Реализация проектной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС начального общего образования
статья
Быть учителем начальных классов значит брать на себя большую ответственность. Ведь начальная школа — фундамент всех остальных уровней обучения. Кирпичик к кирпичику на каждом уроке, и не важно русский язык это, математика или окружающий мир, учитель дает не только знания, но и показывает, как строить отношения между детьми, между детьми и взрослыми, учит искать пути решения возникающих проблем, учит применять полученные знания в жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация проектной деятельности в начальной школе
в рамках ФГОС начального общего образования
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность
Бернард Шоу
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен приятными событиями, интересными встречами, полезными советами, разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, совещаниями, родительскими собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии.
Быть учителем начальных классов значит брать на себя большую ответственность. Ведь начальная школа — фундамент всех остальных уровней обучения. Кирпичик к кирпичику на каждом уроке, и не важно русский язык это, математика или окружающий мир, учитель дает не только знания, но и показывает, как строить отношения между детьми, между детьми и взрослыми, учит искать пути решения возникающих проблем, учит применять полученные знания в жизни.
Однажды, анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что уже на первом уровне обучения в школе некоторые учащиеся имеют низкую учебную мотивацию и интерес к получению новых знаний. В современных условиях нам необходимы методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение на основе желания? Принципы личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода, субъективности в обучении требовали, в первую очередь, новых методов обучения. И это натолкнуло меня на мысль, что необходимо дополнить урочную и внеурочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности, при которой учащиеся были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Для этого идеально подходил метод проектов.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования ребёнка необходимо не только обеспечить знаниями, но и сформировать умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях. И одним из приоритетных направлений в решении этого вопроса является проектная деятельность.
Используя метод проектов, мы даём ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их самостоятельно, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
Главная особенность проектной деятельности в том, что она органично вписывается в учебно-воспитательный процесс, не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, но активизируя их.
Проект – это слишком широкое понятие, применимое больше для основной и средней школы. Особенностью реализации метода проектов в начальной школе является то, что самостоятельно учащиеся разрабатывают лишь элементы проекта. Поэтому большую роль играет помощь родителей и учителя. Прежде всего, именно взрослые должны заинтересовать детей: сформулировать тему проекта так, чтобы она была не просто интересна, но и доступна для учащихся, чётко и понятно обозначить задачи, чтобы ребёнок не стал сторонним наблюдателем, активно привлекать его к практической части работы, дать возможность учащемуся принимать участие в каждом этапе разработки проекта и, конечно, в его реализации.
Начиная работу над проектом, я задавала ребятам вопросы: что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию, как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный? Вариантов ответов было множество, но я старалась объяснить ребятам, что необходимо находить информацию только по теме. Задача учителя научить детей правильно усваивать эту информацию, именно работа над проектом позволяет научить их целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности, научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать.
Мы с учащимися создаем проекты разных типов: творческие, исследовательские, информационные.
Не всегда легко определить тему проекта и проблему. Но младшие школьники всегда с интересом наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире, могут выдвигать порой фантастические гипотезы, находить ответы на свои вопросы. Причём область интересов обучающихся разнообразна: их интересуют физико-химические процессы, животный и растительный мир, происхождение вещей, искусство и многое другое. Важно поддерживать их интерес.
Метод проектов применяю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На уроках с детьми разрабатываем мини-проекты индивидуальные, групповые, парные. Метод проектов можно применять на уроке математики, русского языка или окружающего мира, да и на любом другом. Например, на уроке математики разработали проекты «Математические сказки», «Город Нягань в цифрах», на уроках литературного чтения – проект «Сборник загадок», на уроках окружающего мира – проект «Накормите птиц зимой», «Здоровое питание» и другие.
