Конспект внеурочного занятия "День толерантности"
план-конспект

Ковальская Виктория Николаевна

Название курса: «Школьная среда»

Направленность внеурочной деятельности: духовно-нравственная

Класс / возраст детей: 2 класс / 8-9 лет

Тема: «День толерантности»

Планируемые результаты:

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- умение соотносить поступки и события с принятыми принципами.

Цель: формирование у обучающихся знаний о экологическом состоянии города Челябинска.

Задачи:

  1. Формировать  толерантные отношения одноклассников между собой;
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;
  3. Воспитывать  уважительные отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Форма проведения: беседа

Дата проведения: 15.11.2023

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_vd_den_tolerantnosti_1.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Студент: Ахметова Е.Р.,

Ковальская В.Н.

Методист: Гарбуз О.А.

Учитель: Балдина В.А.

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

«День толерантности»

Название курса: «Школьная среда»

Направленность внеурочной деятельности: духовно-нравственная

Класс / возраст детей: 2 класс / 8-9 лет

Тема: «День толерантности»

Планируемые результаты:

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- умение соотносить поступки и события с принятыми принципами.

Цель: формирование у обучающихся знаний о экологическом состоянии города Челябинска.

Задачи:

  1. Формировать  толерантные отношения одноклассников между собой;
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;
  3. Воспитывать  уважительные отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Форма проведения: беседа

Дата проведения: 15.11.2023

Челябинск, 2023

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим, насколько вы заряжены энергией на сегодняшнее занятие. Покажите уровень своей энергии, поднимая палец вверх или вниз и говоря: “Вооо!”. Чем больше заряд вашей энергии, тем выше поднимайте руку и громче говорите: “Воооо!”

Ученики показывают свою готовность на занятие.

Л: широкая мотивация основа учебной деятельности;

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

П: владеть рядом общих приемов решения задач;

К: использовать речь для регуляции своего действия.

Актуализация знаний, введение в ситуацию

7 мин.

- Наш разговор мы начнем с демонстрации фрагментов мультфильма по сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».

-  Кто читал эту сказку?

- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.

- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно?

- Почему утенка обижают?

- Важно ли иметь доброе сердце?

- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок?

- Нас могут обижать?

- А почему? Да, потому что мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться.

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг?

- Конечно, нет.

-  Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

- “День толерантности. Мы разные и мы едины.”

- Какова цель нашего занятия?

- Цель: узнать больше о дне толерантности.

 

 

Отвечают. Смотрят фрагмент видеоролика.

Отвечают на вопросы.

 

Предполагают.

Предполагают.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

К: использовать речь для регуляции своего действия.

Фрагмент видеоролика.

Слайд №1.

   Слайд №2.

Основной

28 мин.

- Давайте мы с вами поиграем в такую игру.

-Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других.

- А теперь сделайте вывод: хорошо ли, что все мы такие разные?

- Конечно, хорошо, что мы все такие разные!

- Молодцы, вы все правильно поняли.

- Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством- это толерантностью.

- Произнесите это слово.

- Кто знает, что значит быть толерантными?

- Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен. Понятие толерантность имеет свою историю.

-На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил  Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый, но, более всего, - он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться.

С именем этого человека и связано понятие "толерантность".

- Как вы поняли, что такое толерантность?

Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.

- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

- Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.

- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия.

- Это значит, быть внимательным к другим.

- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам поведению.

- А чем ещё, кроме внешности, могут отличаться люди?

- Как вы думаете, для нас с вами, проживающими в большом городке, в котором живут люди разных национальностей, о чем важно помнить? Нужно быть толерантными к людям других национальностей.

- Давайте поприветствуем друг друга, как это делают в разных странах люди разных национальностей.

1)Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония);

2)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

4)Положить руку на сердце (Малайзия);

5)Пожать крепко рук двумя руками (Башкиры);

6)Соедините ладони к груди и голове, сем выше, тем уважительнее (Тайланд);

7)Обнимите друг друга (России).

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности? Нет.

- У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными?

- Толерантность начинается с семьи.

- Мы хотим прочитать вам китайскую притчу.

Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

-Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, каким? Верно, "толерантность".

 - Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

- Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Динамическая пауза (видео).

- Игра «МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ - ТЫ И Я»
Каждый из участников находит человека, чем-то сходного или близкого по каким-нибудь признакам (от цвета шнурков до одинакового имени родителей) и объявляет: «Мы с тобой одной крови - ты и я, потому что у нас с тобой носы курносые».

- Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

- Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо.

- Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

-Да, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе. 

- Давайте вспомним правила работы в группах. Сейчас вы обсудите ситуации и решите их.

Ситуация1. В класс пришёл новенький ученик. В первые два дня  он успевает получить три двойки. Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить. Как поступили бы вы?

Ситуация 2. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг?

Ситуация 3. Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить  ему о долге или лучше промолчать?

Ситуация 4. Цвет кожи у Пети отличается от твоего, одноклассники стали над этим шутить, как поступите вы в этой ситуации?

Ситуация 5. Пожилая женщина впереди медленно идет, ты торопишься, но не можешь пройти вперед из-за нее. Как бы ты поступил в той ситуации?

-Давайте вместе составим памятку, как нужно вести себя в конфликтной ситуации.

1.Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

2.Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

3.Имей терпение выслушать собеседника.

4.Спокойно объясни свою точку зрения.

5.Подумай, из- за чего возник спор.

-Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Думаю, что наше занятие оставит след в душе каждого из вас, поможет всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

Называют качества своих соседей.

 

 

Отвечают.

 

Отвечают.

Слушают.

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают.

Приветствуют друг друга.

Отвечают.

Отвечают.

Слушают.

Отвечают.

Отвечают.

Разминаются.

Играют.

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают.

Вспоминают правила работы в группах.

Решают ситуации в группах.

 

 

Создают памятку.

 

 

Л: осуществлять для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и её условиями
реализации, в том числе во внутреннем плане;

К: общение и взаимодействие (коммуникации) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач.

П: строить сообщения в устной и письменной форме.

Слайд №3.

Слайд №4.

Слайд №5.

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8.

Видеоролик.

Слайд 9.

Рефлексия

3 мин.

Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, Если вы считаете , что эта тема важна и вам было интересно – покажите «сердечко». Если вам не понравилось и тема была неинтересно- покажите палец вниз. Спасибо за работу, до новых встреч!

Оценивают свою работу.

Л: адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Толерантность - что это?"

Классный час для учащихся 3-4 класса. Учащиеся знакомятся в игровой форме с новым понятием....

Конспект занятие по толерантности "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.   Задачи: повышение самооценки, внутригруппового доверия и сплоченности, стимуляция активности....

Конспект классного часа Толерантность - путь к миру и согласию.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путем....

Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"

Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"...

Конспект классного часа "Толерантность"

Конспект классного часа для 3 класса.Тема "Толерантность"...

Конспект внеурочного мероприятия по формированию толерантного отношения друг к другу

формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого....