Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда школы.
учебно-методический материал по логопедии (2 класс)

Войцех Марина Сергеевна

В докладе освещается тема применения здоровьесберегающих технологий в работе школьного логопеда, приведён пример занятия (конспект).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voytseh_doklad.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7»

Петропавловск-Камчатского городского округа

        ДОКЛАД

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС»

        Подготовила:

учитель-логопед

Войцех М.С.

г. Петропавловск-Камчатский, 2023

Оглавление

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС        3

Классификация здоровьесберегающих технологий        3

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС        4

Приложение 1. Конспект коррекционно-развивающего занятия        7


Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1.    Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2.    Рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

3.    Соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

4.    Необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы:

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

МБОУ «Средняя школа №7» с 2015-2020 учебный год являлась экспериментальной площадкой «Школа – центр безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка» в рамках использования здровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки.

2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. Ч. Реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. П.). 

3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 

5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

6. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. П., т. Е. Все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую. 

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Тема занятия: «Буква ю и звуки, которые она обозначает»

Цель:

Задачи:

Оборудование: проектор; таблица со схемой образования двузвучной буквы ю; карточки с заданием (на каждого ребёнка); схемы слов; лента цифр для проверки; карточки со словами ДА и НЕТ(на каждого ребёнка); суджоки и массажные ёжики, офтальмотренажёры (папки на каждого ребенка), массажные коврики

Ход занятия

№ этапа

Этапы занятия

Деятельность логопеда

1

  1. Организационный момент

- Назовите, что общего у этих слов?

(Какую гласную букву нужно вставить во все эти слова?)

(на проектор выведены слова с пропущенной буквой ю: . ла, по . т,

пь . т, л . тик)

2

Основная часть

1. Припоминание знаний о гласной буквы ю.

- Что вы можете рассказать об этой букве?

(Логопед предлагает детям рассмотреть схему образования двузвучной буквы ю, а также буквыю, обозначающая мягкость предшествующего согласного, обсуждает её вместе с детьми)

Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного

*Суджоки, массажные ёжики

-Давайте с вами приготовим наши пальчики и руки к письму и разогреем их с помощью наших помощников

2.Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Игра «Запиши наоборот»

Логопед диктует слоги с буквой ю, стоящей на втором месте, а обучающиеся записывают слоги с буквой ю, стоящей на первом месте: тю-ют, мю-юм, сю-юс, рю-юр, лю-юл, ню-юн, вю-юв,кю-юк.

-Назовите слоги, в которых буква ю обозначает два звука; один звук. Объясните почему.

-Подчеркните ю одной чертой, двумя чертами, в зависимости сколько звуков она обозначает.

-Какая роль буквы ю, стоящей после согласного?

3. Научить обучащающихся различать слова, в которых буква ю обозначает один или два звука

/Работа у доски/

-Распределите слова в три столбика, в которых буква ю обозначает два звука и находится в начале слова, после гласной, после ь разделительного знака. (Каждое слово на отдельной карточке, которые обучающийся вешает на доске в нужный столбик)

/Работа с карточкой/

-Запишите слова в два столбика, в зависимости сколько звуков обозначает буква ю.

Слова: салют, рюкзак, Юра, юркий, тюбик, юный, любовь, воют, льют, бюро.

Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного

*Офтальмотренажёр

-Возьмите наши папки с зарядкой для глаз, откройте с.2, руки вытяните руки с папкой вперёд и выполняйте движения глазами, по заданной траектории данного упражнения

*Смена динамических поз

/Работа с тетрадью/

-Запишите в тетрадь. Обозначьте ю звуковыми символами (зелёным и красным)

Логопед диктует слова, а обучающиеся записывают цифру 1 или 2, в зависимости сколько звуков обозначает буква ю.

Слова: юбка,люк, поют, вьют, лютик, сюрприз, пьют, юла смеются

(проверка по ленте цифр: 2, 1 ,2, 2, 1, 1, 2, 2, 2)

Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного

*Массажные коврики

Обучающиеся на коврике переваливаются с правой на левую ноги, имитируют движения медведя; стоят на правой и левой ноге, имитирую позу цапли; вращения вокруг своей оси  в одну и другую сторону; попеременно поднимаются сначала на носочки, затем на пяточки.

/Работа с карточками/

-Зашифруйте данные слова, вместо буквы ю запишите цифру 1или 2, в зависимости, сколько звуков она  обозначает буква.

/Работа устно/

-«Верно ли утверждение»

Логопед называет утверждения, а обучающиеся поворачивают голову в сторону выбранного ответа  ДА или НЕТ

*Слова  ДА, НЕТ на цветных карточках  находятся в разных сторонах по периметру класса  (элемент здоровьесберегающие технологии)

-В слове юбка первый звук у (да)

- В слове юный первый звук й (да)

-Буква ю после гласной обозначает два звука й, у (да)

После мягкого разделительного знака буква ю обозначает один звук (нет)

-В слове клюв третий звук у (да)

-В слове Юра три звука (нет)

-Буква ю после согласной обозначает один звук (да)

-В слове тюльпан буква ю обозначает мягкость предшествующего согласного (да)

3

Итог занятия

-С какой буквой сегодня работали?

-Что вы о ней можете рассказать?

-Когда буква ю обозначает один, два звука?

-Спасибо за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Уважаемые коллеги! Данная статья содержит описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы....