Отчет по самообразованию по теме: «Принципы Марии Монтессори для формирования коммуникативных УУД в начальной школе»
статья

Шамаева Анна Алексеевна

Отчет по самообразованию посвящен исследованию применения методики Марии Монтессори для развития коммуникативных УУД у младших школьников. В отчете рассматриваются ключевые аспекты, способствующие формированию коммуникативных навыков через специально организованную образовательную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию по теме: 

«Принципы Марии Монтессори для формирования коммуникативных УУД в начальной школе»

учителя начальных классов Шамаевой Анна Алексеевны

Выбранная тема была обусловлена необходимостью формирования коммуникативных УУД младших школьников, поэтому целью темы по самообразованию являются пути повышения уровня сформированности коммуникативных УУД у учащихся начальной школы.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу по теме «Система педагогики Марии Монтессори: основные принципы и суть методики».
  2. Разработать ряд мероприятий для сплочения детского коллектива на основе имеющихся методических материалов.
  3. Предложить разработанные материалы «Уголок общения», «Ты и я – мы с тобой друзья!» как инструменты для создания дружелюбной и поддерживающей атмосферы в детском коллективе.

После проведения тестирования по уровню сформированности коммуникативных УУД в 3 «Б» классе было выявлено, что многие ученики испытывают трудности в общении друг с другом, проявляют недостаток инициативы в групповом взаимодействии и иногда показывают агрессивное поведение. Это мешает созданию комфортной образовательной среды и снижает успеваемость. Поскольку коммуникативные УУД играют ключевую роль в социализации и учебной деятельности учащихся, возникла необходимость изучить и применить подходы, способствующие развитию коммуникации.

Методика Марии Монтессори основана на уважении к личному пространству ребёнка и его индивидуальным темпам развития. Она акцентирует внимание на значимости самостоятельной деятельности, обеспечивая обучающимся свободу выбора в рамках определённых границ. Именно в условиях активного взаимодействия с окружающим миром и друг с другом дети учатся общаться, высказывать свои мысли и находить компромиссы. Акцент делается на том, чтобы ребёнок научился понимать не только себя, но и других, что активно содействует формированию коммуникативных УУД.

В рамках методических рекомендаций Марии Монтессори в 3 «Б» классе проведены мероприятия по обсуждению литературных произведений «Тимур и его команда», «Друг детства». После мероприятий совместно с детьми был оформлен «Уголок общения», где дети могут свободно общаться, читать книги, играть в настольные игры, участвовать в ролевых играх. Был организован «круглый стол» на тему «Ты и я – мы с тобой друзья!» - это сформировало у учащихся такие навыки, как уважение к мнению другого, активное слушание и повышение их уверенности в общении.

Результативность работы по развитию коммуникативных УУД была проверена с помощью психологического теста. В результате наблюдения за результатами замечена динамика улучшения коммуникативных навыков и снижение конфликтных ситуаций.

Использованная литература

  1. Богуславский, М. В., Сороков, Д. Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори / М. В. Богуславский, Д. Г. Сороков. – М. : Московский Монтессори центр, 2004. – 146 c.
  2. Коробкова, М. О. Проблемы и направления формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / М. О. Коробкова // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 334-339.
  3. Садыкова, С. Р. Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД / С. Р. Садыкова // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 352-354.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе

Презентация раскрывает пути формирования коммуникативных компетенций в начальной школе.Большое внимание уделено УМК "Перспектива"и её возможностям по работе над коммуникативными навыками обучающихся.Т...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.

Работа посвящена формированию коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Приводятся разные типы заданий на отработку данных компетенций....

отчет по самообразованию по теме "Развитие учащихся в процессе формирования УУД"

в статье описаны мероприятия, способствующие развитию УУД младших шклдьников, а также рассказывается об основных формах организации учебного пространства, способствующих формированию УУД....

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме  «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отч...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме  «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отчет подойде...

Отчет по самообразованию по теме: «Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»

Отчет учителя начальных классов Шишовой Анны Евгеньевны по самообразованию по теме: «Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»...