Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
статья по логопедии на тему

Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

Учитель-логопед

высшей категории

МБОУ «Кардымовская СШ»

Корытко Наталья Викторовна

Современная школа сегодня должна решать сложные задачи, противоречия и проблемы. Одной из таких проблем стало резкое ухудшение физического и психического здоровья детей и подростков за последнее десятилетие. В общеобразовательной школе с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями речи. Претерпел качественные изменения контингент учащихся, посещающих логопедический пункт массовой школы: если лет десять назад больший процент составляли дети с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, то за последние пять лет резко увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи разного уровня (от нерезко выраженного до полного отсутствия речи). Помимо нарушений в развитии речи у данной категории детей нередко наблюдается недоразвитие внимания и памяти, словесно-логического мышления, пространственной и временной ориентировки, артикуляционной, мелкой и общей моторики, незрелость эмоционально-волевой сферы, быстрая истощаемость, низкая работоспособность. Интеграция детей с тяжелыми нарушениями речи в массовую общеобразовательную школу не должна быть тотальной. Однако ни в Смоленске, ни в Смоленской области нет образовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тем не менее, требования общества к результатам образования и воспитания учащихся постоянно растут. Все эти проблемы заставили меня задуматься над созданием в логопедическом пункте таких условий для каждого ребенка, которые помогут ему быстрее справиться с проблемами развития и позволят стать успешным в получении полноценного образования. Возникла необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы, которая включает в себя как традиционные методы, так и современные методики и здоровьесберегающие технологии. В практической работе я использую известные всем учителям-логопедам методики А.В Ястребовой, Т.П Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Е.В. Мазановой. В работе реализую эффективные пути построения логопедического занятия: использую активные формы обучения, создаю атмосферу сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания, провожу ролевые и ситуационные игры, развлечения. В основе всей моей деятельности стоит личностно-ориентированный подход. Большое внимание уделяю обеспечению мотивационного обучения, что способствует активному включению ребенка в процесс коррекции устной и письменной речи. Занимаюсь не только проблемами речи, но и общим развитием ребенка, включая в занятия здоровьесберегающие упражнения и нетрадиционные методики на развитие внимания, мышления, памяти, общей и мелкой моторики, дыхания которые представлены в таблице.

Технологии и методики

Цель использования

Описание внедрения в педагогическую деятельность

Результаты использования

1.Дыхательная гимнастика

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно – психические процессы.

Упражнения и игры для выработки правильного речевого дыхания

Сильный и продолжительный выдох, организация речи на выдохе.

2. Зрительная гимнастика

Снимает напряжение с глаз, способствует

тренировке зрительно-моторной координации.

Упражнения используются при коррекции нарушений чтения и письма через каждые 10 минут работы

Профилактика миопии.

3.Релаксация

Снимает напряжение, чувство беспокойства

Является одним из этапов работы при коррекции заикания и дизартрии

Развивается умение управлять своим телом, помогает контролировать свои эмоции, чувства, ощущения

4.Мимическая гимнастика

Способствует эмоциональному развитию, коммуникации

Упражнения выполняются сначала перед зеркалом, потом по подражанию и словесной инструкции

Развивается мимическая мускулатура, улучшается микроклимат в группе

5.Динамические паузы в сочетании с речевым материалом

Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки на групповых и фронтальных

занятиях

Профилактика нарушения осанки, профилактика утомления; улучшается работоспособность и мотивация

6.Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики, снятие мышечных зажимов

Игры со счетными палочками, прищепками, мозаикой, шнуровка, составление картинок из отдельных пазлов, графические диктанты.

Совершенствование тонкой моторики, что в свою очередь стимулирует развитие всех психических процессов и в частности развитие речи.

7. Сказко-терапия

Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие.

Сказки о веселом язычке при выполнении артикуляционной гимнастики; сказки на лексические и грамматические темы

Улучшение произносительных навыков, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

8. Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры

с элементами

Су Джок терапии

Стимулирование и активизация мышечного тонуса

Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук

Массаж пальцев при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, орехи). Массаж проводится до появления тепла (1 минуту) до выполнения письменного задания.

Укрепление мимической мускулатуры, мелкой моторики рук, формирование тактильных ощущений, стимулирование работы головного мозга.

9.Элементы биоэнерго-пластики

Способствует естественному распределению биоэнергии в организме.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляю движение кисти.

Ускоряется процесс исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.

10.Кинезиологические методы

Способствует активизации различных отделов коры больших полушарий.

Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос-хлопок» выполняю вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность.

Улучшается внимание и память, формируются пространственные представления, гармонизируется работа головного мозга.

Использование технологий здоровьесберегающего обучения особенно актуально в коррекционной педагогике. Только комплексное воздействие на ребенка с речевой патологией может дать положительную динамику речевого развития, позволяет развивать способности каждого ребенка, а главное помогают сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

3.. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.

4.Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Материал поможет учителям - логопедам правильно организовать свою работу. В статье рассматривается вопрос о внедрении в коррекционно-логопедический процесс здоровьесберегающих технологий....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Уважаемые коллеги! Данная статья содержит описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы....