МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Игры на занятиях по хореографии» (для детей 5-9 лет)
методическая разработка
В помощь педагогам -хореографам дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_igry.docx | 73.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Игры на занятиях по хореографии»
(для детей 5-9 лет)
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе
Кумпан Александра Андреевна
г. Туапсе
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация…………………………………………………………………………3
2. Введение
2.1. Игра и ее роль в творческом образовательном процессе……………………3
3. Основная часть
3.1. Функции игры…………………………………………………………………...3
3.2. Игры на развитие пространственных представлений, координацию, равновесие……………………………………………………………………………4
3.3. Игры на развитие гибкости, укрепление мышц………………………………6
3.4. Игры на расслабление………………………………………………………….7
3.5. Игры на темп и ритм……………………………………………………………8
3.6. Игры на развитие творческого мышления…………………………………….8
4. Заключение………………………………………………………………………...9
5. Список используемой литературы……………………………………………….9
1. Аннотация
Данная методическая разработка поможет педагогам хореографии в организации игровых моментов, даст возможность сделать занятие наиболее интересным, увлекательным.
2. Введение
2.1. Игра и ее роль в творческом образовательном процессе
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.
Актуальность. Основным видом деятельности дошкольников и младших школьников являются игры. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития творческих способностей детей, формирования их нравственных качеств, навыков жизни в коллективе. С помощью игры обучающиеся овладевают новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость.
Процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, а также вызывает интерес к занятиям. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагают свои варианты правил, усложняют ее содержание.
Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит тренировка практически всех функций систем и органов.
Есть масса игр, которые направлены на сплочение коллектива. Такие игры учат дружить и взаимодействовать друг с другом. Комплексное использование игр помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению.
Основная задача игровых моментов - это формирование, начиная с раннего возраста, эмоционального контакта доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Целью данной работы является создание условий, способствующих развитию творческих способностей ребенка на занятиях хореографией, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- создание психолого-педагогических условий для реализации творческой активности обучающихся;
- развитие приоритета духовно-нравственных ценностей и творческого самовыражения на занятиях по хореографии;
- формирование творческих способностей обучающихся;
- воспитание и развитие чувства любви, доброты, терпения, сострадания по отношению к другим людям через танцевальные номера;
- привитие детям культуры общения между собой (в паре, в группе);
- создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах.
3. Основная часть
3.1. Функции игры
Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
- обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;
- развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
- коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
- релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
- психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
- функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.
- компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы в реальной жизни.
3.2. Игры на развитие пространственных представлений, координацию, равновесие
Для того, чтобы успешно выполнялась двигательная задача, необходимо включать в учебное занятие как можно больше разнообразных движений, но эти движения необходимо выполнять с определенной нагрузкой в соответствии с возрастом и психофизическому развитию. Целью данных упражнений так же является развитие пространственных представлений.
Чтобы развивалась зрительно моторная координация, необходимо взять мячик, встать на одну ногу и подкидывать его, ловя по очереди то правой, то левой рукой.
Для развития равновесия удобно стоять на одной ноге, занимаясь параллельно разными делами - кидать мячик, вращать головой.
Упражнение 1
Поставить ноги вместе, соединить стопы, закрыть глаза и вытянуть руки в стороны. Сохранять это положение 30 секунд. Затем поднять руки вверх и постоять так еще 30 с. Подняться на носки.
Упражнение 2
Встать прямо, приподняться на носки и откинуть голову назад. Задержаться в этом положении на 30 с., затем закрыть глаза и повторить упражнение.
Поза «Ласточки»
Расставить руки в сторону и отвести ногу назад - сделать «ласточку». Держать эту позу 1 минуту для правой ноги и 1 минуту для левой. Что бы усложнить задание – необходимо закрыть глаза.
Упражнение 3
Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза.
Упражнение 4
Стоя напротив стены или двери на одной ноге, кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит. Смотреть только на мяч.
Упражнение 5
Стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут.
“Жонглер”
Взяв в каждую руку по детскому мячу, подкидывать и ловить их попеременно то правой, то левой рукой. Правая рука подбросила – она же поймала. Затем тоже самое делает другая рука. Усложнить предыдущее упражнение: правая рука подкидывает мяч – ловит левая рука, затем наоборот. Чтобы развить устойчивость тела, обе руки одновременно подкидывают мячи, но правый мяч ловит левая рука, а левый мяч – правая рука.
«Танец без музыки»
Все становятся по кругу, один человек выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для играющего атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)
Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.
Есть еще один вариант той же самой игры: дети выбирают кого-то одного и затем придумывают для него Сон (сказочные обстоятельства, в которых он очутился. В этом Сне каждый танцующий может играть свою роль, а можно танцевать всем вместе.)
