Главные вкладки
Рабочая программа Адаптивная физкультура
рабочая программа по физкультуре (4 класс)
Адаптивная физкультура
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_adaptivnaya_fizkultura_4_klass_variant_2.docx | 78.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образования Администрации Каратузского района
МБОУ Сагайская ООШ
СОГЛАСОВАНО Пед.совет №1 ________________________ _ Протокол №1 от «29» 08. 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Овчинникова В.А. Приказ № 01-01-01 от «02» 09. 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Адаптивной физической культуре»
(2 вариант)
для обучающихся 4 классов
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Адаптивная рабочая программа по физической культуре составлена на основе программы для 1 - 4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, издательство М., «Владос», 2011г.
Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям, реализации, планируемым результатам освоения АООП в:
1. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральном государственном образовательном стандарте (Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Проекте примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Актуальность данной программы объясняется несколькими причинами:
– в настоящее время имеющиеся программы по физической культуре для детей с отклонениями в состоянии здоровья не соответствуют современным нормам и требованиям;
– физическое развитие детей с отклонениями в развитии, особенно младшего школьного возраста, становится все более важной проблемой, так как именно в этом возрасте деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма.
Цель программы:
- Укрепление психического и физического здоровья обучающихся, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия средств адаптивной физической культуры.
Задачи программы:
- повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности;
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки и гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- формирование и совершенствование двигательных и прикладных, жизненно важных умений и навыков;
- увеличение двигательной активности и обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
- повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
- коррекция нарушений физического развития и психомоторики;
- обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
- формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре, и ее значение в жизни человека;
- формирование достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Методы и формы организации физической культуры
обучающихся с ТМНР
• Метод индивидуального дозирования физических нагрузок;
• методы наглядного восприятия (показ, звуковой сигнал, демонстрация);
• методы использования слова (описание, объяснение, команда, подсчет);
- практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный).
- индивидуальный, групповой, фронтальный и коллективный способы организации учебных действий.
Реализация уроков осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Уроки по физической культуре проводятся в помещении, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Средства, используемые при реализации программы:
- физические упражнения;
- корригирующие упражнения;
- коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
- материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
- наглядные средства обучения.
Специфика предмета
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Адаптивная физическая культура для детей с ТМНР – это новое направление, как в специальной педагогике, так и в адаптивной физической культуре, включающие в себя ряд коррекционных задач, определяющих целенаправленный и специфический процесс преодоления недостатков физического развития и осуществления взаимосвязи с лечебно-оздоровительной и коррекционно-компенсаторной работы.
Занятия АФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей, сердечно – сосудистых заболеваний, нарушений зрения);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Общая характеристика учебного предмета
«Адаптивная физическая культура»
Специфичность понятия «Адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.
Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем.
Программный материал по адаптивной физической культуре предусматривает обучение школьников элементарным жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.
Материал программы состоит из следующих разделов: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Лыжная прогулка, игры на свежем воздухе», «Велосипедная подготовка».
Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» входит в обязательную часть учебного плана организации. Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю (18 часов – 1 четверть, 14 час – 2 четверть, 20 часов – 3 четверть и 16 часов – 4 четверть). Общее количество 68 часов в год. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Распределение учебного материала
Раздел программы | Количество часов |
Физическая подготовка | 36 |
Коррекционные подвижные игры | 14 |
Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе | 10 |
Велосипедная подготовка | 8 |
Каждый из четырех разделов программы предполагает освоение двигательных навыков на одном из доступных уровней:
- минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы постоянную ассистентскую помощь взрослого;
- достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений, игры с соблюдением правил и пр.).
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
- Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
- Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
- Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
- Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.
- Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и другие.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Предполагаемые результаты освоения программы в 4 классе
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Раздел «Физическая подготовка»:
Может научиться:
- выполнять команду «Становись»
- строиться в шеренгу, в колонну;
- чередовать ходьбу с бегом;
- ходить в колонне по одному;
- подпрыгивать на одной и двух ногах;
- метать мячи одной рукой с места;
- мягко приземляться при прыжках;
- выполнять инструкции и команды учителя;
- ходить по гимнастической скамейке;
- лазить по наклонной гимнастической скамейке и гимнастической стенке;
- выполнять ОРУ с предметами и без них.
Получит возможность научиться:
- прыгать в длину с места;
- прыгать вверх с доставанием предметов;
- прыгать на скакалке;
- выполнять упражнения в парах;
- бегать на короткие дистанции.
Раздел «Коррекционные подвижные игры»:
Может научиться:
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;
- броскам мяча;
- ловле мяча;
- передаче мяча.
Получит возможность научиться:
- элементам спортивной игры «бочче»;
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
Раздел «Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе»
Может научиться:
- выполнять строевые упражнения с лыжами;
- передвигаться на лыжах ступающим шагом.
Получит возможность научиться:
- взаимодействовать с партнерами в подвижных играх на свежем воздухе.
Раздел «Велосипедная подготовка»:
Может научиться:
- удерживать позу с помощью во время работы на велотренажере;
- узнавать составные части велотренажера;
- вращать педали с фиксацией ног.
Получит возможность научиться:
- последовательности действий при посадке на велотренажер.
Основное содержание учебного предмета
Содержание программы по предмету «Адаптивная физическая культура» направлено на целостное обучение с последующим усложнением, углублением и совершенствованием упражнений. Рабочая программа предполагает выработать у обучающихся прочный двигательный стереотип в основных упражнениях различных разделов учебной программы. Достигается это постоянным повторением и совершенствованием ранее изученного учебного материала из урока в урок, из года в год. Обучение осуществляется посредством специально отобранных упражнений и игр. Применяются общеразвивающие, имитационные подготовительные и специальные упражнения, общеразвивающие и специальные игры, направленные на развитие двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации.
Физическая подготовка. Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне. Выполнение строевых команд.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, приставным шагом, широким шагом. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия. Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза. Развитие физических качеств.
Корригирующие упражнения:
Упражнения на дыхание: правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию: «понюхать цветок» - вдох; «дуем на кашу» - выдох.
Упражнения на осанку: упражнения в движении, имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения у г/стенки; удерживание мешочка на голове, стоя у стенки.
Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «хождение на носках», хождение на пятках», «серп»); ходьба приставными шагами по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на общую и мелкую моторику: с массажными мячами- ежиками большого размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками (скольжения, переставления рук, повороты); со
средними мячами (перекатывание партнеру сидя, катание вдоль гимнастической скамейки, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, удары в стену; удары об пол).
Коррекционные подвижные игры. Игры с элементами общеразвивающих упражнений, с мячами, с бегом, с прыжками, с метанием и бросками. Подвижные игры «Паровоз», «На праздник», «Возьми ленточки», «Беги ко мне», «Перепрыгни через ручеек» и другие.
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол: удержание мяча в руках в течение пяти секунд с поддержкой, захват и отпускание мяча с поддержкой, толчок мяча от груди/тела по направлению цели с поддержкой, захват и удержание мяча в течение пяти секунд без поддержки, захват и удержание мяча продолжительное время, захват и толчок мяча от груди/тела по направлению цели без поддержки, передача мяча по кругу с поддержкой.
Пионербол: касание рукой подвешенного мяча с помощью взрослого; удар рукой по подвешенному мячу с помощью взрослого, броски волейбольного мяча в сторону сетки без поддержки.
Футбол: отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения лежа, сидя, стоя с помощью взрослого, удар ногой по мячу из различных исходных положений с помощью взрослого.
Бочче: катание малого и больших шаров на различные расстояния, в указанную цель.
Лыжная прогулка, игры на свежем воздухе. Организующие команды и приемы. Переноска лыж. Передвижение ступающим шагом без палок. Подвижные игры на санках, со снежками.
Велосипедная подготовка. Работа на велотренажере.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ в 4 «Б» классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата | |
план | факт | ||||
Раздел программы: Физическая подготовка - 18 часов | |||||
1 | Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе | 1 | Подготовительные упражнения: ОРУ без предмета. Дыхательные упражнения. Основные упражнения: Ходьба по прямой в медленном, среднем и быстром темпе за учителем; к ориентирам по заданию учителя; «змейкой». Подвижная игра «Кто быстрее?» Корригирующие упражнения: Перекладывание теннисного мяча из правой руки в левую и обратно | ||
2 | Построения и перестроения | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег. ОРУ. Основные упражнения: Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание на вытянутые руки вперед с помощью учителя. Повороты по ориентирам. Перестроение в круг, взявшись за руки. Передвижение по кругу, взявшись за руки в правую и левую сторону. Корригирующие упражнения: Круговые движения в лучезапястных суставах. | ||
3 | Ходьба с различными движениями рук и ног | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой, ходьба между предметами. ОРУ Основные упражнения: Ходьба на носках, руки вверх; на пятках, руки в стороны; на внешних сводах стопы, руки на поясе. Ходьба по разметке спортивной площадки: по боковым линиям – руки к плечам; по лицевым линиям – руки за спину. Ходьба с наклонами вперед, руками касаться пола. Ходьба с маховыми движениями правой (левой) ногой; с высоким подниманием бедра. Подвижная игра «Аист ходит по болоту». Корригирующие упражнения: Стоя у опоры, покачивание ногой вперед, назад, потряхивание ногой («стряхнуть воду с ноги»). | ||
4 | Ходьба с изменением темпа | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой на носках, пятках, внешних сводах стопы, с поочередным выносом прямых ног вперед. ОРУ. Основные упражнения: Ходьба с остановками по слуховому и зрительному сигналу. Согласование ходьбы с хлопками. Ходьба с изменением темпа за учителем. Бег в чередовании с ходьбой (15 м бег, 10 м ходьба). Игра «Беги ко мне». Корригирующие упражнения: Руки через стороны вверх - подтянуться - вдох, руки вниз - расслабиться - выдох. | ||
5 | Бег с изменением направления и темпа движения | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках; приставным шагом. Бег в медленном темпе. ОРУ. Основные упражнения: Начало движения и остановка по звуковому сигналу. Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе («елочка», «змейка», зигзагом и т.д.). Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба в чередовании с бегом. Подвижная игра «Беги ко мне» Корригирующие упражнения: Одновременное сгибание пальцев на одной руке и разгибание на другой. | ||
6 | Ходьба и бег на короткие отрезки | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, пятках, внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе, меняя положение рук: на поясе, за спиной, к плечам. Основные упражнения: Ходьба и бег по прямой (S=15-20 м) по сигналу учителя. Пробегание коротких отрезков из разных и.п. (привычных и непривычных). Переноска 3-х кубиков из обруча в обруч. Корригирующие упражнения: Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) | ||
7 8 | Катание мяча по полу | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег по прямой и с обеганием предметов. Основные упражнения: Движения руками вверх, вперед, в стороны, к плечам. Наклоны вперед с мячом в руках. Перекатывание мяча из руки в руку перед собой. Прокатывание мяча по полу перед собой в движении. Катание мяча между предметами. Катание мяча в цель с изменением расстояния до цели. Подвижная игра «Ленточки». Корригирующие упражнения: Стоя у опоры, покачивание ногой вперед, назад | ||
9 | Преодоление препятствий при ходьбе | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой с различными движениями рук; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Бег по прямой и к ориентирам. ОРУ с ленточками.. Основные упражнения: Задания выполнять при передвижении в колонне по одному по кругу: ходьба по кирпичикам; перепрыгнуть через «ров» (ширина 30 – 40 см); перешагнуть через гимнастические скамейки, установленные параллельно друг другу; перепрыгнуть из обруча в обруч, лежащие рядом друг с другом. Подвижная игра «Хвостики». Корригирующие упражнения: Свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот). | ||
10 | Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, приставными шагами. Бег по разметке волейбольной площадки. Поднять руки вверх – потянуться. Основные упражнения: Прыжки на двух ногах на месте с хлопками перед собой и над головой. Упражнение «Зайка»: прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Прыжки вперед, перепрыгивая через небольшие «кирпичики». Игра «Прыг-скок». Корригирующие упражнения: Сопоставление пальцев поочередно на правой руке, затем на левой. | ||
11 | Прыжки на одной ноге на месте и с продвижением вперед | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Бег с остановками по звуковому сигналу. ОРУ в движении. Основные упражнения: Прыжки на месте на двух, одной ноге. Прыжки вперед-назад; с поворотами направо-налево, кругом. Прыжки с продвижением вперед по ориентирам (к кубикам, набивным мячам). Игра «Прыг-скок». Корригирующие упражнения: Свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот). | ||
12 13 | Прыжки в длину с места | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе. ОРУ. Основные упражнения: Прыжки на месте на двух ногах. Прыжки вперед через рейки лесенки координации. Прыжки из обруча в обруч. Прыжки в длину с места толчком двух, с приземлением на гимн/мат. Подвижная игра «Перепрыгни через ручеек». Корригирующие упражнения: Дыхательные упражнения по подражанию «понюхать цветок» | ||
14 | Передача предметов | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе. Основные упражнения: Передача мяча из руки в руку перед собой. Передача предметов (мяча, кубика, флажка) в тройках в правую и левую сторону. Передача предметов во встречных колоннах. Корригирующие упражнения: Из положения сидя лечь, сесть. | ||
15 | Прыжки вверх | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках; приставным шагом; скрестным шагом; спиной вперед. ОРУ с мячами. Основные упражнения: Прыжки 1 – 2 рейку гимн/стенки, держась руками на уровне головы. Прыжки через натянутый шнур (h=10-15 см). Подпрыгивание и доставание предметов (подвешенный мяч) Корригирующие упражнения: Сгибание фаланг пальцев. | ||
16 | Преодоление небольших препятствий | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег в медленном темпе по разметке волейбольной площадки. ОРУ. Основные упражнения: Бег в «коридоре»; ходьба по гимнастической скамейке; из положения ноги врозь (гимнастическая скамейка между ногами) прыжки на двух ногах с продвижением вперед и опорой на руки; пролезть сквозь обруч, перешагнуть через 2 – 3 набивных мяча; проползти на животе по гимн/мату; подлезть под натянутым резиновым жгутом (h = 60 – 80 cм). Ходьба по «кирпичикам» (6 – 8 шт) Корригирующие упражнения: Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке | ||
17 18 | Метание мяча в стену | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег в медленном темпе. ОРУ для рук. Основные упражнения: Подбрасывание мяча перед собой и ловля двумя руками. Метание мяча в пол около стены правой, левой рукой. Метание мяча в стену одной, двумя руками различными способами. Метание мяча за голову, стоя спиной к стене. Метание в вертикальную цель. Корригирующие упражнения: И.п. – полунаклон вперед. Расслабление мышц рук. | ||
Раздел программы: Коррекционные подвижные игры - 14 часов | |||||
19 20 | Подвижные игры с элементами ОРУ | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба и бег с изменением направления (за учителем). Основные упражнения: Отведение рук в стороны, вверх; движения прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны, назад держась за опору. Наклоны головы и туловища. Игры «Сбор овощей», «Найди свой цвет». Корригирующие упражнения: сгибания-разгибания в голеностопных суставах (самостоятельно или с помощью) | ||
21 22 | Подвижные игры с мячом. Броски и ловля мяча. | 2 | Разминка: Ходьба с движениями рук (мяч в руках). Бег в медленном темпе. ОРУ. Подводящие упражнения: Броски волейбольного мяча в стену двумя руками снизу; из-за головы. Броски мяча в пол с отскоком в стену. Основные упражнения: Касание рукой подвешенного мяча и удар по подвешенному мячу с помощью взрослого. Броски волейбольного мяча в сетку. Подвижные игры «Беги к флажку», «Быстрее лови». Корригирующие упражнения: Дыхание по подражанию: «понюхать цветок». | ||
23 24 | Подвижные игры с бегом | 2 | Разминка: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, бег с остановкой по сигналу. ОРУ. Подготовительные упражнения: Ходьба, перешагивая из обруча в обруч (малого диаметра); ходьба зигзагом к ориентирам. Основные упражнения: Челночный бег с переноской кубиков. Подвижные игры «Беги к флажку», «Возьми ленточки». Корригирующие упражнения: Взмахи ногой вперед, назад. | ||
25 26 | Подвижные игры с метанием, бросками мяча | 2 | Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. ОРУ Подводящие упражнения: Круговые движения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Основные упражнения: Подбрасывание мяча вверх и ловля после отскока от пола. Удары по мячу в пол. Подвижные игры «Подвижная цель», «Попади в обруч». Корригирующие упражнения: Одновременное сгибание пальцев на одной руке и разгибание на другой. | ||
27 28 | Элементы спортивных игр (баскетбол): передача мяча | 2 | Разминка: ходьба, бег по линиям баскетбольной площадки за учителем. ОРУ. Подводящие упражнения: Прыжки на двух и одной ноге, стоя на месте; с продвижением до предмета (местоположение можно менять). Основные упражнения: Удержание баскетбольного мяча в течение 5 секунд с поддержкой и отпускание мяча. То же, но без поддержки. Захват и толчок мяча от груди по направлению цели. Передача мяча по кругу (помощь учителя индивидуально). Корригирующие упражнения: захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов | ||
29 30 31 32 | Броски и катание шаров | 4 | Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. Упражнения для рук. Подводящие упражнения: Перекатывание мяча в парах. То же, но между параллельно лежащими гимн/палками. Основные упражнения: Катание шаров «паллино» и «бочче» на различные расстояния; в указанную цель. Броски шара бочче, стараясь сбить кеглю. Броски шара паллино. Поочередные броски бочче к паллино. Корригирующие упражнения: Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | ||
Раздел программы: Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе - 10 часов | |||||
33 | Игры на свежем воздухе Игры на свежем воздухе | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба в среднем темпе. Основные упражнения: Подвижные игры на санках «Попрыгунчики», «Парное катание». | ||
34 | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба в среднем темпе. Основные упражнения: Слепить снежок и выполнить бросок. Подвижные игры со снежками «Метание снежков», «Игра в снежки». | |||
35 36 37 38 39 40 | Лыжная прогулка | 6 | Ознакомление. Переноска лыж. Выход на площадку. Начальное разучивание: Построение на лыжах. Передвижение ступающим шагом без палок с помощью учителя и самостоятельно. Очистка лыж. Углубленное разучивание. Повторение. (содержание предыдущих уроков) | ||
41 | Игры на свежем воздухе | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба в среднем темпе. Основные упражнения: Подвижные игры «Кто первый к флажку», «Кто быстрее» | ||
42 | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба в среднем темпе. Основные упражнения: Подвижные игры «Снежная карусель», «Мячом по булаве» | |||
Раздел программы: Велосипедная подготовка – 8 часов | |||||
43 44 45 46 47 48 49 50 | Работа на велотренажере | 8 | Подводящие упражнения: Имитация езды на велосипеде, сидя на полу (стуле). Основные упражнения: Вращение педалей с фиксацией ног. Дополнительное задание: ходьба и медленный бег на беговой дорожке (со страховкой учителя). Корригирующие упражнения: Сгибание – разгибание ног в голеностопных суставах. | ||
Раздел программы: Физическая подготовка - 18 часов | |||||
51 52 | Элементы спортивных игр: футбол | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. ОРУ. Бег между набивными мячами; с обеганием стоек. Основные упражнения: Отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения сидя, стоя, лежа. Удар ногой по мячу из различных и.п. с помощью взрослого. Корригирующие упражнения: Разведение и сведение пальцев рук | ||
53 54 | Лазанье по наклонной г/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с резиновыми мячами. Основные упражнения: Ходьба по наклонной гимн/скамейке вверх и спуститься вниз по гимн/скамейке (помощь учителя индивидуально). Лазанье по наклонной гимн/скамейке в приседе; в упоре стоя на коленях; в упоре согнувшись. Лазанье по двум параллельным скамейкам. Лазанье по наклонной гимн/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами. Корригирующие упражнения: Из положения сидя лечь, сесть. | ||
55 56 | Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с гимнастическими палками. Основные упражнения: Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз. Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и спуститься по ней произвольным способом. Лазанье по гимн/стенке в сторону приставными шагами; вверх по диагонали. Корригирующие упражнения: Дыхательные упражнения по подражанию «согреть руки» | ||
57 58 | Равновесие | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба по линии, нарисованной на полу; перешагивание через гимн/палки. Основные упражнения: Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3-4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), боком приставными шагами, по наклонной скамейке. Ходьба с мешочком на голове. Корригирующие упражнения: Перекатывание малого массажного мяча на ладони вправо-влево | ||
59 | Спрыгивание с высоты | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с большими мячами. Основные упражнения: Спрыгивание с гимн/скамейки на гимн/мат, руки в стороны. Спрыгивание с 1-й рейки гимн/стенки. Игра «Лягушка». Корригирующие упражнения: Дыхательные упражнения по подражанию «надуй шарик» | ||
60 | Подбрасывание мяча вверх и ловля его | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с малыми мячами Основные упражнения: Подбрасывание мячей различного диаметра вверх и ловля их. Броски вверх и ловля после отскока от пола. Игра «Набрось кольцо». Корригирующие упражнения: Круговые движения кистью. | ||
61 62 | Сбивание предметов | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, с поочередным выносом прямой ноги вперед, с высоким подниманием бедра. Бег. Основные упражнения: Подбрасывание большого мяча вверх. Сбивание кеглей большим мячом с различного расстояния (с отметки). Выбивание мяча из круга. Сбивание малым мячом пирамиды из кубиков. Корригирующие упражнения: Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками) | ||
63 | Передача большого мяча в колонне | 1 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, с поочередным выносом прямой ноги вперед, с высоким подниманием бедра. Бег. Основные упражнения: Перекладывание волейбольного мяча из руки в руку. Подбрасывание и ловля мяча перед собой. Стоя в колонне по одному: передача волейбольного мяча за голову; передача снизу между ногами; передача баскетбольного мяча справа, слева с поворотом туловища. Корригирующие упражнения: Сохранение правильной осанки в положении сидя до 5 сек. | ||
64 65 | Метание малого мяча с места через натянутую веревку | 2 | Подготовительные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, с поочередным выносом прямой ноги вперед, с высоким подниманием бедра. Бег. Основные упражнения: Перекатывание мячей в парах под веревкой. Броски в парах под натянутой веревкой. Метание малого мяча с места через натянутую веревку одного мяча. То же, но несколько мячей подряд. Корригирующие упражнения: Противопоставление первого пальца остальным одновременно двумя руками. | ||
66 67 | Метание теннисного мяча в вертикальную цель и на дальность | 2 | Подводящие упражнения: Перекатывание теннисного мяча между ладонями; сжимание-разжимание массажного малого мяча. Основные упражнения: - броски теннисного мяча в стену правой (левой) рукой; - метание мяча в цель (подвешенный мяч, обруч); - метание мяча в вертикальную цель с расстояния 2-3 м; - метание теннисного мяча на дальность с места. Подвижная игра «Движущаяся мишень». Корригирующие упражнения: поочередное сгибание пальцев рук на одной (двух) руках | ||
68 | Упражнения с фитболами | 1 | Подводящие упражнения: Захват и поднимание фитбола от пола. Основные упражнения: Перекатывание фитбола левой - правой рукой перед собой. Перекатывание мяча вперед двумя, одной рукой. Перекатывание мяча в парах (S=3-4 м). Прыжки на попрыгунчиках, взявшись за них руками. Игровое упражнение «Кто дальше». |
Методические и учебные пособия
1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
2. Баряева Л.Б. Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.
3. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, Издательство М., «Владос», 2011.
4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002.
5. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.:Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.
6. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб. - Союз художников, 2007.
7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
Приложение
Подвижные игры на уроках
«Хвостики». Играющие разбиваются на 2 команды, условно «синие» и «красные». Каждому участнику выдается лента, того цвета команда, которую он затыкает за пояс, либо за ремень, так чтобы висел свободный конец. По команде ведущего начинается игра. Участники должны сорвать у своих соперников, в то время пытаясь сохранить свой «хвостик». Естественно, победит та, команда чьи «хвостики» остались целыми, хотя бы один.
«Перепрыгни через ручеек». Цель: учить прыгать легко, на двух ногах; воспитывать у детей настойчивость в достижении цели при решении игровой задачи; способствовать совершенствованию деятельности опорно-двигательной системы организма ребенка; поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.
Ход игры: на земле чертятся две расходящиеся линии. В самом узком месте их ширина равна 20 см, в самом широком 70 см – это ручеек. Дети встают у истока ручейка (в самом узком месте) и по сигналу воспитателя начинают перепрыгивать через ручеек по очереди. Выигрывает тот ребенок, которому удастся перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.
«Бегите ко мне». Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Учитель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!» Дети бегут к учителю. После того как дети соберутся около учителя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры учитель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.
«Догони мяч». Учитель катит мяч вдоль зала и предлагает детям догнать его. Затем он переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2—3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Учитель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.
В игре воспитывается умение действовать по сигналу учителя, бегать в прямом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...