Рабочая программа Адаптивная физкультура
рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Шестернина Елена Андреевна

Адаптивная физкультура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_adaptivnaya_fizkultura_4_klass_variant_2.docx78.16 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Красноярского края
 Управление образования Администрации Каратузского района

МБОУ Сагайская ООШ

СОГЛАСОВАНО

Пед.совет №1

________________________

_

Протокол №1

от «29» 08. 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Овчинникова В.А.

Приказ № 01-01-01

от «02» 09. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Адаптивной физической культуре»

                                                  (2 вариант)

для обучающихся 4 классов

с. Сагайское 2024г.

Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. 

Адаптивная рабочая программа по физической культуре составлена на основе программы для 1 - 4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, издательство М., «Владос», 2011г.

Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям, реализации, планируемым результатам освоения АООП в:

1. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральном государственном образовательном стандарте (Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3. Проекте примерной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Актуальность данной программы объясняется несколькими причинами:

– в настоящее время имеющиеся программы по физической культуре для детей с отклонениями в состоянии здоровья не соответствуют современным нормам и требованиям;

– физическое развитие детей с отклонениями в развитии, особенно младшего школьного возраста, становится все более важной проблемой, так как именно в этом возрасте деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма.

Цель программы:

  • Укрепление психического и физического здоровья обучающихся, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия средств адаптивной физической культуры.

Задачи программы:

  • повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности;
  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки и гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
  • формирование и совершенствование двигательных и прикладных, жизненно важных умений и навыков;
  • увеличение двигательной активности и обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
  • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
  • коррекция нарушений физического развития и психомоторики;
  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре, и ее значение в жизни человека;
  • формирование достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.

Методы и формы организации физической культуры

обучающихся с ТМНР

• Метод индивидуального дозирования физических нагрузок;

• методы наглядного восприятия (показ, звуковой сигнал, демонстрация);

• методы использования слова (описание, объяснение, команда, подсчет);

  • практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный).
  • индивидуальный, групповой, фронтальный и коллективный способы организации учебных действий.

Реализация уроков осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Уроки по физической культуре проводятся в помещении, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Средства, используемые при реализации программы:

  • физические упражнения;  
  • корригирующие упражнения;  
  • коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  • материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
  • наглядные средства обучения.

Специфика предмета

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Адаптивная физическая культура для детей с ТМНР – это новое направление, как в специальной педагогике, так и в адаптивной физической культуре, включающие в себя ряд коррекционных задач, определяющих целенаправленный и специфический процесс преодоления недостатков физического развития и осуществления взаимосвязи с лечебно-оздоровительной и коррекционно-компенсаторной работы.

Занятия АФК направлены:

- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей, сердечно – сосудистых заболеваний, нарушений зрения);

- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);

- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);

- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);

- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);

- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Общая характеристика учебного предмета

«Адаптивная физическая культура»

 Специфичность понятия «Адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.

Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем.

Программный материал по адаптивной физической культуре предусматривает обучение школьников элементарным жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.

Материал программы состоит из следующих разделов: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Лыжная прогулка, игры на свежем воздухе», «Велосипедная подготовка».  

Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» входит в обязательную часть учебного плана организации. Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю (18 часов – 1 четверть, 14 час – 2 четверть, 20 часов – 3 четверть и 16 часов – 4 четверть). Общее количество 68 часов в год. Продолжительность одного урока – 35 минут.

Распределение учебного материала

Раздел программы

Количество часов

Физическая подготовка

36

Коррекционные подвижные игры

14

Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе

10

Велосипедная подготовка

8

Каждый из четырех разделов программы предполагает освоение двигательных навыков на одном из доступных уровней:

  • минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы постоянную ассистентскую помощь взрослого;
  • достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений, игры с соблюдением правил и пр.).

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП

        Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.

  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.
  • Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и другие.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Предполагаемые результаты освоения программы в 4 классе

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Раздел «Физическая подготовка»:

Может научиться:

- выполнять команду «Становись»

- строиться в шеренгу, в колонну;

- чередовать ходьбу с бегом;

- ходить в колонне по одному;

- подпрыгивать на одной и двух ногах;

- метать мячи одной рукой с места;

- мягко приземляться при прыжках;

- выполнять инструкции и команды учителя;

- ходить по гимнастической скамейке;

- лазить по наклонной гимнастической скамейке и гимнастической стенке;

- выполнять ОРУ с предметами и без них.

