«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».
статья на тему
Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Внеурочная деятельность, в отличие от урочной, предоставляет обучающимся опыт свободного общения и самовыражения.
Проблема выбора форм занятий внеурочной деятельности, является актуальной проблемой современной педагогики. Возрастные особенности младших школьников делают необходимым широкое использование в образовательном процессе ярких образов, интересных фактов, разработку учителем ситуаций, требующих эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения.
Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении школьников с различной степенью умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности. Именно благодаря игровой деятельности учащиеся лучше воспринимают социальный опыт, опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Формирование игровой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением четко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.
Актуальность использования элементов игровой терапии обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игровая терапия улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение. В условных обстоятельствах игра моделирует действительность, дает возможность ребенку переживать ощущение удачи, успеха, помогает раскрыть свои физические, умственные и интеллектуальные способности. В обстановке игры проявляется личность ребенка. Важность игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее уникальность, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pinigina_darya_vladimirovna.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».
Данная тема является актуальной, поскольку внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.
Проблема выбора форм занятий внеурочной деятельности, является актуальной проблемой современной педагогики. Особенности младших школьников с интеллектуальными нарушениями делают необходимым широкое использование во внеурочной деятельности ярких образов, интересных фактов, разработку учителем ситуаций, требующих эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения.
Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении школьников с различной степенью умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности.
Осуществление игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением четко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.
Актуальность использования элементов игровой терапии как средства развитии коммуникативных базовых учебных действий обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игровая терапия улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.
Игротерапия — это разновидность арт-терапии, психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности.
Термин "игровая терапия" был впервые предложен известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920-х годах. Она предположила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. п. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка.
Эффект игротерапии определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает учащийся в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту.
Игротерапия как предмет выполняет следующие функции:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение обучающихся в коллектив;
• релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
• воспитательную - психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
• развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы.
Игротерапия общения является наиболее эффективной для развития у младших школьников коммуникативных базовых учебных действий.
Методами игротерапии являются:
• песочная терапия;
• сказкотерапия;
• куклотерапия;
• шахматная терапия;
• музыкальная терапия и другие.
Средства игротерапии моделируют действительность, что позволяет обучающимся переживать ситуацию, раскрывать свой личностный потенциал, учиться общаться со сверстниками.
Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга. (6 сайд)
Кукольная игротерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века.
Сказкотерапия — один из методов в игротерапии, психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности учащихся. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности.
Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.
Основные функции учителя при ведении внеурочного мероприятия с элементами игровой терапии:
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения. (9 слайд)
Игротерапевт Я. Я. Ленок дает следующие рекомендации по проведению коррекционно-развивающих игр:
- игры проводятся с учётом физического и умственного развития учащихся, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера;
- активное участие учителя в игре;
- каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей;
- продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания;
- задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности;
- игра должна носить воспитательный характер;
- игровой материал должен быть красочным, интересным.
В ходе своей профессиональной деятельности я провела 3 внеурочных мероприятия с использованием элементов игротерапии, в ходе которых у учащихся формировались следующие коммуникативные базовые учебные действия:
Умение
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Также, элементы игротрапии использовались на переменах.
Таким образом, игровая терапия имеет долгую историю и существует в разнообразных формах. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные виды активной и пассивной игровой терапии.
Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)
Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Развитие коммуникативно-речевой компетенции у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством применения программно-дидактического комплекса ЛОГОМЕР, МЕРСИБО РИТМ
laquo;Логомер» — это индивидуализированная цифровая образовательная среда для кабинета логопеда и дефектолога. Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности прак...
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.
Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Специальная индивидуальная программа развития разработана на основе АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Волжская школа № 1» на 2023-2024 учебный год.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Обучающегося(йся) 1(доп) класса Целевой раздел.Специальная индивидуальная программа развития разработана на основе АООП для обучающихся с умстве...