Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда школы
консультация
Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, и часто болеющие дети.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_uchitelya-logopeda_v_shkole.docx | 181.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе
учителя-логопеда в школе
Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.
Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, и часто болеющие дети.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, элементы Су – Джок терапии, дыхательную гимнастику, физминутки.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и письмо. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
- способствует формированию правильного речевого дыхания;
- является отличной профилактикой заболеваний органов дыхания;
- укрепляет иммунитет ребенка;
- развивает дыхательную систему;
- служит отличной профилактикой ОРВИ.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца, и осторожно при бронхиальной астме!
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.
Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
Гимнастика для глаз:
- успокаивает нервную систему ребёнка;
- помогает мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения;
- облегчает глазам нагрузку, снимает усталость, даёт им отдохнуть;
- помогает замедлить и даже вовсе остановить падение зрения.
Разминка подготавливает и «разогревает» мышцы зрительного аппарата. Как правило, это движения открытыми и закрытыми глазами вверх-вниз, в стороны, зажмуривание и частое моргание.
С успехом в своей работе использую элементы самомассажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Самомассаж
- улучшает кровообращение;
- помогает нормализовать работу внутренних органов;
- служит профилактикой простудных заболеваний;
- благоприятствует психоэмоциональной устойчивости;
- повышает функциональную деятельность головного мозга;
- тонизирует организм.
Следующий метод Су-Джок терапия:
- обогащают знания ребенка о собственном теле;
- развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук;
- опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга;
- способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Элементы Су-Джок терапии можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Существенное влияние на организм и его работоспособность оказывают физминутки.
Благодаря им:
- улучшается осанка;
- усиливается обмен веществ в организме;
- развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться;
- дети получают разнообразные сенсорные впечатления.
Использование здоровьесберегающих технологий являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.
В ходе системной реализацииздоровьесберегающих технологий:
1)снижается уровень заболеваемости детей;
2) повышается уровень психологической комфортности;
3) повышается эффективность образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы
Уважаемые коллеги! Данная статья содержит описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда школы.
В докладе освещается тема применения здоровьесберегающих технологий в работе школьного логопеда, приведён пример занятия (конспект)....