Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследуй, твори, побеждай!»
рабочая программа (3 класс)

Рубина Альбина Борисовна

Рабочая программа "Исследуй, твори, побеждай!"  разработана  для учащихся 3 класса. (Внеурочная деятельность)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Березовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол № 6 от #1075;.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ИССЛЕДУЙ, ТВОРИ, ПОБЕЖДАЙ!»

2021-2022 уч. год

Составители:

учителя начальных классов:

Боброва Екатерина Анатольевна,

Пудова Ольга Петровна,

Рубина Альбина Борисовна

Берёзовский городской округ, 2021

Информационная карта

Ф.И.О. педагога

Боброва Екатерина Анатольевна, Пудова Ольга

Петровна, Рубина Альбина Борисовна

Тип программы

Общеразвивающая

Направленность деятельности

естественно-научная

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания образования

Учебно-ознакомительный

Уровень реализации программы

Начальное общее образование

Форма реализации программы

Индивидуально-групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследуй, твори, побеждай!» разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального Закона Российской Федерации от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства Просвещения РФ от года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. СанПиН 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций»;
  4. Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  5. Письма Минобрнауки РФ от № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  6. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от года.

Программа «Исследуй, твори, побеждай!» предназначена для учащихся 3 классов общеобразовательной школы с целью углубленного изучения школьных предметов, творческой самореализации личности ребенка, развития положительных мотиваций к учёбе, а также создание условий для повышения интеллектуального и духовного развития личности учащихся, их профессионального самоопределения.

Направленность программы – Естественно-научная

Вид программы: Модифицированная (рабочая)

Новизна программы прослеживается в преобладании групповых форм работы, деятельностного режима, практико-ориентированной направленности обучения. Для успешной реализации задач в проектной работе дополнительно введены часы практической направленности, что позволит учащимся систематизировать и углубить свои знания современных технологий, усовершенствовать технические компетенции.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить - удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.

Программа «Исследуй, твори, побеждай!» предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.), что позволяет развивать у учащихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века. Таким образом, данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что, используя проектный метод обучения, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения, что позволит систематизировать подход к решению рабочих задач не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни, следовательно, учащиеся смогут стать более уверенными в своих компетентностях.

Выполненные учащимися проекты позволят выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Таким образом, знания перестают быть целью, а становятся средством, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и пробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет ребенку осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный учащимся.

В рамках программы предполагается проектная работа по выбранной учащимися теме в любой предметной области. Проектные работы могут быть представлены в виде электронных или бумажных справочников, энциклопедий, фотографий, описаний, презентаций и т.д.

Полнота содержания. Курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Практическая направленность содержания обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы.

Формы занятий: индивидуальная (индивидуально-групповая) и фронтальная (работа по подгруппам)

Занятия:

теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция, консультация, круглый стол и т.д.; практические: игры, практические работы, эксперимент, опыт и т.д.

Практическая часть темы осваивается очно, в непосредственном контакте с педагогом. Программа реализуется в форме очного (традиционного) обучения с возможностью дистанционного обучения в случае необходимости.

Методы контроля: доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах проектных работ.

Текущий контроль (Приложение 1-3). На каждого учащегося оформляется диагностическая карта, в которой фиксируется соответствующий балл:

3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме);

2 – средний (выполнил с помощью преподавателя);

1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок);

0 – очень низкий (не выполнил).

Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового или индивидуального проекта.

Объем программы - Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год

Цель и задачи программы

Цель: формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с алгоритмом работы над проектом; структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
  • научить третьеклассников определять цель, ставить задачи, формулировать проблему, задавать вопросы, составлять и реализовывать план проекта;
  • формировать умения пользоваться различными источниками информации; выделять в текстах главное и второстепенное; анализировать и интерпретировать информацию; осуществлять расширенный поиск дополнительной информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • учить представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; оценивать свои и чужие результаты (опираясь на критерии оценивания); составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие:

  • способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий; - способствовать расширению кругозора; обогащению словарного запаса; развитию творческих способностей; развитию умения анализировать, вычленять существенное; связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять, систематизировать и обобщать полученные знания; развитию мышления, способности наблюдать и делать выводы; формированию у учащихся практических умений по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию у школьников нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность, чувства товарищества и т.д.).

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

  • формировании у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

познавательные

  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
  • учитывать разные мнения, интересы и

критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению

проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Учащиеся должны научиться:

Сформированные действия

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • делать умозаключения и
  • выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у учащихся могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию

Учащиеся должны усвоить:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования; o разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; o выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, o работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; o планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Учебно-тематическое планирование

3 класс (34 часа)

Содержание занятий

Вводное занятие. Горизонты открытий. – 1ч.

Тема 1. Что такое проект? - 1ч

Понятия «проект», «проектная деятельность».

Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Тема 2. Круг твоих интересов. Выбор темы проектной работы. – 1 ч Понятие «тема проекта». Составление «Банка идей».

Тема 3. Нужны ли мне помощники? – 1ч

Задания на развитие речи, аналитического мышления. Групповые игры Тема 4. Актуальность темы проекта– 1ч.

Сущность изучаемой темы. Актуальность выбранной темы. Что такое «актуальность»?

Тема 5. Этапы работы над проектом- 1 ч.

Основные этапы работы над проектом. Формирование умений работать самостоятельно и в коллективе. Игра «Общее мнение». Общая цель и личная цель (цели) в работе над проектом.

Тема 6. Как составить план работы? - 1ч.

Причина и следствие. Составление плана для выполнения задания (алгоритм).

Составление общего и личного планов работы над проектом.

Тема 7. Проблема. Решение проблемы. – 1ч. Знакомство с понятием «проблема». Игра «Дискуссия» Тема 8. Гипотеза. Предположение. - 1ч.

Выдвижение гипотез. Игра «Учимся задавать вопросы».

Тема 9. Цель и задачи проекта. – 1ч.

Соответствие цели и задач проекта. Мотивация своего выбора. Как отстоять свою точку зрения. Аргументы.

Тема 10. Сбор материала. Дополнительная литература- 1ч.

Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Правила и способы сбора материала Тема 11. Работа со словарями. Виды словарей- 1 ч.

Виды словарей. Практическое задание «Работа со словарями»

Тема 12. Поиск информации в сети Интернет. Информационная безопасность. - 1ч.

Поиск и выбор нужной информации в Интернете по выбранной теме. Информационная безопасность. Игра «Диалог с текстом».

Тема 13. Знакомство с интересными людьми. Интервью. - 1 ч.

Тема 14. Отбор и обработка информации. - 1ч

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения. Умение структурировать тексты Тема 15. Продукт проекта. - 1ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Сообщение, доклад. Что такое доклад.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.

Темы 16-18. Виды продукта. Макет. Визитка. - 2 ч.

Темы 19 -20. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. - 2 ч.

Что такое «паспорт проекта». Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещение в портфолио).

Тема 21. Анкетирование. - 1ч.

Что такое «анкетирование»? Требование к составлению анкет. Учимся задавать вопросы.

Тема 22-24. Что такое опыт? Добро пожаловать в лабораторию! Играем в ученых.

Это интересно! - 3 ч.

Ставим опыты. Выступаем в роли ученых.

Тема 25. Как подготовить сообщение. - 1ч.

Создание собственных творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте.

Тема 26. Создание мини-постера. - 1ч.

Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя. Устные и письменные сообщения.

Тема 27. Формы презентации проектов. - 1ч.

Знакомство с понятием «презентация проекта». Индивидуальная помощь детям по созданию презентации на бумаге.

Тема 28. Значимость компьютера в создании презентации проекта. - 1ч.

Практическое занятие. Составление презентации. Требования к компьютерной презентации.

Темы 29-30. Творческая работа. Создание индивидуальной презентации. - 2 ч.

Программа МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».

Тема 31. Работа с «Памяткой» при подготовке публичного выступления- 1ч.

Секреты ораторского искусства. Подготовка проектной документации к выступлению.

Темы 32 – 33. Защита проектных работ. Публичное выступление - 2 ч.

Тема 34. Анализ проектной деятельности - 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Впечатления от работы над проектом. Самоанализ. Рефлексия. Составление устных рекомендательных писем будущим проектантам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Всего часов

Теорети ческие занятия

Практи ческие занятия

1.

Вводное занятие. Горизонты открытий.

1

1

беседа

2.

Что такое проект?

1

1

опрос, беседа

3.

Круг твоих интересов. Выбор темы проектной работы.

1

1

анкетирование

4.

Нужны ли мне помощники?

1

1

беседа

5.

Актуальность темы проекта

1

1

тестирование

6.

Этапы работы над проектом

1

1

опрос

7.

Как составить план работы?

1

1

Презентация творческих работ

8.

Проблема. Решение проблемы.

1

1

беседа

9.

Гипотеза. Предположение.

1

1

опрос

10.

Цель и задачи проекта.

1

1

тестирование

11.

Сбор материала. Дополнительная литература.

1

1

Самостоятельная работа

12.

Работа со словарями. Виды словарей.

1

1

Контрольное занятие

13.

Поиск информации в сети Интернет. Информационная безопасность.

1

1

реферат

14.

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

1

Игра-испытание

15.

Отбор и обработка информации.

1

1

Педагогическое наблюдение

16.

Продукт проекта.

1

1

Опрос, беседа

17.

Виды продукта. Макет.

1

1

выставка

18.

Визитка.

1

1

Презентация творческих работ

19.

Требования к паспорту проекта.

1

1

взаимозачет

20.

Составление паспорта проекта.

1

1

Самостоятельная работа

21.

Анкетирование.

1

1

Игра-испытание

22.

Что такое опыт?

1

1

тестирование

23.

Добро пожаловать в лабораторию!

1

1

Педагогическое наблюдение

24.

Играем в ученых. Это интересно!

1

1

самоанализ

25.

Как подготовить сообщение.

1

1

эссе

26.

Создание мини-постера.

1

1

Демонстрация постеров

27.

Формы презентации проектов.

1

1

тестирование

28.

Значимость компьютера в создании презентации проекта.

1

1

Самостоятельная работа

29.

Творческая работа. Создание индивидуальной презентации.

2

2

Презентация работ

30.

Работа с «Памяткой» при подготовке публичного выступления

1

1

Игра-испытание

31.

Защита проектных работ. Публичное выступление.

2

2

Защита проектов

32.

Анализ проектной деятельности.

Советы жюри.

1

1

Коллективная рефлексия, самоанализ

Итого:

34

15

19

Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:

  • Проектор, компьютер, принтер, сканер;
  • экран;
  • классная доска;
  • столы и стулья для обучающихся;
  • бумага для офисной техники;
  • карандаши, фломастеры, маркеры;

Список использованной литературы:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – 2000, № 9 - с.177-180.
  3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. // Директор школы - 1995, №6 - с. 34-37
  4. Мукаева Л. Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе. //
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  6. Падикова М. В. Проектная деятельность в школе./
  7. Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.
  8. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// 10. Ступницкая М. А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.
  1. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? / М.: Первое сентября, 2010.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,

И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Приложение 1

Анкета для выявления проектных умений (самооценка учащихся)

Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:

3 балла – умею; 2 балла – иногда получается; 1 балл – чаще не получается;

0 баллов – не умею

Ф.И. ученика_______________________________________________

_

№ п/п

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1

Формулировать проблему

2

Ставить цель

3

Ставить задачи

4

Выбирать методы и способы решения задач

5

Планировать работу

6

Организовать работу группы

7

Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.

8

Выбирать вид конечного продукта проекта

9

Выбирать форму презентации конечного продукта

10

В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

11

В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

12

Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

Приложение 2

Мониторинг результатов обучения учащихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности Оцениваемого качества

Возможное

кол-во баллов

Методы диагностик

  1. Теоретическая подготовка учащегося

1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний учащихся программным требованиям;

минимальный уровень (учащийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

0-1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

2

максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

3

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);

0-1

Собеседование

средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой);

2

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

3

  1. Практическая подготовка учащегося

#1055;рактические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

минимальный уровень (учащийся овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

0-1

Тестирование, контрольный опрос, Презентация проектов

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

2

максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

3

#1042;ладение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

0-1

Контрольные задания Презентация проектов

средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

2

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

3

#1058;ворческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

0-1

Презентация проектов

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)

2

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

3

  1. Общеучебные умения и навыки учащегося

1. Учебно-интеллектуальные умения

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

0-1

Наблюдение, анализ способов деятельности учащихся, их учебно-исследовательских работ

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

2

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

3

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

0-1

Наблюдение, анализ способов деятельности детей

средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей)

2

максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

3

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельной работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

0-1

Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося, его учебно-исследовательских работ

средний уровень (выполнение самостоятельной работы с помощью педагога или родителей)

2

максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

3

2. Учебно-коммуникативные умения

  1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

0-1

Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося

средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога или родителей)

2

максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей)

3

  1. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

минимальный уровень умений (…)

0-1

участие в конференции,

презентация проектов

средний уровень (…)

2

максимальный уровень (…)

3

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

минимальный уровень умений (…)

0-1

Презентация проектов

средний уровень (…)

2

максимальный уровень (…)

3

3. Учебно-организационные умения и навыки

Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

минимальный уровень умений (…)

0-1

Наблюдение

средний уровень (…)

2

максимальный уровень (…)

3

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень умений (…)

0-1

Наблюдение, собеседование

средний уровень (…)

2

максимальный уровень (…)

3

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовлетворительно

0-1

Наблюдение, практическая работа

хорошо

2

отлично

3

Приложение 3

Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования

Параметры

Критерии

Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами)

Баллы

Мотивация

Выраженность интереса к занятиям

Интерес практически не обнаруживается

0

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

1

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала

2

Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию

3

Самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Учащийся не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

0

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

1

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий

2

Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия

3

Нравственно-этические установки

Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

0

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет

1

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает

2

Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает

3

Познавательная сфера

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Уровень активности, самостоятельности учащегося низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляет

0

Учащийся недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

1

Учащийся любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий

3

Регулятивная сфера

Произвольность деятельности

Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна

0

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке

1-2

Учащийся удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца

3

Уровень развития контроля

Учащийся не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

0

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий; затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

1

При выполнении действия учащийся ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

2

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

3

Коммуникативная сфера

Способность к сотрудничеству

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

0

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

1

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

2

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...