Рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика ", 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_rech_pr_3_b.docx | 443.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 95»
Утверждаю Директор ГКОУ «Школа №95» Гундерчук Л.А. __________________ Приказ № От « » августа2024г. | Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № 1 от « » августа 2024г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 От « » августа 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету: «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Класс 3 б
Количество часов: 68
Учитель: Кошелева Татьяна Ивановна
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебник: Речевая практика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. С.В. Комарова –М., Просвещение, 2024г.
г.Нижний Новгород
2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. №ВК-452/07).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
6. Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
8. Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
9. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) « Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
11. Министерство образования и науки РФ письмо от 04 апреля 2016 г. № ВК-744 "План профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ".
12. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"
13. Письмо Минпросвещения России от 11 января 2023г. №АБ-25/07 "О направлении информации" с разъяснениями об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
14. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в государственных, в том числе федеральных медицинских организациях, расположенных в Нижегородской области, Постановление Правительства Нижегородской области от 27.12.2017г. №961.
15. Письмо Минобрнауки России «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ» от 19.08.2016 № 07-3517.
16. АООП (1 вариант) ГКОУ «Школа № 95» на 2024-2025 учебный год;
17. Учебный план АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГКОУ «Школа № 95».
18. Учебный календарный график ГКОУ «Школа № 95» на 2024 - 2025 учебный год.
19. Расписание уроков на 2024 - 2025 учебный год.
20. Устав ГКОУ «Школа № 95».
21. Положение о рабочей программе ГКОУ «Школа № 95».
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
- совершенствование речевого опыта;
- обогащение языковых средств обучающихся;
- формирование выразительной стороны речи;
- формирование у обучающихся навыков связной речи;
- воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе определяет следующие задачи:
- помощь обучающимся в обобщении имеющегося у них речевого опыта;
- улучшение качественных характеристик устной речи, таких как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
- обучение навыку конструктивно участвовать в споре;
- обогащение словаря предметной лексикой и этикетными выражениями;
- совершенствование умения слушать речь в аудиозаписи;
- воспитание чуткого отношения к живой природе.
Характеристика познавательных особенностей обучающихся 3 б класса по предмету.
В 3 б классе 12 человек. 2 человека находятся на домашнем обучении, для них составлена индивидуальная учебная программа.
В третьем классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточности. Они имеют различную подготовку. 1чел. обучается по программе ФГОС О УО (ИН) (2 вариант) (Даниил С.). С 01.09.24 прибыла в класс Василиса М.
По уровням восприятия учебной информации класс делится на следующие группы:
1 уровень- Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.-3 чел. (Денис З., Левент Д., Михаил Б.)
2 уровень - Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются.-3 чел. (Максим Л., Полина Г., Кира Ю.)
3 уровень - Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания – 2 чел. (Артем К., Егор С.)
Нарушение деятельности речевого аппарата, анализаторов и психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования устной речи. Поэтому обучающиеся испытывают затруднения при произношении, составлении предложений и рассказов, участии в диалоге.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Предмет «Речевая практика» является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.
В результате изучения предмета обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, использовать речь в зависимости от ситуации; связно излагать свои мысли, адекватно пользоваться правилами речевого этикета.
В 3 классе обучение ориентировано на развитие у обучающихся способности общаться с людьми в различных ситуациях.
Практическая направленность предмета заключается в формировании умения налаживать деловые и межличностные контакты через систему разнообразных упражнений. Основу составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания. Большая часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью детей.
Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а так же сопровождает задания других разделов.
Дикция и выразительность речи. Ведется работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся. Основные темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений.
Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана.
Культура общения предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.
Основной формой организации обучения является урок.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов.
Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, игры, моделирование ситуаций.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Основные типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра,
урок – драматизация;
урок - спектакль
Виды и формы организации работы на уроке:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Элементы образовательных технологий:
здоровьесберегающая технология ;
технология игрового обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения.
Время работы с электронными средствами обучения на уроке
Непрерывное использование экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях: 1-4 классы - 10 мин.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке
1.Интерактивной доски дети до 10 лет-20 мин.; Дети старше 10 лет-30 мин.
2.Компьютера 1-2 кл. – 20 мин.; 3-4 кл. – 25 мин.
Элементы образовательных технологий:
-здоровьесберегающая технология ;
-технология игрового обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология проблемного обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом /ГКОУ «Школа № 95» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю)
Срок реализации рабочей программы по речевой практике – 1 год
Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Обучение речевой практике в 3 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы по учебному предмету «Речевая практика»
Личностные:
- расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
- укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающихся;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Учебно-тематическое планирование.
