Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

Кузнецова Ирина Валериевна

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivye_zvuki.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Тема: «Живые звуки».

Цель: работа по коррекции звукопроизношения, развитие фонематического слуха.

        Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ребенка в школе.

        Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга уточняются и дифференцируются. Важно, чтобы в это время ребенок слышал правильную и четкую артикуляцию звуков  речи.

        Маленькие дети произносят многие звуки не правильно. И если дефекты не исчезают к 4-5 годам, это значит, что ребенок нуждается в дополнительных упражнениях.

Очень важно определить правильно ли ребенок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки (ч-т, щ-с, л-ль, р-л).  И предложить ребенку простые задания определить на картинках где (зуб-суп, мишка-миска, коса-коза, лук-люк).  В каких словах  Жук  жужжит (ж-ж-ж); Комар пищит (з-з-з);  Дальше назвать несколько слов (зубы, зонт, желуди, ежик). Ребенок должен или показать картинку, либо хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук.

        Фонетические ошибки, выражаются в заменах и смешениях букв. Наиболее распространенные ошибки касаются свистящих и шипящих (с-з-ц;  ш-ж), звонких и глухих звуков (п-б, в-ф, к-г, д-т, ж-ш, с-з).

Например:

(В плуду плавают лыбы.  В пруду плавают рыбы.)

        Также бывают ошибки, связанные с пропусками, перестановками, букв, слогов. Чаще  это касается безударного слога или согласных букв при стечении.

Например:

Осипед - велосипед

Кошоладка - шоколадка

Моко - молоко.

        На данных примерах показано, что у ребенка  нарушен фонетический слух.  Поэтому постановкой звуков должен занимать специалист. Если нет никаких противопоказаний, то заниматься с малышом можно самостоятельно.

 С ребенком можно выполнить ряд простых артикуляционных упражнений, которые подготовят речевой аппарат к произнесению  определенных звуков. 

Примеры упражнений:

Сделать язык широкий «Лопатка», затем узкий «Иголка».

Перемещать кончик языка в левый и правый угол «Часики»

Губы вытянуть в трубочку «Слоник» и растянуть в улыбку «Лягушонок»

Цокать языком « Лошадка».

Широкий язык удерживать в форме «Чашечки».

Главное использовать «смешные названия», чтобы заинтересовать ребенка. Каждое упражнение надо повторить по 8-10 раз 1-2 раза в день.

Если в дошкольном возрасте отсутствуют передние зубы, то не надо ждать пока они вырастут надо все равно заниматься,  чтобы укреплять мышцы языка и растягивать при необходимости подъязычную связку.

Занятия лучше проводить перед зеркалом, чтобы ребенок видел расположения губ и  языка.

Постановка звуков

«С-Сь, З-Зь, Ц».

При постановке звука «С» передний край языка упирается в нижние зубы, струя воздуха выдыхается без голоса. Зубы сближены. Если язык у ребенка просовывается между зубами, то надо попросит ребенка сомкнуть зубы и произносить со сжатыми зубами. При этом следить, чтобы  язык упирался в основание нижних зубов. Постепенно зубы можно слегка раздвигать.

При произнесении звука «З» - звук надо произнести с участием голоса, для этого руку можно положить на гортань и почувствовать ее напряжение.

Если звуки «С», «З» ребенок произносит как мягкие шипящие (собака-щабаки), (зонтик-жентик), то попросите малыша прикусить кончик языка, а затем разжать зубы, не меняя его положения и выдохнуть, сопровождая выдох звуков. Когда язык привыкнет, надо кончик языка завести за зубы.

Отработку звуков надо начинать с отработки прямых слогов:

(са-со-су-сы); затем обратных слогов (ас-ос-ус-ыс);

В положении между гласными (аса-осо-усу-ысы);

В словах в начале слова (сад, суп, сон, сын);

В конце слова (нос, пес, квас, вес)

В середине слова  (носок, песок, весы, миска).

Для автоматизации звука используем стихи, сказки, речевые альбомы.

                     Игра с мячом.

  Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),

  По полу беги скорей (катит мяч по полу),

  Скок  об пол - смелей, смелей (бросок об пол).

                       Потешки

              Береги нос

              В большой мороз.

                            Сани, сани

                            Едут сами!

                            Через горы и леса

                            Едут сани-чудеса!        

                          Стихи

  Уж тает снег, бегут ручьи,

  В окно повеяло весною…

   Засвищут скоро соловьи,

   И лес оденется листвою!    

