Статья "Влияние недостатка двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста".
статья
Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. В начальной школе необходимо оптимизировать двигательный режим школьников. Данная статья может оказаться полезной при подготовке к тематическим родительским собраниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым – школьным – режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
В основе причин различного рода неблагополучий лежат, с одной стороны, факторы биологического порядка (хронические заболевания родителей, проблемная беременность женщины, нарушение питания детей). С другой стороны серьезное отрицательное влияние оказывают механизмы социального, культурного и сугубо педагогического характера. По данным выборочного исследования ряда психофизических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы, высокое физическое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее – около 57%, а низкое – около 34%. При распределении по группам здоровья 21% учеников отнесены к I группе, 57% и 22% - соответственно ко II и III группам. У многих первоклассников малый объем двигательного опыта, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Сегодня совершенно четко установлено: не менее 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст. Согласно «Канону врачебной науки» Авиценны, для поддержания здоровья необходимы свет и воздух, питание и питье, движение и покой, сон и бодрствование, обмен веществ, эмоции. Современные семья и школа не способны обеспечить эти компоненты младшему школьнику в полной мере. Стрессовая педагогическая тактика и функциональная неграмотность педагогов, высокая интенсивность и нерациональная организация учебной деятельности, которые свойственны образовательному процессу, отсутствие направленной работы по формированию здоровья учеников не позволяют адекватно и своевременно менять темп и характер обучения с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого из детей или вносить в него элементы щадящего режима, необходимого для детей с ослабленным здоровьем. Нередко возникает своеобразный порочный круг: ребенок из-за плохого самочувствия не справляется с образовательной программой, а не справляясь с ней, еще более ухудшает свое здоровье. К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми.
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которым сталкивается ребенок, приходя в школу, - это запрет на движение. Такая ситуация явно противоречит условиям социальной жизни и законам биологии. Ведь движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.
Природа снабдила ребенка врожденным стремлением к движению, ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям. Бегающий, играющий и прыгающий ребёнок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щёки, он приходит в приятное возбужденное состояние. Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить мозг, тело, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем жизнеспособнее человек.
Специфический «двигательный голод» ребенка уже на протяжении ряда столетий выступает одной из главных негативных характеристик начальной школы. Е.А.Покровский в 1893 году, выступая на заседании Российского общества охранения народного здравия в Санкт-Петербурге, с тревогой говорил: «…У школьников в первые годы пребывания в школе страшно развивается малокровие, а именно из пяти у одного. причина заключается главным образом в том, что дети после вольной домашней жизни и большого пребывания на свежем воздухе начинают много сидеть на месте и недостаточно пользуются движениями». (Покровский Е.А., 1893. С. 31, 38). И.А.Сикорский в конце XIX – начале XX в.в. пишет о том, что «появилась крайняя концентрация учебных часов, пренебреженны основные требования, касающиеся движения и питания растущего организма, ослаблено значение игр и эстетических занятий». (Сикорский И.А., 1909. С.42).
В современной начальной школе умственная деятельность по-прежнему относится к числу самых трудных для детей, чьи клетки коры головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями и поэтому большие нагрузки могут вызвать их истощение. Для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре, а младшим школьникам свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждении при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Учебная работа требует и длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.
Таким образом, в режиме дня современного школьника соотношение между динамическими и статическими нагрузками не сбалансировано, резко преобладает статическое напряжение.
При интенсивной и/или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. Его биологическое значение двойственно: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. О начале утомления свидетельствуют следующие признаки:
- снижение продуктивности учебного труда (увеличение количества ошибок);
- ослабление внутреннего торможения (рассеянность внимания);
- ухудшение регуляции физиологических функций (аритмия, нарушение координации движений);
- появляется чувство усталости.
Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Однако при неблагоприятных гигиенических условиях, при несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в поведении и деятельности учеников. Симптоматика переутомления отличается обычно малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью; в то же время для большинства случаев характерны:
- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
- функциональные и нервно-психические расстройства (потеря аппетита, нарушение сна, появление чувства страха, истеричности, плаксивости, раздражительности и др.);
- стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипотоническому или гипертоническому типу);
- снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Эти признаки уже не исчезают после кратковременного отдыха и даже после ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьникам необходим не только более длительный отдых, но и в ряде случаев – лечение с применением медикаментозных средств.
В сложной системе факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников и в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность. Складываясь из суммы разнообразных движений, выполняемых ребенком в течение дня, она является переменной функцией и находится в непосредственной зависимости от объективных (возраст, пол, тип высшей нервной деятельности, сезон года, климатогеографические условия) и субъективных условий, в частности от качества организованных форм физического воспитания и характера свободной детской деятельности. За счет последних двух условий возможна значительная вариация объема и интенсивности движений, а также продолжительности двигательного компонента в режиме дня.
Посредством движения в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических кондиций человека. Нагружая мышечную систему, взрослые не только воспитывают ребенка сильным и ловким, но и развивают его сердце, легкие и все внутренние органы.
Средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю. Однако существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют физиологическую потребность детского организма в движениях. Анализ суточной, недельной и сезонной двигательной активности показал, что необходимого для нормального роста и физического развития объема двигательных нагрузок младшие школьники недополучают на 50% (Лебедева Н.Г., 1979). Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка (Лебедева Н.Г., 1979).
