Модель инклюзивной среды
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Маркова Светлана Александровна

Модель инклюзивной среды для обучающихся с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_inklyuzivnoy_sredy.docx127.48 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Гладковская СОШ

Составитель: Маркова Светлана Александровна

Модель инклюзивной среды для обучающихся с задержкой психического развития.

В настоящее время наиболее востребованным стало инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях, что обосновано как нормативно-правовыми документами, поддержкой государства, так социальным запросом.

В нашей школе с каждым годом увеличивается количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся обучающиеся  умственно отсталые (легкая степень)  и дети с задержкой психического развития, дети с тяжелыми нарушениями речи.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей  равные условия развития, как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ.

Наша школа является малокомплектной, поэтому начальные классы обучаются в классах – комплектах. Я столкнулась с такой проблемой, когда на уроке необходимо реализовать две, а то и три программы, так как в классе - комплекте встречаются и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Я разработала модель инклюзивной среды для помощи в обучении и развитии обучающихся с задержкой психического развития.

Актуальность модели заключена в том, что обучающиеся с ОВЗ (задержкой психического развития, именно для таких детей была разработана модель) должны иметь равные возможности с другими обучающимися в получении образования.

Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования на школьном уровне. При создании модели я учитывала внешние условия успешного инклюзивного образования:

- желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;

- наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь от учителя;

- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения, а также внутренние условия успешного инклюзивного образования;

- уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней (работа узких специалистов).

Цель  модели:

          Внедрить модель инклюзивной среды для детей ОВЗ (с задержкой психического развития), физически и эмоционально комфортной, гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МКОУ Гладковской СОШ в рамках ФГОС. Развивать различные формы альтернативного обучения для максимально успешной адаптации в социуме.

 

Задачи: 

1. Пройти, по необходимости, курсы повышения профессиональной квалификации педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.

2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.

3. Создать условия для освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями ФГОС;

4. Создание условий для толерантного взаимодействия всех участников образовательных отношений по вопросам инклюзивного образования;

5.Консультирование семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Данная модель была разработана и апробирована в классе – комплекте (2, 4 класс: в 4 классе обучается один ребенок с задержкой психического развития).  Модель была рассчитана на один учебный год (4 класс). В первую очередь работа идет на результат, как предметный, так и метапредметный. В данной модели  показано через что или с помощью чего мы достигаем этого результата.

C:\Users\user\Desktop\инновации апрель\модель.png

Рис.1 Модель модели инклюзивной среды для обучающихся с задержкой психического развития

Основной составляющей в школе является урок, поэтому необходимо подобрать методы, технологии и приемы, которые будут эффективны в преподаваемом классе. Использование таких методов как объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, метод контроля и самоконтроля,  являются наиболее приемлемыми в практической работе  обучающихся с задержкой психического развития. Также на уроках использую ряд приемов, таких как: «Корзина идей», «Метод шести шляп», «Знаю. Хочу знать. Узнал». Для достижения наилучшего результата в своей работе я использую такие технологии как: игровая, здоровьесберегающая, индивидуальный и дифференцированный подход, ИКТ-технологии.

Внеурочная деятельность также необходима для общего развития и воспитания обучающихся с ОВЗ. В данной работе я делаю упор на развитие логического мышления, реализуя программу «Мир геометрии». Немаловажным считаю развитие исследовательской деятельности у обучающихся.

Совместная деятельность между классами (2,4 класс) тоже приносит свои результаты. При работе в паре 4 класс (учащиеся с ЗПР) повторяют уже полученные знания, а для второго класса это проходит в этапе закрепления.

Посещение кружка «Шахматы» способствует развитию усидчивости, внимательности, развитие логического мышления и тренировка памяти.

При работе с узкими специалистами с обучающимися ведется коррекционная работа, в результате которой улучшается учебная  деятельность.

Для толерантного взаимодействия участников процесса была создана так называемая «Толерантная образовательная среда», в которую входило в первую очередь сотрудничество, психолого – педагогическая поддержка, благоприятная атмосфера в детском коллективе.  

  Основываясь на рекомендации ПМПК, в  нашей школе был разработан и ведется индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для каждого обучающегося, относящиеся к ОВЗ. В данном маршруте фиксируются все наблюдения и результаты по ребенку (классный руководитель, учитель, педагог – психолог, дефектолог и т.д).

Для реализации данной модели важную роль занимает работа с родителями. Классный руководитель, совместно с педагогом-психологом, проводили беседы, целью которых являлось нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе, поощрение ребенка за малейшие успехи. Оказание помощи в подготовке школьных мероприятий или конкурсов.

Классным руководителем было проведено анкетирование  и посещение семьи, с целью узнать  ее микроклимат и готовность к совместной работе со школой. Совместно с родителями был разработан режим дня для школьника, определены общие единые требования учителя и родителя. По необходимости проводились индивидуальные беседы с родителями, как классным руководителем, так и педагогом-психологом. Также оказывалась консультативная помощь родителям в программном материале (при выполнении домашней работы).

Для ребенка с ОВЗ нужно понимать, что он ничем не отличается от других детей, поэтому необходимо заинтересовывать обучающихся участвовать в конкурсах и акциях различного уровня. Обучающаяся по АООП НОО 4 класса принимала участие в конкурсе поделок «Дары осени» (школьный уровень, 3 место); конкурс новогодних масок (школьный уровень, 2 место); являлась командиром в конкурсе  «Смотр песни и строя» (школьный уровень, 1 место). Участвовала в конкурсе «При солнышке тепло, при матери добро» (муниципальный уровень, участие).  Принимала активное участие в различных районных акциях: «Новогодние окна», «Зимняя сказка»,  «Веселые моменты», «Чудесная валентинка» и т.д. Участвовала в научно – практической конференции на школьном уровне по теме: «Вода - источник жизни». Участвовала в олимпиаде по ОРКСЭ, также на школьном уровне.

С согласия родителей (законных представителей) обучающаяся с задержкой психического развития принимала участие в написании ВПР и ККР.

В результате написания работы по русскому языку, обучающаяся с ОВЗ (задержкой психического развития) показала удовлетворительный результат (оценка «3»). Набранных баллов – 16.

ВПР 2021 Русский язык 4

 

 

 

 

 

 

Статистика по отметкам

 

 

 

 

 

 

Предмет:

Русский язык

 

 

 

 

 

Максимальный первичный балл:

38

 

 

 

 

 

Группы участников

Кол-во ОО

Кол-во участников

2

3

4

5

МКОУ Гладковская СОШ

1

0

100

0

0

В результате написания работы по математике,  обучающаяся показала хороший результат и получил отметку «4». Набранных баллов – 13.

ВПР 2021 Математика 4

 

 

 

 

 

 

Статистика по отметкам

 

 

 

 

 

 

Предмет:

Математика

 

 

 

 

 

Максимальный первичный балл:

20

 

 

 

 

 

Группы участников

Кол-во ОО

Кол-во участников

22

3

4

5

МКОУ Гладковская СОШ

1

00

0

100

0

По результатам ВПР по окружающему миру обучающейся не хватило несколько баллов до отметки «4». Набранных баллов – 15. 

ВПР 2021 Окружающий мир 4

 

 

 

 

 

 

Статистика по отметкам

 

 

 

 

 

 

Предмет:

Окружающий мир

 

 

 

 

 

Максимальный первичный балл:

32

 

 

 

 

 

Группы участников

Кол-во ОО

Кол-во участников

22

3

4

5

МКОУ Гладковская СОШ

1

00

100

0

0

Также обучающаяся успешно прошла промежуточную аттестацию по всем предметам. Прошла повторную комиссию ПМПК и на данный момент обучается по основной образовательной программе в 5 классе.

При написании ККР ребенку было предложено написать две работы: для обучающихся с ЗПР и для обучающихся, которые учатся по общеобразовательной программе. В результате написания работы были получены следующие результаты: работа для обучающихся с ЗПР, выполнив которую показал хороший результат, а за вторую работу получен неудовлетворительный результат.

При реализации данной модели я столкнулась с такими трудностями:

1.Кратковременная память. Для решение данной проблемы, обучающаяся посещала занятия с педагогом-психологом, направленные на развитие психических процессов. На уроке подбирались задания на развитие памяти. Родителям были предложены игры с текстом и карточками, кроссворды.

2.Низкий темп чтения, не всегда правильно произносит слоги и слова, поэтому не понимает прочитанное.  Чтобы справиться с данной проблемой я на уроках литературного чтения использовала разные приемы по скорочтению, такие как «Разминка», «Клиновидные таблицы», «Лабиринт», «Сбор урожая». На всех уроках необходимо было самому прочитать задания и  по памяти вслух его воспроизвести.  

Все поставленные задачи были реализованы, исходя из выше изложенного,  можно сделать вывод, что разработанная модель показала свою значимость, но необходимо вносить коррективы, так как читательская грамотность все же показана на низком уровне.

Список литературы:

1. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2012.

2. Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е.И. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014.

3. Гибкое скорочтение - ваш ШАНС. Путь к творчеству и профессионализму в чтении / Н.Л. Мышкина и др. - М.: АСТ, Восток-Запад, 2006.

4. Козловский, О.В. 600 слов в минуту: Скорочтение: Современные методики обучения / О.В. Козловский. - М.: Рипол Классик, 2004.

5. Зырянова, С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С.И. Зырянова // Дефектология. - 2015. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам легоконструирования»

Презентация«Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам легоконструирования» + комментарии к ней...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Ра...

Модель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ

Цель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ: обеспечение доступного и качественного образования всем детям, в том числе детям с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей...

Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"

Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении

laquo;… Если мы не можем покончить снашими отличиями, мы, по крайнеймере, в состоянии сделать мир местом,безопасным для многообразия»Джон Фицджеральд Кеннеди...