Задача играющего – своим танцем без подготовки среагировать на те обстоятельства, в которых он оказался. Он может взаимодействовать с персонажами Сна или даже направлять их, главное, чтобы атмосфера Сна была «подхвачена» и передана верно.
3.3. Игры на развитие гибкости, укрепление мышц:
Комплекс «Цветок»
На заметку: Упражнение развивает гибкость тела, способствует растяжке мышц и одновременно укрепляет мышцы спины и брюшного пресса.
Педагог:
- Кто из вас видел, как в саду или на лугу распускаются цветы? А как ведут себя цветы вечером? Кто мне скажет, какие цветы расцветают осенью? Да, конечно, это разноцветные астры. На латинском языке слово «астра» означает «звезда». Осенью у нас в саду расцветают розовые, белые, фиолетовые звезды. И еще — прекрасные хризантемы. Это очень изящные цветы. У них много лепестков, часто закрученных в трубочку. Обычно хризантемы белые, но встречаются желтые и розовые. Они цветут долго, иногда даже до первого снега. А ранней осенью на высоких кустах распускаются гордые георгины. Они, как и астры, тоже бывают разного цвета — красные, малиновые, белые, розовые и сиреневые. У георгин нежные, немного бархатистые лепестки. Представьте, что вы в осеннем саду, что вы — изящные астры, прекрасные хризантемы или георгины. Покажем, как цветок утром раскрывает свои лепестки, как тянется к солнышку, как вечером засыпает. Каждый из вас будет лепестком большого осеннего цветка.
Описание:
Дети ложатся на спину, ногами к центру круга, руки вытянуты вдоль туловища.
1. «Цветок проснулся» — поднять голову, локти остаются на полу. Приподнять грудь, руки поднять и вытянуть параллельно полу ладонями вниз.
2. «Тянется к солнышку» — сесть, выпрямив спину, руки подняты над головой, тянуться кончиками пальцев как можно выше.
3. «Цветок раскрылся» — наклонить прямую спину чуть-чуть назад. Руки плавно закруглить, соединив кончики пальцев — образуется форма лепестка.
4. «Подул ветерок» — руки сохраняют прежнее положение, легко покачивать корпусом вперед-назад.
5. «Цветок закрывается» — слегка наклониться, голову опустить, руки вытянуть параллельно полу ладонями вниз.
6. «Цветок заснул» — наклониться как можно ниже, стремясь головой достать колени. Руки мягко положить на ноги.
7. «На цветочек села бабочка» – выполнить упражнение «бабочка»
8. Бабочка увидела еще один цветочек и полетела на другой» – Раскрыть ноги как можно шире в стороны, руки поднять вверх, машем кистями, как будто крылья бабочки машут. Затем наклон к правой ноге, стараясь ручками достать к носочкам. Вновь потянутся вверх, изобразить крылья бабочек кистями. Наклон к другой ноге – «бабочка полетела к другому цветочку»
9. «А тут на полянке, где растут цветочки, лезут муравьи, такие маленькие» Раскрыть ноги в стороны, как можно шире и начиная от паха, «бежим» пальчиками по полу, стараясь как можно дальше, чтобы постараться лечь всем корпусом на пол. Затем «муравьи бегут назад» – возвращаемся в исходное положение
10. «Цветочек рос возле речки, где детки любили плавать» – ложимся на живот, поднимаем верхнюю часть корпуса, и имитируем плаванье, руки также работают (упражнение для спины)
11. «Детки плыли и увидели морских звездочек» – Ноги раскрыть, шире уровня плеч. Руки также раскрыть в стороны вверх. Оторвать от пола ноги и руки, задержатся в данной позе и вернуться в и.п.
12. «Но, вот детки искупались и увидели возле цветочка – улитку. А у улитки домик кругленький на спинке» – упражнение «улитка» Ножки раскрыть в сторону и достать носочками ножек до головы. Каждый раз нужно возвращаться в исходное положение.
13. «К цветочку подошла кошечка» – упражнение кошечка злая и добрая.
14. «И тут опять прилетела бабочка и села кошечке на ушко» – подняться с пола на ноги, потянуться корпусом вверх, ручки поднять вверх, сделать взмахи кистями – бабочка летит. Выполнить полное приседание – «бабочка села на ушко кошечке» – повторить несколько раз.
15. «А тут воробушек прискакал» – прыжки на двух ножках.
3.4. Игры на расслабление:
«Росточки». Дети становятся маленькими росточками, которые прорастают из земли, становятся сильными, крепкими. Чтобы танец выполнить легко и красиво, нужно научиться держать прямо спину и голову. Ноги в первой позиции, руки вдоль тела. Дети представляют, как будто их кто-то тянет за ниточку вверх. Плечи опускаются вниз, шея становится длинной и красивой Дети садятся на корточки. «Вы пробиваетесь сквозь асфальт и изо всех сил тянетесь к солнышку. Пальцы – это листья вашего дерева, они не должны завянуть! Почувствуйте, как вы растёте, становитесь выше облаков, лёгкими как облака, поднимаетесь на носочки, тянете листики вверх. А теперь, представьте, что ваши листики завяли (расслабляем пальцы, опускаем вниз руки, опускаемся вниз). Но вот пошёл теплый дождик, и вы снова расцвели и поднялись. И ещё раз. Молодцы!»
