Рабочая программа Финансовая грамотность
рабочая программа (1 класс)

Шестернина Елена Андреевна

Финансовая грамотность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_finansovoy_gramotnosti_1-4_klass_2024-_2025g.docx64.84 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Красноярского края‌‌

Управление образования Администрации Каратузского района‌

МБОУ Сагайская ООШ

СОГЛАСОВАНО

Пед.совет №1

________________________

Протокол №1

от «29» 08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Овчинникова В.А.

Приказ № 01-01-01

от «02» 09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

для обучающихся 1-4 классов

Срок реализации: 4 года

Автор – составитель:                                                                                                 Шестернина Елена Андреевна,                                                                                                    учитель начальных классов

с. Сагайское‌ 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перечень нормативных документов

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);

УМК

Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.

Актуальность

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цели и задачи программы:

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи:

  • формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
  • формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
  • формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
  • формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
  • формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
  • обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Практическая значимость курса

        Программа повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу

        Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра
  • образно-ролевые игры
  • исследовательская деятельность
  • урок-практикум
  • дискуссия, обсуждение

        Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры — это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

        Исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

        Урок-практикум —– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

        Деловая игра — метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

        Дискуссионный клуб — метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

        Для того чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, необходимо пользоваться несколькими условиями:

  • в работу вовлечены все участники;
  • используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
  • обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  • Развитие сенсорной сферы.
  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Место курса внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Освоение программы курса «Азбука финансовой грамотности» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты: 

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные. Обучающийся научится:

  • понимать цели своих действий;
  • составлять простые планы с помощью учителя
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится:
  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные. Обучающийся научится:

  • составлять текст в устной и письменной формах;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные. Обучающийся научится:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • уметь характеризовать виды и функции денег;
  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;
  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
  • проводить элементарные финансовые расчеты.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (1-4 КЛАССЫ)

1 класс (33 ч)

  1. Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику.

Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы деятельности: Дискуссия; беседа;

  1. Потребности (9 часов)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

  1. Товары и услуги (11 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела - проект.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.

  1. Деньги (12 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования

2 класс (34 часа)

  1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Современные деньги России и других стран (11 часов)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3 класс (34 часа)

  1. Откуда в семье деньги (9 часов)

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. На что тратятся деньги (10 часов)

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Как делать сбережения (10 часов)

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4 класс (34 часа)

  1. Богатство и бедность (14 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Труд — основа жизни (12 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Как товары производят (8 часов)

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 КЛАССЫ

1 КЛАСС (33 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1. Введение в экономику (1 час)

1

Введение в экономику.

1

2. Потребности (9 часов)

2

Потребности.

1

3

 Что такое «потребность».

1

4, 5

 Какие бывают потребности.

2

6

 Домашнее хозяйство.

1

7

Распределение ролей в семье.

1

8

Домашние обязанности в семье.

1

9, 10

Что такое бюджет семьи.

2

3. Товары и услуги (11 часов)

11, 12

Какие бывают товары.

2

13

Где можно приобрести товары и услуги.

1

14

 Зачем нужна реклама.

1

15

Роль рекламы.

1

16, 17

 Что такое «товар».

2

18

 Товар и деньги-игра.

1

19

 Рынок- игра.

1

20, 21

 Открытие твоего дела-проект.

2

4. Деньги (12 часов)

22

Зачем нужны деньги.

1

23

Как появились деньги.

1

24

 Деньги и страны.

1

25

Где и как хранятся деньги.

1

26

Что такое источник дохода.

1

27

 Что такое «маркетинг».

1

28

 Обмен.

1

29

Рынок.

1

30

 Торговля.

1

31

 Взаимоотношения продавца и покупателя.

1

32

 Конкуренция.

1

33

 Итоговое занятие.

1

Итого:

33


2 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

2

 Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.

1

3

 Покупка.

1

4

 Монеты. Бумажные деньги.

1

5, 6

Виды денег: наличные, безналичные

2

7

 Деньги - средство обмена, а не благо.

1

8, 9

Виды денег. Выгода обмена.

2

2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

10, 11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

2

12, 13

 Номинал. Банкнота. Купюра.

2

14

Фальшивые деньги. Как их отличить.

1

15

Металлические и бумажные деньги.

1

16, 17

Почему изготовление фальшивых денег.

2

3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

18

Какие деньги были раньше в России

1

19

 «Меховые деньги».

1

20

Старинные деньги. Куны. Денга.

1

21

 Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

1

22

Ассигнация.

1

23

Происхождения денег

1

4. Современные деньги России и других стран (11 часов)

24

Современные деньги России и других стран.

1

25, 26

 Банки. Деньги. Виды денег.

2

27

 Доллары. Евро.

1

28, 29

 Виды денег: наличные, безналичные, электронные.

2

30

Пластиковые карты

1

31

 Деньги - средство обмена, а не благо.

1

32

 Безналичный расчет.

1

33

Современные российские деньги.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34


3 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

  1. Откуда в семье деньги (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

2, 3

 Доходы семьи.

2

4

Зарплата.

1

5

Пенсия.

1

6

Пособия.

1

7

Стипендия.

1

8, 9

Источники доходов.

2

  1. На что тратятся деньги (10 часов)

10

Расходы.

1

11, 12

Сбережения.

2

13

Долги.

1

14, 15

Расходы. Непредвиденные расходы.

2

16, 17

Понимание происхождения расходов.

2

18, 19

Различие планируемых и непредвиденных.

2

  1. Как управлять своими деньгами (5 часов)

20

Расходы и доходы.

1

21, 22

Семейный бюджет.

2

23, 24

Планирование семейного бюджета.

2

  1. Как делать сбережения (10 часов)

25, 26

Виды сбережений.

2

27

Банковский вклад.

1

28

Копилка.

1

29

Недвижимость.

1

30, 31

Сравнение разных видов сбережений.

2

32, 33

Различие сбережений.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34


4 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1. Богатство и бедность (14 часов)

1

Вводное занятие.

1

 2, 3

Как создаётся богатство.

2

4, 5

Источники богатства государства.

2

6, 7

Источники богатства человека.

2

8

Открытия и изобретения.

1

9

Важность знаний в создании богатства.

1

10

Ценности материальные и нематериальные.

1

11

Богатство и культура.

1

12

Богатство и милосердие.

1

13

Налоги.

1

14

Значение налогов.

1

2. Труд — основа жизни (12 часов)

15, 16

Ценность и значимость труда.

2

17

Труд как потребность человека.

1

18

Труд как источник материальных благ.

1

19

Оценка труда.

1

20

Почему труд по-разному ценится.

1

21, 22

Заработная плата.

2

23

Трудовые награды.

1

24

Результат труда.

1

25

Причины различий в оплате труда.

1

26

Продукты труда.

1

  1. Как товары производят (8 часов)

27, 28

Как товары производят.

2

29, 30

Ресурсы для производства товаров.

2

31

Производители — люди, которые создают (производят) товары.

1

21

Важность труда.

1

22

Итоговое занятие.

1

23

Происхождения денег

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...