Дополнительная общеобразовательная программа "Чудесная мастерская"
рабочая программа
Программа "Чудесная мастерская" имеет художественную направленность и разработана для учащихся начальных классов. Срок реализации программы 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка художественной направленности | 38.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пестяковская средняя школа»
Рассмотрено на ШМО Протокол от . . 2022г. № | Согласовано Заместитель директора по ВР __________ Т.А.Зюма | Утверждаю Директор школы ____________ О.Н.Чернова Приказ |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
Чудесная мастерская
Возраст: 7 – 11 лет
Педагог - Малова Е.А.
Срок реализации – 3 года
2022г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудесная мастерская» имеет художественную направленность и разработана для детей начальных классов. Программа направлена на формирование и развитие личности ребенка посредством освоения технологий художественной обработки разных материалов. Приобщение детей к практической деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Художественное творчество — особая деятельность человека, порождающая качественно новое произведение и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196).
ЦЕЛЬ: Развитие и творческое самовыражение личности ребенка посредством освоения технологий художественной обработки разных материалов.
ЗАДАЧИ:
Предметные
- формирование начальных (базовых, углубленных) знаний и умений в области художественного конструирования;
- знакомство с разными материалами;
- формирование представлений о художественном творчестве, о красоте, о эстетической стороне окружающей действительности;
- обучение приемам работы с бумагой, картоном, фоамирантом, нитками, природным материалом, бросовым материалом, пластилином
Метапредметные
- развитие познавательных умений (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера и другое);
- развитие регулятивных умений (ставить цели, планировать собственную деятельность и способы достижения результата, осуществлять контроль и коррекцию деятельности и другое);
- развитие коммуникативных умений (планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умения в разрешении конфликтов и другое)
- развитие творческих способностей обучающегося, внимания, мышления, памяти, воображения:
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов;
Личностные:
- воспитание уважительного отношения к труду других людей;
- воспитание и развитие личностных качеств: трудолюбия, ответственности, коммуникабельности, целеустремленности, аккуратности.
Программа является разноуровневой. Особенностью содержания программы является дифференциация содержания по уровням сложности: «Стартовый уровень», «Базовый уровень», «Продвинутый уровень». При реализации программы предусмотрена возможность последовательного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
ПРИНЦИПЫ, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
5. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
6. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало.
7. Принцип системности. Развитие ребёнка — процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
8. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
9. Адекватность требований и нагрузок.
10. Постепенность.
11. Индивидуализация темпа работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ПРОГРАММЕ
В возрасте 7-10 лет формируется навык самостоятельности. Ведущим видом деятельности становится учебная. Преобладает авторитет учителя. Дети способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при выполнении работ. Программу могут освоить и мальчики, и девочки, без какой-либо подготовки. Наполняемость группы от 10 до 15 человек.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с нормами Сан Пин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 3 года обучения (102 часа). Один год обучения – 34 часа.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ
Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра, проектная и исследовательская деятельность.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний. Физкультминутка. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМА ИХ ПРОВЕРКИ
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- Знание правил техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами
- Знание свойств бумаги, картона и других используемых в творчестве материалов и правил работы с ними
- Знание приемов и технологий изготовления несложных поделок из различных материалов
- Знание технологии создания творческих проектов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- слушать собеседника и высказывать свое мнение
- умение предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия способность определять и формулировать цель деятельности, выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручных инструментов
- работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, схемы, рисунки
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов
- уважительно относиться к чужому мнению
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в творческой деятельности
- мотивация к творческой деятельности, работа на результат
- умение организовывать индивидуальную и трудовую деятельность
ФОРМА ОЦЕНКИ:
- педагогическое наблюдение за процессом изготовления изделия и деятельностью обучающегося;
- совместный анализ (педагог и ребенок) процесса изготовления изделия и готовой работы;
- выставка готовых изделий;
- участие в конкурсах различного уровня
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ
входная диагностика – в начале первого учебного года,
промежуточная диагностика - в конце каждого учебного года.
итоговая диагностика - в конце обучения по программе.
Входная диагностика:
1 балл
• Практически не обладает соответствующими умениями и навыками, или имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении задания), или затрудняется в применении простых приемов работы, доступных данному возрасту.
2 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени. Обладает навыками правильного использования инструментов/материалов начальной степени. Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном возрасте.
3 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени. • Обладает навыками правильного и быстрого использования инструментов/материалов. Правильно использует простые и сложные приёмы работы.
Диагностическая карта
В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов. В конце года все баллы суммируются. Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов. Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6 баллов. Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.
