Главные вкладки
Рабочая программа Финансовая грамотность
рабочая программа (1 класс)
Финансовая грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_finansovoy_gramotnosti_1-4_klass_2024-_2025g.docx | 64.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Управление образования Администрации Каратузского района
МБОУ Сагайская ООШ
СОГЛАСОВАНО Пед.совет №1↵ ________________________ Протокол №1 от «29» 08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Овчинникова В.А. Приказ № 01-01-01 от «02» 09.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для обучающихся 1-4 классов
Срок реализации: 4 года
Автор – составитель: Шестернина Елена Андреевна, учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);
УМК
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
Актуальность
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Практическая значимость курса
Программа повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра
- образно-ролевые игры
- исследовательская деятельность
- урок-практикум
- дискуссия, обсуждение
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры — это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум —– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра — метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб — метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Для того чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, необходимо пользоваться несколькими условиями:
- в работу вовлечены все участники;
- используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
- обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие сенсорной сферы.
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Место курса внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Освоение программы курса «Азбука финансовой грамотности» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные. Обучающийся научится:
- понимать цели своих действий;
- составлять простые планы с помощью учителя
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится:
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
- составлять текст в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные. Обучающийся научится:
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
- проводить элементарные финансовые расчеты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (1-4 КЛАССЫ)
1 класс (33 ч)
- Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику.
Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы деятельности: Дискуссия; беседа;
- Потребности (9 часов)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры
- Товары и услуги (11 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела - проект.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.
- Деньги (12 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования
2 класс (34 часа)
- Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3 класс (34 часа)
- Откуда в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4 класс (34 часа)
- Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 КЛАССЫ
1 КЛАСС (33 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1. Введение в экономику (1 час) | ||
1 | Введение в экономику. | 1 |
2. Потребности (9 часов) | ||
2 | Потребности. | 1 |
3 | Что такое «потребность». | 1 |
4, 5 | Какие бывают потребности. | 2 |
6 | Домашнее хозяйство. | 1 |
7 | Распределение ролей в семье. | 1 |
8 | Домашние обязанности в семье. | 1 |
9, 10 | Что такое бюджет семьи. | 2 |
3. Товары и услуги (11 часов) | ||
11, 12 | Какие бывают товары. | 2 |
13 | Где можно приобрести товары и услуги. | 1 |
14 | Зачем нужна реклама. | 1 |
15 | Роль рекламы. | 1 |
16, 17 | Что такое «товар». | 2 |
18 | Товар и деньги-игра. | 1 |
19 | Рынок- игра. | 1 |
20, 21 | Открытие твоего дела-проект. | 2 |
4. Деньги (12 часов) | ||
22 | Зачем нужны деньги. | 1 |
23 | Как появились деньги. | 1 |
24 | Деньги и страны. | 1 |
25 | Где и как хранятся деньги. | 1 |
26 | Что такое источник дохода. | 1 |
27 | Что такое «маркетинг». | 1 |
28 | Обмен. | 1 |
29 | Рынок. | 1 |
30 | Торговля. | 1 |
31 | Взаимоотношения продавца и покупателя. | 1 |
32 | Конкуренция. | 1 |
33 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 33 |
2 КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) | ||
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность. | 1 |
3 | Покупка. | 1 |
4 | Монеты. Бумажные деньги. | 1 |
5, 6 | Виды денег: наличные, безналичные | 2 |
7 | Деньги - средство обмена, а не благо. | 1 |
8, 9 | Виды денег. Выгода обмена. | 2 |
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) | ||
10, 11 | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. | 2 |
12, 13 | Номинал. Банкнота. Купюра. | 2 |
14 | Фальшивые деньги. Как их отличить. | 1 |
15 | Металлические и бумажные деньги. | 1 |
16, 17 | Почему изготовление фальшивых денег. | 2 |
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов) | ||
18 | Какие деньги были раньше в России | 1 |
19 | «Меховые деньги». | 1 |
20 | Старинные деньги. Куны. Денга. | 1 |
21 | Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | 1 |
22 | Ассигнация. | 1 |
23 | Происхождения денег | 1 |
4. Современные деньги России и других стран (11 часов) | ||
24 | Современные деньги России и других стран. | 1 |
25, 26 | Банки. Деньги. Виды денег. | 2 |
27 | Доллары. Евро. | 1 |
28, 29 | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. | 2 |
30 | Пластиковые карты | 1 |
31 | Деньги - средство обмена, а не благо. | 1 |
32 | Безналичный расчет. | 1 |
33 | Современные российские деньги. | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 34 |
3 КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
| ||
1 | Вводное занятие. | 1 |
2, 3 | Доходы семьи. | 2 |
4 | Зарплата. | 1 |
5 | Пенсия. | 1 |
6 | Пособия. | 1 |
7 | Стипендия. | 1 |
8, 9 | Источники доходов. | 2 |
| ||
10 | Расходы. | 1 |
11, 12 | Сбережения. | 2 |
13 | Долги. | 1 |
14, 15 | Расходы. Непредвиденные расходы. | 2 |
16, 17 | Понимание происхождения расходов. | 2 |
18, 19 | Различие планируемых и непредвиденных. | 2 |
| ||
20 | Расходы и доходы. | 1 |
21, 22 | Семейный бюджет. | 2 |
23, 24 | Планирование семейного бюджета. | 2 |
| ||
25, 26 | Виды сбережений. | 2 |
27 | Банковский вклад. | 1 |
28 | Копилка. | 1 |
29 | Недвижимость. | 1 |
30, 31 | Сравнение разных видов сбережений. | 2 |
32, 33 | Различие сбережений. | 2 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 34 |
4 КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1. Богатство и бедность (14 часов) | ||
1 | Вводное занятие. | 1 |
2, 3 | Как создаётся богатство. | 2 |
4, 5 | Источники богатства государства. | 2 |
6, 7 | Источники богатства человека. | 2 |
8 | Открытия и изобретения. | 1 |
9 | Важность знаний в создании богатства. | 1 |
10 | Ценности материальные и нематериальные. | 1 |
11 | Богатство и культура. | 1 |
12 | Богатство и милосердие. | 1 |
13 | Налоги. | 1 |
14 | Значение налогов. | 1 |
2. Труд — основа жизни (12 часов) | ||
15, 16 | Ценность и значимость труда. | 2 |
17 | Труд как потребность человека. | 1 |
18 | Труд как источник материальных благ. | 1 |
19 | Оценка труда. | 1 |
20 | Почему труд по-разному ценится. | 1 |
21, 22 | Заработная плата. | 2 |
23 | Трудовые награды. | 1 |
24 | Результат труда. | 1 |
25 | Причины различий в оплате труда. | 1 |
26 | Продукты труда. | 1 |
| ||
27, 28 | Как товары производят. | 2 |
29, 30 | Ресурсы для производства товаров. | 2 |
31 | Производители — люди, которые создают (производят) товары. | 1 |
21 | Важность труда. | 1 |
22 | Итоговое занятие. | 1 |
23 | Происхождения денег | 1 |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...