ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья (2 класс) по теме

 

Как сформировать интерес у учащихся к изучению истории своего края?  Выбор темы неслучаен, ведь каждый учитель пытается на уроках Кубановедения заинтересовать ребенка и вызвать интерес к изучению истории нашего края.Нередко изученное на прошлых уроках ученик забывает еще до того, как  узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь, если материал  просто передается через лекцию, рассказ, беседу. Чтобы избежать подобных ситуаций, я на своих уроках кубановедения использую проектную деятельность учащихся.      

Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников и механический перенос  метода проекта из основной школы  в начальную неэффективен. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

 

Представлена структура проектной задачи как прообраза полноценного проекта на примере своего  урока по предмету окружающий мир.

Тема урока : «Лекарственные растения Краснодарского края. Составление мини-энциклопедии». Урок кубановедения  2 класс.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

проектная деятельность учащихся на уроках кубановедения в начальной школе.

Щербакова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

муниципальное автономное

 общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

станицы Петропавловской

Курганинского района

Краснодарского края

School10@kurgan.kubannet.ru

Как сформировать интерес у учащихся к изучению истории своего края?  Выбор темы неслучаен, ведь каждый учитель пытается на уроках Кубановедения заинтересовать ребенка и вызвать интерес к изучению истории нашего края.

В разные времена в обществе формируются свои, присуще только данной эпохе ценности. Любовь к Родине, верность народным традициям, знание истории формирования и развития своего народа -  вот неполный набор основ любого общества. А любовь к родине начинается с любви к родному дому, улице, городу, краю. Сухомлинский писал: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины». То, что познается ребенком в школьном возрасте, на всю жизнь врезается в память. Поэтому так важно еще в младшем возрасте воспитать чувство гражданского долга, гражданской ответственности, привить любовь к малой Родине. И уроки кубановедения дают такую прекрасную возможность зародить в детях эти чувства.

Понимая это, целью данной работы является:
Повысить уровень знаний и вызвать интерес у учащихся к предмету Кубановедение.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:

  1. формирование знаний фактов, дат, имен, терминов;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих на Кубани;
  3. овладение умениями и навыками поиска и анализа исторической информации;
  4. формирование мышления, т.е. умение сопоставлять различные версии и давать оценки историческим событиям и личностям.

Но главная моя задача – воспитание патриотизма. Именно патриотическое воспитание школьников приобретает особенно актуальное значение, потому что формирует такие качество как  честь и достоинство, смелость, уверенность, которые являются основой нравственного развития личности.

Нередко изученное на прошлых уроках ученик забывает еще до того, как  узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь, если материал  просто передается через лекцию, рассказ, беседу. Чтобы избежать подобных ситуаций, я на своих уроках использую проектную деятельность учащихся.

Именно этот метод изучения программного материала позволяет:

  1. формировать  активную, самостоятельную и инициативную позицию            учащихся в учении;
  2. развивать  в первую очередь общеучебные умения и навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  1. формировать  не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической     деятельности;
  2. приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса учащихся;
  3. реализует   принцип связи обучения с жизнью,
  4. развивает   каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.

Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который  позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает  умения найти пути решения поставленных задач.

В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предме том специальных научных исследований. Исследователи характеризуют метод учеб ного проекта как:

  1. личностно-ориентированный;
  2. обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  3. развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  4. формирующий навыки самостоятель ности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  5. воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;
  6. интегрирующий знания, умения и на выки из разных дисциплин;

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. 

Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 
6. Защита проектов. 
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Примерный план работы учителя по подготовке проекта:

  1. На основе изученных проблем детей поставка цели проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями).
  3. Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Требования к учебному проекту — совершенно особые. Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. 

 Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
  3. формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (табл.).

 

Этапы создания проекта

Этапы   проекта

Деятельность  педагога

Деятельность   детей

1 этап

 

 

 

 

 

 

 

2 этап

 

 

 

 

 

3 этап

 

 

4 этап

1. Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

 

 

 

 

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

7. Практическая помощь (по необходимости).

 

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

 

9. Подготовка к презентации.

Презентация

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

5. Объединение детей в рабочие группы.

 

6. Распределение амплуа.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

 

 

8.Подготовка продукта деятельности к презентации.

9. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности

      Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников и механический перенос  метода проекта из основной школы  в начальную неэффективен. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

Под проектной задачей следует понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.

Как же устроено проектное задание, где его место в образовательном процессе, как могут оцениваться его результаты? Опишу структуру проектной задачи как прообраза полноценного проекта на примере своего  урока по предмету кубановедения.

Тема урока : «Лекарственные растения Краснодарского края. Составление мини-энциклопедии». Урок кубановедения  2 класс.  

  1. Должна быть описана модельная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. В нашем случае – это сообщение учителя сведений  о загадочном растении, которое человек использует для лечения различных заболеваний. Например, сообщается о крапиве, но название растения не даётся, а только перечисляются её отличительные особенности. После того, как дети угадают это растение, ставится  вопрос, а как её использует человек. Дети, имея небольшой жизненный опыт, могут предложить как один из вариантов использования – применение в виде лекарственного средства. Ставится проблема: Нужны ли нам такие растения? Как их называют? А есть ли в нашем крае ещё какие-нибудь лекарственные растения?
  2. Должен быть составлен набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. (дети разбиваются на группы: (каждая группа готовит материал о своём лекарственном растении- учитель предлагает набор растений. В группе ребята распределяют обязанности: один рисует растение, второй готовит письменное сообщение, третий собирает материал о способах приготовления, четвёртый – готовит устный отчёт о работе группы )
  3. Задача должна быть решена, т.е. создан конечный продукт, который можно представить публично и оценить. (отчет о проделанной работе). Представлен в виде доклада ответственных в группе. Итог всей работы – энциклопедия лекарственных растений.

 Итоговое задание, которое является местом сборки продукта деятельности. В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения задачи и тем более конечного результата. Результат также может быть представлен в любой форме. Учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий с их точки зрения способ представления результатов работы. Самооценка организована в следующем виде:

-оценка друг друга (передать лист)

-оценка учителем.

-итоговая оценка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках - экскурсиях в начальной школе

Презентация педагогического опыта по использованию разнообразных форм и приёмов работы с детьми в формировании научно – исследовательских компетенций  на уроках – экскурсиях в начальной школе....

Предметно-практическая творческая деятельность учащихся на уроках технологии в начальной школе.

Предметно-практическая деятельность  даёт  ребёнку чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.  ...

публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

#кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе

В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.

Данный материал можно использовать для обсуждения на  МО учителей начальных класов. . Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования...