Рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика ", 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Кошелева Татьяна Ивановна
Для образовательных организаций, реализующих АООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_rech_pr_3_b.docx443.23 КБ

Предварительный просмотр:

444

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа № 95»

Утверждаю

Директор ГКОУ «Школа №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

Приказ №

От «   » августа2024г.

Рассмотрено

на педагогическом совете Протокол № 1

от «  »  августа 2024г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

От «  » августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  учебному предмету: «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

                                       

Класс 3 б

Количество часов:  68

Учитель: Кошелева Татьяна Ивановна

           

            Программа разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

           

             Учебник: Речевая практика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. С.В. Комарова –М., Просвещение, 2024г.

г.Нижний Новгород

2024г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2.        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

4.        Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. №ВК-452/07).

5.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

6.        Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  

7.        Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

8.        Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);

9.        Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) « Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

10.        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

11.        Министерство образования и науки РФ письмо от 04 апреля 2016 г. № ВК-744 "План профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ".

12.        Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"

13.        Письмо Минпросвещения России от 11 января 2023г. №АБ-25/07 "О направлении информации" с разъяснениями об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

14.        Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в государственных, в том числе  федеральных медицинских организациях, расположенных в Нижегородской области, Постановление Правительства Нижегородской области от 27.12.2017г. №961.

15.        Письмо Минобрнауки России «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ» от 19.08.2016 № 07-3517.

16.         АООП (1 вариант) ГКОУ «Школа  № 95» на 2024-2025 учебный год;

17.         Учебный план  АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГКОУ «Школа № 95».

18.         Учебный календарный график ГКОУ «Школа № 95» на 2024 - 2025 учебный год.

19.         Расписание уроков на 2024 - 2025 учебный год.

20.         Устав ГКОУ «Школа № 95».

21.         Положение о рабочей программе ГКОУ «Школа № 95».

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».

Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.

Задачи обучения:

  • совершенствование речевого опыта;
  • обогащение языковых средств обучающихся;
  • формирование выразительной стороны речи;
  • формирование у обучающихся навыков связной речи;
  • воспитание  культуры речевого общения.

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе определяет следующие задачи:

  • помощь обучающимся в  обобщении имеющегося у них речевого опыта;
  • улучшение качественных характеристик устной речи, таких как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
  • обучение навыку конструктивно участвовать в споре;
  • обогащение словаря предметной лексикой и этикетными выражениями;
  • совершенствование умения слушать речь в аудиозаписи;
  • воспитание чуткого отношения к живой природе.

Характеристика познавательных особенностей обучающихся 3 б класса по предмету.

В 3 б классе 12 человек. 2 человека находятся на домашнем обучении,  для них составлена  индивидуальная  учебная программа.  

В третьем классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточности. Они имеют различную подготовку. 1чел. обучается по программе ФГОС О УО (ИН) (2 вариант)  (Даниил С.). С 01.09.24 прибыла в класс Василиса М.

По уровням восприятия учебной информации класс делится на следующие группы:

1 уровень- Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.-3 чел. (Денис З., Левент Д., Михаил Б.)

2 уровень - Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются.-3 чел. (Максим Л., Полина Г., Кира Ю.)

3 уровень - Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания – 2 чел. (Артем К., Егор С.)

Нарушение деятельности речевого аппарата, анализаторов и психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования устной речи. Поэтому обучающиеся  испытывают затруднения при произношении, составлении предложений и рассказов, участии в диалоге.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»

Предмет «Речевая практика» является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

В результате изучения предмета обучающиеся научатся  принимать и понимать инструкцию, использовать речь в зависимости от ситуации; связно излагать свои мысли, адекватно пользоваться правилами речевого этикета.

В 3 классе обучение ориентировано на развитие у обучающихся способности общаться с людьми в различных ситуациях.

Практическая  направленность предмета заключается в формировании умения налаживать деловые и межличностные контакты через систему разнообразных упражнений. Основу составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания. Большая часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью детей.

Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а так же  сопровождает задания других разделов.

Дикция и выразительность речи. Ведется работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся. Основные темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и  тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений.

Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана.

Культура общения предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета  и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.

Основной формой организации обучения является урок.

Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов.

Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, игры, моделирование ситуаций.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления и применения знаний;

- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

- урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный,

урок-игра,

урок – драматизация;

урок - спектакль

Виды и формы организации работы на уроке:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

здоровьесберегающая технология        ;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.

Время работы с электронными средствами обучения на уроке

Непрерывное использование экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях: 1-4 классы - 10 мин.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке

1.Интерактивной доски дети до 10 лет-20 мин.; Дети старше 10 лет-30 мин.

2.Компьютера 1-2 кл. – 20 мин.;  3-4 кл. – 25 мин.

Элементы образовательных технологий:

-здоровьесберегающая технология        ;

-технология игрового обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом /ГКОУ «Школа  № 95» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю)

Срок реализации рабочей программы по речевой практике – 1 год

                        Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Обучение речевой практике в 3 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.

В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические  игры по теме ситуации и др.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы по учебному предмету «Речевая практика»

Личностные:

  • расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
  • укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающихся;
  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
  • знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
  • участвовать в беседе;
  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

 Достаточный уровень:

  • понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
  • сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
  • уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

Учебно-тематическое планирование.

4

Тема раздела

Кол-во часов

Направление  воспитания

ЭОР/ЦОР

1

Школьная жизнь «Снова в школу!»

4

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

2

Я и мои товарищи «Мы собрались поиграть»

4

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

3

Школьная жизнь: «В библиотеке»

4

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

4

Я за порогом дома: «На приёме у врача»

3

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

5

Играем в сказку: «Лисичка со скалочкой»

3

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

6

Играем в сказку: «Сказки про Машу»

4

проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

7

Я за порогом дома:

«Отправляюсь в магазин»

4

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

8

Я дома:

«Телефонный разговор»

4

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

9

Я дома:

«Новогодние поздравления»

2

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

10

Мир природы:

«Какая сегодня погода?»

4

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

11

Играем в сказку: «Снегурочка»

4

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

12

Я и мои товарищи: «Готовим поздравления и подарок к празднику.»

8

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

13

Я за порогом дома

«Я- зритель»

4

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

14

Я и мои товарищи:

«Веселый праздник»

4

проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

15

Мир природы: «Учимся понимать животных»

4

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

16

Я и мои товарищи: «Поздравляем с Днём Победы!»

4

проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

17

Это я: «Узнай меня!»

4

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

итого

68

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения рабочей  программы по учебному предмету «Речевая практика»

   Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3-х классов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» -удовлетворительно.

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Оценка «2»  - не ставится.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится  в конце каждой четверти и учебного года в сроки, установленные  календарным учебным графиком, графиком контрольных работ Учреждения.                                                                                                                                       

                Учебный год для обучающихся 2 классов заканчивается промежуточной (годовой) аттестацией,  к годовой аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой проведение контрольных работ и может проводиться:

-  во  2 классе – по четвертям.

Промежуточная   аттестация проводится до окончания учебного года Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя:

- наблюдение за связностью устной речи

Промежуточная аттестация за четверти обучающихся 2 класса осуществляется по текущим оценкам, полученными обучающимися в течение четверти. Оценка за четверть по предмету определяется путем вычисления среднего арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа от 1 до 5.

Четвертная оценка по учебному предмету «Речевая практика» считается обоснованной при наличии у обучающегося в классном журнале не менее трех текущих оценок по данному предмету.

Программа формирования базовых учебных действий через освоение учебного предмета  «Речевая практика»

Рабочая программа по речевой практике для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия формируются и реализуются в процессе изучения предмета «Речевая практика» только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Группа БУД действий

Перечень учебных действия

Образовательная область/ Учебный предмет

Формы и приемы работы

1. Личностные учебные действия

1.1осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Язык и речевая практика

 Русский язык, чтение, речевая практика.

Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения.

1.2самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

Самостоятельные задания и работы.

2.Коммуникативные учебные действия

2.1вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс)

Язык и речевая практика

 Русский язык, чтение, речевая практика

Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа.

2.2использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Проигрывание ситуаций, игры.

2.3Обращаться за помощью и принимать помощь

Сигнальные карточки

2.4слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Переход от пошаговой к общей инструкции.

3.Регулятивные учебные

действия

3.1. входить и выходить из учебного помещения со звонком

Язык и речевая практика.

 Русский язык, чтение, речевая практика.

Четкие требования к обучающимся, ежедневная отработка правил поведения на уроке и в школе, тематические игры, игровые ситуации.

Поощрения.

3.2. ориентироваться в пространстве класса

3.3. пользоваться учебной мебелью

3.4. адекватно использовать ритуалы школьного поведения

3.5. работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место

3.6. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

3.7. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия

3.8. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

3.9. передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

4.Познавательные учебные действия

Учебно-управленческие умения: 

4.1Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

4.2 Понимать и соблюдать последовательность действий.

Учебно-информационные умения: 

4.3.Выразительно говорить. 4.4.Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову.

4.5.Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку.

Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения).

4.6. Осуществлять коллективное описание компонентов объекта.

Язык и речевая практика.

 Русский язык, чтение, речевая практика

Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа.

Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения.

Промежуточная оценка уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) у обучающихся осуществляется на основании диагностических заданий,  разработанных учителем, организуется и проводится  в последний месяц учебного года. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Результаты анализа представляются в форме условных единиц:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся  не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 -2  балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

3 - 4 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

5 - 6 баллов ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

7 - 8  баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

9 – 10  баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Результаты оценки уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающегося заносятся в портфель достижений (портфолио) обучающегося.

Формы промежуточной аттестации.

В промежуточную аттестацию включена диагностика предметных результатов, которая определяет уровень и качество  освоенных обучающимися знаний и умений, специфичных для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 3 классе проводится в следующих формах:

  • Наблюдение за связностью устной речи

        Результаты овладения обучающимися программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

                В промежуточную аттестацию включена диагностика результатов личностного развития обучающихся. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения каждого обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Она проводится в форме наблюдения. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

                В промежуточную аттестацию включена диагностика уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Порядок промежуточной аттестации

                 Промежуточная аттестация обучающихся проводится с 3 четверти  2 класса  по итогам учебной четверти, по итогам учебного  года.  

Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х классов.                        

                Отметка по пятибалльной системе применяется с 3 четверти 2 класса до 4 класса включительно.

Все мероприятия по оценке качества обученности в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно плана работы Учреждения,  годового календарного учебного графика, утвержденного директором Учреждения.                                                                                                                                      

Формы и методы оценки обучающихся

                Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

                Для оценивания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью используется система отметок по 5-ти балльной шкале, которая  включает в себя следующие компоненты: качественный компонент, количественный компонент  и объём  верно выполненных заданий.

        Балльная отметка вводится с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

        Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;
  • полнота и надёжность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

        Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения  предметных результатов, который  оценивается с точки зрения:

  • частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
  • полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
  • самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).

        Объём верно выполненных заданий  относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:

  • отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
  • отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

        Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится форме наблюдения.

        Диагностика результатов уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является педагогической, её организует и проводит учитель, хорошо знающий индивидуальные особенности обучающихся и их образовательные потребности, регулярно наблюдающий формирование учебной деятельности у обучающихся в процессе обучения в течение всего учебного года. Учитель разрабатывает специальные диагностические работы:

  • задания по диагностике уровня сформированности базовых учебных действий;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных базовых учебных действий.

Дополнительным средством контроля является педагогическое наблюдение.

Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости – это процесс проверки успешности обучения обучающихся Учреждения, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года. Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.                                                                                              

Формами текущего контроля успеваемости

- устный опрос;

-наблюдение над связностью устной речи

В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами Учреждения разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки.                                                                                          

Критерии оценки предметных  результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Оценка предметных результатов обучающихся

в результате освоения программы

ГКОУ «Школа №95»  не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальными  нарушениями. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу  обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

          Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур,  и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся  и не допускает сравнения его с другими детьми.

Оценка предметных результатов включает в себя оценивание предметных результатов, а также уровень сформированности базовых учебных действий (БУД).

Уровни сформированности предметных результатов:

Уровень

Условное обозначение

Критерий

Достаточный

В

(высокий)

Полное усвоение информации, независимость от взрослого в выполнении задания, умение объяснить свои действия.

В/С

(выше среднего)

Усвоение сведений в основном, за исключением отдельных деталей, потребность в организующей поддержке, умение ответить на все вопросы по содержанию деятельности.

С

(средний)

Частичное усвоение в объеме более половины от заданного, потребность в помощи в виде наглядных опор, умение ответить на основные вопросы по содержанию деятельности.

Минимальный

Н/

(ниже среднего)

Частичное усвоение в объеме менее половины от заданного, потребность в практической помощи, умение ответить на отдельные вопросы по содержанию деятельности.

Н

(низкий)

Усвоение отдельных случайных сведений, полная зависимость от взрослого в выполнении задания, отсутствие осознанности, неумение отвечать на вопросы.

Педагогами заполняется сводная таблица «Таблица образовательных результатов по учебному предмету».

Балльная отметка

        Балльная отметка вводиться с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

        Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;
  • полнота и надёжность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

        Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения  предметных результатов, который  оценивается с точки зрения:

  • частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
  • полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
  • самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).

        Объём верно выполненных заданий  относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:

  • отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
  • отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов.

Основные виды контроля:

по месту в процессе обучения:

  • текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
  • пооперационный     контроль,     управляющий     правильностью,     полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

  • внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
  • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся  и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Оценке не подлежит:

  • темп работы обучающегося с нарушением интеллекта;
  • личностные качества;
  • своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у обучающихся  адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности

№/ п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая

(входная)

работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует

коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Фиксируется учителем в журнале (в том числе в электронном) и  в дневнике обучающегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

2.

Диагностическая

работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов

действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач.

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся  в рамках решения учебной задачи.

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку обучающегося  с интеллектуальными нарушениями.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

3.

Контрольно-

обобщающий урок

Не более одного раза в месяц

Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на

параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня.

Учитель проверяет и оценивает выполненные обучающимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

4.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля - май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.

Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и итоговой работы.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

5.

Предъявление

(демонстрация) достижений

ученика за год.

Май

Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы.

В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения обучающегося  за учебный год.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

6

Мониторинг

«Динамика развития личности»

2 раза в год Сентябрь, апрель/май

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

Материально – техническое обеспечение

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник 2024 г.

- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь 2024 г.

2. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

3. Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- книги (сказки).

Приложение1

Контроль-оценочные материалы

Тестовые задания для промежуточного контроля по предмету «Речевая практика»

1.В какой ситуации говорят: «Добро пожаловать!»?

2.Что говорят, когда знакомятся с новыми учениками класса?

3.Что ты делаешь во время дежурства по классу?

4.Выбери номер, по которому можно вызвать «Скорую помощь» -

01 02 03

5.Когда у тебя день рождения?

6.Как ты поздравишь с днём рождения одноклассника?

Дорогой ___________!

Поздравляю ____________________ !

Желаю ______________________ !

7.Назови героев сказки «Три поросёнка».

8. Расскажи сказку «Красная Шапочка» по картинкам.

    

Приложение1

Контроль-оценочные материалы

Тестовые задания для итогового контроля по предмету «Речевая практика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)

Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....

Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс

Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...