Рабочая программа ОФП "красивая осанка" для дополнительного образования в начальной школе 1-4 класс
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории общей физической подготовки с направленностью на коррекцию осанки, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. В программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами упражнений, направленных на всестороннее развитие организма, а также предметами, которые помогают в достижении поставленной цели. Дети также знакомятся с играми общего и целенаправленного характера, а также элементами аутотренинга, что помогает разнообразить занятия и делает их более интересными, развивающими физически, корригирующими, а также познавательными, расширяющими кругозор. Через данную программу ребёнок развивается, корригируется не только физически, но и всесторонне, ему прививается интерес к физическим упражнениям, он начинает понимать их пользу для собственного здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ko_7-12_let_2019-20.doc | 346.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ Лицей №2
___________ /Н.Б. Дементьева/
« 31 » августа 2019 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ОФП «Красивая осанка»
Педагог дополнительного образования
Сухарев И.А.
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе программы внеклассной и внешкольной работы «ОФП: коррекция осанки» Министерства Просвещения 2000 года с изменениями. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Направленность программы – физкультурно-оздоровительная. Вид деятельности – ОФП и здоровый образ жизни.
Исправление и профилактика дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений, направленных на создание и укрепление мышечного корсета и для выработки и закрепления навыков правильной осанки.
Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата.
Актуальность программы не теряет своей остроты, поскольку частота данного нарушения неуклонно растет. Так, в России нарушение осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась с 3% до 10%. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для усвоения и развития основных физических качеств, двигательных навыков и функциональных способностей посредством использования основных движений и специальных упражнений. Подбор средств и методов педагогического воздействия с целью развития физических качеств у детей 7-12 лет является одной из актуальных проблем физического воспитания в современных условиях. Созданию положительного эмоционального фона способствует соблюдение дидактических принципов физического воспитания, в первую очередь уважения личности ребёнка, соответствие предлагаемых физических упражнений возможностям его организма. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена настроения и т.д. Типично "детские" болезни позвоночника - юношеский кифоз и сколиоз - считаются системными (общими) заболеваниями.
Новизна и отличительные особенности данной программы ориентированы на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории общей физической подготовки с направленностью на коррекцию осанки, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. В программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами упражнений, направленных на всестороннее развитие организма, а также предметами, которые помогают в достижении поставленной цели. Дети также знакомятся с играми общего и целенаправленного характера, а также элементами аутотренинга, что помогает разнообразить занятия и делает их более интересными, развивающими физически, корригирующими, а также познавательными, расширяющими кругозор. Через данную программу ребёнок развивается, корригируется не только физически, но и всесторонне, ему прививается интерес к физическим упражнениям, он начинает понимать их пользу для собственного здоровья.
Цели и задачи.
Цель программы: оздоровление учащихся путём повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности.
В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
- формировать правильную осанку;
- обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
- изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
- формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
- прививать жизненно важные гигиенические навыки;
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
- стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
- улучшать функциональное состояние организма;
- повышать физическую и умственную работоспособность;
- способствовать снижению заболеваемости.
.
Формы и режим занятий.
Данные занятия планируются во внеурочное время и являются прекрасным дополнением ко всем видам физкультурно-оздоровительной работе. Численность группы – от 10 до 15 человек. Занятия с каждой группой проводится 2 раза в неделю по 45 мин. Основными средствами являются физические упражнения. Физические упражнения оказывают разнообразное, в том числе и профилактическое действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки. Физические упражнения - главное средство ОФК. Различают множество классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т.д. В школьной практике наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов, корригирующие и ассиметричные упражнения, статические позы из системы хатха-йоги, подвижные игры. Противопоказания к данным занятиям могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру. В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие оздоровительные методики. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Должны освоить: к концу прохождения курса занятий по корригирующей гимнастике у детей младшего школьного возраста должны быть сформированы навыки правильной осанки, а также знания и понятия осанки и умения использования корригирующих упражнений в повседневной жизни, понятия о личной гигиене и закаливании.
Знать и иметь представление:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
- о способах и особенностях движений, передвижений;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
- о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
- правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- итоговый контроль умений и навыков;
- контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
Итоги реализации программы: беседы, выполнение контрольных упражнений (тестов).
Учебно-тематический план.
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||||||||||||||||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Основы знаний и умений | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||
2 | Специальная физическая подготовка (СФП) | 34 | |||||||||||||||||||||||
2.1 | Формирования и закрепление навыков правильной осанки. | 17 | 1 | 16 | |||||||||||||||||||||
2.2 | Развитие гибкости и растяжение мышц и связок позвоночника. Cтретчинг. | 7 | 1 | 6 | |||||||||||||||||||||
2.3 | Подвижные игры целенаправленного характера. | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||
2.4 | Дыхательные упражнения. | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||
2.5 | Аутогенная тренировка. | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||
3 | Общая физическая подготовка (ОФП) | 21 | |||||||||||||||||||||||
3.2 | Развитие выносливости. | 3 | 3 | ||||||||||||||||||||||
3.3 | Развитие силы. | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||
3.4 | Развитие координации движений. | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||||
3.5 | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы. | 7 | 1 | 6 | |||||||||||||||||||||
4 | Проведение контрольных мероприятий. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||
57 | |||||||||||||||||||||||||
Содержание программы.
1. Основы знаний и умений (1 час).
Теоретическая часть: Знакомство с программой. Правила ТБ на занятиях. Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования о правилах выработки и сохранении правильной осанки.
2. Специальная физическая подготовка (34 часа).
2.1 Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки (17 часов).
Теоретическая часть. Что такое осанка? Что влияет на формирование осанки? Краткие сведения из анатомии; рассказ о позвоночнике и его функциях, профилактика нарушений осанки.
Практические занятия.
Разучивание исходных положений (лежа на спине, животе, на боку, сидя на гимнастической скамейке, стоя).
Создание мышечного «корсета», за счет развития мышц разгибателей спины, мышц брюшного пресса и косых мышц живота.
Упражнения на формирование хорошей осанки: «Чайка», «чайка в ходьбе», «кобра», «пресс-папье» на животе, «вертолет», «стрекоза», «пресс-папье» на боку, «полумост», «морская звезда».
Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом).
Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Игры: «Ходим в шляпах», «Черепахи», «Великан и другие», «День, ночь», «Пересаживание».
Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки.
Ходьба с предметом на голове.
Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима – положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей. Профилактика плоскостопия: ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.
Комплексы № 1-5 (см. Приложение 1)
2.2 Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника. Стретчинг (7 часов).
Теоретическая часть. Понятие физического качества - гибкость. Понятие стретчинг.
Практическая часть. Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест «Гибкий ли я?»
Комплексы № 6-10 (см. Приложение 1).
2.3 Подвижные игры (4 часа).
Теоретическая часть. Что такое подвижные игры?
Практическая часть. Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом в булаву» и др. Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь – дальше будешь», «Не урони мешочек», «гуси-лебеди», «мы топаем ногами», «вышла мышка», «печка горяча», «ровным кругом», «у реки росла рябина».
2.4 Обучение правильному дыханию (3 часа).
Теоретическая часть. Беседа об органах дыхания. Правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Практическая часть. Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания. Игры: «Кто громче?», «Шарик», «Хомячки», «Подпрыгни и подуй на шарик».
2.5 Аутогенная тренировка (3 часа).
Теоретическая часть. Беседа: Принцип аутотренинга.
Практическая часть. В одной из трех начальных поз (поза «кучера», лежа или полулежа), поочередно практикует шесть разновидностей упражнений:
- Упражнение «тяжесть» — на расслабление мышечного тонуса.
- Упражнение «тепло» — на расширение сосудов кожного покрова.
- Упражнение «пульс» — нормализуется сердцебиение.
- Упражнение «дыхание» — вырабатывает спонтанное и равномерное дыхание.
- Упражнение «солнечное сплетение» — нормализуется кровоснабжение внутренних органов.
- Упражнение «прохладный лоб» — головная боль ослабляется и/или прекращается.
3. Общая физическая подготовка (ОФП) (21 час).
3.1 Развитие выносливости к умеренным нагрузкам (3 часа).
Теоретическая часть. Понятие физического качества – выносливость.
Практическая часть. Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Постепенное увеличение количества пройденных на предыдущих занятиях упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме, челночный бег 3X10 м. Прыжки через скакалку. Подсчёт частоты пульса после физического нагрузки и в состоянии покоя. Подвижные игры общего характера: «Салочки», «Третий лишний», «Поезд с арбузами», «Чей красивее прыжок?», «Послушный мяч», «Ловишки с мячом», «Удочка», «Казаки разбойники», «Мы весёлые ребята».
3.2 Развитие силы (6 часов).
Теоретическая часть. Понятие физического качества – сила.
Практическая часть. Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, ног, рук. Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы (наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями, медболами. Круговая тренировка (упражнения на развитие силы пресса, спины, ног, рук).
Комплекс № 10-14 (см. Приложение 1)
3.3 Развитие координации движений (5 часов).
Теоретическая часть. Что такое координация движений?
Практическая часть. Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, с положением рук в различных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры различной направленности.
Комплекс № 15-18 (см. Приложение 1)
3.5 Упражнения для расслабления мышц (Релаксация)(7 часов).
Теоретическая часть. Беседа: для чего нужно расслабление мышц…
Практическая часть. Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа: «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.
Комплекс № 19-20 (см. Приложение 1).
11.Проведение контрольных мероприятий:
- сгибание и разгибание рук в упоре на полу (мальчики – 10 раз), на скамейке (девочки – 10 раз);
- поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке - 8 раз;
- упражнение на гибкость – достать до пола в ИП стоя ноги на ширине плеч и продержать 5 секунд;
- упражнение: вставание на ноги из переката на спине – 8 раз.
Ожидаемый результат.
Знания: параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.
Умения: Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с гантелями, с обручами, без предметов.
Навыки: Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.
Личностные качества: Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- оснащение спортивного зала;
- учебно-методическая литература;
- наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии;
- спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, веса, скакалки, гимнастические палки, гантели, фитбол, мячи, кубики, кегли).
Приложение № 1
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове в коридоре (ширина - 1 м., длина - 10 м.). | 20 с | упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо, правую руку в сторону; 2 И. п. 3 - то же в лево 4 - и. п. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лёжа на животе, принять правильную осанку (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии).1-Перевести кисти рук вперёд, 2 - положить их друг на друга под подбородок.3-4 одновременно приподнять руки, грудь не отклоняя в сторону, удерживать туловище в данном положении 3-5 сек. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4.И. п. лежа на спине, согнуть руки в локтях с упором на локти, согнуть ноги в коленях с упором на стопы. 1-2 опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз. 3-4 вернуться в и. п. | 4 раза | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
5.И. п. - О.С., руки в стороны. 1 - движение прямой ногой вперёд; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и. п. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
6. ИГРА "Пингвины". Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 7.И. п. лежа на спине, дыхание спокойное, ноги согнуты в коленях. 1 - Расслабить правую руку и предплечье, и кисть свободно поднять вдоль туловища. 2 - То же, с левой рукой; 3 - Расслабить правую ногу; 4 - То же, с левой ногой. | 4 раза | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №2
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове в коридоре (ширина - 1 м., длина - 10 м.). | 30 с | упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо, правую руку в сторону; 2 И. п. 3 - то же в лево 4 - и. п. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лёжа на животе, руки под подбородком. 1 - отвести правую ногу в сторону; 2 - приподнять голову и грудь с одновременным вытягиванием рук вверх; 3 - 4 - возвратиться в и. п. То же с левой ноги. | 5-6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4.И. п. - лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 счетов. | 5-6 раз | Упражнения для мышц спины | |
5. ИГРА "Пингвины". Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. | 6-7 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 6.И. п. сидя на полу, ноги скрестно, спина прямая. 1-2 Руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох; 3-4 Руки опустить вниз на пол перед собой, туловище согнуть, сделать выдох. | 4 раза | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
7.И. п. - стоя на четвереньках с опорой на кисти и колени. Ходьба на четвереньках по ковру, гимнастической скамейке. | 30 сек. | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №3
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове в полуприсяде в коридоре - 1 м., длина - 10 м. | 30 сек. | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - О.С. круговые движения туловища. 1 - наклон вперед; 2 - вправо; 3 - назад; 4 - влево. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища. Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки и ноги (положение рыбка). Удерживать данное положение, не задерживая дыхание, 5-7 сек. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4.И. п. - лёжа на спине изобразить всем телом букву "Х". 1-2 - по диагонали оттягивается пятка правой ноги и левая рука, при этом левая нога и правая рука расслаблены; 3-4 - то же подругой диагонали. | 5-6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. Игра. "Черепахи" Дети ползают на животе. Передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Дети - "черепахи" ползают по площадке под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным в "капкан" и выходит их игры. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
6.И. п. - лежа на спине. 1-согнуть правую ногу в колене, покачать вправо - влево, 2 - расслабить ногу. 3-4 - то же, с левой ногой. | 4-6 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7.И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1-2 - на вдохе прогибаем спину вверх, с опорой на плечи и копчик; 3-4 - на выдохе вернуться в и. п. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №4
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове в полуприсяде в коридоре - 1 м., длина - 10 м. | 30 сек. | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - О.С. круговые движения туловища. 1 - наклон вперед; 2 - вправо; 3 - назад; 4 - влево. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. и. п. - лёжа на спине. 1 - Согнуть обе ноги; 2 - Разогнуть их; 3-4 - Медленно опустить. | 5-6 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса |
4.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх; 2 - в стороны; 3 - к плечам; 4 - и. п. | 5-6 раз | Упражнения для мышц спины | |
5.И. п - О. С., 1 - согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки вперёд, 2 - вверх, 3 - в стороны, 4 - и. п. Тоже левой ногой. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
6. Игра. "Черепахи" Дети ползают на животе. Передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Дети - "черепахи" ползают по площадке под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным в "капкан" и выходит их игры. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 7И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1-2 - на вдохе прогибаем спину вверх, с опорой на плечи и копчик; 3-4 - на выдохе вернуться в и. п. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8.И. п. - стоя на четвереньках с опорой на предплечье и колени. Ползание по ковру, гимнастической скамейке. | 25-30 сек. | Способствует увеличению подвижности средне - и нижнегрудного отделов позвоночника. |
Комплекс №5
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба на носках, руки за голову по залу. | 30 сек. | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
И. п. стоя на четвереньках. 1-2 - сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника. Слегка продвинуть корпус вперед. 3 - локти выпрямить. 4 - вернуться в и. п. | 3-4 раза | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3И. п. лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1-2 - Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки - вдох; 3-4 - вернуться в и. п. - выдох. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4. Ходьба по гимнастической скамейке с полуприседанием на правой ноге и опусканием левой ноги вниз. | 25-30 сек. | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. ИГРА "Котята и щенята" Играющих делят на две группы: "котят" и "щенят". "Котята" находятся около гимнастической стенки, "щенята" на другой стороне зала за скамейками, в "будках". По сигналу педагога "котята" начинаю бегать легко. Мягко произнося "мяу". В ответ на это "щенята" лают: "ав-ав!", перелезают через скамейки, на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. "Щенята" возвращаются в свои "будки". Игра повторяется 2-3 раза, после этого дети меняются ролями. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
6.И. п. - сидя на стуле, руки опущены вниз вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки вверх, потянуться, откинувшись назад; 3-4 - Наклоняясь вперёд, расслабить мышцы шеи, спины, груди, свободно уронить расслабленные руки вдоль туловища. | 3-4 раза | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7.И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе - вдох; 1-2 - Наклон назад, разводя локти, прогибаясь в грудном отделе - выдох; 3-4 - и. п. Темп медленный | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №6
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба на носках, руки за голову по залу. | 30 сек. | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
И. п. стоя на четвереньках. 1-2 - сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника. Слегка продвинуть корпус вперед. 3 - локти выпрямить. 4 - вернуться в и. п. | 3-4 раза | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лёжа на спине. Поочерёдно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. | 5-6 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса |
4.И. п. - лежа на спине. 1-2 - руки упираются в пол у головы, ноги согнуть в коленях, расставив их на ширине плеч - вдох; 3-4 - опираясь руками и ногами сделать "мост" на выдохе | 3-4 раза | Упражнения для мышц спины | |
5.И. п. - О.С., руки в стороны 1 - движение прямой правой ногой вперёд; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и. п., то же левой ногой. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
6. ИГРА "Котята и щенята" Играющих делят на две группы: "котят" и "щенят". "Котята" находятся около гимнастической стенки, "щенята" на другой стороне зала за скамейками, в "будках". По сигналу педагога "котята" начинаю бегать легко. Мягко произнося "мяу". В ответ на это "щенята" лают: "ав-ав!", перелезают через скамейки, на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. "Щенята" возвращаются в свои "будки". Игра повторяется 2-3 раза, после этого дети меняются ролями. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 7.И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе - вдох; 1-2 - Наклон назад, разводя локти, прогибаясь в грудном отделе - выдох; 3-4 - и. п. Темп медленный. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №7
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с высоким подниманием бедра, с хлопками над головой. | 30 сек. | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - О. С. 1-2 - поднять руки вверх, посмотреть на руки, отставить правую ногу на носок, живот подтянуть - вдох; 3-4 - и. п. - выдох. То же с левой ноги. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. 1-2 - Проверить её, приподнимая голову и плечи. 3-4 - Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение сидя, сохраняя правильную осанку. | 3-4 раза | симметричные упражнения корригирующие осанку. |
4.И. п. - основная стойка. 1-2 - Поднять гантели вверх до горизонтального положения; 3-4 - приводя правую лопатку к средней линии, левую руку поднять вверх с поворотом внутрь. То же другой рукой. | 5-6 раз | асимметричные пражнения, корригирующие осанку. | |
5. и. п. лёжа на спине. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги на весу (велосипед). | 25-30 сек | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. ИГРА "Учения спасателей" Дети делятся на 2 команды. Становятся в две колонны лицом к гимнастической стенке. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 м. от гимнастической стенки. На каждом пролете стенки, на одинаковой высоте подвешивается колокольчик. По сигналу педагога, дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т.д. В конце игры отмечается та команда, дети которой быстрее справились с заданием. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 7.И. п. - стоя, ноги вместе. 1-2 - Руки в стороны - вдох; 3-4 - Быстрое скрещивание рук перед грудью, хлопая ладонями по плечам, резкий выдох. | 10-15 сек. | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №8
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с высоким подниманием бедра, с хлопками над головой. | 30 сек. | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - О. С. 1-2 - поднять руки вверх, посмотреть на руки, отставить правую ногу на носок, живот подтянуть - вдох; 3-4 - и. п. - выдох. То же с левой ноги. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять голову, плечи, руки, ноги слегка приподнимая от пола развести в стороны - вдох; 3-4 - и. п. | 3-4 раза | Упражнения для мышц спины |
4.И. п. - О.С., руки в стороны. 1 - согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки к плечам; 2 - руки за голову; 3 - вверх; 4 - и. п. То же левой ногой. | 3-4 раза | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
5. ИГРА "Учения спасателей" Дети делятся на 2 команды. Становятся в две колонны лицом к гимнастической стенке. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 м. от гимнастической стенки. На каждом пролете стенки, на одинаковой высоте подвешивается колокольчик. По сигналу педагога, дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т.д. В конце игры отмечается та команда, дети которой быстрее справились с заданием. | 4-5 мин. | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
6.И. п. - сидя. 1-2 - Приподнять обеими руками правую ногу, охватив её под коленном; 3-4 - Расслабить и раскачать правую голень. То же, с левой ногой. | 5-6 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7.И. п. - стоя, ноги вместе. 1-2 - Руки в стороны - вдох; 3-4 - Быстрое скрещивание рук перед грудью, хлопая ладонями по плечам, резкий выдох. | 10-15 сек. | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8.И. п. - стоя на второй рейке гимнастической скамейки, хват кистями рук перед грудью. 1-2 - Опустить таз вниз, сгибая колени; 3-4 - и. п. | 5-6 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №9
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба на носках, ноги в коленях не сгибать, руки вверх "в замок". | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - ноги врозь, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - правую руку поднять вверх, сделать наклон влево - выдох; 2 - и. п. - вдох; 3 - то же, левую руку вверх, наклон вправо - выдох; 4 - и. п. - вдох. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - приподнять прямые ноги под углом 30-45 градусов; 2 - развести их в стороны; 3 - соединить; 4 - опустить. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4.И. п. - О. С. 1 - тянуть правую руку вверх до ощущения растягивания позвоночника 5-6 секунд, пятки от пола не отрывать; 2 - и. п.; 3 - то же левой рукой; 4 - и. п. | 5-6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5.И. п. - лёжа на спине. руки за головой, поочерёдно поднимать прямые ноги. | 15-20 сек | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. ИГРА "Удочка". Играющие стоят в кругу, в центре - педагог. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с горохом. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек. Выигрывает тот, кто не задел ни разу за мешочек. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 7.И. п. - ноги врозь, на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз. 1-2 - плечи отвести назад - вдох; 3-4 - вернуться в и. п. - выдох; | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №10
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба на носках, ноги в коленях не сгибать, руки вверх "в замок". | 30 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - ноги врозь, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - правую руку поднять вверх, сделать наклон влево - выдох; 2 - и. п. - вдох; 3 - то же, левую руку вверх, наклон вправо - выдох; 4 - и. п. - вдох. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лежа на спине. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. | 15-20 сек | Упражнения для мышц спины |
4.И. п. - О.С., руки в стороны. 1 - движение прямой ногой вперёд; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и. п. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
5. ИГРА "Удочка". Играющие стоят в кругу, в центре - педагог. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с горохом. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек. Выигрывает тот, кто не задел ни разу за мешочек. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
6.И. п. - сидя, руки в стороны, согнуть их в локтях, покачать расслабленными предплечьями и кистями. | 20-30 сек | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7.И. п. - ноги врозь, на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз. 1-2 - плечи отвести назад - вдох; 3-4 - вернуться в и. п. - выдох; | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8.И. п. - лежа на животе, руки вытянуть вперед. 1-2 - наклоны вправо-влево, в быстром темпе 10 сек.; 3-4 - отдых 5-7 сек.; | 3-4 раза | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №11
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба обычная, руки к плечам, круговые вращения рук в плечевых суставах, движение вперед, назад | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - ноги врозь на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. 1-2 Сделать хлопок над головой - вдох; 3-4 И. п. выдох медленно | 3-4 раза | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. Лёжа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45 градусов, производить крестные движения ног - "ножницы". | 15-25 сек | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4. И. п. - о. с. Поднять руки вверх до горизонтального положения; Отвести правую руку назад; Левую вверх; И. п. То же в другую сторону | 5- 6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5.И. п. - лежа на животе, руки вытянутые вперед повернутся на спину через правый бок; И. п.; Тоже влево; И. п. | 7-8 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. Игра "быстро возьми" Дети образуют круг и по сигналу педагога выполняют ходьбу или бег вокруг предмета (кубики), которых должно быть на один или два меньше. На сигнал: "быстро возьми!" Каждый играющий должен взять предмет и поднять над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза | 4 -5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 10.И. п. - о. с. 1 - 2 полуприсед, руки положить на колени, опустить голову вниз - выдох; 3 - 4 И. п. - вдох. | 3 - 4 раза | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №12
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба обычная, руки к плечам, круговые вращения рук в плечевых суставах, движение вперед, назад | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - ноги врозь на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. 1-2 Сделать хлопок над головой - вдох; 3-4 И. п. выдох медленно | 3-4 раза | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И. п. - лежа на спине. Имитирование движение рук - "брасс", ног - "кроль" следить за дыханием. | 25-30 сек | Упражнения для мышц спины |
4. И. п. - о. с., 1 - согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки вперёд; 2 - вверх; 3 - в стороны; 4 - И. п. То же с левой ноги | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
5. Игра "быстро возьми" Дети образуют круг и по сигналу педагога выполняют ходьбу или бег вокруг предмета (кубики), которых должно быть на один или два меньше. На сигнал: "быстро возьми!" Каждый играющий должен взять предмет и поднять над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
6. И. п. - о. с. 1 - Поднять руки вверх; 2-Расслабить кисти; 3-Расслабить руки в локтях - кисти к плечам; 4 - Расслабить разогнуть руки вниз вдоль туловища. | 3-4 раза | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7. И. п. - о. с. 1 - 2 полуприсед, руки положить на колени, опустить голову вниз - выдох; 3 - 4 И. п. - вдох. | 3-4 раза | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8. И. п. лежа на животе,руки согнуть в локтях 1-2 Разогнуть руки в локтях, поднять голову и плечи, тянутся вверх плечевым поясом; 3-4 И. п. | 3-4 раза | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №13
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове с перешагиванием кубика через один метр, высотой 20 см в коридоре шириной один метр, длина десять метров. | 20-30 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И. п. - стоя на четвереньках 1 - попеременно вытягивать левую руки и правую ногу; 2 - И. п.; 3 - левую руку и правую ногу; 4 - И. п. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. Лёжа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45 градусов, производить крестные движения ног - "ножницы" - 7-10 сек. | 3-4 раза | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4. И. п. - лежа на правом боку поочередное движение ног, выпрямленных в коленных суставах, вверх - вниз "ножницы" - 5-7 сек. Тоже на левом боку. | 3-4 раза | асимметричные упражнения корригирующие осанку. | |
5. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища 1-2 согнуть колени, обхватить руками, прижаться головой к коленям; 3-4 - И. п. | 4-6 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. Игра "восточный насильщик". Педагог предлагает поиграть в "восточного официанта" и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямится, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх и вниз, согнутся в поясе, расслабится - и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслаблены. | 3-5 мин | ||
Заключительная часть | 7. И. п. - лежа на спине, руки воль туловища, ноги прямые 1-2 поднимание рук вверх - вдох; 3-4 опускание через стороны выдох | 3-4 раза | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №14
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове с перешагиванием кубика через один метр, высотой 20 см в коридоре шириной один метр, длина десять метров. | 35-40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И. п. - стоя на четвереньках 1 - попеременно вытягивать левую руки и правую ногу; 2 - И. п.; 3 - левую руку и правую ногу; 4 - И. п. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И. п. - лёжа на животе, руки под живот. 1 - поднять правую ногу; 2-присоединить левую, 3-6 - держать; 7 - спустить правую ногу; 8 - опустить левую. | 3-4 раза | Упражнения для мышц спины |
4. И. п. - о. с., 1 - согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки в стороны; 2 - И. п.; 3 - Тоже левой ногой; 4 - И. п. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
5. Игра "восточный насильщик". Педагог предлагает поиграть в "восточного официанта" и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямится, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх и вниз, согнутся в поясе, расслабится - и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслаблены. | 4-5 мин | ||
6. И. п. - о. с. 1-2 при расслаблении наклонить туловище вперёд, покачать расслабленными руками; 3-4 И. п. | 3-4 раза | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7. И. п. - лежа на спине, руки воль туловища, ноги прямые 1-2 поднимание рук вверх - вдох; 3-4 опускание через стороны выдох | 3-4 раза | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
Комплекс №15
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове правым боком - левым боком. | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И. п. - о. с. 1 - руки вперед; 2 - вверх - вдох; 3-4 - плавно опустить через стороны вниз - выдох | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги врозь.1 - Переход в положение сидя с поочерёдным касанием правой рукой левой стопы; 2 - И. п. 3 - левой рукой - правой стопы. 4 - И. п. | 5-6 раз | симметричные упражнения корригирующие осанку. |
4. И. п. - стоя на четвереньках 1-2 выпрямить правую ногу, прогнуться 3-4 тоже левой ногой | 5-6 раз | асимметричные упражнения корригирующие осанку. | |
5. И. п. - лежа на спине 1-2 захватить стопами мешочек с горохом и удерживать его 10 сек, ноги прямые, 45 градусов; 3-4 И. п. | 5-6 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. Игра "сосенки" По сигналу ведущего игроки бегут по залу. Водящий бежит за ними, пытаясь их схватить. Можно спастись, если добежать до стены и плотно прижаться к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед, пальцы расставлены. Это "сосёнка". Тот, кто принял неправильную позу, может быть осален. Осаленный становится водящим, игра продолжается. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 7. И. п. - о. с. 1-2 - сделать вдох; 3-4 - резко наклониться вперед - выдох. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8. И. п. - лежа на спине. 1-2 боковые извивающие движения к туловищам - 10 сек; 3-4 И. п. - отдых 5-7 сек | 5-6 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №16
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове правым боком - левым боком. | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - о. с. 1 - руки вперед; 2 - вверх - вдох; 3-4 - плавно опустить через стороны вниз - выдох | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И. п. - лёжа на животе, руки под живот. 1-поднять прямые ноги; 2-развести в стороны; 3-соединить ноги; 4 - И. п. | 5-6 раз | Упражнения для мышц спины |
4.И. п. - о. с. 1-2 руки в стороны - поднимание на носки; 3 - повернуть голову на право; 4 - И. п. То же голову на лево. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
5. Игра "сосенки" По сигналу ведущего игроки бегут по залу. Водящий бежит за ними, пытаясь их схватить. Можно спастись, если добежать до стены и плотно прижаться к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед, пальцы расставлены. Это "сосёнка". Тот, кто принял неправильную позу, может быть осален. Осаленный становится водящим, игра продолжается. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
6.И. п. - лежа на спине 1-2 - потянуться руки вверх, вытянув носки ног вниз - вдох; 3-4 - расслабиться - выдох. | 5-6 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7.И. п. - о. с. 1-2 - сделать вдох; 3-4 - резко наклониться вперед - выдох. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8.И. п. - лежа на спине. 1-2 боковые извивающие движения к туловищам - 10 сек; 3-4 И. п. - отдых 5-7 сек | 5-6 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №17
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове с ускорением в коридоре шириной 1 метр, длина коридора 10 метров | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2.И. п. - стоя, ноги вместе, руки к плечам. Круговые вращения рук в плечевых суставах вперед, назад. | 20 сек | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3.И. п. - лежа на спине 1-2 перейти в положение сидя, сохраняя правильную осанку; 3-4 И. п. | 3-4 раза | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4.И. п. - стоя на коленях. 1 - поднять руки вверх; 2 - отвести назад выпрямленную правую ногу; 3-4 - и. п.; То же с левой ноги. | 5-6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5.И. п. - лежа на спине. Привести колени к груди и обхватить их руками, качаться на спине 5-7 сек, отдых 5-7 сек. | 5-6 раз | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. Игра "Кто сильнее?". Игроков разбивают попарно. На полу чертят две параллельные линии на расстоянии четырёх шагов друг от друга, в середине играющие - соревнующаяся пара - держаться за правые руки, стоя спиной друг к другу, лицом к булавам, стоящим за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть "противника" на свою сторону и схватить булаву. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 7.И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и слегка разведены - вдох. 1 - положить колени вправо - выдох; 2 - И. п.; 3 - влево; 4 - И. п. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8.И. п. - лежа на животе, прогибание спины 1-2 - левая рука вверх, правая назад: 3-4 - правая рука вверх, левая назад | 5-6 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №18
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове с ускорением в коридоре шириной 1 метр, длина коридора 10 метров | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И. п. - стоя, ноги вместе, руки к плечам. Круговые вращения рук в плечевых суставах вперед, назад. | 20 сек | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. Лёжа на животе на гимнастической скамейке. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3-5 счетов. | 5-6 раз | Упражнения для мышц спины |
4. И. п. - упор присев 1 - встать (выпрямиться); 2-3 подняться на носок правой ноги, левую согнуть в тазобедренном и коленном суставах; 4 - И. п. То же с другой ноги. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
5. Игра "Кто сильнее?". Игроков разбивают попарно. На полу чертят две параллельные линии на расстоянии четырёх шагов друг от друга, в середине играющие - соревнующаяся пара - держаться за правые руки, стоя спиной друг к другу, лицом к булавам, стоящим за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть "противника" на свою сторону и схватить булаву. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
6. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. 1-2 - встряхнуть кисти рук; 3-4 - расслабленно уронить правую и левую руку. | 3-4 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7.И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и слегка разведены - вдох. 1 - положить колени вправо - выдох; 2 - И. п.; 3 - влево; 4 - И. п. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8. И. п. - лежа на животе, прогибание спины 1-2 - левая рука вверх, правая назад: 3-4 - правая рука вверх, левая назад | 5-6 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №19
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове с поворотами на 180 градусов на носках, руки на поясе. | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища в стороны, дыхание произвольное. 1-2 - вправо; 3-4 влево. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И. п. - лежа на животе, кисти рук на полу возле плеч. 1-2 - разгибая руки поднять голову и плечи, выполнить три хлопка; 3-4 - И. п. | 5-6 раз | симметричные упражнения, корригирующие осанку. |
4. И. п. - лёжа на животе. правая нога отведена в сторону, кисти рук на затылке; 3 Приподнять голову и грудь, разводя локти в сторону, слегка прогнуться в грудном отделе; И. п. То же с левой ноги. | 5-6 раз | асимметричные упражнения, корригирующие осанку. | |
5. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1-2 на вдохе прогибаем спину вверх с опорой на плечи и копчик; 3-4 И. п. - выдох. | 3-4 раза | Упражнения для мышц брюшного пресса | |
6. Игра "поймай комара". Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ведущий находится в середине круга, в руках у него прут длиной 1,5 метра. С привязанным на шнуре "комаром" из бумаги. Ведущий кружит шнур с "комаром" немного выше голов играющих. Когда "комар" пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
Заключительная часть | 7. И. п. стоя на четвереньках. 1-2 - не отрывая рук и коленей от пола, сделать "круглую" спину - выдох" 3-4 - вдох. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8. И. п. стоя, руки вперед. 1 - медленно отвести руки в стороны; 2 - назад - голову назад - вдох; 3-4 - скрестить руки на груди, наклониться вперед - выдох. | 5-6 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Комплекс №20
Части занятия | Содержание упражнений | Дозировка | Направленность воздействия |
Подготовительная часть | 1. Ходьба с мешочком гороха на голове с поворотами на 180 градусов на носках, руки на поясе. | 40 сек | Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки |
2. И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища в стороны, дыхание произвольное. 1-2 - вправо; 3-4 влево. | 5-6 раз | ОРУ - способствующие расширению грудной клетки | |
Основная часть | 3. И. п. - лёжа на животе друг против друга, бросок мяча партнёру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч. | 30-40 сек | Упражнения для мышц спины |
4. И. п. - стоя, согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки в стороны. 1 - руки к плечам; 2-за голову; 3-вверх; 4 - и. п. | 5-6 раз | Упражнения для развития способности к сохранению равновесия | |
5. Игра "поймай комара". Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ведущий находится в середине круга, в руках у него прут длиной 1,5 метра. С привязанным на шнуре "комаром" из бумаги. Ведущий кружит шнур с "комаром" немного выше голов играющих. Когда "комар" пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками. | 4-5 мин | Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам | |
6.И. п. - лежа на спине. 1-2 - согнуть правую ногу в колене, покачать вправо - влево" 3-4 - расслабить ногу. То же, с левой ногой. | 5-6 раз | Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки. | |
Заключительная часть | 7. И. п. стоя на четвереньках. 1-2 - не отрывая рук и коленей от пола, сделать "круглую" спину - выдох" 3-4 - вдох. | 5-6 раз | Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки. |
8. И. п. стоя, руки вперед. 1 - медленно отвести руки в стороны; 2 - назад - голову назад - вдох; 3-4 - скрестить руки на груди, наклониться вперед - выдох. | 5-6 раз | Упражнения для увеличения подвижности позвоночника |
Список литературы
При составлении программы использованы следующие нормативные документы:
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29. 04. 1999г. №8.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30. 08.2002г.Ха1507-р;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9. 02. 1998 г. №322;
- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. № 1236;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31. 10. 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культуры.
Литература для учащихся:
- Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96 с.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с., ил. + цв. приложения, 32 с.
- Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 1980.
- Шефер И.В. Дружи с гимнастикой. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
Литература для преподавателя:
Васильков Г.А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение«, 1976.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 109 с., ил. – (Физкультура и здоровье).
- Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
- Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2003. – 176 с.: ил.
- Красикова И.С. Плоскостопие у детей. – СПб: Издательский центр «Учитель и ученик», 2002. – 128 с.: ил.
- Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /С.Н.Попов, Н.М. Валеев, Т.С.Гарасева и др.; Под ред. С.Н.Попова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.
- Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. – М.:Знание, 1986. -64с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»;№3)
- Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство/ Ред. С.Д.Соловей. – С.-Петербург: Ривьера, 1995,214с.
- Потапчук А.А, Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб: Речь, 2001. – 166 с.
- Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
- Хрипкова О.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования для начальной школы "Happy kids".
Программа кружка для начальной школы рассчитана на 2 часа в неделю. 36 в год. Соответствует уровню elementary....
Программа дополнительного образования по начальной школе"ЛФК"
Программа для учителей физической культуры, которые ведут ЛФК....
Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...
Рабочая программа по степаэробике для дополнительного образования в начальной школе 1-4 класс
программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории аэробики (в частности, степ-аэробики), а также основополагающие практические умения и навыки в дан...
Рабочая программа ОФП "красивая осанка" для дополнительного образования в начальной школе 1-4 класс
программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории общей физической подготовки с направленностью на коррекцию осанки, а также основополагающие практически...
Программа дополнительного образования в начальной школе "Арт-терапия"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАКружка «Арттерапия и нетрадиционные техники рисования»«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»...