План-конспект урока по предмету "Речевая практика", 4Г класс коррекционной школы. Тема: "Знакомство со сказкой "Петушок - Золотой гребешок""
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Енина Ольга Николаевна

Познакомить обучающихся со сказкой "Петушок - Золотой гребешок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока872.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»

ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»

____________________________________________________________________________

693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел. 55-61-20

E-mail: yusgo.mboukshn@sakhalin.gov.ru

План-конспект урока по предмету

«Речевая практика»

Класс: 4 «Г»

Учитель: Енина О.Н.

г. Южно-Сахалинск

2022 г.

Дата:

17.10.2022 г.

Класс:

4 «Г»

Учитель:

Енина Ольга Николаевна

Предмет:

«Речевая практика»

Тема урока:

Знакомство со сказкой «Петушок – Золотой гребешок»

Тип урока

Урок новых знаний

Цель деятельности педагога:

Познакомить обучающихся со сказкой «Петушок – золотой гребешок».

Задачи:

Образовательная:  

- формировать интерес к чтению;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение

учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы.

Коррекционно-развивающие:

- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- закреплять умение рассказывать по серии картинок.

Воспитательная:   

- воспитывать у детей такие качества как послушание, дружелюбие, взаимопомощь, забота о других.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  
  • - понимать содержание прочитанного произведения,  
  • - устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль сказки и выражать её своими словами;
  • - выделять в тексте слова автора, действующих лиц;
  • - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • - раскрывать содержание иллюстраций к произведению, соотносят их с сюжетами из сказки.

Метапредметные: 

  • познавательные:  
  • - осознавать и  строить  рассуждения (анализировать, сравнивать поступки  героев), делать выводы.
  • регулятивные:   
  • - формулировать и удерживать учебную задачу совместно с учителем.
  • коммуникативные:   
  • - задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассником;
  • - договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • - осуществлять взаимный контроль;
  • - вести диалог.
  • Личностные:  
  • - развивать речевые навыки, навыки чтения;
  • - понимать смысл прочитанного текста, обобщать и выделять главное.

Методы и приемы обучения:

Словесные, наглядные, практические.

Межпредметные связи:

Речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, КРЗ, человек.

Форма работы:

Фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы:

  1. - иллюстрации к русской народной сказке «Петушок – золотой гребешок»;
  2. - презентация по теме занятия;
  3. - компьютер,
  4. - интерактивная доска.

Технологическая карта урока

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

0,5 мин

1.Общая готовность детей к уроку.

- Ребята, встали все ровно!

Вы друг другу улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

 –  Улыбнитесь друг другу!

Настраиваются на работу

Регулятивные: организация  своего рабочего  места.

  1. 2. Самоопределение к деятельности.

1,5 мин

- Ребята, прочитайте эти слова и скажите, откуда они?

(На доске записи: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «…жить-поживать…».)

- Правильно, это слова из сказок. Непросто слова, а зачины сказок

- Как вы думаете, о чём сегодня на занятии пойдёт речь?

Ответы детей:

 – Слова из сказок

 –  О сказках.

3. Актуализация знаний. 

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

5 мин

- Ребята, а вы любите сказки?

E:\img17.jpg

- Вот сейчас мы проверим, как вы знаете сказки! Я подготовила для вас загадки.

Задание: отгадать загадку, найти иллюстрацию к сказке.

(Работа с презентацией к занятию.)

Слайд 1. – 2.

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(«Лиса и Журавль».)

Слайд 3. – 4.

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки…

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя».)

Слайд 5. – 6.

Лисичка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

Слайд 7. – 8.

Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме рыжей, – вот так смех!

(«Колобок».)

- Ребята, эти сказки и многие другие вам хорошо знакомы. Их называют народными. Почему?

- Кто герои этих сказок?

- Сказки о животных самые древние. В них нет особого волшебства, но их герои – животные. Они сказочные, так как одеты в русские народные костюмы,  разговаривают, наделены человеческими чертами: хитростью, добродушием или злобой, завистью.

Недаром говорится:

(На доске:)

Хитер как…

Голоден как…

Труслив как…

Болтлив как…

Выполняют дыхательную гимнастику.

Загадки читают и отгадывают дети.

C:\Users\Teacher\Desktop\lisaizhuravl2.jpg

C:\Users\Teacher\Desktop\119-640x434.jpg

C:\Users\Teacher\Desktop\fa32936eabf2e4aee14b7087d6ef311e.jpg

 

Приложение 1.

C:\Users\Teacher\Desktop\animals-wildlife-fox-fauna-mammal-vertebrate-dog-like-mammal-carnivoran-red-fox-kit-fox-dhole-151012.jpg

C:\Users\Teacher\Desktop\wolf-drawing-picture-thypix-111.jpg

C:\Users\Teacher\Desktop\image096-15.jpg

C:\Users\Teacher\Desktop\2543565.jpg

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

4. Введение в тему занятия 

Выявление места причины затруднения.

1 мин

 Слайд 9.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной русской народной сказкой. Возможно, кто-то уже знаком с ней. О ком эта сказка, вы узнаете, отгадав 1 загадку: 

E:\c1e991312f537abd42e1d0c37f38d710.jpeg

(Работа с презентацией.)

Слайд 10.

 –  А название сказки из 2 загадки:

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко…

(«Петушок – Золотой гребешок».)

Чтение сказки учителем.

Приложение 2.

C:\Users\Teacher\Desktop\images (1).jpg

Коммуникативные:

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

4. Работа над сказкой «Петушок – Золотой гребешок»

Обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые приведут к сделанным выводам.

15 мин

а) Подготовительная работа перед чтением сказки.

- Ребята, кому из вас эта сказка знакома?

Словарная работа.

Слайд 11.

домовничать -  работать дома

голос не подавай -  молчи

проведала - узнала

гусельцы - музыкальный инструмент

натренькивать - играть

лукошко - корзинка

Лисафья - лиса

Ребята, кто такой дрозд?

- Что вы о нём знаете?

 (Учитель показывает иллюстрацию «Дрозд». )

Физкультминутка для глаз «Кот Васька».

(Учитель читает стихотворение, дети сидя выполняют соответствующие тексту движения глазами.)

Глаз своих с мышки кот Васька не сводит:

Направо, налево глазищами водит.

А мышка кружит, а мышка играет,

Про хитрого Ваську она и не знает.

б)

- Кто может спеть песенку Лисички?

        

Слайд 12.

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

- Ребята, кто запомнил, как Петушок звал на помощь Кота и Дрозда?

Слайд 13.

— Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!..

- Кто может спеть песенку Кота?

Слайд 14.

— Трень, брень, гусельцы,

Золотые струночки...

Ещё дома ли Лисафья-кума,

Во своём ли тёплом гнёздышке?

Физкультминутка (по сюжету изучаемой сказки).

Жили Котик (растопырить пальцы)
С Петушком  
(махи руками)
У лесной опушки.
Но однажды Лисонька 
(круг головой)
Подкралась к избушке, 
(сделать руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы 
(потянуться  на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору. 
(присесть)
Дрозд и котик в лес пошли (ходьба на месте)
И нору Лисы нашли (присесть).
Кот и дрозд спасли дружка - (погладить макушку)
Петю.

г) Анализ текста сказки:

 –  Откройте учебники на стр. 17

Слайд 15. – 16.

- Почему сказка называется «Петушок – золотой гребешок»?

- Кто ещё является героем сказки?

- Почему Лисе удавалось несколько раз похитить Петушка?

- Чему учит сказка?

Слайд 17.

–  Как вы понимаете смысл пословицы?

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

C:\Users\Teacher\Desktop\f9f5b712-8e9d-43e8-9499-a0dcbe1be824.jpg

C:\Users\Teacher\Desktop\17.10\841060482c6f59a10c2fc30e0e3c7746.jpeg

C:\Users\Teacher\Desktop\d5b54edaaa08f772afde975cacb35980.jpg

Приложение 3.

C:\Users\Teacher\Desktop\Без названия (1).jpg

Выполняют движения сидя.

Дети выполняют движения.

F:\..\..\Downloads\media\image19.jpeg

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

5.Первичное закрепление полученных знаний.

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

10 мин.

в) Работа с иллюстрациями к сказке.

Молодцы, а сейчас проверим как вы запомнили сказку.

К доске прикреплены иллюстрации, вам  необходимо расположить иллюстрации в соответствии с содержанием сказки.

(Задание выполняется коллективно.)

Приложение 4.

7.Рефлексия.

Подвести итоги урока и дать качественную самооценку знаний по теме урока.

2 мин.

а) Беседа:

 –  Кто из героев вам больше симпатичен?

 –  Как герои сказки сумели победить лису?

 –  Что полезного вы возьмёте для себя из этой сказки?

 –  Герои сказок – это хоть воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

б) Вручение раскрасок к сказке «Петушок – золотой гребешок».

- Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать, поэтому приготовила вам раскраски к сказке. 

(Учитель раздаёт детям раскраски.)

- Молодцы! Всем спасибо за работу!

Подошел к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Всем спасибо за урок.

Всем спасибо за внимание,

А гостям мы говорим «До свидания»!

Приложение 5.

C:\Users\Teacher\Desktop\petyh-raskraski-7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

План-конспект урока по чтению в 3 классе коррекционной школы на тему: "Внезапное открытие". По А. Баркову.

План-конспект урока по чтению в 3 классе коррекционной школы на тему: "Внезапное открытие". По А. Баркову. Прилагается презентация....

Рабочая адаптированная программа по предмету "Речевая практика" (2 класс) коррекционная школа 8 вида

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:&mi...

План-конспект открытого урока по речевой практике на тему: «Инсценирование сказки «Три поросёнка». 2 класс

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скопинская школа-интернат» Рязанской области      План-конспект открытого урока по речевой...

План-конспект урока русского языка во 2 классе коррекционной школы 8 вида

Тема урока:  Сравнение двух предметов и определение признаков различия и...

План конспект к уроку по предмету "Человек". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Наливание жидкости в кружку».

Цель: закрепить знания детей о видах чайной посуды; обогащение сенсорного опыта ребенка. Наливание жидкости в кружку. Наливая сок, воду и др. из коробки, бутылки, чайника и т.п. ребенок ставит кр...