Получит возможность научиться:

- прыгать в длину с места;

- прыгать вверх с доставанием предметов;

- прыгать на скакалке;

- выполнять упражнения в парах;

- бегать на короткие дистанции.

Раздел «Коррекционные подвижные игры»:

Может научиться:

- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;

- броскам мяча;

- ловле мяча;

- передаче мяча.

Получит возможность научиться:

- элементам спортивной игры «бочче»;

- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.

Раздел «Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе»

Может научиться:

- выполнять строевые упражнения с лыжами;

- передвигаться на лыжах ступающим шагом.

Получит возможность научиться:

- взаимодействовать с партнерами в подвижных играх на свежем воздухе.

Раздел «Велосипедная подготовка»:

Может научиться:

- удерживать позу с помощью во время работы на велотренажере;

- узнавать составные части велотренажера;

- вращать педали с фиксацией ног.

Получит возможность научиться:

- последовательности действий при посадке на велотренажер.

Основное содержание учебного предмета

Содержание программы по предмету «Адаптивная физическая культура» направлено на целостное обучение с последующим усложнением, углублением и совершенствованием упражнений. Рабочая программа предполагает выработать у обучающихся прочный двигательный стереотип в основных упражнениях различных разделов учебной программы. Достигается это постоянным повторением и совершенствованием ранее изученного учебного материала из урока в урок, из года в год. Обучение осуществляется посредством специально отобранных упражнений и игр. Применяются общеразвивающие, имитационные подготовительные и специальные упражнения, общеразвивающие и специальные игры, направленные на развитие двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации.  

Физическая подготовка. Построения и перестроения.  Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны.  Ходьба в колонне по одному.  Бег в колонне.  Выполнение строевых команд.

Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх.  Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, приставным шагом, широким шагом.  Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.  Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.

Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе.

Прыжки.  Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание.  Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.  Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия. Перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза.  Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза. Развитие физических качеств.

Корригирующие упражнения: 

Упражнения на дыхание: правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию: «понюхать цветок» - вдох; «дуем на кашу» - выдох.

Упражнения на осанку: упражнения в движении, имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения у г/стенки; удерживание мешочка на голове, стоя у стенки.

Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «хождение на носках», хождение на пятках», «серп»); ходьба приставными шагами по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на общую и мелкую моторику: с массажными мячами- ежиками большого размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками (скольжения, переставления рук, повороты); со

средними мячами (перекатывание партнеру сидя, катание вдоль гимнастической скамейки, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, удары в стену; удары об пол).

Коррекционные подвижные игры. Игры с элементами общеразвивающих упражнений, с мячами, с бегом, с прыжками, с метанием и бросками. Подвижные игры «Паровоз», «На праздник», «Возьми ленточки», «Беги ко мне», «Перепрыгни через ручеек» и другие.

Элементы спортивных игр и упражнений

Баскетбол:  удержание мяча в руках в течение пяти секунд с поддержкой, захват и отпускание  мяча  с  поддержкой,  толчок  мяча  от  груди/тела  по  направлению  цели  с поддержкой,  захват  и  удержание  мяча  в  течение  пяти  секунд  без  поддержки,  захват  и удержание  мяча  продолжительное  время,  захват  и  толчок  мяча  от  груди/тела  по направлению цели без поддержки, передача мяча по кругу с поддержкой.

Пионербол: касание рукой подвешенного мяча с помощью взрослого; удар рукой по подвешенному мячу с помощью взрослого, броски волейбольного мяча в сторону сетки без поддержки.

Футбол: отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения лежа, сидя, стоя с помощью взрослого, удар ногой по мячу из различных исходных положений с помощью взрослого.

Бочче: катание малого и больших шаров на различные расстояния, в указанную цель.

Лыжная прогулка, игры на свежем воздухе. Организующие команды и приемы. Переноска лыж. Передвижение ступающим шагом без палок. Подвижные игры на санках, со снежками.

 Велосипедная подготовка. Работа на велотренажере.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ в 4 «Б» классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

план

факт

Раздел программы: Физическая подготовка - 18 часов

1

Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе

1

Подготовительные упражнения:

ОРУ без предмета. Дыхательные упражнения.

Основные упражнения:

Ходьба по прямой в медленном, среднем и быстром темпе за учителем; к ориентирам по заданию учителя; «змейкой». Подвижная игра «Кто быстрее?»