4 | Тема раздела | Кол-во часов | Направление воспитания | ЭОР/ЦОР |
1 | Школьная жизнь «Снова в школу!» | 4 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
2 | Я и мои товарищи «Мы собрались поиграть» | 4 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
3 | Школьная жизнь: «В библиотеке» | 4 | соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
4 | Я за порогом дома: «На приёме у врача» | 3 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
5 | Играем в сказку: «Лисичка со скалочкой» | 3 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
6 | Играем в сказку: «Сказки про Машу» | 4 | проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
7 | Я за порогом дома: «Отправляюсь в магазин» | 4 | соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
8 | Я дома: «Телефонный разговор» | 4 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
9 | Я дома: «Новогодние поздравления» | 2 | соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
10 | Мир природы: «Какая сегодня погода?» | 4 | соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
11 | Играем в сказку: «Снегурочка» | 4 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
12 | Я и мои товарищи: «Готовим поздравления и подарок к празднику.» | 8 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
13 | Я за порогом дома «Я- зритель» | 4 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
14 | Я и мои товарищи: «Веселый праздник» | 4 | проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
15 | Мир природы: «Учимся понимать животных» | 4 | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
16 | Я и мои товарищи: «Поздравляем с Днём Победы!» | 4 | проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
17 | Это я: «Узнай меня!» | 4 | интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания | https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс |
итого | 68 |
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика»
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3-х классов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» -удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти и учебного года в сроки, установленные календарным учебным графиком, графиком контрольных работ Учреждения.
Учебный год для обучающихся 2 классов заканчивается промежуточной (годовой) аттестацией, к годовой аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой проведение контрольных работ и может проводиться:
- во 2 классе – по четвертям.
Промежуточная аттестация проводится до окончания учебного года Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя:
- наблюдение за связностью устной речи
Промежуточная аттестация за четверти обучающихся 2 класса осуществляется по текущим оценкам, полученными обучающимися в течение четверти. Оценка за четверть по предмету определяется путем вычисления среднего арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа от 1 до 5.
Четвертная оценка по учебному предмету «Речевая практика» считается обоснованной при наличии у обучающегося в классном журнале не менее трех текущих оценок по данному предмету.
Программа формирования базовых учебных действий через освоение учебного предмета «Речевая практика»
Рабочая программа по речевой практике для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия формируются и реализуются в процессе изучения предмета «Речевая практика» только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Группа БУД действий | Перечень учебных действия | Образовательная область/ Учебный предмет | Формы и приемы работы |
1. Личностные учебные действия | 1.1осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями | Язык и речевая практика Русский язык, чтение, речевая практика. | Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения. |
1.2самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений | Самостоятельные задания и работы. | ||
2.Коммуникативные учебные действия | 2.1вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс) | Язык и речевая практика Русский язык, чтение, речевая практика | Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа. |
2.2использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Проигрывание ситуаций, игры. | ||
2.3Обращаться за помощью и принимать помощь | Сигнальные карточки | ||
2.4слушать и понимать инструкцию к учебному заданию | Переход от пошаговой к общей инструкции. | ||
3.Регулятивные учебные действия | 3.1. входить и выходить из учебного помещения со звонком | Язык и речевая практика. Русский язык, чтение, речевая практика. | Четкие требования к обучающимся, ежедневная отработка правил поведения на уроке и в школе, тематические игры, игровые ситуации. Поощрения. |
3.2. ориентироваться в пространстве класса | |||
3.3. пользоваться учебной мебелью | |||
3.4. адекватно использовать ритуалы школьного поведения | |||
3.5. работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место | |||
3.6. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |||
3.7. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия | |||
3.8. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами | |||
3.9. передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | |||
4.Познавательные учебные действия | Учебно-управленческие умения: 4.1Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. 4.2 Понимать и соблюдать последовательность действий. Учебно-информационные умения: 4.3.Выразительно говорить. 4.4.Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову. 4.5.Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку. Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения). 4.6. Осуществлять коллективное описание компонентов объекта. | Язык и речевая практика. Русский язык, чтение, речевая практика | Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа. Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения. |
Промежуточная оценка уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) у обучающихся осуществляется на основании диагностических заданий, разработанных учителем, организуется и проводится в последний месяц учебного года. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Результаты анализа представляются в форме условных единиц:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 -2 балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
3 - 4 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
5 - 6 баллов ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
7 - 8 баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
9 – 10 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Результаты оценки уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающегося заносятся в портфель достижений (портфолио) обучающегося.
Формы промежуточной аттестации.
В промежуточную аттестацию включена диагностика предметных результатов, которая определяет уровень и качество освоенных обучающимися знаний и умений, специфичных для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 3 классе проводится в следующих формах:
- Наблюдение за связностью устной речи
Результаты овладения обучающимися программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
В промежуточную аттестацию включена диагностика результатов личностного развития обучающихся. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения каждого обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Она проводится в форме наблюдения. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
В промежуточную аттестацию включена диагностика уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Порядок промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с 3 четверти 2 класса по итогам учебной четверти, по итогам учебного года.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2-х классов.
Отметка по пятибалльной системе применяется с 3 четверти 2 класса до 4 класса включительно.
Все мероприятия по оценке качества обученности в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно плана работы Учреждения, годового календарного учебного графика, утвержденного директором Учреждения.
