Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое толерантность?30.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Что такое толерантность?»

Цели деятельности учителя: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Планируемые результаты:
- предметные:
 познакомиться со словом «толерантность»,  научиться толерантности, развивать в себе и в других чувство самоуважения


- личностные:  воспитывать нравственные качества школьников: понимание дружбы как общечеловеческой ценности, уважение к личности человека, с которым ты проводишь досуг, учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни.


Тип урока: открытие нового знания


Оборудование: карточки с ситуациями, презентация,  игра «Толерантен ли я»; упражнение «Похвались соседом»; диагностика уровня сформированности качеств духовно-нравственного развития личности и воспитанности у младшего школьника.

Этапы урока
   Методы и приёмы

Хронометраж

              Содержание урока

                     

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

Словес: слово учителя, мотивация к учебной деятельности

1 мин

- Давайте, все встанем, выпрямим  спинки, улыбнемся!

- Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.  

Приветствуют учителя.

Настраиваются на занятие.

Организуют рабочее место.

Л.: Нравственно-эстетическая ориентация
Р.: умение организовывать рабочее место, настрой на работу

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словес.: ответы на вопросы

Нагляд.: рассказ (презент)

Словес: беседа.

3 мин

-Ребята, сейчас я познакомлю вас с басней Л.Н. Толстого, которая подтолкнет нас на тему нашего сегодняшнего занятия.

Слушайте внимательно, будьте готовы ответить на вопросы.

«Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: — Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

-В чем же мораль басни?

- Как вы думаете, почему сыновья не смогли сразу сломать веник?

-Чему учите эта басня?

Слушают учителя и планируют свои действия

Анализируют прослушанное

Ответ: Если люди будут действовать согласованно, дружно, без ссор, раздоров, им никто не будет страшен. Басня учит не ссориться, жить в мире и согласии

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

III.   Постановка  учебной задачи 

Словес.:  беседа

5 мин

-Вы прослушали басню, теперь подумайте, о чем мы будем с вами говорить на занятии?

-А вы знаете, что такое толерантность?

-Предположите тему занятия

- Верно, тема занятия «Что такое толерантность?»

- Как вы понимаете это выражение?

Давайте сформулируем цели нашего занятия

1). Что должны узнать?

2). Чему будем учиться?
3). Что будем развивать в себе и других?

Сегодня наш разговор посвящен толерантности.

16 ноября вся страна отмечала Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

- Предполагают о чем будет разговор на занятии

-Называют тему занятия

-Отвечают на вопросы

Ответ: Это значит, что нужно проявлять только хорошее отношение к себе и к другим

Ответ: Мы должны узнать, что такое  “толерантность”

Ответ: будем  учиться толерантности

Ответ: Будем развивать в себе и в других чувство  самоуважения

Воспринимают и анализируют материал  

Л.: смыслообразование

П.: общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы.

П.: понимание информации

IV. «Открытие» нового знания. Словес.: беседа
Нагляд.: презентация

Словес.:ответы на вопросы

Словес.: фронтальный опрос

Практический:

         игра

10 мин

А вы задавали себе вопрос: «Что такое толерантность?»
- А 
что такое  толерантность  по - вашему?

-Что же это такое толерантность? Почему так значима толерантность для отношений в нашем классе?

Давайте, узнаем, что же означает слово «толерантность». Для этого заглянем в словарь Ожегова СИ.

Посмотрите на экране значение этого слова.  Кто прочитает понятие? Вам знакомо это слово? Вы понимаете его значение?

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. С этого и начинается толерантность.
Игра:

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

-Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.

-Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.

-С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

-Ты недоволен собой.
1.Ты все сваливаешь на других. 2. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает

-Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.2. Ты идешь с ними гулять.

Ответ: Толерантность – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .

-Воспринимают информацию

-Воспринимают материал , анализируют

Индивидуальная работа, проговаривать в парах по уточнению понятия.

Отвечать на вопросы учителя

П.: извлечение информации.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
К.: формулируют ответы и выводы; троят речевые высказывания; участвуют в диалоге.

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практич.: Чтение и анализ  по частям

Словес.: ответы на вопросы, фронтальный опрос

Словес.: подведение итога

7 мин

А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Поработаем в парах. Я вам даю листочки, на них написаны ситуации, вы их читаете, анализируете. После чего мы проверим. (каждой паре по одной ситуации)

Ситуации.

1)В классе учится мальчик маленького роста. Его постоянно дразнят и толкают. Что бы ты сказал ребятам в этой ситуации?