Корригирующие упражнения:

Перекладывание теннисного мяча из правой руки в левую и обратно

2

Построения и перестроения

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег. ОРУ.

Основные упражнения: 

Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание на вытянутые руки вперед с помощью учителя. Повороты по ориентирам. Перестроение в круг, взявшись за руки. Передвижение по кругу, взявшись за руки в правую и левую сторону.

Корригирующие упражнения:

Круговые движения в лучезапястных суставах.

3

Ходьба с различными движениями рук и ног

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой, ходьба между предметами. ОРУ

Основные упражнения:

Ходьба на носках, руки вверх; на пятках, руки в стороны; на внешних сводах стопы, руки на поясе. Ходьба по разметке спортивной площадки: по боковым линиям – руки к плечам; по лицевым линиям – руки за спину. Ходьба с наклонами вперед, руками касаться пола. Ходьба с маховыми движениями правой (левой) ногой; с высоким подниманием бедра. Подвижная игра «Аист ходит по болоту».

Корригирующие упражнения:

Стоя у опоры, покачивание ногой вперед, назад, потряхивание ногой («стряхнуть воду с ноги»).

4

Ходьба с изменением темпа

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой на носках, пятках, внешних сводах стопы, с поочередным выносом прямых ног вперед. ОРУ.

Основные упражнения:

Ходьба с остановками по слуховому и зрительному сигналу. Согласование ходьбы с хлопками. Ходьба с изменением темпа за учителем.  Бег в чередовании с ходьбой (15 м бег, 10 м ходьба). Игра «Беги ко мне».

Корригирующие упражнения:

Руки через стороны вверх - подтянуться - вдох, руки вниз - расслабиться - выдох.

5

Бег с изменением направления и темпа движения

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках; приставным шагом. Бег в медленном темпе. ОРУ.

Основные упражнения: 

Начало движения и остановка по звуковому сигналу. Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе («елочка», «змейка», зигзагом и т.д.). Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба в чередовании с бегом. Подвижная игра «Беги ко мне»

Корригирующие упражнения:

Одновременное сгибание пальцев на одной руке и разгибание на другой.

6

Ходьба и бег на короткие отрезки

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, пятках, внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе, меняя положение рук: на поясе, за спиной, к плечам.

Основные упражнения:

Ходьба и бег по прямой (S=15-20 м) по сигналу учителя. Пробегание коротких отрезков из разных и.п. (привычных и непривычных). Переноска 3-х кубиков из обруча в обруч.

Корригирующие упражнения:

Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)

7

8

Катание мяча по полу

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег по прямой и с обеганием предметов.

Основные упражнения:

Движения руками вверх, вперед, в стороны, к плечам. Наклоны вперед с мячом в руках. Перекатывание мяча из руки в руку перед собой. Прокатывание мяча по полу перед собой в движении. Катание мяча между предметами. Катание мяча в цель с изменением расстояния до цели. Подвижная игра «Ленточки».

Корригирующие упражнения: 

Стоя у опоры, покачивание ногой вперед, назад

9

Преодоление препятствий при ходьбе

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой с различными движениями рук; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Бег по прямой и к ориентирам. ОРУ с ленточками..

Основные упражнения:

Задания выполнять при передвижении в колонне по одному по кругу: ходьба по кирпичикам; перепрыгнуть через «ров» (ширина 30 – 40 см); перешагнуть через гимнастические скамейки, установленные параллельно друг другу; перепрыгнуть из обруча в обруч, лежащие рядом друг с другом. Подвижная игра «Хвостики».

Корригирующие упражнения:

Свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот).

10

Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, приставными шагами. Бег по разметке волейбольной площадки. Поднять руки вверх – потянуться.

Основные упражнения: Прыжки на двух ногах на месте с хлопками перед собой и над головой.  Упражнение «Зайка»: прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Прыжки вперед, перепрыгивая через небольшие «кирпичики». Игра «Прыг-скок».

Корригирующие упражнения:

Сопоставление пальцев поочередно на правой руке, затем на левой.

11

Прыжки на одной ноге на месте и с продвижением вперед

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба по прямой; на носках, на пятках, на внешних сводах стопы. Бег с остановками по звуковому сигналу. ОРУ в движении.

Основные упражнения:

Прыжки на месте на двух, одной ноге. Прыжки вперед-назад; с поворотами направо-налево, кругом. Прыжки с продвижением вперед по ориентирам (к кубикам, набивным мячам). Игра «Прыг-скок».

Корригирующие упражнения:

Свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через рот).

12

13

Прыжки в длину с места

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе. ОРУ.

Основные упражнения: 

Прыжки на месте на двух ногах. Прыжки вперед через рейки лесенки координации. Прыжки из обруча в обруч. Прыжки в длину с места толчком двух, с приземлением на гимн/мат. Подвижная игра «Перепрыгни через ручеек».

Корригирующие упражнения:

Дыхательные упражнения по подражанию «понюхать цветок»

14

Передача предметов

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, с высоким подниманием бедра. Бег в медленном темпе.

Основные упражнения:

Передача мяча из руки в руку перед собой. Передача предметов (мяча, кубика, флажка) в тройках в правую и левую сторону. Передача предметов во встречных колоннах.

Корригирующие упражнения:

Из положения сидя лечь, сесть.

15

Прыжки вверх

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках; приставным шагом; скрестным шагом; спиной вперед. ОРУ с мячами.

Основные упражнения:  

Прыжки 1 – 2 рейку гимн/стенки, держась руками на уровне головы. Прыжки через натянутый шнур (h=10-15 см). Подпрыгивание и доставание предметов (подвешенный мяч)

Корригирующие упражнения:

Сгибание фаланг пальцев.  

16

Преодоление небольших препятствий

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег в медленном темпе по разметке волейбольной площадки. ОРУ.

Основные упражнения:

Бег в «коридоре»; ходьба по гимнастической скамейке; из положения ноги врозь (гимнастическая скамейка между ногами) прыжки на двух ногах с продвижением вперед и опорой на руки; пролезть сквозь обруч, перешагнуть через 2 – 3 набивных мяча; проползти на животе по гимн/мату; подлезть под натянутым резиновым жгутом (h = 60 – 80 cм). Ходьба по «кирпичикам» (6 – 8 шт)

Корригирующие упражнения: 

Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

17

18

Метание мяча в стену

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег в медленном темпе. ОРУ для рук.

Основные упражнения:

Подбрасывание мяча перед собой и ловля двумя руками. Метание мяча в пол около стены правой, левой рукой. Метание мяча в стену одной, двумя руками различными способами. Метание мяча за голову, стоя спиной к стене. Метание в вертикальную цель.  

Корригирующие упражнения:

И.п. – полунаклон вперед. Расслабление мышц рук.

Раздел программы: Коррекционные подвижные игры - 14 часов

19

20

Подвижные игры с элементами ОРУ

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба и бег с изменением направления (за учителем).

Основные упражнения:

Отведение рук в стороны, вверх; движения прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны, назад держась за опору. Наклоны головы и туловища. Игры «Сбор овощей», «Найди свой цвет».

Корригирующие упражнения:

сгибания-разгибания в голеностопных суставах (самостоятельно или с помощью)

21

22

Подвижные игры с мячом. Броски и ловля мяча.

2

Разминка: Ходьба с движениями рук (мяч в руках). Бег в медленном темпе. ОРУ.

Подводящие упражнения:

Броски волейбольного мяча в стену двумя руками снизу; из-за головы. Броски мяча в пол с отскоком в стену.

Основные упражнения:

Касание рукой подвешенного мяча и удар по подвешенному мячу с помощью взрослого. Броски волейбольного мяча в сетку. Подвижные игры «Беги к флажку», «Быстрее лови».

Корригирующие упражнения:

Дыхание по подражанию: «понюхать цветок».

23

24

Подвижные игры с бегом

2

Разминка: Ходьба на носках, на пятках, на внешних сводах стопы, бег с остановкой по сигналу. ОРУ.

Подготовительные упражнения:

Ходьба, перешагивая из обруча в обруч (малого диаметра); ходьба зигзагом к ориентирам.

Основные упражнения:

Челночный бег с переноской кубиков. Подвижные игры «Беги к флажку», «Возьми ленточки».

Корригирующие упражнения:

Взмахи ногой вперед, назад.

25

26

Подвижные игры с метанием, бросками мяча

2

Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. ОРУ

Подводящие упражнения:

Круговые движения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.

Основные упражнения:

Подбрасывание мяча вверх и ловля после отскока от пола. Удары по мячу в пол. Подвижные игры «Подвижная цель», «Попади в обруч».

Корригирующие упражнения:

Одновременное сгибание пальцев на одной руке и разгибание на другой.

27

28

Элементы спортивных игр (баскетбол): передача мяча

2

Разминка: ходьба, бег по линиям баскетбольной площадки за учителем. ОРУ.

Подводящие упражнения:

Прыжки на двух и одной ноге, стоя на месте; с продвижением до предмета (местоположение можно менять).

Основные упражнения:

Удержание баскетбольного мяча в течение 5 секунд с поддержкой и отпускание мяча. То же, но без поддержки. Захват и толчок мяча от груди по направлению цели. Передача мяча по кругу (помощь учителя индивидуально).

Корригирующие упражнения:

захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов

29

30

31

32

Броски и катание шаров

4

Разминка: ходьба, бег в медленном темпе. Упражнения для рук.

Подводящие упражнения:

Перекатывание мяча в парах. То же, но между параллельно лежащими гимн/палками.

Основные упражнения:

Катание шаров «паллино» и «бочче» на различные расстояния; в указанную цель.

Броски шара бочче, стараясь сбить кеглю. Броски шара паллино. Поочередные броски бочче к паллино.

Корригирующие упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Раздел программы: Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе - 10 часов

33

Игры на свежем воздухе

Игры на свежем воздухе

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба в среднем темпе.

Основные упражнения:

Подвижные игры на санках «Попрыгунчики», «Парное катание».

34

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба в среднем темпе.

Основные упражнения:

Слепить снежок и выполнить бросок. Подвижные игры со снежками «Метание снежков», «Игра в снежки».

35

36

37

38

39

40

Лыжная прогулка

6

Ознакомление.

Переноска лыж. Выход на площадку.

Начальное разучивание:

Построение на лыжах. Передвижение ступающим шагом без палок с помощью учителя и самостоятельно. Очистка лыж.

Углубленное разучивание. Повторение.

(содержание предыдущих уроков)

41

Игры на свежем воздухе

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба в среднем темпе.

Основные упражнения:

Подвижные игры «Кто первый к флажку», «Кто быстрее»

42

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба в среднем темпе.

Основные упражнения:

Подвижные игры «Снежная карусель», «Мячом по булаве»

Раздел программы: Велосипедная подготовка – 8 часов

43

44

45

46

47

48

49

50

Работа на велотренажере

8

Подводящие упражнения:

Имитация езды на велосипеде, сидя на полу (стуле).

Основные упражнения:

Вращение педалей с фиксацией ног. Дополнительное задание: ходьба и медленный бег на беговой дорожке (со страховкой учителя).

Корригирующие упражнения:

Сгибание – разгибание ног в голеностопных суставах.

Раздел программы: Физическая подготовка - 18 часов

51

52

Элементы спортивных игр: футбол

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. ОРУ. Бег между набивными мячами; с обеганием стоек.

Основные упражнения:

Отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения сидя, стоя, лежа. Удар ногой по мячу из различных и.п. с помощью взрослого.

Корригирующие упражнения:

Разведение и сведение пальцев рук

53

54

Лазанье по наклонной г/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с резиновыми мячами.

Основные упражнения:

Ходьба по наклонной гимн/скамейке вверх и спуститься вниз по гимн/скамейке (помощь учителя индивидуально). Лазанье по наклонной гимн/скамейке в приседе; в упоре стоя на коленях; в упоре согнувшись. Лазанье по двум параллельным скамейкам. Лазанье по наклонной гимн/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами.

Корригирующие упражнения:

Из положения сидя лечь, сесть.

55

56

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с гимнастическими палками.

Основные упражнения:

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз.

Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и спуститься по ней произвольным способом. Лазанье по гимн/стенке в сторону приставными шагами; вверх по диагонали.

Корригирующие упражнения:

Дыхательные упражнения по подражанию «согреть руки»

57

58

Равновесие

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба по линии, нарисованной на полу; перешагивание через гимн/палки.

Основные упражнения:

Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3-4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), боком приставными шагами, по наклонной скамейке. Ходьба с мешочком на голове.  

Корригирующие упражнения:

Перекатывание малого массажного мяча на ладони вправо-влево

59

Спрыгивание с высоты

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с большими мячами.

Основные упражнения:

Спрыгивание с гимн/скамейки на гимн/мат, руки в стороны. Спрыгивание с 1-й рейки гимн/стенки.

Игра «Лягушка».

Корригирующие упражнения:

Дыхательные упражнения по подражанию «надуй шарик»

60

Подбрасывание мяча вверх и ловля его

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках. Бег. Комплекс упражнений с малыми мячами

Основные упражнения:

Подбрасывание мячей различного диаметра вверх и ловля их. Броски вверх и ловля после отскока от пола. Игра «Набрось кольцо».

Корригирующие упражнения:

Круговые движения кистью.  

61

62

Сбивание предметов

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, с поочередным выносом прямой ноги вперед, с высоким подниманием бедра. Бег.

Основные упражнения:

Подбрасывание большого мяча вверх.

Сбивание кеглей большим мячом с различного расстояния (с отметки). Выбивание мяча из круга. Сбивание малым мячом пирамиды из кубиков.

Корригирующие упражнения:

Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками)

63

Передача большого мяча в колонне

1

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, с поочередным выносом прямой ноги вперед, с высоким подниманием бедра. Бег.

Основные упражнения:

Перекладывание волейбольного мяча из руки в руку. Подбрасывание и ловля мяча перед собой.

Стоя в колонне по одному: передача волейбольного мяча за голову; передача снизу между ногами; передача баскетбольного мяча справа, слева с поворотом туловища.

Корригирующие упражнения:

Сохранение правильной осанки в положении сидя до 5 сек.

64

65

Метание малого мяча с места через натянутую веревку

2

Подготовительные упражнения:

Ходьба на носках, на пятках, с поочередным выносом прямой ноги вперед, с высоким подниманием бедра. Бег.

Основные упражнения:

Перекатывание мячей в парах под веревкой. Броски в парах под натянутой веревкой. Метание малого мяча с места через натянутую веревку одного мяча. То же, но несколько мячей подряд.

Корригирующие упражнения:

Противопоставление первого пальца остальным одновременно двумя руками.

66

67

Метание теннисного мяча в вертикальную цель и на дальность

2

Подводящие упражнения:

Перекатывание теннисного мяча между ладонями; сжимание-разжимание массажного малого мяча.

Основные упражнения:

- броски теннисного мяча в стену правой (левой) рукой;

- метание мяча в цель (подвешенный мяч, обруч);

- метание мяча в вертикальную цель с расстояния 2-3 м;

- метание теннисного мяча на дальность с места.

Подвижная игра «Движущаяся мишень».

Корригирующие упражнения:

поочередное сгибание пальцев рук на одной (двух) руках

68

Упражнения с фитболами

1

Подводящие упражнения:

Захват и поднимание фитбола от пола.

Основные упражнения:

Перекатывание фитбола левой - правой рукой перед собой. Перекатывание мяча вперед двумя, одной рукой. Перекатывание мяча в парах (S=3-4 м). Прыжки на попрыгунчиках, взявшись за них руками. Игровое упражнение «Кто дальше».

Методические и учебные пособия

1.        Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.

2.        Баряева Л.Б. Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.

3. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений  VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, Издательство М., «Владос», 2011.        

4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002.

5.        Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.:Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.

6.        Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб. - Союз художников, 2007.

7.        Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

Приложение

Подвижные игры на уроках  

«Хвостики». Играющие разбиваются на 2 команды, условно «синие» и «красные». Каждому участнику выдается лента, того цвета команда, которую он затыкает за пояс, либо за ремень, так чтобы висел свободный конец. По команде ведущего начинается игра. Участники должны сорвать у своих соперников, в то время пытаясь сохранить свой «хвостик». Естественно, победит та, команда чьи «хвостики» остались целыми, хотя бы один.

«Перепрыгни через ручеек». Цель: учить прыгать легко, на двух ногах; воспитывать у детей настойчивость в достижении цели при решении игровой задачи; способствовать совершенствованию деятельности опорно-двигательной системы организма ребенка; поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.

Ход игры: на земле чертятся две расходящиеся линии. В самом узком месте их ширина равна 20 см, в самом широком 70 см – это ручеек. Дети встают у истока ручейка (в самом узком месте) и по сигналу воспитателя начинают перепрыгивать через ручеек по очереди. Выигрывает тот ребенок, которому удастся перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

«Бегите ко мне». Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Учитель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!» Дети бегут к учителю. После того как дети соберутся около учителя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры учитель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.

«Догони мяч». Учитель катит мяч вдоль зала и предлагает детям догнать его. Затем он переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2—3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Учитель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.

В игре воспитывается умение действовать по сигналу учителя, бегать в прямом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...