферат, публикация. Защита работы может происходить в виде конференции, доклада, презентации и т.д. О выполненной работе надо не просто рассказать, но и как настоящее исследование, защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. 

      Исследовательская деятельность младших школьников способствует достижению метапредметных результатов, так как эта деятельность дает возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов, их выращивании до нового качественного уровня – одним словом, создать мощный банк способов действий, которые помогут детям в будущем.

      Метод проектов и метод исследовательского обучения наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Девизом проектной и исследовательской деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво,
да сами».

      И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь сделать им свои маленькие, а может и большие открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системыуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся, то есть кл...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

В докладе рассматривается проектная и исследовательская деятельность на уроках в свете ФГОС....

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...