2)Твой друг-одноклассник спрятал твой телефон на переменке и не признаётся в этом. Твои действия…

3)В класс перевели ученика, который остался на второй год. За неделю он не ответил ни на один вопрос. Все его сторонятся, называют его ненормальным… Как поступишь ты…

4)Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

5)На уроке физкультуры проводили Веселые старты и твоя команда проиграла. Игроки стали обвинять девочку, которая не может быстро бегать. Что ты будешь делать в этой ситуации…

6)Мальчишки из твоего класса дразнят девочек и дергают их за косички. Школьницы громко кричат и убегают от них. Одна девочка запнулась и упала. Все стали над ней смеяться. Твои действия
-Чему вы научились и что узнали, выполняя задания?

-Читают ситуации и  осмысляют поступок героя.
-Отвечают на вопросы

Ответ:Что они не делают совсем не правильно, ведь мы все разные, и к каждому человеку нужно относиться хорошо

Ответ:Не буду ругаться, а попрошу вежливо его отдать

Ответ:Не буду его избегать, а подойду и предложу какую-либо помощь с заданиями

Ответ: Стоит напомнить ему о долге, ведь это моя вещь

Ответ: Не буду обвинять ее, ведь если даже она не сильно физически, значит сильна в других областях

Ответ: Не буду над ней смеяться ,а помогу ей встать

Ответ: Это задание помогло понять, что какой бы ни был человек, нужно проявлять терпение, принимать этого человека таким, какой он есть

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Л.: ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей;
П.: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, анализ.
П.: построение речевого высказывания
К.: участвуют в учебном диалоге; построение речевого высказывания
К.:правильно выражать свои мысли в речи;.

1 мин

ФИЗМИНУТКА

Выполняют физические действия.

Слушают учителя.

Р.: выполнение упр.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: индивидуальная работа
Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

5 мин

- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если  фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.

- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг, вы доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

-Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;

- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и поэтому…(продолжите фразу)

-Принимают поставленную задачу

-Воспринимают материал,анализируют

Продолжают фразу:

Ответ:Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе.  

П.: выполнение действий по алгоритму

Л.: самостоятельное достраивание недостающих компонентов.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Включение в систему знаний
Словес.: слово учителя
Нагляд.: презентация
Словес.: беседа
Практич.: составляют понятие

2 мин

-Вы поняли, что такое толерантность?

-Поработаем в группах.

Давайте, как и пазлы соберём все слова, которые составляют понятие толерантность.

Перед вами листочки, на листочках слова, из этих слов нам нужно выбрать правильные и наклеить на листочек. В итоге у нас получится понятие слову толерантностью.  Приступаем.

-Итак, ребята, посмотрим, что у вас получилось.

-Какой вывод  мы можем сделать?

-Воспринимают материал

-Выполняют задание учителя

-Анализируют

Отвечают на вопрос:

Ответ: Все добрые, хорошие слова есть частичка понятия толерантности

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

VIII. Итог занятия

Рефлексия деятельности

Наглядный: презентация
Словесный: слово учителя

10 мин

-Назовите тему занятия
- Вернемся к целям нашего занятия
Какие цели  мы реализовали?
- Проанализируйте нашу работу
-Как мы работали? Какая работа вам понравилась?

Сейчас я вам раздам карточки, которые раздавала в начале наших внеурочных занятий, давайте попробуем ответить на все вопросы. (Диагностика уровня сформированности качеств духовно-нравственного развития личности и воспитанности у младшего школьника, приложение №1)
-
На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо поднимите весёлый смайлик, а если тебе было грустно и не интересно, то поднимите грустный. - Сегодня мы хорошо с вами поработали. Наше занятие  подошло к концу спасибо вам за активную работу. До свидания!

-Отвечают на вопрос
Ответ: «Что такое толерантность?»
- Анализируют свою работу

-Участвуют в рефлексивном процессе: самоанализ

К.: построение
речевого высказывания

Л: Участие в рефлексии
Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по теме "Что такое натюрморт?"

Конспект внеурочного занятия по теме "Что такое натюрморт?"...

Конспект внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности на тему "Что такое эксперимент?"

Конспект  внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности....

Конспект внеурочного занятия "Что такое социальная культура?".

Тема: «Что такое социальная культура?»Цели: Формирование у учащихся представления о социальной культуре .Задачи:Образовательная: Познакомить учащихся с понятием « социальная культура...

Конспект внеурочного занятия квест на тему: «Что такое доброта?», 2 класс

Цели: Обобщение представления детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств - взаимопомощи и дружеских взаимоотношений....

Конспект внеурочного занятия. Тема: "Что такое страхование" (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о страховании, о видах и значении страхованияПланируемые результаты:Предметные: Знать: что такое страхование, для чего нужно страхование.Уметь: пр...

План-конспект внеурочного занятия для 4 классов на тему: "Кто такие эгоисты?"

Цели и задачи:формирование умения аргументировать свою точку зрения;развитие умения учащихся вести дискуссию;формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу;формировать у учащихся кул...