модель организации образовательной деятельности в рамках фгос начальной школы
статья
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание в школе не может сводиться к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных учебных дисциплин) и внеурочную деятельность, которые в совокупности будут решать задачи воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание в школе не может сводиться к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных учебных дисциплин) и внеурочную деятельность, которые в совокупности будут решать задачи воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, прежде всего, личностных и метапредметных, реализацию индивидуальных потребностей учащихся.
Важной составляющей внеурочной деятельности является взаимосвязь, преемственность и интеграция общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность даёт детям воз- можность заниматься художественным творчеством, интеллектуальной деятельностью, спортом, исследовательской и проектной работой и т.д. - в соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Внеурочная деятельность в школе объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно решение задач воспитания и социализации, и реализуется в различных формах: кружки, секции, проекты, исследования, экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования, КТД и т.д.
Внеурочная деятельность в школе организуется как педагогами школы (классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагоги-организаторы заместитель директора по УВР, ВР), так и педагогами учреждений дополнительного образования и спорта, культуры, других организаций, заинтересованных в сотрудничестве (Краеведческий музей, районная библиотека, РДК, КДЦ и др).
Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи внеурочной деятельности:
– выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности, оказание помощи в поисках «себя»;
– создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
– развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, творческих способностей;
– развития у обучающихся опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
– создание условий для расширения рамок общения обучающихся с социумом
– обеспечение взаимосвязи, преемственности и интеграции основного и дополнительного образования
– применение активных и творческих форм работы с обучающимися, направленных на присвоение детьми определенных духовно-нравственных ценностей
– обеспечение совместной деятельности взрослых и детей на основе деятельностного подход
Принципы организации внеурочной деятельности:
– включение учащихся в активную деятельность;
– доступность и наглядность;
– связь теории с практикой;
– учёт возрастных особенностей;
– сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
– целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Механизм реализации Модели внеурочной деятельности
Модель внеурочной деятельности школы включает в себя следующие компоненты:
Внутришкольная система дополнительного образования (на основе Программ внеурочной деятельности)
Деятельность классных руководителей (в рамках разработанных и утвержденных программ: программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования ценностного отношения к здоровью и экологической культуры; других воспитательных программ и проектов, разработанных классными руководителями )
Деятельность других педагогических работников школы (заместителей директора по ВР, УВР, педагогов-организаторов, учителей-предметников, социального педагога, библиотекарей) в рамках разработанных и утвержденных воспитательных программ)
Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (на основе Программ дополнительного образования, Программ внеурочной деятельности)
Использование ресурсов учреждений культуры и спорта, других заинтересованных организаций (экскурсии, библиотечные уроки, выставки, социальные и творческие акции, фестивали, соревнования, турниры т.п.)
Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ (Программ внеурочной деятельности), оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что оно предоставляет широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности самоопределения и самореализации ребенка.
Основная цель сотрудничества школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта в рамках реализации Модели внеурочной деятельности – расширение условий для всестороннего развития личности обучающихся, создание благоприятной пространственно-развивающей среды, способствующей их успешной социализации.
Отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и других заинтересованных организаций могут строиться на :
– договорной основе (заключение письменного Договора) по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе гимназии и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
– устном соглашении о сотрудничестве в рамках реализации внеурочной деятельности в других формах (библиотечные уроки, выставки, беседы, конкурсы, фестивали. Игры и т.д.)
Рабочие программы внеурочной деятельности ориентируются на основные направления внеурочной деятельности, определенными ФГОС НОО. Программы имеют определенную структуру:
– пояснительная записка, которая включает цели, задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности;
– особенности реализации программы (формы, виды деятельности, режим и место проведения занятий;
– количество часов и их место в учебном плане);
– планируемые результаты (определение уровня воспитательных результатов;
– определение универсальных учебных действий, формируемых в ходе реализации программы);
– тематический план (темы аудиторных и внеаудиторных занятий, формы организации внеурочной деятельности, количество часов (аудиторные/внеаудиторные; теория/практика));
– список литературы (для учащихся, для педагога);
– приложения.
При разработке рабочих программы внеурочной деятельности учитывается то, что главным результатом обучения и воспитания является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Сотрудничество с родителями в рамках реализации Модели
Сотрудничеству с родителями в рамках реализации Модели внеурочной деятельности отводится важное значение. Предполагаемые формы взаимодействия:
Помощь родителей в организации внеурочной деятельности (КТД, соревнований, турниров, походов, поездок; помощь в разработке и реализации Программ внеурочной деятельности)
Совместное участие родителей и детей в различных видах и формах внеурочной деятельности
Поддержка и сопровождение ребенка в выборе направлений дополнительного образования, форм и видов внеурочной деятельности.
Участие родителей в жизнедеятельности школы является добровольным на основе ст. Конституции, Закона об Образовании и договора между ОУ и родителями (лицами их заменяющими).
Планируемые результаты
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Планируемые личностные результаты.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
– рост социальной активности обучающихся;
– рост мотивации к активной познавательной деятельности;
– уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
– качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
– удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Спортивно-оздоровительное направление:
Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;
Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;
Сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Духовно-нравственное направление:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;
Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Общеинтеллектуальное направление:
Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;
Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;
Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения
Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;
Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;
Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.
Общекультурное направление:
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;
Сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;
Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;
Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Социальное направление:
Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;
Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;
Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;
Сформированные компетенции социального взаимодействияс обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;
Умение коммуникативно взамодействовать с окружающими людьми, овладение социо-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Материал предоставит ВАМ возможность пользоваться рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений для организации внеурочной деятельности по нескольким направлени...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.Основным преимуществом внеу...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».
В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования
Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...
«Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения"
«Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в образовательном учреждении"...
Разработка занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС (начальная школа) Спортивно – оздоровительная направленность Рабочая программа «Азбука здоровья»
Знать: о важности и необходимости регулярного питания; о времени приёма полдника, о разнообразии и пользе кисломолочных и мучных кондитерских изделий; правилах личной гигиены и поведения за столом.Уме...