Отчет по самообразованию по теме: «Написание сочинений в начальной школе»
учебно-методический материал

Крыжановская Кристина Владимировна

В данном документе представлен отчет по самообразованию по теме: «Написание сочинений в начальной школе». Целью самообразования являлся поиск приемов для формирования умения писать сочинения младшими школьниками. Задачи самообразования: изучить методическую литературу по данной теме; разработать памятку по написанию сочинения-повествования на основе имеющихся методических материалов; предложить разработанный материал на уроках к применению; обосновать результативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет

по самообразованию по теме: «Написание сочинений в начальной школе»

учителя Крыжановской Кристины Владимировны

Выбранная тема была обусловлена необходимостью развития связной речи младших школьников, поэтому целью самообразования было: поиск приемов для формирования умения писать сочинения младшими школьниками.

В связи с этим были поставлены задачи:

  1. изучить методическую литературу по данной теме;
  2. разработать памятку по написанию сочинения-повествования на основе имеющихся методических материалов;
  3. предложить разработанный материал на уроках к применению;
  4. обосновать результативность.

Практика показала, что 78% учащихся класса затрудняются писать сочинения. Возможными причинами данной ситуации являются недостаточный словарный запас, затруднения в высказывании своей мысли, незнание алгоритма написания сочинения в зависимости от вида текста, затруднения в составлении плана. Возникает противоречие между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами. Поэтому принято решение детального изучения данной темы в теоретическом и практическом аспекте.

Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений. Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения. Учащемуся предстоит спланировать содержание будущей работы, создать высказывания, связанные одной темой, изложить их по порядку, а главное – написать грамотно.

Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3-4 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику. Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

Для формирования умения писать сочинения у учащихся начальных классов были проведены мероприятия:

  1. проведение занятия по внеурочной деятельности «Учусь писать сочинение»;
  2. проведение открытого урока «Сочинение по сюжетным рисункам»;
  3. включение в уроки русского языка системы упражнений, основанных на принципе постепенного наращивания трудностей;
  4. создание сборника творческих работ «Мастерская слова»;
  5. проведение конкурса сочинений, посвященных Дню матери.

Итак, в начальных классах возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию связной речи учащихся, по ее совершенствованию. Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся. Опыт работы показывает, что введение в процесс обучения русскому языку новых видов сочинений и правильное их проведение значительно повышает интерес школьников к письменной творческой деятельности, расширяет возможности учителя в решении важнейшей задачи: развитие устной и письменной речи младших школьников, их интеллектуальное развитие, совершенствование творческих способностей.

Список использованной литературы

  1. Елисеева, М. Т. Работа над изложением и сочинением / М.Т. Елисеева // Начальная школа. – 2010. – №5. – С. 26.
  2. Задунова, Т. С. Искусство писать сочинение / Т. С. Задунова // Русский язык. – 2012. – №19. – С. 14.
  3. Синицын, В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В. А. Синицын // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные люди - разные культуры

Интегрированный урок в 1  классе по теме: «Звуки осени» (музыка и технология). Урок проведён в рамках семинара: «Здоровье сберегающие технологии на уроках эстетического цикла»...

Проект "Эта разная, разная плесень".

Разработка проекта " Эта разная,разная плесень". Презентация к пректу "Этаразная, разная плесень"...

Разные материалы - разные свойства

Урок технологии для учащихся 2 класса (УМК "Начальная школа 21 века")...

Разные люди - разные характеры

Вашему вниманию было представлено занятие "Разные люди - разные характеры" по Программе развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Мы разные - в этом наше богатство. Мы разные - в этом наша сила.

Конспект внеклассного мероприятия ко Дню толерантности....

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"...

"Одежда в разные времена и в разных странах"

Конспект урока , в котором происходит систематизация знаний о одежде народов России....