«ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ»
учебно-методическое пособие (4 класс)
Данный материал раскрывает особенности обучения и развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), содержит описание направлений работы, коррекционно-развивающих методик, а также констатирует результаты работы с ребенком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
«ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ»
Выполнила:
учитель начальных классов
Воропаева Т.С.
«ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ»
В МБОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированным основным общеобразовательным программам образования обучающихся с УО, в.1 и в.2.
В последнее время растет число детей с ТМНР, которые обучаются по СИПР.
Я провожу обучение на дому с Арсением П., с учеником 7 класса. Арсений не способен воспринимать, анализировать, запоминать визуальную, тактильную информацию.
Для него наиболее благоприятной является индивидуальная форма обучения в привычной, комфортной обстановке.
Работа с данной категорией детей является трудоёмкой. Сталкиваюсь с рядом трудностей:
Как выстраивать образовательный процесс?
Каким должно быть содержание работы?
Какие методы и приёмы следует использовать?
Что считать результатом работы с детьми с ТМНР?
Имея небольшой стаж работы с детьми с особыми образовательными потребностями, опираясь на ФГОС ОО с УО, существующий педагогический опыт, выстраиваю педагогическую деятельность с обучающимся с ТМНР по следующему алгоритму:
1) изучение особенностей ребёнка;
2) разработка СИПР;
3) работа с ребёнком;
4) анализ результатов.
Приступая к работе, в первую очередь тщательно изучаю главный документ обучающегося – заключение ПМПК. Это формирует представление об особых образовательных потребностях ребёнка, его потенциальных возможностях, помогает спланировать индивидуальный образовательный маршрут.
Далее на основании заключений и рекомендаций специалистов ПМПК составляю Специальную индивидуальную программу развития (СИПР), которую реализую в течение учебного года.
Индивидуальный учебный план формирую исходя из возможностей ребёнка, рекомендаций ПМПК. Значительная часть учебной нагрузки отводится на коррекционные курсы (сенсорное развитие, предметно-практические действия, альтернативная коммуникация, двигательное развитие).
Объём и степень сложности материала подбираю с учётом особенностей ребёнка.
Затем начинается непосредственно коррекционно-развивающая работа с учётом ведущих образовательных потребностей детей с ТМНР:
осознание собственной личности,
осознание личности окружающих людей,
осознание окружающего предметного мира и социального мира. Реализую основные направления коррекционно-развивающей работы: развитие коммуникации, развитие умений по самообслуживанию, развитие игровой и продуктивной видов деятельности; сенсорное развитие; эмоциональное развитие. Указанные направления коррекционно-развивающей работы обеспечивают формирование основных жизненных умений.
Немаловажным является установление эмоционального контакта с учеником, формирование у него мотивации к взаимодействию. Ребенок чувствует, как к нему относится взрослый. Хорошее настроение, обращение по имени, стимулирующие приёмы – залог успеха.
Ведущими видами деятельности являются предметно-практическая, игровая. Основными методами и приемами выступают игра, манипуляции с предметами, упражнения. Использую различные наглядные пособия и материалы, преимущественно объёмные, натуральные, чтобы у ребёнка формировалось представление о свойствах предметов окружающего мира. Применяю массажные мячики, пособия с липучками, застежками, молниями, пуговицами, шнурками и т.д.
Также на каждом уроке использую упражнения с проговариванием стихов, потешек, прослушиванием доступных детских сказок и песенок. Арсений слушает учителя и выполняет доступные движения.
При индивидуальном обучении на дому значительно страдает социализация детей. Но Арсений посещает кружок «Здоровейка» и занятие с педагогом-психологом раз в неделю.
Необходимым аспектом успешной работы учителя является взаимодействие с родителями. Самым важным считаю оказание эмоционально–психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ТМНР.
Таким образом, знание и учёт особенностей детей, их особых образовательных потребностей, разработка и реализация СИПР, создание комфортных условий обучения, использование коррекционно-развивающих методик, сотрудничество с родителями позволяет достигать положительных результатов в развитии детей с тяжелыми и множественными нарушениями
в развитии.
Для ребёнка с ТМНР незначительная динамика – это значительный шаг в развитии, в познании самого себя и окружающего мира. Педагогам, столкнувшимся с трудностями, не следует опускать руки. Оценив ситуацию, нужно пробовать, искать решения и верить в то, что всё делается во благо ребёнка. Терпение — ключ к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...
Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...
"Использование развивающих игр в процессе обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"
quot;Использование развивающих игр в процессе обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"...
Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...