№п/п | Фамилия, имя | Входная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
ФОРМАМИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление и защита готового изделия, выставки готовых изделий, участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем | Общее количество учебных часов | В том числе | ||||||||
Теоретич. | Практич. | ||||||||||
1 | Организационное занятие | 1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | 1 год | 2 год | 3 год | |
1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
2 | Конструирование и моделирование из природного материала | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||
3 | Художественное конструирование из бумаги и картона | 11 | 14 | 11 | 11 | 14 | 11 | ||||
4 | Художественное конструирование из ткани и ниток | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||||
5 | Художественное конструирование из фоамирана | 6 | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | ||||
6 | Художественное конструирование из пластилина | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | ||||
7 | Художественное конструирование из бросового материала | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | ||||
8 | Итого | 34 | 34 | 34 | 1 | 0 | 1 | 33 | 34 | 33 |
Календарный учебный график 1 год обучения
№ | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Раздел, тема занятия | Форма контроля | |
Модуль 1. Конструирование и моделирование из природного материала | ||||||
| Сентябрь | Учебное занятие | 1 | Вводное занятие | Педагогическое | |
|
| Экскурсия | 1 | Сбор природного материала | Педагогическое | |
Практическое занятие | 1 | Аппликация из засушенных листьев | Совместный анализ | |||
Октябрь | Практическое занятие | 2 | Аппликации из крылаток и семян «Сова», «Ёжик» | Совместный анализ | ||
Практическое занятие | 2 | Работа с соломкой. Подготовка соломки к работе. Аппликация «Дельфины» | Совместный анализ | |||
Модуль 2. Художественное конструирование из бумаги и картона | ||||||
Ноябрь | Практическое занятие | 2 | Букет цветов | Совместный анализ | ||
Практическое занятие | 1 | Карандашница | Совместный анализ | |||
Декабрь | Практическое занятие | 2 | Новогодние ёлочные игрушки | Совместный анализ | ||
Практическое занятие | 2 | Сундучок | Совместный анализ | |||
Практическое занятие | 1 | Снежинка | Совместный анализ | |||
Январь | Практическое занятие | 1 | Оригами. Собачка. Лисичка. | Совместный анализ | ||
Практическое занятие | 2 | Модульное конструирование. Рамка для фотографий | Совместный анализ | |||
Модуль 3. Художественное конструирование из ткани и ниток | ||||||
Январь | Практическое занятие | 1 | Аппликация из ниток «Медвежонок» | Совместный анализ | ||
Февраль | Практическое занятие | 2 | Шары-паутинки | Анализ творческой работы | ||
Модуль 4. Художественное конструирование из фоамирана | ||||||
Практическое занятие | 2 | Букетик из фоамирана | Совместный анализ | |||
Март | Практическое занятие | 2 | Чехол-книжка для телефона | Совместный анализ | ||
Практическое занятие | 2 | Ангелочки | Совместный анализ | |||
Модуль 5. Художественное конструирование из пластилина | ||||||
Апрель | Практическое занятие | 2 | Пластилинография. Бабочка | Педагогическое Совместный анализ | ||
Практическое занятие | 1 | Скульптура из пластилина | Совместный анализ | |||
Практическое занятие | 1 | Многослойная пластилинография. Цветы | Совместный анализ | |||
Модуль 6. Художественное конструирование из бросового материала | ||||||
Май | Практическое занятие | 2 | Игрушка Робот | Совместный анализ | ||
Практическое занятие | 1 | Гусеница | Совместный анализ |
Календарный учебный график 2 год обучения
№ | Месяц, неделя/число | Форма занятия | Кол-во часов | Раздел, тема занятия | Форма контроля |
Модуль 1. Конструирование и моделирование из природного материала | |||||
| Сентябрь | Практическое занятие | 2 | Аппликация из семян тыквы, арбуза, кабачка, подсолнуха, яблок. | Педагогическое |
Практическое занятие | 2 | Работа с овощами и фруктами. Фигурки животных | Совместный анализ | ||
Октябрь | Практическое занятие | 2 | Работа с соломкой. Букет цветов. КТД | Совместный анализ | |
Модуль2. Художественное конструирование из бумаги и картона | |||||
Практическое занятие | 2 | Обрывная аппликация «Осень» | Совместный анализ | ||
Ноябрь | Практическое занятие | 3 | Квиллинг. Котик | Совместный анализ | |
Практическое занятие | 2 | Новогодние ёлочные игрушки | Совместный анализ | ||
Декабрь | Практическое занятие | 2 | Русская изба | Совместный анализ | |
Практическое занятие | 2 | Поезд | Совместный анализ | ||
Январь | Практическое занятие | 1 | Оригами. Тюльпаны | Совместный анализ | |
Практическое занятие | 2 | Модульное конструирование. Ваза | Совместный анализ | ||
Модуль 3. Художественное конструирование из ткани и ниток | |||||
Февраль | Практическое занятие | 1 | Игольница | Совместный анализ | |
Практическое занятие | 3 | Техника йо – йо. Цветы | Анализ творческой работы | ||
Модуль4. Художественное конструирование из фоамирана | |||||
Март | Практическое занятие | 2 | Подарок для мамы | Совместный анализ | |
Практическое занятие | 1 | Корзиночка | Совместный анализ | ||
Практическое занятие | 1 | Аппликация Пасха | Совместный анализ | ||
Модуль 5. Художественное конструирование из пластилина | |||||
Апрель | Практическое занятие | 2 | Пластилинография. Морские обитатели | Педагогическое Совместный анализ | |
