Духовно-нравственное развитие личности ребёнка-мигранта средствами дополнительного образования
статья
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка-мигранта средствами дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Усиливающаяся миграция в России привела к появлению в ОУ города большого количества детей мигрантов, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Сегодня ребёнок негроидной расы в наших школах редкость, а выходцы из союзных республик встречаются в каждом классе. В связи с этим возникла необходимость в разработке практических технологий педагогической поддержки детей мигрантов.
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка-мигранта средствами дополнительного образования в школе основывается на утверждении комплекса общечеловеческих ценностей, в контексте которых возможно всестороннее и гармоничное развитие личности. Этот процесс рассматривается нами как ценностно-смысловой диалог ребёнка с субъектами окружающего мира, способствующих формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребёнка.
Основные задачи системы дополнительного образования направлены на преодоление бездуховности подрастающего поколения, развитие умений видеть, ценить и созидать богатства родного края, страны посредством деятельностного подхода, когда ребёнок через практический опыт приобретает социально-значимые навыки.
Направление воспитания гражданственности, патриотизма всегда было приоритетным в воспитательной работе школы. Опираясь на потенциал краеведческого образования, наша школа формирует новое содержание образования, внедряет новые педагогические технологии, развивает систему дополнительного образования, способствующего становлению личности ребёнка, как гражданина России.
Не вмешиваться в формирование детской личности – означает позволить негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению ещё не сформирована. Дети повсюду «наталкиваются» на мультикультурность среды. Классы нашей школы далеки от однородности состава: ученики различаются в языковом, религиозном и мировоззренческом отношении, в географическом происхождении. Всё больше отличаются дети горного села, аула и города, за одной партой могут оказаться житель Санкт-Петербурга и мигрант. Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос.
Ребёнок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации. Независимо от того, решила его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым или даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребёнка в школе, а дополнительное образование способствует развитию языка общения между детьми, ускоряет интеграцию ребёнка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность деэтнизации. Культура – это не только еда, одежда и песни. Это и образ мыслей, и быт, и способность общения.
Система взаимодействия с семьёй в ОДОД выстраивается на основе различных форм сотрудничества между детьми-мигрантами, педагогами и их родителями. Это и консультации, семейный клуб, родительский лекторий и Дни открытых дверей. Данные формы работы позволяют узнать ребёнка, увидеть в разных ситуациях и с различных сторон, проанализировать его потребности, а потому – обеспечивают педагогам понимание индивидуальных особенностей ребёнка.
Анализ взаимодействия семей мигрантов со школой показывает, что школа является важнейшим механизмом адаптации мигрантов. Через беседы о воспитании детей педагоги и школьная администрация транслирует семьям мигрантов новые нормы поведения.
Наличие этнокультурного компонента в дополнительных образовательных программах ОДОД оказывает положительное влияние на формирование гражданственности, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семье, на воспитание уважения к национальной культуре, языку, традициям своей малой родины, сохранению национальных традиций и воспитания взаимоуважения к различным национальным культурам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно- нравственное воспитание –важнейший компонент социального заказа для образования.(Выступление на педагогическом совете)
Данное краткое выступление на педагогическом совете знакомит коллег с новой программой по внеурочной деятельности "Я красивый мир творю", составленной на основе авторской программы Т.В. Горчаковой, Л....
Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)...
Программа развития духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с тр...
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...
«Духовно-нравственное развитие детей в условиях дополнительного образования»
Оглянуться не успеваешь, а мир уже поменялся. И вот, место человека созидания – занято человеком потребления. Материальное затмило духовное. Закон РФ «Об образовании» ст.9. п. 6 гово...
К проблеме развития творческих способностей младшего школьника средствами дополнительного образования
Одна из основных задач учреждений дополнительного образования - раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности...
Выявление и развитие способностей воспитанников средствами дополнительного образования
Начальная школа – это период серьезной перестройки в ритме жизни. Нередко дети в первые годы обучения в школе страдают переутомлением и рассеянным вниманием. Эти проблемы можно легко решить при ...