Статья по организации работы отрда ЮИД в школе
статья

Иванова Еленочка Николаевна

В статье описывается организация работы отряда ЮИД в школе. Расскрывается важность такой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елена Николаевна Иванова

ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района,

г. Санкт-Петербург

учитель начальных классов,педогог ОДОД

ivaelena07@mail.ru

РАЗВИТИЕ ОТРЯДА ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена проблеме развития отрядов юных инспекторов движения
в начальной школе. Показан опыт и практика развития отряда в школе Красносельского района.

Ключевые слова: начальное образование, ПДД, ЮИД, здоровье, безопасность
на дорогах и улицах, внеурочная деятельность.

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

Н. А. Островский

В связи c нарастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного мира, активности движения на улицах и дорогах, обострением социально-экономических проблем все более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды. Общеобразовательные учреждения являются основными звеньями системы формирования у подрастающего поколения необходимых знаний и умений безопасного поведения и осознание социальной справедливости, ответственности, как на улицах, так и на дорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так, как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Одна из причин явления – несформированность простой культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), наряду с решением образовательных задач, ориентированы на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление личностных характеристик выпускника, в том числе, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. [3]

Как показывает статистика, в большинстве дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) дети попадают в дорожные «ловушки», в которых детям трудно принять правильное поведенческое решение.

Основные причины дорожного травматизма школьников:

  • недисциплинированность школьников, их желание выделиться среди сверстников, незнание опасности;
  • недостаточный надзор за детьми по пути в школу;
  • незнание правил дорожного движения, правил поведения на улице;
  • неправильное пользование общественным транспортом;
  • игры и шалости на проезжей части улицы;
  • неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя [1].

В настоящее время одним из важнейших направлений работы школы является организация профилактической работы по ПДД. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается количество ДТП с участием детей школьного возраста. Данная работа строится во взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, районным опорным центром по ПДД, включает в себя участие в конкурсах различного уровня (районных, городских), а также работу отрядов ЮИД на базе образовательного учреждения.

Все эти факты способствовали появлению актуальности и написанию программы «Юные инспектора движения», имеющее направление на формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целью работы отряда ЮИД является обеспечение безопасности учащихся на дорогах района и города.

Основными задачами в работе отряда являются:

  • активная работа по пропаганде ПДД среди детей для предупреждения ДДТТП;
  • оптимизация активности обучающихся через позитивную деятельность по формированию ответственности за безопасность своей жизни и окружающих на дорогах;
  • социализация подростков, привитие навыков общественной организационной работы, ответственности, товарищества через деятельность объединения отряда ЮИД. [5]

В ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района Санкт-Петербурга был создан отряд Юных инспекторов движения (далее ЮИД) – добровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего возраста. [2]

        В течение трех лет учащиеся начальных классов ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района активно участвовали в различных школьных, районных, городских мероприятиях по ПДД. Одним из значимых мероприятий стал проект по созданию электронной книги по ПДД «Азбука ДД», в котором принимали участие все учащиеся начальной школы.

Через активную работу над мероприятием мы смогли выявить лидеров и детей, заинтересованных этим направлением работы, из которых был создан в школе отряд ЮИД. Для полноценного функционирования отряда ЮИД были отведены часы (из внеурочной деятельности) на работу с учащимися, создана программа и другая нормативная база, разработаны локальные акты.

В рамках этой программы разработан и реализуется комплексный план занятий, который состоит из семи блоков:

  1. Путешествие в историю ПДД;
  2. Участники дорожного движения;
  3. В стране дорожных знаков;

  1. Дорожная разметка;
  2. Транспорт, каким ты был раньше?
  3. Мой друг – велосипед;
  4. Первая доврачебная помощь.

Отряд ЮИД был создан на базе нашего 2 «В» класса. Учащиеся начальных классов развивают свои лидерские качества, творческие способности. При этом каждый член отряда имеет возможность раскрыть свои способности, такие как:

  • художественные – раскрываются при создании и выпуске газет, памяток, листовок для обучающихся, учителей, родителей;
  • интеллектуальные – раскрываются при участии в конкурсах и играх на знание правил дорожного движения;
  • сценические – раскрываются в постановке театрализованных представлений;
  • спортивные – раскрываются в велоэстафетах по фигурному вождению велосипеда;
  • коммуникативные – раскрываются при проведении викторин с учащимися начальной школы, в уличных акциях по пропаганде безопасности на дорогах;
  • медицинские и здоровьесберегающие – раскрываются на занятиях по оказанию первой медицинской помощи, сохранению и укреплению здоровья.

У нашего школьного отряда есть своя символика: клятва, речевка, девиз, песня и конечно форма с эмблемой.

