Конспект классного часа "Толерантность - что это?"
классный час (3 класс) по теме
Классный час для учащихся 3-4 класса. Учащиеся знакомятся в игровой форме с новым понятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_1.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Толерантность: что это?
Цель: познакомить с понятием «толерантность», показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми.
Задачи:
Личностные:
- создать условия для развития интереса к изучаемой теме;
- формирование умения слушать и слышать собеседника;
- формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
- формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности с использованием ассоциативного ряда;
- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
- включить учащихся в деятельность, направленную на развитие творческого подхода к решению практических задач.
Предметные:
- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению нового понятия;
- способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности.
Аудитория: учащиеся 3-4 классов
Место проведения: классная комната
Время проведения: 40 минут
Оборудование: карточки с кроссвордами, листочки для работы, картошка, цветочки из бумаги.
Форма проведения: классный час
Ход классного часа
- Мотивация к деятельности - 1 минута
- Добрый день. Я рада встрече с вами. Сегодня мы вновь будем работать в группах. И для начала вспомним правила работы в группе (ответы детей). Замечательно, я думаю, что у вас все получится и сегодняшняя встреча будет не напрасна.
- Актуализация - 5 минут
1. Работа в группах
- Сформулировать тему сегодняшнего занятия вам поможет кроссворд (приложение 1). Решив его правильно, по горизонтали вы прочтете ключевое слово.
2. Фронтальная проверка (слайды 2-9)
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Какое ключевое слово получилось?
III. Целеполагание (слайд 10) – 2 минуты
- Какова тема классного часа? (Толерантность)
- Кому знакомо это слово? Что оно означает? (ответы детей)
- Какова цель занятия? (Узнать, что такое толерантность?)
IV. Открытие нового знания (слайды 11-14) – 5 минут
1. Работа в группах – 3 минуты
- Ребята, как вы думаете, что такое толерантность, если все слова кроссворда имеют непосредственное отношение к определению толерантности.
- Что же такое толерантность? (ответы детей).
- Понятие «толерантность» имеет множество сторон. Поэтому ничего страшного, что у вас получились такие разные определения. Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
2. Рассказ учителя – 2 минуты
В научной литературе толерантность – это
- Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения (испанский).
- Отношения, при которых допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам (французский).
- Способность терпеть что-то или кого-то (русский).
В «Декларации принципов толерантности»: Толерантность (от лат. терпение) – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, т.е. терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, языку, к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
По национальному составу население Владимирской области достаточно однородно. Эта территория – ядро древнего русского государства - населена почти сплошь русскими. Тем не менее, в области проживают представители 152 национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои обычаи. И в нашем классе есть представители русской национальности, татары, армяне, украинцы, коми-пермяки. Но все мы чем-то похожи, а именно тем, что мы жители одной страны Россия, ученики одного класса, одной школы.
V. Первичное закрепление (слайд 15) – 2 минуты
- Давайте прочитаем стихотворение и скажем, о чем оно?
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
- О чем это стихотворение? (ответы детей)
- Что необходимо для того, чтобы понимать всех? (ответы детей)
VI. Игровые упражнения (приложение 2) – 15 минут
1.«Чем мы похожи»
- Ребят, предлагаю вам сыграть в игру «Чем мы похожи». Я приглашаю в круг Дашу: «Даша, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одного цвета волосы». А Даша приглашает кого-то из вас, указывая на общий признак.
- Ребята, какой вывод можно сделать? (Ответы детей)
Вывод: несмотря на то, что все мы разные, в каждом из нас есть то, чем мы похожи на другого человека. Молодцы, что вы были внимательны по отношению друг к другу.