                                               А. Плещеев

В дальнейшем переходим к постановке звука « З», контролируя при этом силу голоса и воздушной струи. При постановке  мягких звуков   « сь, зь» язык напряжен больше, передний край его с силой упирается в основание нижних зубов. Отработав звук «с», легко получится и звук «Ц». Этот звук получится если быстро и слитно произнести два звука «т»и «с».

        Звук «Ц» закрепляется сначала в обратных слогах (ац-оц-уц-ыц),

 а затем в прямых слогах (ца-цо-цу). Автоматизируются все звуки в словосочетаниях, предложениях, стихах, потешках, сказках.

Постановка звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

        При произношении звука  «Ш»  губы нужно выдвинуть вперед, в виде «рупора», поднять передний край языка в виде «чашечки» к передней части твердого неба образовав щель, после этого подуть на кончик языка.

        Второй способ: произнести звук «С», одновременно поднимая кончик языка за верхние зубы шпателем. Щеки слегка сжать пальцами. При таком положении вместо  «С  слышится звук  «Ш».

          Звук «Ж» произносят без участия голоса и  вместо звука «Ш» можно произносить звук «З».

        При постановке звука «Ч» попросите ребенка произнести слог –«ать», и шпателем отодвинуть кончик языка  от верхних зубов в глубь рта, после этого вы услышите звук «Ч».

        Звук «Щ» формируется, если предложить ребенку длительно проговаривая мягкое «ш» (шьшьшь) или, произнося «щ» продвигать язык вперед, к верхним зубам.

Постановка звука «Л», «Ль».

        Твердые звуки «Л» и «Р» наиболее сложные для произношения. Некоторые дети начинают произносить эти звуки иногда к 6 годам. Но подготовительные упражнения можно начинать выполнять в 4-5 лет.

        Нередко дети произносят многие слова («стоо», «аампа», « оожка»). Также часто дети смягчают мягким звуком «Ль» («лямпа», « палька»,         «столь»).

        Правильное положение органов речи следующее: губы и зубы разомкнуты. Положение губ зависит от последующего гласного звука Язык упирается своим кончиком в верхние резцы.  Выдыхаемый воздух проходит через свободные боковые проходы.

               Упражнения для постановки звука.

Свободно высунуть язык и зажать его между зубами.   Не меняя положения языка, произнести протяжно «а» или «ы», при этом слышится звук «л».

Широкий кончик языка прикусить зубами, «погудеть» и, не меняя положения зыка, произносить  «А». При ускоренном темпе получится (ла-ла-ла).

Произносить «ы» и поднимать язык к верхним зубам.

При губном произнесении звука «л»,  губы надо придержать пальцами, не дать им вытянуться в трубочку.

        При правильном произнесении «ль» язык напряжен, кончик языка с силой упирается в основание верхних зубов.

Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным «а»: сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (ала) и в открытом слоге (ла).  Далее вводятся слоги с гласными

ы, о, у (ала, алы, ало, алу;  ла, лы, лу, ло).

Постановка звука «Р», «Рь».

        Вариантов дефектного произнесения звука «Р» много: (горловое, боковое, щечное, губное).  Правильное положение органов речи: губы и зубы открыты, язык принимает форму ложечки. При соприкосновении с альвеолами (бугорками  за верхними зубами) язык вибрирует под напором сильной струи выдыхаемого воздуха.

Самыми эффективными являются следующие упражнения:

1.На выдохе быстро произносить звук ( д-д-д «пулемет»).

2. Легко нажимать на кончик языка шпателем и длительно произносить звук полет  жука «ж-ж-ж»,  или пчелы «дз-з-з».

3. На выдохе быстро произносить звук «т-т-т», «тд-тд-тд»  и заканчивать толчком-выдохом - «тррр».

Мягкий звук «рь» произносится с некоторым продвижением языка вперед и вверх и прижиманием боковых краев языка к боковым зубам.

Упражнения рекомендуется делать не менее 2-х раз в день  по 5-10 мин.
        Помните, что самое главное – это говорить с ребенком. Нельзя копировать его дефектное произношение.  Будьте внимательны к себе: ребенок подражает взрослым и может перенять нечеткость, торопливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...

Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе....

Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.

Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...

Коррекция дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ОНР

В статье рассмотрена структура коррекционного воздействия по устранению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи....

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...