Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
статья по логопедии на тему
Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.
Учитель-логопед
высшей категории
МБОУ «Кардымовская СШ»
Корытко Наталья Викторовна
Современная школа сегодня должна решать сложные задачи, противоречия и проблемы. Одной из таких проблем стало резкое ухудшение физического и психического здоровья детей и подростков за последнее десятилетие. В общеобразовательной школе с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями речи. Претерпел качественные изменения контингент учащихся, посещающих логопедический пункт массовой школы: если лет десять назад больший процент составляли дети с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, то за последние пять лет резко увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи разного уровня (от нерезко выраженного до полного отсутствия речи). Помимо нарушений в развитии речи у данной категории детей нередко наблюдается недоразвитие внимания и памяти, словесно-логического мышления, пространственной и временной ориентировки, артикуляционной, мелкой и общей моторики, незрелость эмоционально-волевой сферы, быстрая истощаемость, низкая работоспособность. Интеграция детей с тяжелыми нарушениями речи в массовую общеобразовательную школу не должна быть тотальной. Однако ни в Смоленске, ни в Смоленской области нет образовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тем не менее, требования общества к результатам образования и воспитания учащихся постоянно растут. Все эти проблемы заставили меня задуматься над созданием в логопедическом пункте таких условий для каждого ребенка, которые помогут ему быстрее справиться с проблемами развития и позволят стать успешным в получении полноценного образования. Возникла необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы, которая включает в себя как традиционные методы, так и современные методики и здоровьесберегающие технологии. В практической работе я использую известные всем учителям-логопедам методики А.В Ястребовой, Т.П Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Е.В. Мазановой. В работе реализую эффективные пути построения логопедического занятия: использую активные формы обучения, создаю атмосферу сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания, провожу ролевые и ситуационные игры, развлечения. В основе всей моей деятельности стоит личностно-ориентированный подход. Большое внимание уделяю обеспечению мотивационного обучения, что способствует активному включению ребенка в процесс коррекции устной и письменной речи. Занимаюсь не только проблемами речи, но и общим развитием ребенка, включая в занятия здоровьесберегающие упражнения и нетрадиционные методики на развитие внимания, мышления, памяти, общей и мелкой моторики, дыхания которые представлены в таблице.
Технологии и методики | Цель использования | Описание внедрения в педагогическую деятельность | Результаты использования |
1.Дыхательная гимнастика | Стимулирует работу мозга, регулирует нервно – психические процессы. | Упражнения и игры для выработки правильного речевого дыхания | Сильный и продолжительный выдох, организация речи на выдохе. |
2. Зрительная гимнастика | Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. | Упражнения используются при коррекции нарушений чтения и письма через каждые 10 минут работы | Профилактика миопии. |
3.Релаксация | Снимает напряжение, чувство беспокойства | Является одним из этапов работы при коррекции заикания и дизартрии | Развивается умение управлять своим телом, помогает контролировать свои эмоции, чувства, ощущения |
4.Мимическая гимнастика | Способствует эмоциональному развитию, коммуникации | Упражнения выполняются сначала перед зеркалом, потом по подражанию и словесной инструкции | Развивается мимическая мускулатура, улучшается микроклимат в группе |
5.Динамические паузы в сочетании с речевым материалом | Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. | Физминутки на групповых и фронтальных занятиях | Профилактика нарушения осанки, профилактика утомления; улучшается работоспособность и мотивация |
6.Пальчиковая гимнастика | Развитие мелкой моторики, снятие мышечных зажимов | Игры со счетными палочками, прищепками, мозаикой, шнуровка, составление картинок из отдельных пазлов, графические диктанты. | Совершенствование тонкой моторики, что в свою очередь стимулирует развитие всех психических процессов и в частности развитие речи. |
7. Сказко-терапия | Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие. | Сказки о веселом язычке при выполнении артикуляционной гимнастики; сказки на лексические и грамматические темы | Улучшение произносительных навыков, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. |
8. Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры с элементами Су Джок терапии | Стимулирование и активизация мышечного тонуса Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук | Массаж пальцев при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, орехи). Массаж проводится до появления тепла (1 минуту) до выполнения письменного задания. | Укрепление мимической мускулатуры, мелкой моторики рук, формирование тактильных ощущений, стимулирование работы головного мозга. |
9.Элементы биоэнерго-пластики | Способствует естественному распределению биоэнергии в организме. | Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляю движение кисти. | Ускоряется процесс исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. |
10.Кинезиологические методы | Способствует активизации различных отделов коры больших полушарий. | Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос-хлопок» выполняю вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность. | Улучшается внимание и память, формируются пространственные представления, гармонизируется работа головного мозга. |
Использование технологий здоровьесберегающего обучения особенно актуально в коррекционной педагогике. Только комплексное воздействие на ребенка с речевой патологией может дать положительную динамику речевого развития, позволяет развивать способности каждого ребенка, а главное помогают сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
3.. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
4.Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Материал поможет учителям - логопедам правильно организовать свою работу. В статье рассматривается вопрос о внедрении в коррекционно-логопедический процесс здоровьесберегающих технологий....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы
Уважаемые коллеги! Данная статья содержит описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы....