Доклад на тему: "Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Художественное творчество"
материал (1 класс) по теме
Выступление на школьном МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_tvorcheskih_proektov.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Софьинская СОШ
Раменский муниципальный район
Московская область
Использование метода творческих проектов
на занятиях по внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Художественное творчество»
Подготовила статью:
Валеева Елена Викторовна
учитель начальных классов
II квалификационной категории
МОУ Софьинская СОШ
Раменского муниципального района
Московской области
2015 год
Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления творческих способностей обучающихся.
Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Выявлять и развивать творческие способности можно через кружки.
Работа с детьми по предмету «Технология», в частности в рамках внеурочной деятельности, имеет свои определенные особенности. При выявлении творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности «Художественное творчество» я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта или усовершенствование уже существующего.
На занятиях по внеурочной деятельности я наблюдаю за работой учащихся, стараюсь создать условия для заинтересованности детьми предметом «Художественное творчество».
Основной метод, применяемый мной на занятиях, это метод творческого проекта. Дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность, креативность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.
Творческий проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.
При организации работы учащихся по методу проектов использую не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Работа над проектом ведётся поэтапно.
1 этап. Подготовительный этап
На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику.
На этом этапе происходит разработка проекта: выбор конструкции, материала, технологии изготовления, инструментов; организуется деятельность школьников, определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа.
2 этап. Практический
Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию.
В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:
- коммуникативных;
- навыков по преобразованию материалов;
- навыков работы с информацией.
Данные упражнения содержатся в технологических картах.
3 этап. Презентационный
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, учителя в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, уровень творчества.
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
4 этап. Рефлексивный. Контрольно-оценочный.
Это: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения, самооценка, рефлексия.
При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, аккуратность выполнения графических элементов, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.
Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз всё обдумывает. По окончании проекта ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении всего проекта).
Приведу примеры творческих проектов, выполненных учащимися на занятиях по внеурочной деятельности «Художественное творчество»:
1. «Подарок маме»;
2. «Зимний город»;
3. « Новогодняя игрушка» и др.
Результаты показывают, что использование на занятиях кружка метода творческих проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности.
И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
- https://sites.google.com/site/nellistepanenko/home/metodiceskaa-rabota/proektnaa-deatelnost-aprel-2011
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/08/13/sozdanie-usloviy-dlya-ispolzovaniya-sovremennykh
- http://www.pandia.ru/text/77/302/27268.php
- http://pedsovet.su/load/145-1-0-2265
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»
Пилотная площадка 1 класс. Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект занятия по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) по теме:"Пейзаж родной земли и гармония жилья с природой"
Материал занятия направлен на формирование у учащихся знаний о том, как строилась русская изба, какое значение имела эта постройка для жизни человека. В конспекте занятия использовано авторская ...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»
Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного...