Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС
статья по теме
Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из данной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация внеурочной работы, которая объединит все виды деятельности школьников.
Заинтересованность школы в организации внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Перед школами поставлены серьёзные задачи – вырастить новый тип ребёнка – способного нестандартно действовать в нестандартных условиях, умеющего и желающего приобретать знания самостоятельно. А в условиях коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья – это ещё и ранняя социализация ребёнка через развитие его личности.
Мы не ставим своей целью формирование личности детей с заранее заданными свойствами, качествами, подготовленностью, а только лишь создаём условия для полноценного развития возможности стать личностью, для реализации потребности личности в самоизменении, самоопределении и самоактуализации. Необходимо, чтобы каждый из участников образовательного процесса стал активным его членом. Разумеется, при одном условии – ребёнок сам, добровольно должен захотеть принять в нем участие. Педагог или воспитатель не может навязать ребенку участие в деле, у них есть возможность только мотивировать его.
Начать эту работу мы посчитали возможным с начального звена обучения в школе, в тесной взаимосвязи с про ектными методами, которые органично вписались в систему школьного дополнительного образования.
Третий год в начальной школе действует проект, который получил название "РОСинки".
Почему именно РОСинки? Во-первых, по первым буквам этого слова - Развивающие Образовательные Студии. А во-вторых, потому, что маленькие капельки росы, как и наши маленькие дети, горят на солнце и переливаются множеством разноцветных огоньков. Задача школы – сделать эти огоньки яркими и видимыми для всех!
Цель проекта:
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
■ формирование активных организационных форм обучения и развития детей;
■ раскрытие и актуализация субъективного опыта учащихся;
■ создание условий для достижения каждым учеником того уровня успешности, который для него адекватен (личностно-ориентированный подход).
Основные принципы организации ВУД в МС(К)ОУ:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на положительный опыт организации ВУД в рамках проекта «РОСинки»;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены
6 направлений внеучебной деятельности:
спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,
научно-познавательное,
военно-патриотическое,
общественно полезная деятельность,
проектная деятельность.
Во-первых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.
Во-вторых, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено через различные школьные акции «Новогоднее дерево», «Школьный дворик» и т.д.
В-третьих, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.
Таким образом, мы решили рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих программ дополнительного образования. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на выделенных нами девяти видах внеучебной деятельности. Все они направлены на выявление и развитие ранней одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья:
- музыкально-игровая студия «Планета детства» – 2 «Б» класс;
- студия французского языка – 2 «В» класс;
- студия хореографии – 3 «А» класс;
- театрально-музыкальная студия – 4 «А» класс;
- студия творчества «Цветные ладошки» - 1 «А», «Б»,«В» классы;
- информационная студия «Четыре ступеньки» - 4 «В» класс;
- студия краеведения – 4 «Б» класс;
- студия «Береста» - 3 «Б» класс;
- студия «Искусство слова» - 2 «А» класс
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что станет непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобретёт некое знание, переживёт и прочувствует нечто как ценность, приобретёт опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему приведёт достижение результата.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким, как: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов, особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены к «действующему», ребёнок, действительно, становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данных результатов педагогами школы и руководителями дополнительного образования были составлены программы по данным направлениям деятельности. Созданы условия для проведения занятий кружков и студий. Отремонтированы кабинеты изобразительного творчества, прикладного творчества, кабинеты учителей начальной школы. Заканчивается реконструкция помещения для керамической мастерской, закуплена муфельная печь. Проведён ремонт спортивного зала и зала ЛФК. Для занятий закуплены все необходимые материалы. Серьезная работа проведена и по подбору кадров.
Учителя школы, воспитатели ГПД | Педагоги доп. образования (совместители) | Соц. партнёры |
Городничева И.Ю.- учитель музыки | Грачева Ирина Владимировна | Олиевская Ольга Ивановна МДОУ ДОД «СЮТ» - береста |
Ламтева Е.А. – учитель франц.языка | Моторина Ольга Васильевна (совм.) | ДЭБЦ |
Горовенко Н.Б. – учитель начальных классов | Чернышев Николай Фёдорович (совм.) | ДК «Строитель» (театр.) |
Ребякова Л.А. – воспитатель ГПД | Фельдман Анатолий Беркович (совм.) | ДК «Маяк» (филармония) |
Алекина Т.А. – учитель коррекц.курса РМ и П | ||
Князева Г.А. – учитель информатики |
Создана общая модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, включающая ФГОС и проект «РОСинки».
Направление ВУД | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬ НОЕ | БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО | ТУРИСТИЧ. ПОХОДЫ | БЕСЕДЫ О ЗОЖ | УЧАСТИЕ В ГОР. ИГРЕ «ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК» | УЧАСТИЕ В ГОР. СОРЕВНО ВАНИЯХ ПО ОФП | ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ | |||
КРУЖОК «СТЕП-АЭРОБИКА» (1 КЛАССЫ)- ФГОС, СТУДИЯ ХОРЕОГРАФИИ (3-А КЛАСС), КРУЖОК «ШАШКИ» (1-4 КЛАССЫ) | |||||||||
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ | УЧАСТИЕ В ГОР. КОНКУРСЕ ЧТЕЦОВ | УЧАСТИЕ В НОВОГОДНЕМ КОНЦЕРТЕ | УЧАСТИЕ В РОЖДЕСТВЕНСКОМ КОНЦЕРТЕ | СКАЗКА «МУХА ЦОКОТУХА» | УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ «ГОРОД МАСТЕРОВ» | ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ | |||
СТУДИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ (4-А КЛАСС), СТУДИЯ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» (2-Б КЛАСС), КРУЖОК «БАТИК» (1 КЛ.), | |||||||||
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬ НОЕ | ЭКСКУРСИИ в ДЭБЦ | УЧАСТИЕ В ОБЛАСТНОМ НОУ | УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ «ГОРОД МАСТЕРОВ» | ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ | |||||
СТУДИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ (4-Б КЛАСС), СТУДИЯ «БЕРЕСТА» (3-Б и 4-Б КЛАССЫ), СТУДИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА (2-В КЛАСС), КРУЖОК «ЮНЫЙ ХИМИК» (4-А и 4-В КЛАССЫ) | |||||||||
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕС КОЕ | АКЦИЯ «КАК ЖИВЁШЬ, ВЕТЕРАН» | АКЦИЯ «ПОДАРОК СОЛДАТУ» | ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДА О ВЕТЕРАНАХ ЗАВОДА 23 | УЧАСТИЕ В ПАРАДЕ ПОБЕДЫ | |||||
проходит сквозной линией через все направления | |||||||||
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | АКЦИЯ «ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК» | АКЦИЯ ДЕНЬ | АКЦИЯ «НОВОГОДНЕЕ ГОР.КОНКУРС | АКЦИЯ «ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК» | УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ «ГОРОД МАСТЕРОВ» | ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ | |||
СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (1 КЛАССЫ)- ФГОС | |||||||||
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЫПУСК ГАЗЕТЫ «ЧЕТЫРЕ СТУПЕНЬКИ» | СКАЗКА «НОВОГОДНИЙ ПЕРЕПОЛОХ» для нач.шк. | СКАЗКА «НОВОГОДНИЙ ПЕРЕПОЛОХ» для ШБП | УЧАСТИЕ В НОУ | ВЫПУСК ГАЗЕТЫ «ЧЕТЫРЕ СТУПЕНЬКИ» | ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ | |||
СТУДИЯ «ИСКУССТВО СЛОВА» (2-А КЛАСС) - ФГОС, ИНФОРМАЦИОННАЯ СТУДИЯ (4-В КЛАСС) |
Целью создания театрально-музыкальной студии является развитие творческих способностей детей. Основная задача - развитие памяти и речевых навыков общения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Театральное направление в школе реализуется через создание театрального коллектива на базе 4-А класса начальной школы. Занятия театральной деятельностью творческие, способны пробудить и развить детскую фантазию, духовное общение. Главное - это приобщение к театрализованной деятельности всех детей — не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах, проявить свою индивидуальность, «изюминку», а его слабые стороны завуалировать. Чтобы добиться результатов в этом сложном деле, необходима длительная, кропотливая работа. При этом важна именно система воздействия, направленная на достижение поставленных целей и задач. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого. Содержание работы в театральной студии реализуется в играх, упражнениях, этюдах, разыгрывании маленьких сценок, которые можно объединить в театрализованные представления.
На занятиях студии-мастерской «Цветные ладошки» раскрываются и реализуются внутренние резервы способностей, интересов, таланта, личностных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья.
Различные виды и формы конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов. Лепка из пластилина и теста, аппликация, работа с тканью и подручными материалами создают благоприятные условия для развития у детей восприятия и чувства цвета, которые являются важными средствами выразительности в детском творчестве.
Участие в художественных конкурсах, выставках, посещение центров культуры, экскурсий, праздников, встреч с творческими людьми – далеко не полный перечень системы мероприятий, осуществляемых участниками данной студии.
На базе 3-Б и 4-Б классов работает студия «Береста» (совместная деятельность с учреждением дополнительного образования МОУ ДОД «СЮТ»). Ребята учатся делать поделки из мягкого, тёплого и очень красивого природного материала – бересты. Ни один праздник не обходится без сувенира, сделанного своими руками. Это браслеты, серёжки, рамочки для фотографий и зеркал, птицы, цветы, коробочки…Дети изучают чудодейственные свойства этого уникального природного материала.
На занятиях хореографической студии дети приобщаются к искусству хореографии, развивается их художественный вкус, раскрывается артистичность. Учащиеся овладевают хореографической техникой исполнения, знакомятся с движениями классического, народного танца, элементами современной пластики. В процессе постановочной работы и репетиций приучаются к сопереживанию и сотрудничеству. Коллектив студии принимает участие в школьных, городских, региональных смотрах и конкурсах.
Участники вокальной студии выступают на школьных концертах и городских мероприятиях: конкурсах вокалистов, фестивале авторской песни «Подснежник», областных фестивалях и конкурсах.
А на занятиях краеведческой студии дети выпускного 4-Б класса изучают родной край, знакомятся с произведениями уральских авторов, растительным и животным миром, историей, экологией, занимаются исследовательской деятельностью, защищая проектные работы. Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у ребят сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества. Ценные материалы, собранные ребятами, читаются на уроках, звучат на школьных концертах, отражаются на фотовыставках и в школьной печати.
Интересным начинанием является работа лингвистической студии. Ученики 2-В класса изучают французский язык, , что способствует развитию эмоциональной сферы детей в процессе учебных мини-спектаклей на французском языке, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
На занятиях студии происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, некоторыми обычаями стран изучаемых языков, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями художественной литературы на французском языке.
Занятия в студии строятся так, что атмосфера игры царит на них с первой до последней минуты. Такая обстановка поддерживает высокую активность каждого ребёнка. Игра создаёт прекрасные естественные условия для овладения языками, она помогает усвоению языка в любом возрасте. А в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна и является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.
Общение максимально приближено к естественному, что даёт детям, как можно раньше почувствовать результат своих усилий – выступление участников студии с театрализованными постановками сказок на английском и французском языке.
Спортивное направление реализовано через занятия кружка степ - аэробики в 1-ых классах школы. Детям, недавно пришедшим из детских садов, очень важна двигательная активность, им нравится заниматься спортивными танцами, поддерживать своё здоровье и красивое подтянутое тело.
Информационная студия обеспечивает открытость всех проектов, их доступность для любого ученика, учителя и родителя.
- создание единого информационного поля через формирование школьных СМИ (газеты начальной школы «Четыре ступеньки» и тематических литературных альманахов детского творчества на базе учащихся 4-В класса)
Работая над проектом газеты начальной школы «Четыре ступеньки», ученики выпускного класса осваивают премудрости рукописной подготовки заметок, осуществляют компьютерную вёрстку статей, знакомятся с обработкой фотографий. Тематика печатных статей газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество учащихся и их родителей. Дети приобретают навыки журналистской работы и литературного творчества, навыки работы на компьютере. Результатом работы редакционной коллегии являются выпуски газеты «Четыре ступеньки» и «Тематических альманахов».
ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ РАБОТЫ СТУДИЙ ЯВЛЯЮТСЯ:
■ открытость - любой ребёнок, изъявивший желание создать свой собственный проект, принять участие в обсуждении или создании понравившегося проекта, имеет возможность это сделать. Это обеспечивается открытостью и публичностью информации и поддерживается единым информационным полем через школьные СМИ - газету начальной школы «Четыре ступеньки» и «Альманахи детского творчества»;
■ креативность - творческий подход, поиск неординарных решений, ответственность по взятым на себя обязательствам, умение довести дело до конца, желание чему-либо научиться;
■ командность - работа в общих творческих группах, участие в общезначимых мероприятиях, выработка коммуникационных навыков в социальной среде, соотношение своих желаний и реальных возможностей, поддержание позитивной, доброжелательной атмосферы.
Считаем, что система развивающих образовательных студий способна удовлетворить потребности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить условия их свободного самоопределения, самореализации, овладения комплексом ключевых компетенций, обозначенных во ФГОС. Более того, эта система даёт возможность интеграции всех сторон деятельности ОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....
Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях внедрения ФГОС
В данной статье рассматривается вопрос об использовании ИКТ на уроках в начальной школе...
Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях внедрения ФГОС
Материал к педсовету...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня Светланы Владимировны...
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....