Практическое занятие | 1 | Скульптура из пластилина | Совместный анализ | ||
Модуль 6. Художественное конструирование из бросового материала | |||||
Май | Практическое занятие | 2 | Ослик | Педагогическое Совместный анализ | |
Проект | 1 | Цветочница | Педагогическое Совместный анализ |
Календарный учебный график 3 год обучения
№ | Месяц, неделя/число | Форма занятия | Кол-во часов | Раздел, тема занятия | Форма контроля | ||
Модуль 1. Конструирование и моделирование из природного материала | |||||||
Сентябрь | Экскурсия | Сбор природного материала | Педагогическое | ||||
|
| Практическое занятие | 2 | Осенний венок из природных материалов | Педагогическое | ||
Практическое занятие | 2 | Луковые фантазии. Аппликация из луковой шелухи. | Совместный анализ | ||||
Октябрь | Практическое занятие | 2 | Аппликация из пуха и перьев. Сказочный лес. | Совместный анализ | |||
Модуль 2. Художественное конструирование из бумаги и картона | |||||||
Практическое занятие | 2 | Торцевание «Подсолнухи» | Совместный анализ | ||||
Ноябрь | Практическое занятие | 2 | Модель часов | Совместный анализ | |||
Практическое занятие | 2 | Новогодние ёлочные игрушки | Совместный анализ | ||||
Декабрь | Практическое занятие | 1 | Расписание уроков | Совместный анализ | |||
Практическое занятие | 3 | Кормушка | Совместный анализ | ||||
Январь | Практическое занятие | 1 | Самолёт | Совместный анализ | |||
Модуль 3. Художественное конструирование из ткани и ниток | |||||||
Февраль | Практическое занятие | 2 | Клубнички | Совместный анализ | |||
Практическое занятие | 3 | Плетение корзиночки | Анализ творческой работы | ||||
Модуль4. Художественное конструирование из фоамирана | |||||||
Март | Практическое занятие | 2 | Сюрприз для мамы | Совместный анализ | |||
Практическое занятие | 1 | Сумочка | Совместный анализ | ||||
Практическое занятие | 2 | Сова | Совместный анализ | ||||
Модуль 5. Художественное конструирование из пластилина | |||||||
Апрель | Практическое занятие | 2 | Поделка «Вечный огонь» | Педагогическое Совместный анализ | |||
Практическое занятие | 2 | Иллюстрирование поэмы «Руслан и Людмила» | Педагогическое Совместный анализ | ||||
Модуль 6. Художественное конструирование из бросового материала | |||||||
Май | Практическое занятие | 1 | Кузнечик из прищепки | Педагогическое Совместный анализ | |||
Проект | 1 | Колобок из одноразовых тарелок | Педагогическое Совместный анализ |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо и дидактическое обеспечение: образцы изделий, компьютерные презентации по темам, книги, журналы, альбомы с чертежами и образцами, дидактический раздаточный материал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимы:
• учебный кабинет, оснащенный столами и стульями для занятий в соответствии с санитарными нормами;
• инструменты и приспособления: карандаш, линейка, транспортир, лекала, шаблоны, циркуль, ножницы, канцелярский нож, отвертка, шило, и др.;
• материалы: фоамиран, бумага, картон, пластилин, ткань, нитки, природный материал, бисер, шпагат, калька, клеи и др.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя:
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2009..
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
- Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
- Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997г.
- Шмидт Норман. Птицы из бумаги. - Мн.: Попурри, 2012.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара: Корпорация «Федоров», 2011
- Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ - Пресс, 2007.
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html
- http://origami-paper.ru/
- http://www.freeseller.ru/origami/
- http://www.babylessons.ru/origami-dlya-detej/
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
Литература для обучающихся
1. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2009.
2. Дубровская Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 2008.
3. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 2010.
4. Шмидт Норман. Птицы из бумаги. - Мн.: Попурри, 2012.
5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара: Корпорация «Федоров», 2011
6. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ - Пресс, 2007.
7. www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
8. http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».
Содержание программы построено на выполнении художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Рукодельная мастерская»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая )программа «Рукодельная мастерская» имеет художественную направленность( работа с фетром, изготовление мягких плоских и объемных игрушек...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских спос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" (Объединение "Ориентир")
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов....
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская чудес»
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская чудес» направлена на развитие художественного искусства.Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал дл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская творчества"
Актуальность программызаключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Данная программа позволяет правильно организовать свой отдых и почувствов...
- Мне нравится (1)