Конспект классного часа "Толерантность - что это?"
классный час (3 класс) по теме

Классный час для учащихся 3-4 класса. Учащиеся знакомятся в игровой форме с новым понятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_1.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: Толерантность: что это?
Цель:  познакомить с понятием «толерантность», показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми.

Задачи:

Личностные:

  • создать условия для развития интереса к изучаемой теме;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника;
  • формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

  • формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности  с использованием ассоциативного ряда;
  • обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои  мысли;
  • включить учащихся в деятельность, направленную на развитие творческого подхода к решению практических задач.

Предметные:

  • создать условия для включения  учащихся в деятельность по усвоению нового понятия;
  • способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности.

                       

Аудитория: учащиеся 3-4 классов

Место проведения: классная комната

Время проведения: 40 минут

Оборудование: карточки с кроссвордами, листочки для работы, картошка, цветочки из бумаги.

Форма проведения: классный час

Ход классного часа

  1. Мотивация к деятельности - 1 минута

- Добрый день. Я рада встрече с вами. Сегодня мы вновь будем работать в группах. И для начала вспомним правила работы в группе (ответы детей). Замечательно, я думаю, что у вас все получится и сегодняшняя встреча будет не напрасна.

  1. Актуализация - 5 минут

1. Работа в группах

-  Сформулировать тему сегодняшнего занятия вам поможет кроссворд (приложение 1). Решив его правильно,  по горизонтали вы прочтете  ключевое слово.

2. Фронтальная проверка (слайды 2-9)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Какое ключевое слово получилось?

        III.   Целеполагание (слайд 10) – 2 минуты

- Какова  тема классного часа? (Толерантность)

- Кому знакомо это слово? Что оно означает? (ответы детей)

- Какова цель занятия? (Узнать, что такое толерантность?)

          IV.  Открытие нового знания (слайды 11-14) – 5 минут

1. Работа в группах – 3 минуты

- Ребята, как вы думаете, что такое толерантность, если все слова кроссворда имеют непосредственное отношение к определению толерантности.

- Что же такое толерантность? (ответы детей).

- Понятие «толерантность» имеет множество сторон. Поэтому ничего страшного, что у вас получились такие разные определения. Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

2. Рассказ учителя – 2 минуты

В научной литературе толерантность – это

  • Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения (испанский).
  • Отношения, при которых допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам (французский).
  • Способность терпеть что-то или кого-то (русский).

В «Декларации принципов толерантности»: Толерантность (от лат. терпение) – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, т.е. терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, языку, к иного рода взглядам, нравам, привычкам. 

По  национальному  составу  население Владимирской  области  достаточно однородно. Эта  территория – ядро  древнего  русского  государства - населена  почти  сплошь  русскими. Тем не менее, в области проживают представители 152 национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои обычаи. И в нашем классе есть представители русской национальности, татары, армяне, украинцы, коми-пермяки. Но все мы чем-то похожи, а именно тем, что мы жители одной страны Россия, ученики одного класса, одной школы.

        V.   Первичное закрепление (слайд 15) – 2 минуты

- Давайте прочитаем стихотворение и скажем,  о чем оно?

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

- О чем это стихотворение? (ответы детей)

- Что необходимо для того, чтобы понимать всех? (ответы детей)

        VI. Игровые упражнения (приложение 2) – 15 минут

1.«Чем мы похожи» 

- Ребят, предлагаю вам сыграть в игру «Чем мы похожи». Я приглашаю в круг Дашу: «Даша, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одного цвета волосы». А Даша приглашает кого-то из вас, указывая на общий признак.

- Ребята, какой вывод можно сделать? (Ответы детей)

Вывод: несмотря на то, что все мы разные, в каждом из нас есть то, чем мы похожи на другого человека. Молодцы, что вы были внимательны по отношению друг к другу.

2.«Картошка»

- Ребята, часто бывает, что мы воспринимаем какой-нибудь народ как единое целое. Например, нам может показаться, что африканцы только и умеют, что играть в баскетбол и быстро бегать. Представители стран Востока Японии, Китая, Кореи все на одно лицо. Однако стоит нам поближе познакомиться с конкретным человеком из той или иной группы, побольше узнать о нем, как его индивидуальность,  неповторимость окажутся очевидными. Попробуем проиллюстрировать уникальность всего существующего на деле. Вряд ли кто-то из вас считает, что килограмм картошки полон индивидуальностей. Возьмите каждый по картофелине. Посмотрите на нее внимательнее и найдите ее «особые приметы» и «неповторимые признаки». На это дается 1 минута.  Теперь все картофелины перемешаем, а вы найдите свою неповторимую и опишите ее.

- Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

Вывод: в каждом из нас есть что-то неповторимое, особенное, индивидуальное.

            VII.   Творческая работа – 5 минут

«Напиши пожелание однокласснику»

- Давайте закончим наше занятие, подарив каждому цветок с пожеланием. (Дети пишут пожелания на заранее подготовленных листочках в виде цветочка)

- Ребята, подумайте, что нужно сделать, как поступить, чтобы каждый получил пожелание (предложения детей).

- Спасибо всем.

          VIII.  Подведение итогов – 1 минута

- Какую цель вы ставили перед собой  в начале занятия? (ответы детей)

- Кто сможет ответить на этот вопрос? (ответы детей)

          IX. Рефлексия занятия – 1 минута

- Важна ли эта тема для изучения? (ответы детей)

- Что бы вы еще хотели узнать по данной теме?(ответы детей)

Приложение 1

3

2

5

т

о

1

е

н

4

н

с

6

ь

  1. Слово, противоположное по значению слову ненависть.
  2. Она может быть настоящая, а может быть мнимая.
  3. Слово, противоположное по значению слову унижение.
  4. Доброе, отзывчивое отношение к человеку.
  5. Чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, готовность помочь другому человеку.
  6. Слово, противоположное по значению слову нетерпимость.

3  у

2  д

в

5 д

т

о

1  л

е

р

    а

н

4  т

н

   о

с

6  т

ь

ю

у

ж

е

б

е

б

ж

е

п

р

р

о

б

н

л

о

п

в

а

и

о

т

е

ь

е

т

а

н

а

и

е

На предыдущих классных часах обговаривались все понятия: любовь, дружба, уважение и т.д. Если класс сильный, то дети справляются с кроссвордом без какой-либо помощи. Если же класс слабый, можно дать ответы как «слова для справок».

Приложение 2

Игра «Чем мы похожи»

Необходимое время: 10 минут

Процедура проведения. Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи , тем, что мы жители планеты Земля, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Игра «Картошка»

Необходимое время: 10 минут

Вспомогательные материалы: картофелины (или грецкие орехи) по числу участников.

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Часто бывает так, что мы воспринимаем какую-либо группу, например, этническую, как целое и редко задумываемся о том, что каждый ее представитель – уникальная и неповторимая личность. Например, нам может показаться, что все немцы страшно педантичны; что африканцы только и умеют, что играть в баскетбол. Однако стоит нам поближе познакомиться с конкретным человеком из той или иной группы, побольше узнать о нем, как его индивидуальность,  неповторимость окажутся очевидными. Попробуем проиллюстрировать уникальность всего существующего на практике.

Вряд ли кто-то из вас считает, что килограмм картошки полон индивидуальностей. Возьмите каждый по картофелине. Посмотрите на нее внимательнее и попробуйте найти ее «особые приметы» и «неповторимые признаки». На это дается 1 минута.  После чего все картофелины перемешиваются, а вы должны найти свою неповторимую и опишите ее.               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «З...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....