Учащиеся, когда вступают в ряды ЮИД, произносят клятву:

Я, (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:

  1. быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
  2. непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного движения;
  3. всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
  4. хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят.        

Для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно совершенствовать: свои знания, посещать школьный клуб ЮИД; вырабатывать и закалять волю; активно участвовать в работе отряда ЮИД; знать о славных и героических делах государственной автомобильной инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Данная клятва дается для того чтоб ребята понимали для чего они вступают в отряд, и нарушать ее нельзя.

Придумана и написана собственная речевка.

Необходимо отметить, что участие в отряде дело добровольное. Каждый новый член отряда, вступая в ряды, становится ЮИДовцем.

        Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члена отряда ЮИД.

Наш отряд ведет работу по следующим направлениям:

  1. Информационная деятельность: ведение документации отряда: альбом «Задумано – сделано», карта «Зоны действия отряда ЮИД в микрорайоне», паспорт отряда; создание стендов «За безопасность движения», «ЮИД в действии», стенгазет «Юный инспектор движения», классные уголки «Безопасная дорога»; информирование родителей о работе отрядов ЮИД; информировать совет детской организации о результатах деятельности отряда ЮИД.
  2. Пропагандистская деятельность ЮИД включает в себя: организацию разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановка спектаклей, участие в создании и использовании наглядной агитации методической базы для изучения Правил дорожного движения.
  3. Наставническая деятельность ЮИД предполагает: создание мастерской «Техническое творчество» для подготовки наглядных пособии для ребят младшего возраста; организацию среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения; разучивание песен и стихов; помощь учителям в проведении экскурсий «Азбука дорог».

ЮИДовцы с большим удовольствием сами готовят мероприятия для своих сверстников. В отряде есть мероприятия, которые проводятся каждый год – «Посвящение в пешеходы» первоклассников; акция «Засветись!», неделя безопасности «Внимание – дети!»; различные мероприятия перед каникулами, а также игры и викторины для учащихся начальной школы.

Ребята кроме того, что сами учат других и сами активно учатся правилам дорожного движения. Занятия с активом отряда ЮИД проводятся

2 раза в неделю. На этих занятиях участники отряда получают не только теоретические, но и практические знания по безопасному поведению на дорогах. Также на занятиях готовят мероприятия для остальных школьников.

Участники отряда активно участвуют и побеждают в районных и городских конкурсах. Так ежегодно ЮИДовцы участвуют в конкурсе «Безопасное колесо».

Стоит отметить, что руководитель отряда является помощником
и сопровождающим в деятельности отряда, а не строгим наставников. Постепенно, взрослея, участники отряда начинают сами предлагать новые формы проведения мероприятий.

При изучении ПДД активно используются ресурсы ИКТ, и практические занятия на перекрестках и дорогах нашего микрорайона. Обучающиеся, активно вовлеченные в работу, заканчивая начальную школу, перейдя в среднюю продолжают данную деятельность.

Создание в образовательной организации отрядов юных инспекторов дорожного движения ЮИД – является одним из эффективных способов формирования у детей школьного возраста навыков дисциплинированного пешехода, правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни и культуры безопасного поведения на улицах и дорогах. [2]

Анализируя проведённую работу можно отметить, что члены отряда ЮИД работают с желанием. За всё время работы отряда, в учебном учреждении не было случаев серьёзных нарушений ПДД обучающимися школы.

В будущем мы планируем принимать активное участие в патрульной деятельности в сопровождении работников полиции и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков правил дорожного движения; выпуск «молний» по результатам патруля и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками правил дорожного движения.

Литературные источники:

  1. Глава 14. «Безопасность на дорогах и в общественном транспорте». Институт спец. Педагогики и психологии. Питер 2008
  2. Дополнительная образовательная программа «Юные инспектора движения». г. Когалым 2014 г.
  3. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296. Управление начальной школой. - 2011.-№8.-С.60-69
  4. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг «Петербургская школа-2020», 2010 г.
  5. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» от 3 октября 2013 г. № 864.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инновационные подходы к организации работы педагога-организатора в школе»

Новые веяния времени требуют и от педагога-организатора постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов воспитания....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"

Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей части негативного свойства. Состояние сельской школы сегодня – болевая точка российского образования. Здесь...

Статья "Особенности организации работы в группе продленного дня"

Статья "Особенности организации работы в группе продленного дня"...

Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"

Статья по теме "Организация работы в сельской малокомплектной школе"...

Организация работы инклюзивного сопровождения в школе.

Выступление на педагогическом совете...

Статья "Особенности организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе"

С каждым годом увеличивается количество детей в школе, которые признаны детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для них в школах создана и постоянно пополняется адаптивная образовательная среда...