Отчет по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе". Данный отчет подойдет для ознакомления учителей начальных классов, а также учителей отдельных предметов.
Цель: повышение профессиональной компетентности по вопросу применения современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- изучить и систематизировать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения младших школьников;
- учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т.д.);
- направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
- повышать заинтересованность детей 3 «Д» класса и их родителей в вопросах укрепления здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию учителя Гриценко Валерии Андреевны.
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Цель:
повышение профессиональной компетентности по вопросу применения современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- изучить и систематизировать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения младших школьников;
- учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т.д.);
- направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
- повышать заинтересованность детей 3 «Д» класса и их родителей в вопросах укрепления здоровья.
Здоровьесберегающая технология, — это:
- Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий учитель применил:
1.Cоздание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
2.Творческий характер образовательного процесса.
3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
4.Принцип целостности.
5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
6.Рациональная организация двигательной активности.
7.Обеспечение адекватного восстановления сил.
8.Обеспечение прочного запоминания.
По результатам исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
-падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
-ухудшение состояния здоровья матерей;
-стрессы;
-дефицит двигательной активности;
-массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-неполноценное питание;
-нарастающая интенсификация учебного процесса.
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, учитель пришёл к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия :
1. Утренняя зарядка. Каждое утро перед началом уроков проводится утренняя гимнастика. Она проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводятся прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов.
3. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые проводятся раз в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников 3 «Д» класса. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
4. Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры (если вы их ведёте), спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учитель проводил физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Физкультминутки учитель проводил, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток было включено:
- упражнения по формированию осанки,
- по укреплению зрения,
- по укреплению мышц рук,
- отдых позвоночника,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:
- Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроков гигиены как самостоятельных уроков и использование элементов на обычных уроках.
- Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
- Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
- Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
- Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место заняли совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.
Работая с этой проблемой, после активного изучения и применения на практике с данным классным коллективом можно сделать конкретные выводы. Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты данной работы, сравнительный анализ динамики заболеваемости. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
ЛИТЕРАТУРА
- Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008
- Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Творческий отчёт по самообразованию на тему: «Информационные технологии в начальной школе».
Творческий отчет по самообразованию представлен в виде презентации. Материал можно использовать для совершенствования навыков владения информационными технологиями на уро...
Тема самообразования "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"
Из опыта работы учителя тема самообразования "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"
В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....
Отчёт по самообразованию "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»Цель: создание условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственно...
Тема самообразования: «Возможности использования информационных технологий в начальной школе»
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...
- Мне нравится (1)