2.«Картошка»
- Ребята, часто бывает, что мы воспринимаем какой-нибудь народ как единое целое. Например, нам может показаться, что африканцы только и умеют, что играть в баскетбол и быстро бегать. Представители стран Востока Японии, Китая, Кореи все на одно лицо. Однако стоит нам поближе познакомиться с конкретным человеком из той или иной группы, побольше узнать о нем, как его индивидуальность, неповторимость окажутся очевидными. Попробуем проиллюстрировать уникальность всего существующего на деле. Вряд ли кто-то из вас считает, что килограмм картошки полон индивидуальностей. Возьмите каждый по картофелине. Посмотрите на нее внимательнее и найдите ее «особые приметы» и «неповторимые признаки». На это дается 1 минута. Теперь все картофелины перемешаем, а вы найдите свою неповторимую и опишите ее.
- Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
Вывод: в каждом из нас есть что-то неповторимое, особенное, индивидуальное.
VII. Творческая работа – 5 минут
«Напиши пожелание однокласснику»
- Давайте закончим наше занятие, подарив каждому цветок с пожеланием. (Дети пишут пожелания на заранее подготовленных листочках в виде цветочка)
- Ребята, подумайте, что нужно сделать, как поступить, чтобы каждый получил пожелание (предложения детей).
- Спасибо всем.
VIII. Подведение итогов – 1 минута
- Какую цель вы ставили перед собой в начале занятия? (ответы детей)
- Кто сможет ответить на этот вопрос? (ответы детей)
IX. Рефлексия занятия – 1 минута
- Важна ли эта тема для изучения? (ответы детей)
- Что бы вы еще хотели узнать по данной теме?(ответы детей)
Приложение 1
3 | ||||||||||||
2 | 5 | |||||||||||
т | о | 1 | е | н | 4 | н | с | 6 | ь | |||
- Слово, противоположное по значению слову ненависть.
- Она может быть настоящая, а может быть мнимая.
- Слово, противоположное по значению слову унижение.
- Доброе, отзывчивое отношение к человеку.
- Чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, готовность помочь другому человеку.
- Слово, противоположное по значению слову нетерпимость.
3 у | ||||||||||||
2 д | в | 5 д | ||||||||||
т | о | 1 л | е | р | а | н | 4 т | н | о | с | 6 т | ь |
ю | у | ж | е | б | е | |||||||
б | ж | е | п | р | р | |||||||
о | б | н | л | о | п | |||||||
в | а | и | о | т | е | |||||||
ь | е | т | а | н | ||||||||
а | и | |||||||||||
е |
На предыдущих классных часах обговаривались все понятия: любовь, дружба, уважение и т.д. Если класс сильный, то дети справляются с кроссвордом без какой-либо помощи. Если же класс слабый, можно дать ответы как «слова для справок».
Приложение 2
Игра «Чем мы похожи»
Необходимое время: 10 минут
Процедура проведения. Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи , тем, что мы жители планеты Земля, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
Игра «Картошка»
Необходимое время: 10 минут
Вспомогательные материалы: картофелины (или грецкие орехи) по числу участников.
Процедура проведения. Ведущий говорит: «Часто бывает так, что мы воспринимаем какую-либо группу, например, этническую, как целое и редко задумываемся о том, что каждый ее представитель – уникальная и неповторимая личность. Например, нам может показаться, что все немцы страшно педантичны; что африканцы только и умеют, что играть в баскетбол. Однако стоит нам поближе познакомиться с конкретным человеком из той или иной группы, побольше узнать о нем, как его индивидуальность, неповторимость окажутся очевидными. Попробуем проиллюстрировать уникальность всего существующего на практике.
Вряд ли кто-то из вас считает, что килограмм картошки полон индивидуальностей. Возьмите каждый по картофелине. Посмотрите на нее внимательнее и попробуйте найти ее «особые приметы» и «неповторимые признаки». На это дается 1 минута. После чего все картофелины перемешиваются, а вы должны найти свою неповторимую и опишите ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса
Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....
Конспект классного часа "100 лет со дня канонизации Иоасафа Белгородского"
Данный классный час разработан по всем нормам!...
Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »
Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро и «З...
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...
Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"
классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....
Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)
Цели: 1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...
Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)
Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....