Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка
Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, а также потребностей личности, которые лежат в основе ее творческого отношения ребенка к окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_urokov.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел «Самое великое чудо на свете», посвященного первым книгам на Руси, обучающимся была предложена следующая работа в микро-группах:
Мотивация: учитель приветствует детей, предлагает отгадать загадку
Говорит она беззвучно,
С нею не бывает скучно.
Если дружить будешь с ней,
Станешь вчетверо умней.
Тема: «Первые книги на Руси»
Ожидаемые результаты:
1. Познакомиться с историей первых книг и первопечатнике И. Федорове; 2. Научиться сравнивать древние рукописные и печатные книги.
3. Формировать оригинальности и точности как свойств деятельности, а также развитие невербального проявления креативности.
Предоставление необходимой информации: работа с материалом учебника.
Интерактивное упражнение: в подгруппах разработать и представить книгу, оформленную в стиле русских рукописных книг. Сначала обучающиеся придумывали небольшую сказку или рассказ, который в последующем оформлялся на бумаге. Каждый ребенок выбирает себе небольшую часть рассказа и оформлял его на отдельном листе, соответствующе стилизуя шрифт и иллюстрации. По окончанию обучающимся предлагалось представить свою книгу классу и создать музей книги.
Подведение итогов, оценивание результатов урока: учитель организует рефлексию с помощью наводящих вопросов «Что ты узнал нового на уроке?» «Что было интересным?» и др.
Разбор домашнего задания: Разработать и представить классу творческий проект «Первые книги на Руси». Подгруппам предложены следующие древнерусские книги:
- Наставление детям Владимира Мономаха;
- Первая Азбука И. Федорова;
- Наставления Библии;
- Остромирово Евангелие.
Второй раздел «Устное народное творчество».
Мотивация: учитель приветствует детей, демонстрирует написанную на доске часть пословицы «Доброе слово – половина …». И предлагает найти правильный ответ в конце урока.
Тема: «Пословицы разных народов о человеке и его делах»
Ожидаемые результаты:
- Расширить знания о русском народном творчестве (пословицах и поговорках).
- Формировать критерии креативности «беглость», «оригинальность», «склонность к риску»; развитие вербального и невербального проявления креативности.
Интерактивное упражнение: игра «Словесные ассоциации»: обучающиеся делятся на пары, им необходимо подобрать ассоциации к слову «пословица». Каждая пара по очереди называет ассоциацию, которую вызывает данное слово. Пара, затрудняющаяся ответить – выбывает.
Предоставление необходимой информации: работа с материалом учебника.
Подведение итогов, оценивание результатов урока: учитель организует рефлексию с помощью наводящих вопросов «Что ты узнал нового на уроке?» «Что было интересным?» и др., а также дети находят ответ на поставленное в начале урока задание: окончание пословицы «Доброе слово – половина счастья».
Разбор домашнего задания: сочинение в парах и представление классу истории, в котором используется пословицы «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Снегу много – хлеба много», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка», «Глаза страшатся, а руки делают», «Для дружбы нет расстояния» и другие.
Раздел «Волшебная сказка».
Мотивация: учитель приветствует детей, актуализирует знания по данному разделу с помощью, представленных в презентации сказочных предметов. Предлагается вспомнить из каких они сказок.
Тема: «Волшебные сказки».
Ожидаемые результаты:
- Развивать умение анализировать текст, поступки героев.
- Развить критерии креативности «оригинальность», «гибкость», «точность» в подгрупповой работе.
Предоставление необходимой информации: работа с материалом учебника.
Интерактивное упражнение: создание комиксов по русским народным сказкам.
Обучающиеся делятся на подгруппы, в которых им присваиваются роли: художники – рисуют иллюстрации к комиксу;
- авторы текста – перерабатывают сказку для оформления в комикс;
- оформители текстов – оформляют текст в иллюстрации.
Для работы детям предложен ряд русских народных сказок, предварительно изученных на уроках литературного чтения:
- Иван-царевич и серый волк;
- Летучий корабль;
- Морозко;
- Белая уточка;
- По щучьему велению.
Подведение итогов, оценивание результатов урока: учитель организует рефлексию, также происходит исправление ошибок задания на этапе мотивации, если они были.
Раздел «Люби все живое».
Урок по данному разделу предполагает предварительное изучение произведений о природе, предложенных в учебнике.
Мотивация: учитель приветствует детей. На экране в презентации представлены животные, которые «пришли в гости», рассказать о себе.
Тема: «Люби все живое».
Ожидаемые результаты:
- Актуализация знаний по данному разделу литературного чтения;
- Развитие критериев креативности «беглость», «гибкость», «склонность к риску» в процессе фронтальной работы, а также вербального проявления креативности.
Предоставление необходимой информации: работа с материалом учебника.
Интерактивное упражнение: ток-шоу. Обучающиеся обсуждают проблемы живой природы, основываясь на прочитанных произведениях. Детям предлагаются следующие роли:
- зоолог;
- энтомолог;
- орнитолог;
- заводчик кошек;
- зрители студии.
Участники ток-шоу рассказывают о повадках животных, пересказывают произошедшее с ними, пересказывая прочитанные произведения
К. Паустовского, В. Бианки, В. Берестова, О. Полонского и др., дополняя рассказы своими знаниями и личным опытом. Зрители студии готовят и задают вопросы. Координирует ход ток-шоу ведущий, его роль выполняет учитель.
Подведение итогов, оценивание результатов урока: учитель организует рефлексию с помощью наводящих вопросов «Что было интересным?», «Какой вопрос был самым оригинальным?» и др.
Раздел «Картины русской природы».
Мотивация: учитель приветствует детей. Демонстрирует картину И. Шишкина «Зима», и предлагает рассказать, что на ней изображено.
Тема: составление рассказа по картине И. Шишкина «Зимой в лесу. Иней».
Ожидаемые результаты:
- Научится анализировать произведения живописи, музыкальные и литературные произведения;
- Развитие критериев креативности «беглость», «оригинальность»; а также вербального проявления креативности.
Интерактивное упражнение: игра «Словесные ассоциации»: подобрать ассоциации к слову «пейзаж».
Предоставление необходимой информации: работа с материалом учебника.
Интерактивное упражнение: прослушать отрывки музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» и описать какие картины времен года они олицетворяют (работа в парах).
Подведение итогов, оценивание результатов урока: учитель организует рефлексию, обобщает пройденный материал.
Домашнее задание: рисование иллюстраций к произведениям Ф. Тютчева «Листья», А. Фета «Осень», И. Бунина «Первый снег», В. Поленова «Ранний снег» и др. Создание картинной галереи по подгруппам. Проведение экскурсий для других учеников класса.
Раздел «Великие русские писатели».
Мотивация: учитель приветствует детей. Актуализация знаний: демонстрирует портрет А.С. Пушкина, спрашивает, какие произведения он написал.
Тема: итоговый урок по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Ожидаемые результаты:
- Активизации знаний о произведении, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
- Развитие критериев креативности «беглость», «гибкость», «точность», «оригинальность» в подгрупповой работе, а также развитие вербального проявления креативности.
Предоставление необходимой информации: работа с материалом учебника.
Интерактивное упражнение: интерактивная игра. Обучающиеся делятся на команды (не более 5 человек в команде). Игра состоит из нескольких блоков заданий:
- ответь на вопрос (за каждый правильный ответ команда получает один балл);
- собери текст по порядку (обучающимся предлагается отрывок из сказки А.С. Пушкина, разделенный на части, необходимо установить последовательность. За правильный ответ команда получает 5 баллов);
- ребусы (каждой команде выдается имя какого-либо персонажа сказки, необходимо зашифровать его и представить другим командам. Команды угадывают, кто зашифрован в ребусе. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл);
- конкурс актерского мастерства (командам выдается какой-либо персонаж, необходимо представить этого персонажа. Представлять персонажа может от одного до пяти участников команды. Остальные команды угадывают персонажа. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл).
Подведение итогов, оценивание результатов урока: учитель организует рефлексию, называет команду победителей и победителей в номинациях.
Домашнее задание: в подгруппах нарисовать иллюстрации, предварительно выбрав сцены из сказки.
Раздел «Литературная сказка».
Мотивация: учитель приветствует детей. Показывает отрывок мультипликационного фильма «Девочка Снегурочка» (автор Т.Н. Биневская) – первый диалог старика и старухи. Спрашивает детей, хотели бы они узнать, что было дальше.
Тема: В. Даль «Девочка Снегурочка»
Ожидаемые результаты:
- Активизации знаний о произведении, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
- Развитие критериев креативности «беглость», «гибкость», «точность», «склонность к риску» во фронтальной работе, развитие вербального и проявления креативности.
Предоставление необходимой информации: работа с материалом учебника, работа по карточкам.
Интерактивное упражнение: интерактивная игра «Пресс-конференция» по произведению В. Даля «Девочка Снегурочка».
Цель игры: развитие креативности детей младшего школьного возраста через создание текстов, умение отвечать на вопросы, собирать и представлять информацию.
Из класса выбираются дети, которые будут персонажами сказки, остальные – журналисты. Журналистам необходимо придумывать и задавать вопросы сказочным персонажам, которые, на основе прочитанного произведения, жизненного опыта и фантазии отвечают на поставленные вопросы. Журналисты могут работать по одному, в парах или подгруппах.
Учитель выступает в качестве арбитра – ведущего.
Подведение итогов, оценивание результатов урока: поощрение обучающихся по номинациям «Самый интересный вопрос», «Самый каверзный вопрос», «Самый полный ответ» «Самый креативный ответ», «Самое яркое представление персонажа» и др.
Домашнее задание: в подгруппах придумать и записать альтернативный конец сказки.
Раздел «Край родной природы».
Мотивация: учитель приветствует детей. Он предлагает закрыть глаза и представить, что сейчас они находятся на весенней полянке, спрашивает, что «видят» перед собой.
Тема: Обобщающий урок «Край родной природы».
Ожидаемые результаты:
- Научится анализировать произведения.
- Развитие критериев креативности «гибкость», «точность» в процессе фронтальной работы, также развитие невербального проявления креативности.
Предоставление необходимой информации: работа с материалом учебника.
Интерактивное упражнение: игра «Философский стол».
Обучающимся предлагается представить себя философами и поговорить о предложенном произведении, выразить свои мысли о нем (высказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом).
Для обсуждения детям предлагаются следующие произведения: С. Есенин «Сыплет черемуха», С. Есенин «С добрым утром», О. Высотская «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик», Ф. Тютчев «Весенняя гроза».
Подведение итогов, оценивание результатов урока: учитель организует рефлексию с помощью наводящих вопросов «Что ты узнал нового на уроке?» «Что было интересным?» и др.
Домашнее задание: Интерактивная экскурсия «Картины родной природы». Создание электронной презентации для знакомства обучающихся с картинами, которые находят свое отражение в произведениях русских поэтов. Сопоставление картин и стихотворений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников....
Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.
Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....
ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводит...
Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий
В презентации отображены этапы работы над проектами на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....
Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Выступление на заседании ШМО «Начальная школа»...
Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образован...
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...