Ограничение двигательной активности противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития учащихся. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляются соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала.
В специальной литературе для обозначения состояния ограничения мышечной деятельности используют два термина – гипокинезия, то есть снижение общего объема двигательной активности, и гиподинамия (снижение тонуса и силы сокращений мышц и уменьшение напряжения мышечной системы). У младших школьников эти состояния, как правило, встречаются в сочетании.
Отсутствие в повседневной жизни достаточной двигательной активности первоначально вызывает лишь адаптацию организма и его перестройку на новый уровень функционирования. Внешне такая физиологическая перестройка не отражается на состоянии организма. Однако в экстремальных условиях при необходимости мобилизовать резервные возможности организма последствия гипокинезии становятся очевидными.
Дальнейшее ограничение двигательной активности способствует возникновению предпатологического состояния. Длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре; вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка скелетные мышцы становятся вялыми, слабыми.
Длительная работа учеников в вынужденной статической позе за столом сопровождается спазмом артериол, что чревато общим повышением артериального давления, а также отклонениями в развитии нервно-мышечного аппарата, сужением диапазона возможностей двигательного и зрительного анализаторов. Недостаток движения снижает адаптивные способности сердечнососудистой системы, вызывая также расстройство регуляции вегетативных отделов нервной системы. Следствием нарушений является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.
У части детей недостаток двигательной активности сопровождается накоплением избыточной массы тела - ожирением – заболеванием, которое имеет много общего с процессом старения. Ожирение впоследствии приводит к сахарному диабету, раннему атеросклерозу и другим серьезным нарушениям здоровья; однако основные трудности профилактики и лечения ожирения заключаются в том, что некоторые родители долгое время считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья (!). Рассчитывать на компенсацию недостатка движений за счет спонтанной двигательной активности на уроке физической культуры не приходится, так как у этих детей уже выработалась привычка к малоподвижному образу жизни.
На фоне снижения двигательной активности не исключены и явления гипотрофии, то есть отставания массы тела от возрастных нормативов со своей собственной специфической негативной симптоматикой. Кроме того, считает В.К.Велитченко (1989), - недостаток мышечных движений ослабляет не только сами мышцы, но и мозг, делает его более уязвимым к различного рода неблагополучиям. Исследования А.Ф.Борисенко (1988) свидетельствуют о том, что прогресс функций мозга ребенка в большой степени определяется прогрессом в развитии двигательного анализатора. Для совершенствования функций высшей нервной деятельности необходимы не только разнообразные воздействия внешней среды (экстерорецепция), но и постоянный приток тонизирующей его пропреоцептивной импульсации в результате моторной деятельности.
Проблема преодоления гипокинезии и гиподинамии в условиях школы является чрезвычайно актуальной не только для России, но и для многих стран мира. В связи с этим Международный совет спорта и физического воспитания в 1968 году подготовил и выпустил «Манифест о спорте», в котором указано на необходимость соблюдения разумных пределов чисто интеллектуального воспитания и определения должного места физического воспитания.
Пониженная двигательная активность и сопутствующие ей симптомы не позволяют возникнуть состоянию функционального комфорта, которое определяется как оптимальное сочетание высокого уровня человеческой деятельности и низких нервно-психических затрат. При блокировке естественных желаний ребенка, интереса и свободы активных действий, то есть именно того, что нужнее всего для успешного развития, и в первую очередь подавляются моторные функции организма. В результате ограничения двигательной потребности создается и закрепляется «установка» неприятного. У младших школьников уменьшаются симпатии к учителю, падает его авторитет. (Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Ф.П., 1996. С.13-18). Это тормозит формирование благоприятного отношения и положительной мотивации к учебной деятельности.
Однако двигательная нагрузка может выступать не только в качестве фактора защитного действия, но и фактора риска, что происходит при ее передозировке. Под воздействием режима чрезмерной двигательной активности (гиперкинезии) могут возникать перенапряжение сердечнососудистой системы, ухудшение обмена веществ, неблагоприятные изменения в развитии детского организма в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. «Планета здоровья»
Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата. В струк...
Важность двигательной активности и игровой деятельности для детей младшего школьного возраста
Тема родительского собрания объединения САМБО педагога дополнительного образования МУ ДО ДДТ г. Красный Кут Котунова Игоря Владимировича:«Важность двигательной активности и игровой деятельности ...
Волонтёрский проект «Твори добро», направленный на повышение социально активной гражданской позиции детей младшего школьного возраста
Социальный проект «Твори добро!» создан для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1 год реализации проекта. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические д...
Активные приёмы обучения детей младшего школьного возраста
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению....
«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
laquo;Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»...
МАСТЕР-КЛАСС «Игры для хорошего настроения» или « Использование подвижных игр в образовательной деятельности как средство повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста».
Важнейший результат игры- это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера больше чем другие формы и средства физич...
Статья на тему: «Йога – как форма физического воспитания и средство укрепления здоровья детей младшего школьного возраста».
Уважаемые коллеги, если вы хотите разнообразить уроки физической культуры можете ознакомиться с этой статьёй. Надеюсь, она будет вам полезна и интересна....