отчет по самообразованию по теме "Развитие учащихся в процессе формирования УУД"
статья на тему
в статье описаны мероприятия, способствующие развитию УУД младших шклдьников, а также рассказывается об основных формах организации учебного пространства, способствующих формированию УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_po_teme_razvitie_uchashchihsya_v_protsesse_formirovaniya_uud.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию за 2017 – 2018 учебный год
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Важное место в моей педагогической деятельности занимает формирование универсальных учебных действий. Поэтому в 2017-2018 учебном году я продолжила работать над формированием УУД младших школьников.
Работая над темой самообразования, я ставила перед собой цель: внедрить опыт работы.
Мною были запланированы следующие мероприятия практического этапа:
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия;
- формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром;
- осуществлять поиск необходимой информации;
-повышение качества преподаваемых предметов;
Работаю над данной темой с учащимися с 1 класса. В 2017 – 2018 учебном году использовала различные формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД младших школьников.
Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.
Урок | Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач |
Учебное занятие | Место различных групповых и индивидуальных практик (использование групповой формы работы на уроке) |
Консультативное занятие | Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу. |
Творческая мастерская | Для организации навыков творческой коллективной деятельности (обобщающие уроки по разделам) |
Конференция, семинар | Форма подведения итогов творческой деятельности |
Занятие в малой академии | Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам (создание проектов по окончании изучения какого-либо раздела по предметам: русский язык – проекты: «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках» и др.; математика – «Задачи-расчеты», «Математические сказки»; окружающий мир – «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» и др.) |
Индивидуальное занятие | Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов (неаудиторная занятость с учащимися) |
Внеучебные формы | Место реализации личностных задач и интересов младших школьников (занятия внеурочной деятельности) |
Примеры форм учебной деятельности как условие формирования УУД:
Учебное сотрудничество | Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия. Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. |
Творческая, проектная, учебно – исследовательская деятельность | Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. |
Контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность | Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки. Условия развития действия оценки учебной деятельности: · постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности); · предметом оценивания являются учебные действия и их результаты; · предметом оценивания являются учебные действия и их результаты; · способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности; · организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений; · формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать); · формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; · организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка. |
Трудовая деятельность | Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности.Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия. |
Спортивная деятельность | Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия. |
Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Ни в коем случае не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.
Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.
Помогаю ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Общаюсь с учениками с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Учу детей планировать свою работу и свой досуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования орфографической грамотности
Из личного опыта хотелось бы поделиться интересными, на мой взгляд, упражнениями для активизации познавательной деятельности учащихся....
Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и нав...
«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»
В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения уч...
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий
Выступление на тему: "Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий"...
Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония».
Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония»....
Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»
В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отч...
Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»
В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отчет подойде...