Отчет по теме самообразования: Использование ИКТ на уроках в начальной школе для успешного овладения ключевыми компетенциями в соответствии с ФГОС
опыты и эксперименты (2 класс)

Путилина Елена Юрьевна

Применение ИТК в образовательном процессе позволяет решать одну из важнейших задач обучения-повышение уровня знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_o_samoobrazovanii.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования:

Использование ИКТ на уроках в начальной школе  для успешного овладения ключевыми компетенциями  в соответствии с ФГОС

                                                                      Выполнила:

                                                                      учитель начальных классов

                                                                      Путилина Е.Ю.

       Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

   Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

- повысить мотивацию обучения;

- повысить эффективность процесса обучения;

- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

- совершенствовать методики проведения уроков;

- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

- планировать и систематизировать свою работу;

- использовать, как средство самообразования;

- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

ИКТ технологии я могу применять на любом этапе урока:

1.Для обозначения темы урока.

2.В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3.Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4.Для контроля учащихся.

   Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

  Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Появляется возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на уроке.

ИКТ позволяют мне:

- организовать различные формы работы:

- групповую,

- парную,

- индивидуальную;

- увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения.

Применение ИКТ вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:
1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентации позволяют учителю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Для подготовки презентации и показа её на уроке я пользуюсь программой Power Point. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку.

Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ: 1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе). 5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

  • в составлении кроссворда, ребуса по теме,
  • в изготовлении учебного пособия;
  • в подготовке различных творческих сообщений;
  • в изготовлении презентаций и др.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как Интернет:
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся;
• Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
• Дает возможности для профессионального роста;
• Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
• Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

   Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций, при подготовке к урокам, при работе над проектами, в исследовательской деятельности. За тем они выступают с подготовленными проектами в научно-исследовательской конференции, где им вручаются грамоты победителей и участников.

   Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы; использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы. Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) могут оказать большую помощь в подготовке и проведении урок

  На уроках русского языка использую справочники-тренажеры, которые помогают обучающимся осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научат применять на практике орфографические правила. Будут незаменимыми помощниками во время работы над ошибками.

   На уроках математики использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.  

 При         работе         над         задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.  

    Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современную начальную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся, а для учителей становятся нормой работы.  Это является одним из важных результатов инновационной работы учителя начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...

Отчет по теме самообразования "Использование проблемных ситуаций на уроках математики"

В своей статье я поделилась приемами создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах. Возможно, кому-то из учителей это пригодится в работе....

Отчет по теме самообразования "Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах"

В своем отчете я раскрыла приемы и методы создания проблемных ситуаций, которые использую в своей работе....

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время»

   Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их в...