«ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ»
учебно-методическое пособие (4 класс)

Воропаева Татьяна Сергеевна

Данный материал раскрывает особенности обучения и развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), содержит описание направлений работы, коррекционно-развивающих методик, а также констатирует результаты работы с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

«ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ»

Выполнила:

учитель начальных классов

Воропаева Т.С.

«ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ»

  В МБОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  по адаптированным основным общеобразовательным программам образования обучающихся с УО, в.1 и в.2.

В последнее время растет число детей с ТМНР, которые обучаются по СИПР.

Я провожу обучение на дому с Арсением П., с учеником 7 класса. Арсений не способен воспринимать, анализировать, запоминать визуальную, тактильную информацию.

 Для него наиболее благоприятной является индивидуальная  форма обучения в привычной, комфортной обстановке.

 Работа с данной категорией детей является  трудоёмкой. Сталкиваюсь  с рядом трудностей:

Как выстраивать образовательный процесс?

Каким должно быть содержание работы?

Какие методы и приёмы следует использовать?

Что считать результатом работы с детьми с ТМНР?

Имея небольшой стаж работы с детьми с особыми образовательными потребностями, опираясь на ФГОС ОО с УО, существующий педагогический опыт, выстраиваю педагогическую деятельность с обучающимся с ТМНР по следующему алгоритму:

1) изучение особенностей ребёнка;

2) разработка СИПР;

3) работа с ребёнком;

4) анализ результатов.

Приступая к работе, в первую очередь тщательно изучаю главный документ обучающегося – заключение ПМПК. Это формирует представление об  особых образовательных потребностях ребёнка, его потенциальных возможностях, помогает спланировать индивидуальный образовательный маршрут.

Далее на основании заключений и рекомендаций специалистов ПМПК составляю Специальную индивидуальную программу развития (СИПР), которую реализую в течение учебного года.

Индивидуальный учебный план формирую исходя из возможностей ребёнка, рекомендаций ПМПК. Значительная часть учебной нагрузки отводится на коррекционные курсы (сенсорное развитие, предметно-практические действия, альтернативная коммуникация, двигательное развитие).

 Объём и степень сложности материала подбираю с учётом особенностей ребёнка. 

Затем начинается непосредственно коррекционно-развивающая работа с учётом ведущих образовательных потребностей детей с ТМНР:

 осознание собственной личности,

осознание личности окружающих людей,

осознание окружающего предметного мира и социального мира. Реализую основные направления коррекционно-развивающей работы:  развитие коммуникации,  развитие умений по самообслуживанию,  развитие игровой и продуктивной видов деятельности; сенсорное развитие; эмоциональное развитие. Указанные направления коррекционно-развивающей работы обеспечивают формирование основных жизненных умений.

Немаловажным является установление эмоционального контакта с учеником, формирование у него мотивации к взаимодействию. Ребенок чувствует, как к нему относится взрослый. Хорошее настроение, обращение по имени, стимулирующие приёмы  – залог успеха. 

Ведущими видами деятельности являются предметно-практическая, игровая. Основными методами и приемами выступают игра, манипуляции с предметами, упражнения. Использую различные наглядные пособия и материалы, преимущественно объёмные, натуральные, чтобы у ребёнка формировалось представление о свойствах предметов окружающего мира. Применяю массажные мячики, пособия с липучками, застежками, молниями, пуговицами, шнурками и т.д.

Также на каждом уроке использую упражнения с проговариванием стихов, потешек, прослушиванием доступных детских сказок и песенок. Арсений слушает учителя и выполняет доступные движения.

При индивидуальном обучении на дому значительно страдает социализация детей. Но Арсений посещает кружок «Здоровейка» и занятие с педагогом-психологом раз в неделю.

Необходимым аспектом успешной работы учителя является взаимодействие с родителями. Самым важным считаю оказание эмоционально–психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ТМНР.

Таким образом, знание и учёт особенностей детей, их особых образовательных потребностей, разработка и реализация СИПР, создание комфортных условий обучения, использование коррекционно-развивающих методик, сотрудничество с родителями позволяет достигать положительных результатов в развитии детей с тяжелыми и множественными нарушениями

в развитии.

 Для ребёнка с ТМНР незначительная динамика – это значительный шаг в развитии, в познании самого себя и окружающего мира. Педагогам, столкнувшимся с трудностями, не следует опускать руки. Оценив ситуацию, нужно пробовать, искать решения и верить в то, что всё делается во благо ребёнка. Терпение — ключ к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

"Использование развивающих игр в процессе обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"

quot;Использование развивающих игр в процессе обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"...

Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...