«Солнышко и тучки». Дети лежат на ковриках. Педагог говорит попеременно либо «солнышко», либо «тучки». Дети при слове «солнышко» – расслабляются, при слове «тучки»- сжимаются в комочек.
«Штангисты». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягаясь всем телом, расслабляются, сбрасывая штангу вниз.
«Тряпичные и деревянные куклы». Игра в партере. Дети поочерёдно напрягаются, как деревянные куклы и расслабляются, как тряпичные.
«Мячи и насосы». Работа в парах. Один – мяч, другой – насос. Насос накачивает мяч, мяч – раздувается и напрягается. Мяч расслабляется – «сдуваясь». Дети меняются ролями.
3.5. Игры на темп и ритм
«Море волнуется». Принцип игры, как обычно, но всё делается под музыку и выбирается определённая тема: игрушки, домашние, лесные звери, птицы и т.д.
«Дирижёр». Дети стоят по кругу. Водящий выходит. Выбирается дирижёр, все повторяют движения за ним. Водящий должен угадать дирижёра.
«Бабочки и цветочки». Дети делятся на бабочек и цветочки. Бабочек на одну больше. Бабочки летают вокруг цветочков под музыку. По остановке музыки каждая бабочка должна сесть на цветочек. Кто не успел – выходит.
3.6. Игры на развитие творческого мышления
«Тень». Один ребёнок идёт разными видами ходьбы: прихрамывая, подпрыгивая и т.д., а другой за ним повторяет.
«Зеркало». Один ребёнок показывает различные движения под музыку. Все за ним повторяют, лучший показывает движения следующим. Можно работать в парах, затем меняться ролями.
«Пластилин». Дети делятся на пары (пластилин и скульптор), пластилин садится на пол и группируется, скульптор становится сзади пластилина. Дается слово-задание (произвольные предметы: «цветок», «дом», «лавка», «самолет» и.д.). Далее скульптор начинает лепить из пластилина заданную фигуру, поднимая руки и ноги, наклоняя, поворачивая и передвигая в пространстве придавая форму своему партнеру по игре. По окончанию выбирается лучшая фигура.
Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Скучные упражнения после игры, как на занятии, так и вне него, приобретает совсем другой, более богатый смысл. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.
4. Заключение
В младшем школьном возрасте дети интенсивно растут и развиваются. Возникает острая потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.
Движение и игра – важнейшие звенья в жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий вид деятельности. Подражание является самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности, дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, грация.
Имитационные сюжетно-образные движения оказывают большое влияние на развитие и обучение детей. С подражания формируется познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений.
5. Используемая литература
1. Авторская система пластики “Школа гармоничной Пластики и Танца”. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко. Журнал “Танец” (№ 1/1997), журнал “Натали” (№ 2, 4, 6, 9, 12/1997).
2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984.
3. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997.
4. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.
6. Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.
7. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».- М.: Музыка, 1961.
8. Работа актера над собой. К.С. Станиславский. Собр. соч., т.2, М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по хореографии для детей дошкольного возраста «Путешествие в деревню».
Цель: Развитие двигательно-слуховой реакции, профилактика плоскостопия и укрепление мышц спины....
Методическая разработка игры-занятия "Умники и Умницы"
Прослушайте правила игры:Я буду задавать вопросы, вы отвечать на них. Ответ принимается если вы, подняв руку, были первыми. Выкрики и ответы без поднятой руки не принимаются. Для того чтобы быть справ...
Методическая разработка «Игры и игровые упражнения на занятиях по программе «Мягкая игрушка»
Методическая разработка по играм и игровым упражнениям, применяемым на учебных занятиях по мягкой игрушке. К методической разработке прилагается презентация дидактической игры "Правильно-неправильно"....
Методическая разработка "Игра, как способ обучения детей элементам хореографии на первоначальном этапе"
Классический танец является одним из сложнейших направлений хореографического искусства. Не все дети сразу понимают все прелести балета, так как на начальном этапе упражнения и движения прорабатываютс...
Методическая разработка игры-соревнования по правилам дорожного движения для начальных классов «Правила дорожные детям знать положено»
Аннотация к методической разработке: Данная разработка представляет собой методический материал для проведения игры-соревнования по правилам дорожного движения в начальных классах.Актуальность: Развит...
Конспект занятия по хореографии для детей дошкольного возраста
игра-путешествие...
Методическая разработка игры-путешествия «По страницам любимых сказок» для детей младшего школьного возраста
Обобщить и систематизировать знания по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказка...