Конспект урока с применением технологии проблемногообучения
план-конспект занятия (4 класс)

Лапикова Алла Вячеславовна

Конспект урока с применением технологии проблемногообучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad_dobrodeteley.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-гимназия»

г. Ярцева Смоленской области

Методическая разработка классного часа для обучающихся 4 класса

«Сад Добродетелей»

Автор: Лапикова Алла Вячеславовна,

учитель начальных классов

2024год

Пояснительная записка.

Важнейшими характеристиками личности считаются: духовность и нравственность. Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевой задачей современного общества. Именно нравственность включает такие понятия: совесть, доброта, сочувствие, любовь, патриотизм, т.е. самые ценные и главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно воспитывать их в наших детях. Ведь детство – это драгоценное время, которое необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям. Ведь детство – это еще и удивительная страна, впечатления от которой остаются на всю жизнь.

Чему учить и как воспитывать? Как научить ребёнка отвечать на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл? Как помочь ребёнку получить яркие впечатления ?

Сегодня хочу предоставить Вашему вниманию один из способов решения этих вопросов. Предлагаю фрагмент Классного часа на основе притчи. Хочу напомнить Вам, притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Она учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Язык притчи понятен ученикам начальной школы, доступен для осознания самых серьёзных общечеловеческих норм морали, что явилось для меня приоритетным в выборе данного средства воспитания.

Классный час

- Здравствуйте, дети. Работать сегодня на классном часе мы будем в группах.( Предлагаю разделиться на три группы.) Посмотрите внимательно, перед вами на столах лежат фотографии давно знакомых нам мультипликационных и сказочных героев. Ваша задача определить, что общего в поступках этих персонажей. (Можно ли их назвать положительными ? Почему?)

Совершенно верно – это ложь, обман. А значить и говорить мы с вами сегодня будем об очень серьезной проблеме, с которой к сожалению сталкивался каждый из нас.

Таких героев обманщиков мы с вами встречаем не только в сказках, но и в жизни, а иногда, сами обманываем. Давайте задумаемся, а хорошо это или плохо? Что бы разобраться, я предлагаю вам послушать притчу.

Ложь или правда?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Шли домой — боялись: «Попадёт нам дома!» Вот остановились они на дороге и подумали, что лучше: соврать или правду сказать?

  • Я скажу, — сказал первый, — будто волк на меня напал в лесу.

Испугается отец и не будет браниться.

  • Я скажу, — сказал второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
  • А я правду скажу, — сказал третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.

  • Нет, — говорит, — в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А  третий  мальчик  как  пришёл,  так  с  порога  во  всем  повинился.

Поворчала на него мама, да и простила.

Ну что ж, а теперь давайте подумаем, над тем, что услышали. Для этого вернемся к работе в группах. И попробуем собрать необычный пазл, отвечая на вопросы. Давайте вспомним, сколько героев в притче? Замечательно и у нас с Вами 3 группы и каждая будет отвечать только за своего героя.

В 1 столбике: Какую провинность допустили ребята?

  1. столбик: Почему ребята пошли на обман? Какие предположения были у них были?
  2. столбик: Какое решение они приняли? Все ли ребята хотели обмануть родителей?
  3. столбик: Какую реакцию ожидали ребята от своих родителей рассказав им свою причину опоздания.
  4. столбик: Каков был результат обмана? Как поступли родители каждого мальчика?
  5. столбик: А какие чувства испытывали родители узнав об обмане и услышав правду.

проступок

предположе

ния

решение

Ожидание

от обмана

результат

Чувства родителей

итог

1

опоздание

Наказан

обман

жалость

Наказан

Злость

Все тайное становиться явным

2

опоздание

Наказан

обман

радость

Наказан

Злость

3

опоздание

Наказан

Сказ

пр

Готов к

наказ

прощение

недовольство

А сейчас вы поработаете самостоятельно в группах

Задание 1: Подберите пословицу, которая точнее других передаёт смысл притчи. Но поскольку вы у меня уже взрослые ребята, я немного усложнила работу. Пословицы в конверте рассыпались на части и вам предстоит их прежде собрать.

И вот у нас уже готова 1 группа. Молодцы! Какой вывод вы можете сделать? На самом деле, пословица – это малая форма народного творчества. И она тоже говорит нам, что обманывать плохо. Спасибо! Смотрите, наша работа дает первые всходы Зернышко посеянное нами сегодня, начинает давать ростки.. (1 группа приклеивает ствол дерева)

Задание 2:  Ваша задача создать  информационный плакат, на тему:

«Давайте жить без обмана!» Вы можете использовать иллюстрации и пословицы. (ножницы, клей, фломастеры)

У вас получился агитационный плакат. И наше дерево растет.

Задание 3: Я предлагаю создать синквейн. Правила синквейна у вас в конвертах.

И в качестве итога мы послушаем синквейн. Спасибо! Вот какое дерево мы выросли. И дерево наше несет главную мысль сегодняшнего занятия: ГДЕ ПРАВДА, ТАМ И СЧАСТЬЕ!

Сейчас я хочу попросить вас на зеленых листочка написать, какие эмоции вы получили от занятия, какие чувства вы испытали. Сегодня мы вырастили всего лишь одно дерево. Размышляли и думали, всего лишь над одним поступком - обманом. но какие эмоции мы получили от совместной работы. А сколько их будет, если мы вырастим целый сад?

Большое спасибо за активное участие и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с применением кейс-технологий

"Как помочь будущему хозяину выбрать свою собаку"...

Конспект урока с применением технологии активного (проблемно-диалогического) обучения

Урок направлен на реализацию следующих целей:Воспитание экологической культуры учащихся, предполагающего:Расширение знаний детей о природе, о взаимосвязях «человек – животное – растение», усвоение сущ...

Конспект урока с применением технологии проблемного обучения

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Школа России"...

Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...

Конспект урока с применением технологии обучения на основе создания «учебных ситуаций»

Конспект урока с применением технологии обучения на основе создания «учебных ситуаций»...