Формы и методы оценки обучающихся
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Для оценивания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью используется система отметок по 5-ти балльной шкале, которая включает в себя следующие компоненты: качественный компонент, количественный компонент и объём верно выполненных заданий.
Балльная отметка вводится с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.
Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие науке и практике;
- полнота и надёжность усвоения;
- самостоятельность применения усвоенных знаний.
Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения предметных результатов, который оценивается с точки зрения:
- частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
- полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
- самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).
Объём верно выполненных заданий относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:
- отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
- отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится форме наблюдения.
Диагностика результатов уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является педагогической, её организует и проводит учитель, хорошо знающий индивидуальные особенности обучающихся и их образовательные потребности, регулярно наблюдающий формирование учебной деятельности у обучающихся в процессе обучения в течение всего учебного года. Учитель разрабатывает специальные диагностические работы:
- задания по диагностике уровня сформированности базовых учебных действий;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных базовых учебных действий.
Дополнительным средством контроля является педагогическое наблюдение.
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости – это процесс проверки успешности обучения обучающихся Учреждения, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года. Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.
Формами текущего контроля успеваемости
- устный опрос;
-наблюдение над связностью устной речи
В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами Учреждения разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки.
Критерии оценки предметных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
Оценка предметных результатов обучающихся
в результате освоения программы
ГКОУ «Школа №95» не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальными нарушениями. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.
Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.
Оценка предметных результатов включает в себя оценивание предметных результатов, а также уровень сформированности базовых учебных действий (БУД).
Уровни сформированности предметных результатов:
Уровень | Условное обозначение | Критерий |
Достаточный | В (высокий) | Полное усвоение информации, независимость от взрослого в выполнении задания, умение объяснить свои действия. |
В/С (выше среднего) | Усвоение сведений в основном, за исключением отдельных деталей, потребность в организующей поддержке, умение ответить на все вопросы по содержанию деятельности. | |
С (средний) | Частичное усвоение в объеме более половины от заданного, потребность в помощи в виде наглядных опор, умение ответить на основные вопросы по содержанию деятельности. | |
Минимальный | Н/ (ниже среднего) | Частичное усвоение в объеме менее половины от заданного, потребность в практической помощи, умение ответить на отдельные вопросы по содержанию деятельности. |
Н (низкий) | Усвоение отдельных случайных сведений, полная зависимость от взрослого в выполнении задания, отсутствие осознанности, неумение отвечать на вопросы. |
Педагогами заполняется сводная таблица «Таблица образовательных результатов по учебному предмету».
Балльная отметка
Балльная отметка вводиться с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.
Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие науке и практике;
- полнота и надёжность усвоения;
- самостоятельность применения усвоенных знаний.
Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения предметных результатов, который оценивается с точки зрения:
- частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
- полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
- самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).
Объём верно выполненных заданий относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:
- отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
- отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов.
Основные виды контроля:
по месту в процессе обучения:
- текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
- итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
по содержанию:
- прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
- пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
- внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
- внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
Оценке не подлежит:
- темп работы обучающегося с нарушением интеллекта;
- личностные качества;
- своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель обучения - формирование у обучающихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности
№/ п | Вид КОД | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
1 | Стартовая (входная) работа | Начало сентября | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. | Фиксируется учителем в журнале (в том числе в электронном) и в дневнике обучающегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
2. | Диагностическая работа | Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач. | Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи. | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку обучающегося с интеллектуальными нарушениями. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
3. | Контрольно- обобщающий урок | Не более одного раза в месяц | Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня. | Учитель проверяет и оценивает выполненные обучающимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей обучающихся. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
4. | Итоговая проверочная работа | Конец апреля - май | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. | Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и итоговой работы. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
5. | Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. | Май | Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы. | В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения обучающегося за учебный год. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
6 | Мониторинг «Динамика развития личности» | 2 раза в год Сентябрь, апрель/май | Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей | Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам. Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов. |
Материально – техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник 2024 г.
- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь 2024 г.
2. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Приложение1
Контроль-оценочные материалы
Тестовые задания для промежуточного контроля по предмету «Речевая практика»
1.В какой ситуации говорят: «Добро пожаловать!»?
2.Что говорят, когда знакомятся с новыми учениками класса?
3.Что ты делаешь во время дежурства по классу?
4.Выбери номер, по которому можно вызвать «Скорую помощь» -
01 02 03
5.Когда у тебя день рождения?
6.Как ты поздравишь с днём рождения одноклассника?
Дорогой ___________!
Поздравляю ____________________ !
Желаю ______________________ !
7.Назови героев сказки «Три поросёнка».
8. Расскажи сказку «Красная Шапочка» по картинкам.
Приложение1
Контроль-оценочные материалы
Тестовые задания для итогового контроля по предмету «Речевая практика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....
Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)
Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....
Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".
Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс
Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 1 класс
УМК "Школа России"...