Учащиеся начинают совсем по-другому относиться к учебной деятельности, для них это возможность сделать что-то интересное в группе или самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач, особенно если способ решения проблемы носит практический характер. А для меня, как для учителя, это возможность превратиться из носителя готовых знаний в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Работать с детьми легко, когда они считают тебя своим другом. Вот уже много лет я увлекаюсь краеведением, и это стало моим хобби. Стараюсь и учащимся привить интерес к данной теме. С чего начинается Родина? Может, и правда, с той самой берёзки, а может, с лесной опушки, с брусники и клюквы в болотах Югорских? Существует общепринятое мнение: «Хорошо там, где нас нет». Но я слышала другое, на мой взгляд более мудрое: «Хорошо там, где я есть». Золотые слова! В самом деле, хорошо там, где мы живём, работаем, любим, свершаем свой жизненный путь. И всё это нам безгранично дорого. Осознать свою причастность к миру живой природы, наблюдать, анализировать и делать логические выводы, знать народные приметы, любить и беречь свой край – вот чему хочу научить своих учеников. Чтобы каждый из них с детства почувствовал себя рачительным хозяином своей земли, мы ходим с ними в походы, ездим на экскурсии по городам нашей Малой родины, посещаем музеи, выставки. Путешествуя, становимся первооткрывателями истории родного края, знакомимся со старожилами, географическими объектами, топонимикой Югорской земли и дети с интересом приступают к исследовательской и проектной деятельности. Мы исследовали историю Солдатского ручья, создали виртуальную экскурсию «Экоград», разработали Альманах путешественника по Югре, проект «Щука в жизни Югорских народов», проект «День Оленя», проект «Школа Экскурсоводов», проект «День Вороны» и многие другие.
Я уверена, что, работая над этими проектами, учащиеся навсегда сформировали мнение о том, что надо беречь и любить природ. Думаю, что реализация данных проектов позволила привлечь внимание окружающих к экологическим проблемам. Незаменимыми помощниками, конечно, являются родители. Рекомендую им, не брать на себя большую часть работы над проектом, а помогать советом, информацией – это важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Как классный руководитель я считаю, что нельзя забывать и о патриотическом воспитании. Вновь и вновь обращаюсь к словам русского философа Павла Флоренского: «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. …Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома.... Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями…».
Занимаясь вопросами патриотического воспитания, я опять – таки обращаюсь к семье. Первый проект, который мы создаем с детьми - это «Генеалогическое древо». Дети непринуждённо интересуются историей своей семьи, своих предков, им это очень интересно.
Вместе с ребятами и их родителями мы создали проекты, посвященные их прадедам, которые отвоевали свободу от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны: «Я помню, я горжусь!». «Спасибо деду за победу!», «Дети – труженики тыла». До слёз трогают детские рассказы о прадедушках – ветеранах и участниках Великой Отечественной войны. Мальчишки и девчонки окунулись в историю своей семьи и узнали о предках, живших в начале двадцатого века. Эти сведения мои нынешние школьники через несколько лет передадут будущему поколению. Вот она связь поколений!
Если ребят постоянно вовлекать в поисковую работу, вместе с ними делать открытия, то они достигнут высот, которые казались недосягаемыми. Разве не в этом заключается смысл работы учителя? Пройдут годы, и, я уверена, мои девчонки и мальчишки будут настоящими патриотами родного края.
Пройдя все этапы работы над проектом, ребёнок становится гораздо увереннее в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. В процессе работы над проектом формируются и развиваются рефлексивные, поисковые умения, навыки оценочной самостоятельности, умения работы в сотрудничестве, коммуникативные и презентационные умения.
Я убеждена, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как, самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.
Но самое главное, на мой взгляд, что работа над проектами в школе, позволяет в будущем организовать любую деятельность, развить компетентности, необходимые для социализации в современном мире. Кроме того, взаимодействие учителей, учащихся, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/18/picture-26016-1634584450.jpg)
Проектная деятельность в развитии познавательных интересов обучающихся начальной школы
Обобщение актуального педагогического опыта...
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Как сформировать интерес у учащихся к изучению истории своего края? Выбор темы неслучаен, ведь каждый учитель пытается на уроках Кубановедения заинтересовать ребенка и вызвать интерес к из...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/03/picture-333400-1656880124.jpg)
Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-209756-1362243497.jpg)
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1225228-1583584897.jpg)
модель организации образовательной деятельности в рамках фгос начальной школы
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/17/picture-1507196-1729185881.jpg)
Разработка занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС (начальная школа) Спортивно – оздоровительная направленность Рабочая программа «Азбука здоровья»
Знать: о важности и необходимости регулярного питания; о времени приёма полдника, о разнообразии и пользе кисломолочных и мучных кондитерских изделий; правилах личной гигиены и поведения за столом.Уме...